СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарушения звукопроизношения у обучающихся детей с тяжелыми нарушениями речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Просмотр содержимого документа
«Нарушения звукопроизношения у обучающихся детей с тяжелыми нарушениями речи.»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 11, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»



















Нарушения звукопроизношения у обучающихся детей с тяжелыми нарушениями речи.





















Исполнитель:

Колногорова Кристина Игоревна









Екатеринбург 2017

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Звукопроизношение, которое представляет собой важную сторону речи, составляет основу речевого процесса. Процесс правильного формирования произношения у детей является особо сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Большинство детей подвержено задержке этого процесса. Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, но преодолеваются при правильно построенной коррекционной работе по их исправлению.

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с ТНР:

  1. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи:

То есть неспособность различать звуки на слух. В этом случае дети с нормальным биологическим слухом не различают на слух некоторые похожие по звучанию звуки поскольку эти звуки кажутся им одинаковыми. Почему же это мешает овладению правильным произношением звука?
   Дело в том, что если звуки С и Ц кажутся ребенку одинаковыми, то он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С) артикуляцией звука Ц, потому что произношение САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ его вполне устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляторных органов ребенок вполне мог бы в положенный срок овладетьправильным произношением звука.


  2. Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата:

Нередкой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка, не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. Назовем наиболее часто встречающиеся из этих дефектов.
Самым распространенным дефектом является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу.

Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие:

 • редкое расположение зубов;
   • расположение зубов вне челюстной дуги;
   • слишком мелкие или деформированные зубы;
   • наличие диастемы (щели между верхними резцами).
   Аномалии в строении языка:
   • слишком большой язык;
   • слишком маленький язык;
   • короткая уздечка языка (подъязычная связка), не позволяющая ему подниматься вверх
Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:
   • расщелины мягкого и твердого нёба
   • слишком высокое (готическое) твердое нёбо;
   • слишком низкое твердое нёбо.

Аномалии в строении губ:
   • расщелина верхней губы
   • недоразвитие губ.


   3. Недостаточная подвижность артикуляторных органов;

  Недостаточная подвижность артикуляторных органов (прежде всего, языка и губ) также приводит к дефектам звукопроизношения, поскольку при артикулировании каждого звука эти органы должны занимать вполне определенное положение.


   4. Неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное их внимание к его речи.

Неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, равно как и их невнимание к его речи, – частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребенок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует этому образцу за неимением другого. Именно этим чаще всего и объясняются нередко встречающиеся случаи «семейной картавости».
   Отрицательную роль в этом плане играет и двуязычие в семье, когда в период становления звукопроизношения ребенок постоянно слышит совершенно по-разному артикулируемые звуки, – какому образцу при этом он должен следовать?

Особенно же нелепы те нередкие случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно подстраиваться под речь ребенка и копировать его неправильное произношение. Из-за этого ребенок не только лишается правильного образца для подражания, но даже утрачивает и стимул для совершенствования своей речи – ведь она так нравится взрослым! Это обычно приводит к длительной задержке у детей возрастных своеобразий звукопроизношения, для устранения которых потребуется логопедическая помощь.


Обычно нарушаются следующие группы звуков:

свистящие (с, с’з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д’, н').

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное.

В любой из вышеперечисленных групп различают формы нарушения звуков:

- искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;

- отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова),

- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).

Часто вышеперечисленные дефекты звукопроизношения сочетаются с нарушениями дыхания, голоса и интонационно – мелодической стороны речи.

В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники большей частью пишут так, как говорят. Часто грамотность страдает из-за неправильного звучания.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.



Основные направления работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с ТНР

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,– этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.


Подготовительный этап

Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,(артикуляционная гимнастика) развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.


Постановка звука

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звукам

Различают пять основных способов постановки звука.

Первый способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.

Второй способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

Третий способ – с помощью опорных звуков, правильно произносимых, без механической помощи.

Четвертый способ - постановка звука от артикуляционного уклада. (От артикуляционных двидений)

Пятый способ - смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).


Автоматизация звука

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.(К новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий.)


Дифференциация звуков

Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Поэтапная работа по исправлению звукопроизношения способствует значительному улучшению речи школьников.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2–3 ребенка). Продолжительность занятия составляет 20 мин). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться логопед), содержание (игра, упражнение и т. п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам педагога. При подготовке к занятию педагог продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать то или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!