СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушение темпа психического развития

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано следующими причинами:

-  педагогической запущенностью;

- задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью цнс;

- общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение темпа психического развития»

НАРУШЕНИЕ ТЕМПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НАРУШЕНИЕ ТЕМПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано следующими причинами: -  педагогической запущенностью; - задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью цнс; - общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.

Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано следующими причинами:

- педагогической запущенностью;

- задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью цнс;

- общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.

 Педагог должен уметь дифференцировать указанные типы отставания детей в психическом развитии, поскольку в его компетенцию входит коррекция не только педагогической запущенности и легких форм задержки психического развития. Более сложные случаи требуют комплексной медицинской, дефектологической, психотерапевтической помощи.

Педагог должен уметь дифференцировать указанные типы отставания детей в психическом развитии, поскольку в его компетенцию входит коррекция не только педагогической запущенности и легких форм задержки психического развития. Более сложные случаи требуют комплексной медицинской, дефектологической, психотерапевтической помощи.

 Самой благоприятная форма отставания - педагогическая запущенность ( обусловлена условиями жизни и воспитания ребенка).  Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. При правильном и своевременном подходе легко догоняют сверстников.

Самой благоприятная форма отставания - педагогическая запущенность ( обусловлена условиями жизни и воспитания ребенка).

Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. При правильном и своевременном подходе легко догоняют сверстников.

  Задержка психического развития, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур.

Задержка психического развития, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур.

 Дети с ЗПР отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности .  В основе этих симптомов лежит органическое заболевание ЦНС, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями.

Дети с ЗПР отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности .

В основе этих симптомов лежит органическое заболевание ЦНС, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями.

 В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР обратимы. Их стойкость зависит от того, лежат ли в их основе; эмоциональная незрелость (психический инфантилизм) ; низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций.

В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР обратимы. Их стойкость зависит от того, лежат ли в их основе; эмоциональная незрелость (психический инфантилизм) ; низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций.

 Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.  Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки.

Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.

Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки.

 Умственная отсталость, в отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы.

Умственная отсталость, в отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы.

 Первыми какие-либо отклонения в развитии способны заметить окружающие его взрослые. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка.

Первыми какие-либо отклонения в развитии способны заметить окружающие его взрослые. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка.

к 1 году ребенок использует 7— 14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 мес); к 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30—40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка — «что? кто?»;
  • к 1 году ребенок использует 7— 14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 мес);
  • к 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30—40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка — «что? кто?»;
 к 2 годам словарный запас — 300 — 400 слов, основные вопросы ребенка — «что это? кто это?» Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков;

к 2 годам словарный запас — 300 — 400 слов, основные вопросы ребенка — «что это? кто это?» Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков;

 к 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1 000 слов. Появляются ориентировочные вопросы — «где? куда? откуда? когда? » В этом возрасте задержка речевого развития должна насто­раживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту;

к 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1 000 слов. Появляются ориентировочные вопросы — «где? куда? откуда? когда? » В этом возрасте задержка речевого развития должна насто­раживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту;

 к 3 годам появляется вопрос — «почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало много, различает левую и правую стороны. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона;

к 3 годам появляется вопрос — «почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало много, различает левую и правую стороны. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона;

 к 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Наблюдаются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже — со сверстниками. Ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию;

к 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Наблюдаются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже — со сверстниками. Ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию;

к 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему рассказали. Сочиняет простой, но подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос — «почему?» (у ребенка с ЗПР преобладают вопросы «что? где? куда?»). Появляется сюжетно-ролевая игра. Может заниматься одним делом до 40—50 мин;

к 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему рассказали. Сочиняет простой, но подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос — «почему?» (у ребенка с ЗПР преобладают вопросы «что? где? куда?»). Появляется сюжетно-ролевая игра. Может заниматься одним делом до 40—50 мин;

 к 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «зачем?»;  к 5 годам ребенок умеет назвать свои ФИО, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми частями тела;  с 5,5 -доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению;

к 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «зачем?»;

к 5 годам ребенок умеет назвать свои ФИО, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми частями тела;

с 5,5 -доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению;

  к 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.

к 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.

 Знание взрослыми внешних, поведенческих нормативов психомоторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка опоры на такую схему явно недостаточно ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие.

Знание взрослыми внешних, поведенческих нормативов психомоторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка опоры на такую схему явно недостаточно ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие.