СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные промыслы Нижегородской области

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о наиболее известных промыслах Нижегородской области с подробным описанием. Можно использовать на уроках краеведения с региональным компонентом.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы Нижегородской области»

МОУ «Ковернинская средняя школа № 2» «Народные промыслы Нижегородского края» Выполнила: учитель географии Исаева И.А . г. Нижний Новгород 2022 год г. Нижний Новгород 2020 год

МОУ «Ковернинская средняя школа № 2»

«Народные промыслы Нижегородского края»

Выполнила: учитель географии Исаева И.А .

г. Нижний Новгород

2022 год

г. Нижний Новгород

2020 год

Нижегородская область уже давно славится своими промыслами. Именно здесь зародились и развивались более 20 народных промыслов и ремесел. Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Городец, Павлово, Балахна, и другие издавна снабжали многие губернии России, сёла и города крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотной вышивкой.

Нижегородская область уже давно славится своими промыслами. Именно здесь зародились и развивались более 20 народных промыслов и ремесел. Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Городец, Павлово, Балахна, и другие издавна снабжали многие губернии России, сёла и города крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотной вышивкой.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Богата нижегородская земля талантами и традициями. Сколько разных умений досталось нам от предков. Балахнинские кружева  Особое место в народном художественном творчестве Нижегородской губернии занимает балахнинский кружевной промысел.

Богата нижегородская земля талантами и традициями. Сколько разных умений досталось нам от предков.

Балахнинские кружева

Особое место в народном художественном творчестве Нижегородской губернии занимает балахнинский кружевной промысел.

Валяльный промысел  Валяльный промысел в Нижегородском крае имеет свои традиции. В селах Борского района и в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы. Простые валенки «каталки» (отсюда название «катанки» из овечьей шерсти естественных цветов – черной, серой, белой)

Валяльный промысел

Валяльный промысел в Нижегородском крае имеет свои традиции. В селах Борского района и в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы. Простые валенки «каталки» (отсюда название «катанки» из овечьей шерсти естественных цветов – черной, серой, белой)

Варнавинская резьба по кости  Резьба по кости в Нижегородском крае представлена мастерами Варнавино.

Варнавинская резьба по кости

Резьба по кости в Нижегородском крае представлена мастерами Варнавино.

Городецкая золотная вышивка  Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка.  Золотная вышивка — очень трудоемкий процесс. Для создания рельефа использовалась канитель. Это тончайшая проволока, скрученная в спираль, полая внутри и круглая в сечении. Тянуть канитель из раскаленного добела куска золота или серебра было делом ужасно долгим и кропотливым.  Крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки. Используются традиционные орнаменты на одежде из натуральных материалов — хлопка, льна, шелка, шерсти.

Городецкая золотная вышивка

Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка.

Золотная вышивка — очень трудоемкий процесс. Для создания рельефа использовалась канитель. Это тончайшая проволока, скрученная в спираль, полая внутри и круглая в сечении. Тянуть канитель из раскаленного добела куска золота или серебра было делом ужасно долгим и кропотливым.

Крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки. Используются традиционные орнаменты на одежде из натуральных материалов — хлопка, льна, шелка, шерсти.

Городецкая роспись  Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов, и находится он в ряду самых высоких достижений народного искусства России. Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд. Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.

Городецкая роспись

Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов, и находится он в ряду самых высоких достижений народного искусства России. Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд. Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.

Глиняная игрушка  Изготовление игрушек, как глиняных, так и деревянных, на Нижегородчине во все времена было занятием повсеместным. Игрушки были вылеплены из белой или красной глины.  В Василёве (Чкаловске), Арзамасе, Богородске, Ардатове, Выксе и других местностях края работали гончары.

Глиняная игрушка

Изготовление игрушек, как глиняных, так и деревянных, на Нижегородчине во все времена было занятием повсеместным. Игрушки были вылеплены из белой или красной глины.

В Василёве (Чкаловске), Арзамасе, Богородске, Ардатове, Выксе и других местностях края работали гончары.

Деревянная игрушка  Деревянная игрушка является одним из самых древних видов народного творчества. Как правило, такие игрушки делались внутри семьи. Отец (старший брат) с помощью топора и ножа из деревянной болванки мог легко изготовить простую по форме куклу для маленького ребёнка. С 5-6 лет дети делали игрушки сами.

Деревянная игрушка

Деревянная игрушка является одним из самых древних видов народного творчества. Как правило, такие игрушки делались внутри семьи. Отец (старший брат) с помощью топора и ножа из деревянной болванки мог легко изготовить простую по форме куклу для маленького ребёнка. С 5-6 лет дети делали игрушки сами.

Казаковская филигрань  Казаковская филигрань сложилась как самобытное направление обработки металла в селе Казакове Нижегородской области. Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России.  В этой технике создают объемные предметы - подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань .

Казаковская филигрань

Казаковская филигрань сложилась как самобытное направление обработки металла в селе Казакове Нижегородской области. Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России.

В этой технике создают объемные предметы - подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань .

Лозоплетение   Лозоплетение как вид декоративно-прикладного искусства развивается в Нижегородском крае с конца XIX-начала ХХ вв. Жители Павлова, Арзамаса, Лысково и Городца владели искусством плетения из лозы — здесь до сих пор делают не только изящные и легкие корзины, но и мебель.

