СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные и семейные праздники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Народные и семейные праздники»

Конспект урока Касаткина Светлана Анатольевна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОАУ «Гимназия №3» педагогический стаж 27 лет

Открытый урок по теме: Народные и семейные праздники

Цель урока: Расширение представлений о понятии «семейный и народный праздник ». Проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности. Познакомить учащихся с различными семейными праздниками и традициями, создать условия для осознания значимости семейных и народных праздников в жизни человека.

Задачи урока:

Предметные: ознакомить учеников с классификацией праздников: государственными, народными, религиозными календарными; воспитывать интерес к народным традициям в рамках изучения семейных праздников акцентировать внимание на культуре поведения в гостях в школе; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.

Метапредметные: учить работать информацией из иллюстраций, текстов, таблиц видеоматериалов ; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы. использовать практически жизненный опыт.

Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной;

Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся придут к выводу, что народные и семейные праздник являются основой духовных ценностей семьи как первого социального института, в ней формируются первые традиции. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение. Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока значимости семейных и народных праздников , самостоятельно учатся применять основы поисково-исследовательской деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

Тип урока открытия нового знания с элементами поисково-исследовательской деятельности

Предварительная подготовка.

За 1 неделю до урока обучающимся дается задание –подготовить рассказ каждому о своем любимом семейном празднике. по следующему плану:

Как называется мой любимый праздник.

Как моя семья отмечает этот праздник.

Какие чувства вызывает этот праздник.

Как появилась традиция отмечать праздник именно так.

2 Оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, технологическая карта урока, материалы сайта Российская электронная школа https://resh.edu.ru/special-course/1/52 раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, дети! Поздоровайтесь с гостями! Садитесь.

Актуализация знаний.

Георгиевская лента символ героизма, воинской доблести и славы защитников России. Георгиевская лента — лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами, является символом героизма, воинской доблести и славы защитников России. Это один из самых популярных символов в современной России. Георгиевская лента — символ наград за героизм. (История возникновения Георгиевской ленты. 26 ноября (7 декабря) 1769 года императрица Екатерина II учредила награду для офицеров Русской Армии, вручаемую за личную храбрость проявленную на полях сражений — орден Святого Георгия, носить его полагалось на «ленте шелковой о трех черных и двух желтых полосах», впоследствии за ней и закрепилось название — Георгиевская лента.)

Это традиция. Также как традиция у нас загадывать загадки

Давайте отгадаем загадки и определим тему цели нашего урока

Отгадывание загадок (группа получают задание)

Загадки.

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

В школе мы заранее

Проявим все старание.

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

Клеим, лепим, вырезаем,

Дома близких поздравляем.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник... (Пасхи) дети дали ответ я повесила на доске табличку


В нашем классе у ребят

Нынче праздник, говорят.

Не у всех, а лишь у Таньки.

Ей подарим мы мозаику.

Таня нынче с угощеньем.

Что за праздник? (День рожденья)


Мы для мам концерт даем:

Пляшем, песни им поем.

На стене висит газета,

Рядом — наших мам портреты.

В классе шум и тарарам,

Ведь сегодня праздник мам. (День матери)


Ранцы, бантики мелькают,

Каждый свой букет несет,

Школа двери открывает

Нам в учебный новый год. (День знаний)



У меня в мешке подарки

Карамели, шоколадки

Вокруг елки хоровод

Что за праздник? (Новый год)


Обобщение - Как назвать отгадки одним словом? Традиция или традиционные праздники

Сегодня мы будем говорить о праздниках Что такое, по-вашему, мнению, праздник? Какие цели мы поставим на уроке?

Слайд № 1 праздник




План урока.


Организационный момент.

Основная часть урока.

Что такое праздник.

Когда и как появились праздники.

Праздники сейчас:

- государственные

- общественные

- профессиональные

- семейные.

Семейные праздники.

Подарок.

Что бы праздник удался!

Итог урока. Выводы.

Домашнее задание.

Основная часть урока.


Что такое праздник.


Что такое праздник? Как Вы можете объяснить данное слово? Что оно обозначает лично для Вас?

Выслушав ответы учащихся, записываем на доске и в тетрадь слово –ПРАЗДНИК – и каждый сам формулирует (устно) значение данного термина в тетради. - Где мы можем проверить правильность суждений? словарь + слайд



Обращаемся к 3 слайду презентации. Как Вы определили, что изображен именно праздник? Какие признаки или атрибуты Вы видите?


Выслушав ответы учащихся, переходим к творческому заданию:

- назовите в своей тетради предметы, с которыми ассоциируется праздник;


Когда и как появились праздники.




Работа с текстом.(работа с раздаточным материалом)

Создавая наиболее благоприятные условия для своей жизни, древние люди много трудились: обрабатывали землю, охотились, строили жилища.

Что бы облегчить труд, они просили поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Люди обращались к небесным светилам (солнце, звезды), стихиям (ветру, рекам и океанам), позднее к духам, затем к богам.

Они им приносили дары, пели песни и танцевали, произносили хвалебные слова. Для этого освобождались от работы в определенные дни. Так возникли праздники.

Праздники отмечали все новое: наступление весны, новый год, дни рождения, день свадьбы. В такие дни собирались все вместе.


Как Вы думаете, почему люди собирались вместе? Обобщив ответы – Собирались вместе, чтобы почувствовать поддержку, взаимопомощь, радость.


