Народная педагогика в экологическом воспитании детей раннего возраста.
Если педагогика не хочет быть
бессильной, она должна быть
народной.
К. Д. Ушинский
Установлено, что экологическое воспитание эффективно тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, а также в процессе его деятельности в природе.
Важное условие работы с детьми раннего возраста является экологическое воспитание с использовании малых жанров русского фольклора: колыбельные песенки, потешки, пестушки…Они дают возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребёнку форме обучать их. Жизнь малышей- это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры.
Например:
При умывании: Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Причёсывая: Расти коса до пояса-
Не вырони ни волоса.
При кормлении: Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто соску сосёт,
Молочка не пьёт,
Того - бу! – забоду,
На рога посажу.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали – улетели.
Умницы, детки,
Ешьте кашку сладеньку –
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую.
На прогулке: разыграть
Большие ноги шли по дороге: топ, топ…(медленно)
Маленькие ножки шли по дорожке: топ, топ…(быстро)
Ножки, ножки, куда вы бежите?
Во лесок, во борок –
Грибы, ягоды собирать,
Наших деток угощать.
Прилетели пташечки,
Принесли деткам рубашечки.
Рубашечки цапли сшили,
Лягушки пуговицы пришили.
Колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребёнку, в них выражается забота о нём, высказываются добрые пожелания и предостережения.
«Содержание песен и манера их исполнения свидетельствует о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни; счастье своё в будущем связывал со счастливым будущим детей… Если до конца почувствовать старинную колыбельную песню, уловить тонкие нюансы её ритма, мелодии, слов, выражающих сложнейшую гамму человеческих чувств и переживаний, взаимодействие нежнейших сторон психики матери, то невольно можно задуматься о возрождении наиболее сильных сторон колыбельной песни в практике современного дошкольного воспитания в семье. Да и в яслях отсутствие колыбелей не исключает возможности применения в какой-то степени колыбельных песен.» Г.Н. Волков
Ритм играет выжную рель в проникновении образов песни, слов в душу ребёнка. Под колыбельные засыпают даже те дети, которых трудно уложить в кровать.
При укладывании в кровать: Баю –баю, баю – бай,
Ты собачка не лай
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
Светел день – не спиться,
Моя деточка боится.
Ты, собачка, не лай,
Наших деток не пугай!
Баюшки – баи, деточки мои!
Сон да дрёма вдоль по улице прошли,
К нашим деточкам зашли,
Под головушку спать легли.
Баюшки – баю – баи, деточки мои!
Прилетели гулюшки,
Сели к деткам в люлюшки,
Они стали гурковать,
Детки стали засыпать!
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.
Большинство потешек, пестушек создавались в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие явления природы , которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать.
Солнышко – вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят!
Дождик – дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Радуга – дуга,
Не давай даждя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
В незатейливой, образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребёнок расширяет свои знания о животных, об их голосах, особенностях поведения. Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания детей раннего возраста.
Травка – муравка
Со сна поднялась,
Птица – синица
За зерно взялась,
Зайка – за капустку,
Мышка – за корку,
Детки – за молочко.
А как Петя –петушок
Ранним – рано по утру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!».
Наша курочка в окно:
«Ко-ко-ко!»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га!»
Наша уточки с утра:
«Кря-кря-кря!»
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, Бурёнушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Бурёнушка дала.
Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с различными природными и сезонными явлениями.