СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная педагогика в экологическом воспитании детей раннего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное условие работы с детьми раннего возраста является экологическое воспитание с использовании малых жанров русского фольклора: колыбельные песенки, потешки, пестушки…Они дают возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребёнку форме обучать их. Жизнь малышей- это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры.

Просмотр содержимого документа
«Народная педагогика в экологическом воспитании детей раннего возраста.»

Народная педагогика в экологическом воспитании детей раннего возраста.

Если педагогика не хочет быть

бессильной, она должна быть

народной.

К. Д. Ушинский

Установлено, что экологическое воспитание эффективно тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, а также в процессе его деятельности в природе.

Важное условие работы с детьми раннего возраста является экологическое воспитание с использовании малых жанров русского фольклора: колыбельные песенки, потешки, пестушки…Они дают возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребёнку форме обучать их. Жизнь малышей- это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры.

Например:

При умывании: Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Причёсывая: Расти коса до пояса-

Не вырони ни волоса.

При кормлении: Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто соску сосёт,

Молочка не пьёт,

Того - бу! – забоду,

На рога посажу.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали – улетели.

Умницы, детки,

Ешьте кашку сладеньку –

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

На прогулке: разыграть

Большие ноги шли по дороге: топ, топ…(медленно)

Маленькие ножки шли по дорожке: топ, топ…(быстро)

Ножки, ножки, куда вы бежите?

Во лесок, во борок –

Грибы, ягоды собирать,

Наших деток угощать.



Прилетели пташечки,

Принесли деткам рубашечки.

Рубашечки цапли сшили,

Лягушки пуговицы пришили.

Колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребёнку, в них выражается забота о нём, высказываются добрые пожелания и предостережения.

«Содержание песен и манера их исполнения свидетельствует о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни; счастье своё в будущем связывал со счастливым будущим детей… Если до конца почувствовать старинную колыбельную песню, уловить тонкие нюансы её ритма, мелодии, слов, выражающих сложнейшую гамму человеческих чувств и переживаний, взаимодействие нежнейших сторон психики матери, то невольно можно задуматься о возрождении наиболее сильных сторон колыбельной песни в практике современного дошкольного воспитания в семье. Да и в яслях отсутствие колыбелей не исключает возможности применения в какой-то степени колыбельных песен.» Г.Н. Волков

Ритм играет выжную рель в проникновении образов песни, слов в душу ребёнка. Под колыбельные засыпают даже те дети, которых трудно уложить в кровать.

При укладывании в кровать: Баю –баю, баю – бай,

Ты собачка не лай

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Светел день – не спиться,

Моя деточка боится.

Ты, собачка, не лай,

Наших деток не пугай!

Баюшки – баи, деточки мои!

Сон да дрёма вдоль по улице прошли,

К нашим деточкам зашли,

Под головушку спать легли.

Баюшки – баю – баи, деточки мои!

Прилетели гулюшки,

Сели к деткам в люлюшки,

Они стали гурковать,

Детки стали засыпать!

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят – поспят,

Всему миру спать велят.

Большинство потешек, пестушек создавались в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие явления природы , которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать.

Солнышко – вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят!

Дождик – дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Радуга – дуга,

Не давай даждя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

В незатейливой, образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребёнок расширяет свои знания о животных, об их голосах, особенностях поведения. Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания детей раннего возраста.

Травка – муравка

Со сна поднялась,

Птица – синица

За зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молочко.

А как Петя –петушок

Ранним – рано по утру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!».

Наша курочка в окно:

«Ко-ко-ко!»

Наши гуси у пруда:

«Га-га-га!»

Наша уточки с утра:

«Кря-кря-кря!»

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль то ей крапивушки нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, Бурёнушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек Бурёнушка дала.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с различными природными и сезонными явлениями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!