Сейчас ПРАЗДНИКИ – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.


Праздники напоминают людям обо всем хорошем, что происходило с ними раньше. История жизни каждого человека, семьи, народа, государства, а теперь и всего человечества, отражается в праздниках.

Отмечая важные даты, люди вспоминают события, которые произошли в эти дни много лет назад. Праздник – это историческая память народа.


Праздники сейчас.


Какие вы знаете праздники, отмечаемые сегодня?

На какие большие группы мы можем поделить все праздники?

Составляем классификацию, приводим примеры, выделяем признаки, работаем с презентацией.


Праздники бывают:


Государственные – 23 февраля – День Защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 4 ноября – День народного единства.

Общественные – День города.

Профессиональные – День учителя, День медицинского работника …

Семейные – День Рождения, День свадьбы.

Религиозные Пасха Дончод-хурал Курбан-Байрам

Итог деятельности ; Схема на доске(магниты) у доски

Для класса : задание 2 рабочий лист по какому принципу образован ряд( приложение 1 )


Работа с презентацией – на экране слайды – дети определяют праздник и объясняют, как определили. (Можно устно, по поднятой руке и дополнениям; можно письменно на листочке – сдать – проверить устно).

Народные праздники (слайд )

Определите – КАКОЙ ПРАЗДНИК ИЗОБРАЖЕН?

Назовите признаки, по которым вы определили какой это праздник.

Слайд из презентации 2

задание Посмотрите на слайд : Что вы видите? на из презентации 2

3. религиозные праздники

Опережающее задание по алгоритму – 2 – 3 ученика (заранее получ. задание – подготовить сообщение рассказывают (необходимо ограничить по времени).Семейные праздники. мини исследование и слушаем рассказы о семейных праздниках


А теперь, давайте поговорим о семейных праздниках.


Вопрос Ещё раз даем определение понятия; выясняем, чем они отличаются от других праздников, когда они бывают официальные и торжественные; какую задачу они выполняют, почему они так важны.

Подарок. Слайд

Каждый праздник имеет свой порядок проведения – РИТУАЛ. (Фиксируем термин и определение в тетради.) Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в ПОДАРКАХ. Что такое - ПОДАРОК? (Записываем определение в тетрадь). Красиво упакованный, купленный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначен.

Разбираем – как выбирать подарок, как оформлять, как дарить и как принимать подарки.


Переходим к творческому заданию. Отдарок (работа с презентацией 3 )


Что бы праздник удался. (Работаем под музыку https://youtu.be/TxGh5tbyBIQ из видео фрагмента Лелик и Барбарики Семья" (Вечер звезды зажигает) слова: Елена Плотникова, музыка: Григорий Гладков, исполняет: эстрадный ансамбль "МультиКейс",


Что бы праздник удался, нужно не только накормить гостей, но и позаботиться, чтобы им было весело. Необходимо, продумать программу праздника. (Выступление группы итог работы )

Какие вы знаете конкурсы, игры, загадки?(Ограничить время.)


Что может испортить праздник?(Подвести к правильному выводу.)


Но в веселье следует соблюдать меру. Слишком шумное, агрессивное и оскорбительное поведение испортит любой праздник.

Надо, чтобы праздник приносил людям только РАДОСТЬ и оставлял ПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ.

Первичное закрепление тестовое задание (Приложение 1)


4.Рефлексия; лестница успеха каждый учащийся должен цветом высказать зеленый цвет - я все понял мне понравилось. желтый я все понял но мне нужно пояснение; синий я не понял свое отношение к уроку наклеить листочки стикеры







5.Итог урока. Выводы.


Вывод: - главная задача праздника – приносить радость

- главная задача семейного праздника – сохранять традиции семьи

- главное отличие семейного праздника – личный, индивидуальный,

неповторимый, особенный

для семьи.


6.Домашнее задание.


- подготовить сообщение, презентацию или плакат о своем семейном празднике;

- смастерить и оформить поздравительную открытку к своему семейному празднику.

(Можно на выбор.)


Виды деятельности.


Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


I.Орг.момент.

Вступительное слово – обозначение темы, цели и задач, мотивация.

Слушают, записывают тему в тетрадь.

II.Оснавная часть урока.

1.Что такое праздник.

Обсуждение, разъяснение, работа с презентацией на протяжение всего урока.

Обсуждение, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом,

2.Когда и как появились праздники.

Рассказ, беседа, обсуждение, обобщение, формирование термина.

Работа с текстом учебника и презентацией, обсуждение, записывают в тетради.

3.Праздники сейчас.

Рассказ, беседа, учебный диалог, дискуссионное обсуждение, составление классификации, проведение игры (проблемно-поисковая).

Дискуссионное обсуждение, выделяют признаки, приводят примеры, запись в тетрадь, играют.

4.Семейные праздники.

Учебный диалог, обобщение.

Проектная деятельность, обсуждение, творческая деятельность – рисование.

5.Подарок.

Рассказ, разъяснение, деятельно-практический подход, этическая беседа.

Записывают термины в тетрадь, работа с иллюстративным материалом, обсуждение, творческая работа.

6.Что бы праздник удался.

Разъяснение, направление деятельности, обобщение, этическая беседа.

Дискуссионное обсуждение, приводят примеры.

III. Итоги урока. Выводы.

Обобщение, подведение итогов, направление деятельности учащихся.

Делают выводы.

IV.Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!