ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
СТ-ЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
Методическое объединение воспитателей
разработка внеклассного занятия по Кубановедению
«Народные ремёсла Кубани»
Разработала:
Керимова Л.А.
воспитатель
ст.Ленинградская
2015г
Цель:
-познакомить учащихся с историческим прошлым своего народа;
Задачи:
-познакомить учащихся с народными промыслами наших предков,
- развивать познавательный интерес, расширять знания учащихся о ремёслах, расширять кругозор;
- воспитывать уважение к труду и людям труда, любовь к малой Родине и ее культуре.
Оборудование:
Иллюстрации, сюжетные картины, глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых узоров кубанской росписи, деревянные ложки, шкатулка, ступка, железная подкова.
Ход занятия:
1.Вступительное слово.
-Здравствуйте, ребята!.Сегодня на занятии мы опять побываем в прошлом нашего народа, узнаем, как жили люди на Кубани ,чем они занимались.
- Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир Кубани, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что на Кубани чудо-люди – мастера!
-Сейчас, ребята, очень внимательно рассмотрите эти предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы видите предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла – важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства.
2.Беседа «Ремёсла на Кубани».
-Ребята, а какие ремёсла вы знаете? Сегодня мы поговорим о некоторых из них.
-Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?
- Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Из глины делали черепицу для крыш.
-Гончарное ремесло было очень распространенным. Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем предметы посуды, которые делали гончары( на доске вывешены картинки)
Дети: Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик.
-Молодцы, ребята, правильно назвали эти предметы.В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?
Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи.
В кувшин набирали и пили из него воду.
В глэчике держали сметану, варенье, молоко.
В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
-А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин?
Если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит кувшин дышал. Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. А вы как думаете, достойны эти мастера почета?
Дети: Да, конечно.
-А я думаю, что вы достойны похвалы, вы так много знаете; если где-либо встретите глиняную посуду, то сможете её назвать и рассказать о том, как она использовалась.
А теперь посмотрите, что тут у меня. (Достаю из шкатулки салфетки с вышивкой и кружева, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о Том, как жили в старину у нас на Кубани, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины?
Дети: Они вышивали, вязали, шили.-: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.
Воспитатель: (Показывает скатерть, рушник, фартук с вышивкой). Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?
-Это настольник, её клали на стол.
-А как на Кубани называли полотенце? (Показывает рушник).
Дети: Рушник.
-Как вы думаете, какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?
Дети: Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
-В вышивке, в основном ,они использовали красный и чёрные цвета.
Цвет красный - это любовь, красота, смелость, великодушие, победа.
Черный- цвет земли, пашни, ночи, покоя.
-Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Женщины же пекли «жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.
3.Игра «Кружева».
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» – у второй . «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
4.Беседа (продолжение)
Воспитатель: Одним из важных промыслов было ткачество. Ткали материал для одежды и для украшения жилища. В казацких семьях уже с 7-9 лет девочек приучали к ткачеству, прядению. Ребята, а вот еще один промысел. В быту казаки часто использовали плетеные изделия. Плели из камыша, тальника, тростника.
Мастерили столы, стулья.
Делали корзины, лукошки, кузова.
Изготавливали плетень.
Воспитатель: До сих пор плетеные изделия очень популярны, потому что красивы и удобны. В магазинах и на рынках можно найти и купить изделия на любой вкус – мебель, хлебницы, этажерки, шкатулки, настенные панно.
-Ребята, а еще какое-нибудь ремесло вы вспомните?
- Казаки занимались кузнечным делом.
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжёл несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей...
-Это было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков. Как вы думаете , что ковали кузнецы?
Дети: Кузнецы ковали орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки, делали подковы лошадям.
Воспитатель: Из какого материала выполняли изделия кузнецы?
Дети: Из металла.
Воспитатель: А в современной жизни мы встречаем кованые изделия?
Дети: Да, перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках.
Воспитатель: Да, конечно. Металл – это очень прочный и крепкий материал, поэтому делать такие изделия нелегко. Этому надо долго учиться, быть сильным, выносливым и любить свою работу. А теперь представьте, что вы тоже немного научились кузнечному ремеслу. Вставайте, поиграйте в игру «Кузнецы».
5.Игра «Подкова».
Народная игра «Подкова».
Существует старинное кубанское поверье: « Кто подкову найдет, тому она счастье принесет».
«У кого подкова останется в руках – жди счастья».
- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.
6.Подведение итогов.
- Ребята, на этом наше занятие окончено.Что нового и интересного вы сегодня узнали?
-Что вам особенно запомнилось?
-Да, ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.
-И в заключение мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..
… мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.