СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные ремёсла Кубани

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного занятия по Кубановедению для учащихся начальных классов.Содержит беседу о прошлом Кубанского народа, ремёслах Кубани, игры.

Просмотр содержимого документа
«Народные ремёсла Кубани»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

СТ-ЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ



Методическое объединение воспитателей





разработка внеклассного занятия по Кубановедению







«Народные ремёсла Кубани»













Разработала:

Керимова Л.А.

воспитатель







ст.Ленинградская

2015г

Цель:

-познакомить учащихся с историческим прошлым своего народа;

Задачи:  

-познакомить учащихся с народными промыслами наших предков,

- развивать познавательный интерес, расширять знания учащихся о ремёслах, расширять кругозор;

- воспитывать уважение к труду  и людям труда, любовь к малой Родине и ее культуре.


Оборудование: 

Иллюстрации, сюжетные картины,  глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых узоров кубанской росписи, деревянные ложки, шкатулка, ступка, железная подкова.
































Ход занятия: 

1.Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята!.Сегодня на занятии мы опять побываем в прошлом нашего народа, узнаем, как жили люди на Кубани ,чем они занимались. 

- Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

 Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

 Чтоб ввести нас в мир  Кубани, мир преданий и добра.

 Чтоб сказать, что на Кубани чудо-люди – мастера!

-Сейчас, ребята, очень внимательно рассмотрите эти предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся.  Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы видите предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла –  важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только  о  её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов:  дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства. 

2.Беседа «Ремёсла на Кубани».


-Ребята, а какие ремёсла вы знаете? Сегодня мы поговорим о некоторых из них.

-Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло  особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости  залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?
- Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки. 
Из глины изготавливали кирпич.
Из глины делали черепицу для крыш.
-Гончарное ремесло было очень распространенным.  Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван  Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем  предметы посуды, которые делали гончары( на доске вывешены картинки)
Дети:  Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик. 
-Молодцы, ребята, правильно назвали эти предметы.В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда.  А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?
Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи. 
В кувшин набирали и пили из него воду.
В глэчике держали сметану, варенье, молоко.
В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
-А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды  занимал кувшин?
Если в  сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит кувшин дышал. Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык.  Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.  А вы как думаете, достойны эти мастера почета?
Дети: Да, конечно.
-А я думаю, что вы достойны похвалы, вы так много знаете; если где-либо  встретите глиняную посуду, то сможете  её назвать и рассказать  о том,  как она использовалась.
А теперь посмотрите, что тут у меня. (Достаю из шкатулки салфетки с вышивкой и кружева, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о Том, как жили в старину у нас на Кубани, как  отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины?
Дети: Они вышивали, вязали, шили.-: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?
Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди  трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,  это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.
Воспитатель: (Показывает скатерть, рушник, фартук с вышивкой).  Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?
-Это настольник, её клали на стол.
-А как на Кубани называли полотенце? (Показывает рушник).
Дети: Рушник.
-Как вы думаете, какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?
Дети:  Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
-В вышивке, в основном ,они использовали красный и чёрные цвета.

Цвет красный - это любовь, красота, смелость, великодушие, победа.

Черный- цвет земли, пашни, ночи, покоя.

-Вышитыми рушниками  украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны  девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд.  Женщины же пекли «жаворонков»  или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.


3.Игра «Кружева».
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой  – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач»  – у второй . «Челнок»  по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если  «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.


4.Беседа (продолжение)

Воспитатель:  Одним из важных промыслов было ткачество. Ткали материал для одежды и для украшения жилища. В казацких семьях уже с 7-9 лет девочек приучали к ткачеству, прядению.  Ребята, а вот еще один промысел. В быту казаки часто использовали плетеные изделия. Плели из камыша, тальника, тростника.
Мастерили столы, стулья.
Делали корзины, лукошки, кузова.
Изготавливали плетень.
Воспитатель:  До сих пор плетеные изделия очень популярны, потому что красивы и удобны. В магазинах и на рынках можно найти и купить изделия на любой вкус – мебель, хлебницы, этажерки, шкатулки, настенные панно. 
-Ребята, а еще какое-нибудь ремесло вы вспомните?
- Казаки занимались кузнечным делом.

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжёл несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещет радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей...



-Это было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков. Как вы думаете , что ковали кузнецы?
Дети:   Кузнецы ковали  орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки,  делали подковы лошадям. 
Воспитатель:  Из какого материала выполняли  изделия кузнецы? 
Дети: Из металла.
Воспитатель:  А в современной жизни мы встречаем кованые изделия?
Дети: Да, перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках. 
Воспитатель:  Да, конечно. Металл – это  очень прочный и крепкий материал, поэтому делать такие изделия нелегко. Этому надо долго учиться, быть сильным, выносливым  и любить свою работу.  А теперь представьте, что вы тоже немного научились  кузнечному ремеслу.  Вставайте, поиграйте в игру «Кузнецы».


5.Игра «Подкова».
Народная игра «Подкова».

Существует  старинное кубанское поверье: « Кто подкову найдет, тому она счастье принесет».

 «У кого подкова останется в руках – жди счастья».  

- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.



6.Подведение итогов.

-  Ребята, на этом наше занятие окончено.Что нового и интересного вы сегодня узнали?

-Что вам особенно запомнилось?

-Да, ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без  корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.

 -И в заключение мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..

… мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!