Лозоплетение

Лозоплетение как вид декоративно-прикладного искусства развивается в Нижегородском крае с конца XIX-начала ХХ вв. Жители Павлова, Арзамаса, Лысково и Городца владели искусством плетения из лозы — здесь до сих пор делают не только изящные и легкие корзины, но и мебель.

Полховско-Майданская роспись  Этот центр нижегородской росписи расположен на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района. Первые токарные изделия (посуду), продававшиеся на ярмарках, не раскрашивали. Позже игрушки начали покрывать выжженным рисунком. Вскоре контур начали раскрашивать масляными и клеевыми красками. Сейчас роспись выполняется анилиновыми красками с преобладанием ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы — орнаменты из цветов (шиповник, мак, ромашка, тюльпан) и наивно нарисованные условные сельские пейзажи с закатным состоянием природы («зорькой»).

Полховско-Майданская роспись

Этот центр нижегородской росписи расположен на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района.

Первые токарные изделия (посуду), продававшиеся на ярмарках, не раскрашивали.

Позже игрушки начали покрывать выжженным рисунком. Вскоре контур начали раскрашивать масляными и клеевыми красками.

Сейчас роспись выполняется анилиновыми красками с преобладанием ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы — орнаменты из цветов (шиповник, мак, ромашка, тюльпан) и наивно нарисованные условные сельские пейзажи с закатным состоянием природы («зорькой»).

Резьба по дереву  Резьба по дереву (Городецкий, Семеновский, Ковернинский, Чкаловский, Ветлужский, Павловский, Тоншаевский, Воскресенский, Краснобаковский районы, г. Н. Новгород).  Глухую деревянную резьбу, украшавшую избы в деревнях и селах близ Балахны и Городца, в разное время называли поразному: «глухой резьбой», «домовой», «долотной», но в дальнейшем, «корабельною резью».  Тематика такой резьбы традиционно унаследовала фольклорные языческие мотивы – это различные мотивы родной природы: симметрично располагающийся богатый растительный орнамент, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, а также солярные символы, главные элементы которых – ромб как символ земли и круг – символ солнца (иногда восходящего солнца – полукруг). Соединение круга и ромба всегда считалось символом плодородия.

Резьба по дереву

Резьба по дереву (Городецкий, Семеновский, Ковернинский, Чкаловский, Ветлужский, Павловский, Тоншаевский, Воскресенский, Краснобаковский районы, г. Н. Новгород).

Глухую деревянную резьбу, украшавшую избы в деревнях и селах близ Балахны и Городца, в разное время называли поразному: «глухой резьбой», «домовой», «долотной», но в дальнейшем, «корабельною резью».

Тематика такой резьбы традиционно унаследовала фольклорные языческие мотивы – это различные мотивы родной природы: симметрично располагающийся богатый растительный орнамент, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, а также солярные символы, главные элементы которых – ромб как символ земли и круг – символ солнца (иногда восходящего солнца – полукруг). Соединение круга и ромба всегда считалось символом плодородия.

Изготовление ножей

Изготовление ножей

Резьба по камню

Резьба по камню

Семеновская матрешка  Семеновская роспись приобрела широкую известность украшением традиционных местных матрешек в ярких платках с цветами. Родилась куколка нового облика в нач. ХХ в. в деревне Мериново Семеновского уезда на берегу Керженца.  В основе мериновской росписи – крупные цветы, на веточках размещены маленькие пятилепесковые цветочки, колокольчики или рябинка, все они обрамляются крупными листьями. Разживка на цветах и листьях делается штрихами черной туши.

Семеновская матрешка

Семеновская роспись приобрела широкую известность украшением традиционных местных матрешек в ярких платках с цветами. Родилась куколка нового облика в нач. ХХ в. в деревне Мериново Семеновского уезда на берегу Керженца.

В основе мериновской росписи – крупные цветы, на веточках размещены маленькие пятилепесковые цветочки, колокольчики или рябинка, все они обрамляются крупными листьями. Разживка на цветах и листьях делается штрихами черной туши.

Хохломская роспись  Не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Она обладает особой технологией, колоритом, своеобразным каноном и традициями, а, главное, уникальным стилем растительного орнамента, который исполняется художником кистью от руки (без предварительных чертежей, эскизов и проработке на бумаге или копирования). Главным колористическим элементом хохломской росписи является киноварь на золоте. Исторически этот вид росписи зародился в деревнях современного Ковернинского района Нижегородской области.  Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: «верховое» письмо, при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо «фоновое», в котором узор золотой, фон черный или красный.

Хохломская роспись

Не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Она обладает особой технологией, колоритом, своеобразным каноном и традициями, а, главное, уникальным стилем растительного орнамента, который исполняется художником кистью от руки (без предварительных чертежей, эскизов и проработке на бумаге или копирования). Главным колористическим элементом хохломской росписи является киноварь на золоте. Исторически этот вид росписи зародился в деревнях современного Ковернинского района Нижегородской области.

Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: «верховое» письмо, при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо «фоновое», в котором узор золотой, фон черный или красный.