СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные промыслы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документы можно познакомиться с народными промыслами рязанской области. Я уверена, что вы сможете найти нужную для вас информацию!

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы»

Тема: Народно – художественные промыслы России;

Направление: Культурное наследие;

Класс: 3;

Место проведения: кабинет изо;

Оборудование: Магнитная доска, проектор, распечатки с изображением керамических изделий

Цель:

Воспитательная:

- воспитывать ценностное отношение к народно – художественным промыслам России;

- воспитание гражданских качеств личности, ценностное отношение к малой родине.

Развивающая:

- развивать навык сотрудничества со взрослым, сверстникам в различных социальных ситуациях;

- развивать мелкую моторику;

- развивать речь.

Образовательная:

- знать историю развития народно – художественных промыслов России;

- знать понятие «промысел»;

- уметь выполнять художественную роспись на рисунках;

- уметь рассказывать историю развития народно – художественных промыслов России.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания (средства и формы)

  1. Целеполагание (Целевой компонент)

- Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем разговаривать?

- Молодцы! Но ребята, как же по другому можно назвать этот вид труда? Ведь у нас в Рязани так много различного наследия: шиловские кружева, скопинская керамика.

- Так что же такое промысел?


- Промысел - занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи.

- Какие же цели сегодня на уроке мы поставим?

Слушают.















- Мы будем разговаривать о хохломе.

- Промысел.









- Промысел – вид деятельности по созданию чего – либо.





-- Воспитывать любовь к истории развития народно – художественных промыслов Рязанской области; воспитание гражданских качеств личности, любовь к малой родине.

- Развивать навык сотрудничества, свою речь.

- Уметь выполнять художественную роспись на рисунках;

- Знать историю развития народно – художественных промыслов Рязанской области.
















(Фронтальный опрос).












(Фронтальный опрос).




(На экране слайд с упрощёнными целями (воспитывать любовь к истории развития народно – художественных промыслов Рязанской области;

Воспитание гражданских качеств личности, любовь к малой родине; развивать навык сотрудничества, свою речь; уметь выполнять художественную роспись на рисунках и рассказывать историю развития; знать историю развития народно – художественных промыслов Рязанской области))

  1. Основная часть (Содержательный и организационно-деятельностный компоненты)

-Много тысяч лет назад люди верили в добрых и злых духов земли, воды, неба. Кто-то очень умный придумал способ общения с духа-ми - рисунок. Например, нарисованная волнистая линия по ободку горшка не позволяла злым духам проникнуть внутрь сосуда. Расписанные предметы отгоняли нечисть от дома. Считалось, что рисуя цветы, человек привлекает здоровье и успех. Птицы означали счастье, конь был символом богатства. Эти рисунки на мебели и пред-метах домашнего обихода стали называть росписью. Так как придумывали узоры многие мастера, к названию добавили слово «народная».

-Богата земля российская разнообразными народными промыслами.
И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми знаменитыми и уникальными произведениями народного творчества, народного промысла.




-Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы.

А с какой именно? Отгадайте!

Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок, 
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….



-Правильно, ведь матрешка действительно – настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка – с секретом! Внутри неё прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше.

Про матрешку придумали потешку:

Шли матрешка по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И ещё Матрешечка!

-А сейчас, прозвучит стихотворение о матрёшки в исполнении ..





























-По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет

В конце XIX века  по эскизу художника Сергея Васильевича Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.



-Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески
Шёлковые всплески
Солнечно медовой
Золотой листвы

-Прекрасная осенняя пора…

Выглянет солнышко из-за темной тучки, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины.

А это уж не осенний лес…

- Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором мы привезли из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.

Это от нас разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда, которую расскажет нам …











- Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищениям да восторгам - конца нет.

- Вы когда-нибудь слышал, как играю на ложках? Может у нас есть, кто умеет играть?

-Тогда, мы все вместе послушаем как они звучат




-«Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись - сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит».

-Городецкая роспись родилась в городе Городце Нижегородской области. Это город культуры и красоты. Сохранились традиционные мотивы и образы - длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки. Причём, главными персонажами удивительной и волшебной городецкой росписи всегда считаются птицы и «конь-огонь» с вытянутой шеей. Дополняют рисунок букеты, состоящие из разных цветов: розана, купавки, ромашки, колокольчика. Городецкие мастера очень любят цветочные мотивы. На их изделиях распускаются диковинные цветы. Розаны и купавки объединяются в цветочные гирлянды. В середине такой гирлянды располагается крупный цветок, а слева и справа от него цветы поменьше. А птицы на Руси были символом добра, а кони-символом плодородия и благополучия. Городецкая роспись делается по яркому фону - жёлтому, красному, синему, чёрному. Часто мастера городецкой росписи наносят на цветы белую оживку.







































-Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком мы следующем будем говорить

Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собаки, гусары и рыбки, А ну, отгадайте, кто я?

-Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (ныне Кировская обл.) более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. шестьдесят работ мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве. Промысел вызывает интерес у разных категорий людей. И всегда звучит один и тот же вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?»

-Послушаем стихотворение «Чем знаменито Дымково» в исполнении …





















- В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции. Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа. Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов. В разных сёлах и деревнях России были и остаются свои секреты, как ярче и наряднее расписать игрушку, мебель или посуду. Придуманные узоры называют по имени местности. И в разных уголках страны они сильно отличаются друг от друга.

- Ребята, я предлагаю вам попробовать самим смастерить Дымковскую игрушку. Да-да! Не удивляйтесь! А будем мы мастерить это волшебство из цветной бумаги. У нас будет аппликация игрушки.

(Для учеников заранее заготовить детали-шаблоны разных игрушек по количеству учащихся в классе.)

-У вас на партах конверты, в них вы найдёте детали для аппликации. После того, как закончите клеить, раскрасите вашу игрушку с уже познакомившихся и понравившихся вам народно-художественных промыслов.
Творите! Пусть ваши ручки станут волшебными!



































- Какая красота, ребята! Давайте мы с вами оформим классную выставку ваших творений. Согласны?







- Учащиеся слушают, анализируют информацию.





























-Матрёшка














У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную,
Глядь — а в ней ещё одна,
И похожа на большую —
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.

















































- Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.











-Нет, не умеем



слушают





































Выходят девочки с расписными  деревянными кухонными  досками.

Частушки: Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

Тушки-татушки

Про них споем частушки.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан.

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят.

"Где же хлопцы удалые?" -

Во все стороны глядят.

Вот по улочке Петруша

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

Бежит вслед за женихом.

Желтый вечер, черный конь

И купавки, как огонь.

Птицы смотрят из ларца,

Чудо-роспись Городца!

Тушки-татушки,

Вот и все частушки.









-Дымковская игрушка
















- Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы, 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы. 
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет. (В.Фофанов)


























Учащиеся составляют аппликации игрушки, наклеивают на цветной картон свои игрушки и раскрашивают.

-Да


(На экране представлена презентация. 1 слайд)


(2 слайд)





















(2 слайд)





















(3 слайд)





















(4 слайд)













(на экране будет представлен образец расписаной игрушки для опоры)

























































Включается аудиозапись