НАРУШЕНИЕ ТЕМПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано следующими причинами:
- педагогической запущенностью;
- задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью цнс;
- общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.
Педагог должен уметь дифференцировать указанные типы отставания детей в психическом развитии, поскольку в его компетенцию входит коррекция не только педагогической запущенности и легких форм задержки психического развития. Более сложные случаи требуют комплексной медицинской, дефектологической, психотерапевтической помощи.
Самой благоприятная форма отставания - педагогическая запущенность ( обусловлена условиями жизни и воспитания ребенка).
Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. При правильном и своевременном подходе легко догоняют сверстников.
Задержка психического развития, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур.
Дети с ЗПР отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности .
В основе этих симптомов лежит органическое заболевание ЦНС, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями.
В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР обратимы. Их стойкость зависит от того, лежат ли в их основе; эмоциональная незрелость (психический инфантилизм) ; низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций.
Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.
Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки.
Умственная отсталость, в отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы.
Первыми какие-либо отклонения в развитии способны заметить окружающие его взрослые. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка.
- к 1 году ребенок использует 7— 14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 мес);
- к 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30—40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка — «что? кто?»;
к 2 годам словарный запас — 300 — 400 слов, основные вопросы ребенка — «что это? кто это?» Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков;
к 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1 000 слов. Появляются ориентировочные вопросы — «где? куда? откуда? когда? » В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту;
к 3 годам появляется вопрос — «почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало много, различает левую и правую стороны. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона;
к 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Наблюдаются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже — со сверстниками. Ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию;
к 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему рассказали. Сочиняет простой, но подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос — «почему?» (у ребенка с ЗПР преобладают вопросы «что? где? куда?»). Появляется сюжетно-ролевая игра. Может заниматься одним делом до 40—50 мин;
к 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «зачем?»;
к 5 годам ребенок умеет назвать свои ФИО, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми частями тела;
с 5,5 -доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению;
к 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.
Знание взрослыми внешних, поведенческих нормативов психомоторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка опоры на такую схему явно недостаточно ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие.