СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Тема

«Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение»

Цель урока

Формирование ответственного отношения к своему здоровью через изучение возможных нарушений в работе нервной системы и анализ влияния вредных привычек на организм человека.

Просмотр содержимого документа
«Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение»

Технологическая карта урока

Учитель

Однодворцева Татьяна Евгеньевна

Предмет

Биология

Класс

8

Тема

«Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение»

Цель урока

Формирование ответственного отношения к своему здоровью через изучение возможных нарушений в работе нервной системы и анализ влияния вредных привычек на организм человека.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Основные этапы педагогического

взаимодействия

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый образовательный результат (ПОР)

Организационный момент (1-2 мин.)

Организация рабочего процесса.

Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих

настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих.


Организация рабочего места

Актуализация знаний (4мин)

Приложение 1.

Повторить ранее изученный материал

Актуализирует знания учащихся с целью повторения и закрепления изученного материала

Индивидуально работают по карточкам

Учащиеся могут самостоятельно организовать свой рабочий процесс,

Систематизируют знания и умения по предмету

Мотивация к изучению нового материала (2мин)




Вводная беседа

Мотивирует обучающихся к определению темы
и постановке познавательной цели урока.

Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют
(уточняют) тему урока

Умеют ставить вопросы и отвечать на проблемные задачи.

Объяснение и закрепление нового материала (7 мин) Приложение 1.Задание 2.


Изучить и закрепить новый материал

Объясняет новый материал, используя ЭОР.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Выполняют задание 2 в рабочей карточке урока.

Умеют устанавливать причинно – следственные связи.

Умеют выделять главную мысль и структурировать ее.

формируют новые знания по предмету.

Самостоятельная работа учащихся (5 мин).

Приложение 2.

Сформировать умение работать с источниками информации и работать в группе

Организует работу учащихся в группах

Работают в группах с дополнительным материалом к уроку.

Деятельность по получению новых знаний в рамках учебного предмета.

Формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Выступление учащихся после самостоятельной работы по плану и демонстрация опытов. (12 мин).

Сформировать умение адекватно воспринимать информацию, обобщать и делать выводы.

Корректирует выступление учащихся, проводит демонстрацию опытов

Выступают с изученным материалом, анализируют демонстрируемые опыты.

Формирование научного мышления.

Обобщение полученного знания.

Формирование умения выделять главную мысль текста.

Социально нравственные обусловленные внешние поведенческие качества человека.

Первичное закрепление полученных знаний. Работа по карточкам. Приложение 1. Задание 3. (5 мин)

Сформировать умения делать выводы и проводить оценку полученных знаний.

Проводит контроль по самостоятельной работе учащихся.

Работают по карточкам.

Формирование умений отвечать на вопросы.

Обобщение и систематизация знаний.

Домашнее задание и рефлексия (3 мин). Приложение 1. Задание 4.

Провести оценку полученных знаний.

Записать домашнее задание.

Проводит рефлексию. Задает домашнее задание.

Отвечают на вопросы. Делают выводы. Записывают домашнее задание

Развивают познавательные УУД.

Формируют нравственно и социально обусловленные внутренние качества.

Приложение 1

Рабочая карточка к уроку: «Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение».

1. Проверка знаний

Задание: Вставьте в пропуски слова.

По месту расположения Нервная система бывает центральной и __________________. Центральная нервная система подразделяется на спинной и ________________мозг. Периферическая нервная система включает в себя нервные узлы,_____________ и ____________ ____________.

По функциям Нервная система разделяется на Соматическую и __________________________. Соматическая регулирует работу __________________ _______________. __________________ нервная система Регулирует работу внутренних органов, обмен веществ, работу внутренних органов, желёз, гладкой мускулатуры.

Задание 2. В предложенном тексте подчеркните в скобках правильный ответ.

Грипп – это острая вирусная, бактериальная инфекция. Источником инфекции является больной человек. Особенно он заразен в первые, последние дни болезни. Путь передачи бытовой, воздушно-капельный. Вирусы гриппа малоустойчивы, устойчивы во внешней среде. Они хорошо переносят низкие температуры, высокие температуры и погибают при кипячении, охлаждении. В период эпидемии применяют лейкоцитарный интерферон, антибиотики.

Задание 3.

1. Приведите примеры того, как алкоголь влияет на нервную систему человека

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приведите примеры того, как никотин влияет на нервную систему человека

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Приведите примеры того, как наркотики влияют на нервную систему человека

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 4. Рефлексия. Допишите предложения:

1. Знаю что ….

2. Знаю как….

3. Знаю зачем…


Приложение 2

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

Нарушения деятельности центральной нервной системы при приеме алкоголя развиваются постепенно. Токсичность алкоголя обусловлена продуктами его окисления. Наибольшей токсичностью обладает основной метаболит спирта - уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя.

Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, определенная часть клеток гипоталамуса превращается в «приобретенный центр алкоголизма». В случае снижения концентрации алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие введения в организм дозы алкоголя для выравнивания его концентрации. Так возникает стремление к спиртному. Постепенно разрушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приводит к деградации личности.

Рассмотрим влияние алкоголя на отдельные отделы нервной системы. На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается. При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон. Возбужденное состояние этих зон И. П. Павлов назвал «бунтом подкорки». Начинаются не только оскорбления окружающих, но и драки. Нарушается координация движений, т. е. деятельность мозжечка, при этом походка становится шатающейся, не соразмеряется сила движения, в глазах двоится - нарушение зрительной зоны коры.

При тяжелой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие раздражители не реагирует, а затем - полная амнезия - человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжелой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. Алкоголизм - заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача - предупредить его появление.



ВЛИЯНИЕ НИКОТИНА НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

В состав табачного дыма входят никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец 210, муравьиная, синильная кислоты, ядовитые газы (сероводород, угарный, углекислый газы) и др. химические соединения. Наиболее ядовитые из них никотин, синильная кислота.

Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность. Особенно опасно это для подростков, так как клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов.

Табак вредно влияет на дыхательную систему. Проснувшись утром, курильщик долго кашляет и выделяет грязную, серую мокроту. Табачный дым раздражает слизистую оболочку бронхов и трахеи, развивается их хроническое воспаление. Такая слизистая оболочка становится неустойчивой к воздействию микробов. Поэтому курильщики чаще болеют воспалением легких, туберкулезом.

Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение и курение увеличивает содержание адреналина в крови.

У начинающего курильщика, как правило, возникает тошнота, а иногда и рвота – это защитные реакции организма на отравление. У курильщика появляются: повышенная возбудимость, улучшение кратковременной памяти, снижается время реакции, улучшается внимание, пропадает чувство тревоги, снижается аппетит, наступает общее расслабление. Однако, все положительные моменты быстро сменяются на противоположные, после того, как концентрация никотина в головном мозге снижается. Никотин стимулирует также выработку дофамина — гормона удовольствия — в соответствующих отделах головного мозга, вследствие чего и формируется ощущение удовольствия от процесса курения и связанных с ним эффектов.


ВЛИЯНИЕ НАРКОТИКОВ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

Наркотики оказывают специфическое действие, прежде всего на нервную систему, а также на весь организм человека. Это действие заключается в развитии особых состояний, которые называются состояниями наркотического опьянения: снимаются болевые ощущения, меняется настроение, психический и физический тонус. Появляется чувство легкости, эйфория, сосредоточенность на собственных нереальных ощущениях, освобождение от груза проблем и забот.

При повторных приемах «доз» в короткие сроки развиваются тяжелые медицинские последствия хронического отравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головного мозга. Возникают разнообразные психические расстройства, нарастают деградация личности, потеря работоспособности, отмечаются постепенная полная инвалидизация, высокая смертность, причем нередко – ранняя, в молодом возрасте. Гибель больных вызывается не только осложнениями тяжелых заболеваний, являющихся следствием постоянной наркоинтоксикации (такими, как острая сердечная или печеночная недостаточность), но и передозировкой препаратов, несчастными случаями в состоянии опьянения, самоубийствами в приступе тоски, во время абстинентных мучений. Больные умирают от заражения крови при употреблении грязных шприцев, от тромбоза сосудов, а в последние годы – от СПИДа, вирусных гепатитов В и С.

Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны такие нарушения психики, как душевная опустошенность, черствость, холодность, утрата способности к сопереживанию, эмоциональному контакту, глубокий эгоизм. В ходе болезни резко падает энергетический и волевой тонус, угасают все влечения и потребности, кроме тяги к наркотикам. Нередко на первый план выступают аморальность больных, их склонность к асоциальному поведению, готовность к преступлениям.

Психостимуляторы: резко усиливают обмен веществ, в том числе в головном мозге, резко увеличивают частоту сердечных сокращений и повышают артериальное давление. При этом энергия, необходимая для активации жизненных систем, черпается из резервных запасов организма. Сами же резервы при употреблении психостимуляторов не успевают восстанавливаются. Быстро наступает дефицит жизненных ресурсов организма. Страдает сердечно-сосудистая система – возникают тяжелые аритмии, возможна смерть от остановки сердца, инфаркт миокарда, развиваются тяжелые депрессии, достигающие степени психоза.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!