СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Население Урала

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Уральский экономический район.                                     

                  Технологическая карта урока.

Население Урала

Просмотр содержимого документа
«Население Урала»

Уральский экономический район.

Технологическая карта урока.

Население Урала


Тип урока:комбинированный.

Технология: элементы информационных технологий, развивающего обучения.


Образовательные цели:

Б/у: Закрепить понятия: плотность, урбанизация, народ, религия, занятость населения, денежные доходы. П/у: Сформировать знания о населении Уральского района, выявить главную особенность географии уральских городов. . Развивающие цели:

Б/у: Назвать географическую номенклатуру;;

П/у: Объяснять причины различий в размещении населения, национальном составе , показать взаимосвязь город- миллионер- граница природных зон, выявить социальные проблемы.

У/у: Предложить пути решения социальных проблем Урала.


Воспитательные цели: способствовать развитию коммуникативной, социальной, информационной компетентности на основе мировоззренческой идеи взаимосвязи природных ресурсов, населения и отраслей хозяйства изучаемого региона; экологическому воспитанию учащихся.


Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский


Оборудование: УМК проект «Сферы» Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 9 кл., компьютерная программа, интерактивная карта «Урал», электронное приложение.





Ход урока.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Приветствует класс, создает позитивный настрой, проверяет готовность учащихся к занятию.

Настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. УМК Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 9 кл., с. 158, атлас с. 54-55, КК, Т-Т

2.Целеполагание

Фронтальная беседа, использую рубрику: «Вспомните», стр.158.

  • Как классифицируют в России города по численности населения?

  • Какие исторические события Урала Вам известны?

  • Назовите и покажите на карте состав УЭР

  • Какие национальности на территории проживают?

  • Отвечают на вопросы учителя.

  • Читают тему урока: «Уральский экономический район. Население.»

  • Отвечают на вопрос: «Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

  • Ставят цель урока.

  • Отвечают на вопросы рубрики «Вспомните» и учителя

3.Актуализация и мотивация

Работа на уроке начинается с проверки творческого задания «Образы Урала».

1.Учащиеся выступают с подготовленным д.з.

4.Изучение нового материала

1.Задает вопросы для работы: Определите численность и плотность населения. Проанализируйте динамику численности населения, сделайте выводы. Оцените урбанизированность района, сделайте выводы. Перечислите города- миллионеры Урала. Что представляет собой город-завод.

2. Сегодня мы собрались на конференцию по теме «Население и города Уральского района»Задачи конференции: сформировать знания о населении Уральского экономического района, расширить представление о культуре Урала, узнать причины образования городов. Вступительное слово учителя. В культурном отношении Урал является уникальной территорией, в которой традиционная культура разных народов сосуществует в течение столетий, претерпела разнообразные этнические, конфессиональные и цивилизационные воздействия. В результате сложилась неповторимая по своему культурному разнообразию среда, представляющая интерес для широкого круга специалистов - фольклористов, этнографов, историков, искусствоведов и практиков культуры.

Итак, уральцы… что же узнали о них наши журналисты.

1.Работают в тетрадях по предложенным вопросам изучения населения Урала с картами, электронным приложением, сайтами Интернет. 2. заслушивают выступления учащихся – журналистов, делают записи в тетрадь. (прил1)

3.Записывают основные положения в тетрадь 4.Делают выводы, записывают в тетрадь.


5. Осознание и осмысление нового материала

Парная работа.

  • Тесты (компьютерная программа)

  • Практика (компьютерная программа)

  • Тетрадь тренажор страницы: 92 №2, 96 №1.


  • Отвечают на вопросы теста программы, получают оценку компьютера

  • Выполняют работу в тетради тренажор.

6. Подведение итогов

  • Предлагает работу с интерактивной картой

  • Выполняют предложенную работу

7.Домашнее задание

  • Подготовить компьютерные презентации «Промышленность Урала», «Экологические проблемы». Изучить §47.

Выбирают и записывают домашнее задание.

8.Опережаю-щее задание

  • Подготовить компьютерные презентации «Промышленность Урала», «Экологические проблемы».




Приложение №1.



1-й журналист: На Урале было принято жить большими семьями. Женщины работали по дому, воспитывали детей, обрабатывали лен, растили и убирали урожай, пряли, ткали, вышивали зимними вечерами чудные уральские узоры на полотенцах, скатертях, шили одежду, готовили приданое.

2-й журналист: Любимыми блюдами уральцев были пироги, блины гречневые, оладьи, пельмени, вареники из капусты и редьки, различные каши и щи.

3-й журналист: Самобытна уральская культура с её календарными праздниками и семейными традициями.

4-й журналист: Строительство на Руси, за исключением последней сотни лет, было целиком из дерева. Мастера рубили из дерева царские хоромы и дворцы. Из того же дерева рубились избы крестьян и мастеровых.

1-журналист: Путешествуя по Среднему Уралу, посетил молодой небольшой город Новоуральск. Там проживает 60 национальностей. Свой вклад в укрепление межнационального, межэтнического и межконфессионального диалога вносит и Центральная публичная библиотека, которая провела акцию “Хоровод культур”, приуроченную ко дню народов Среднего Урала. Работники библиотеки обратились к жителям города с просьбой принести предметы национальной культуры и быта, получилась необычная и очень интересная интернациональная выставка.

2-журналист: В семье народов, населяющих Россию, башкиры занимают далеко не последнее место, как по своей численности, так и по этнографическим особенностям. Когда-то весь этот край, весь Южный Урал и часть Среднего принадлежали башкирам. Они поселились здесь в IX веке, вытеснив жившую здесь чудь, которая на Урале совершенно исчезла. О далеком прошлом башкир сохранилось очень мало сведений, так как они жили спокойно на своих местах, не трогали соседних земель, лишь защищали свои. Немногие европейские путешественники, посетившие башкир в средние века, говорят о них, как о народе храбром, живом и гостеприимном.

Журналисты продолжают выступление рассказами о городах-миллионерах.

3-й журналист: Уфа - столица Республики Башкортостан. Крупный промышленный, транспортный, культурный и религиозный центр страны. Численность населения (на 1 ноября 2010) — 1 064 000 человек.

По одной из версий, первоначально, древний город, располагавшийся на территории современной Уфы, носил имя Башкорт.

К 1557 г. фактически завершилось добровольное вхождение основной части Башкирии в состав Русского государства. В те времена управление Башкирией осуществлялось из Казани. Ввиду огромных расстояний это было крайне неудобно. Вот почему в 1573 г. башкиры обратились к Ивану Грозному с челобитьем о строительстве на их земле крепости.

В мае 1574 г. высадился отряд московских стрельцов. Прямо на берегу на горе Туратау (“гора-крепость”) была поставлена церковь, названная Троицкой, немного дальше — первые избы и хозяйственные постройки. Место под строительство крепости было выбрано очень удачно. С севера на юг протекала речка Сутолока, защищая поселение с востока, напротив вздымался крутой подъем, а река Белая представляла для степняков труднопреодолимую преграду. Центром поселения стала укрепленная крепость.

4-й журналист: Челябинск — крупный город в России., административный центр Челябинской обл.. “Танкоград” в годы Великой Отечественной войны. Насчёт происхождения топонима “Челябинск” существует несколько версий. Самое старое объяснение, бытовавшее среди потомков первопоселенцев и старожилов, говорит о том, что название крепости “Челяба” восходит к башкирскому слову “Силбе”, то есть “впадина; большая, неглубокая яма”. До конца XIX века Челябинск был небольшим городом. В 1892 г. через Челябинск прошла Транссибирская магистраль, в 1896 гг. была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал своеобразными воротами Сибири. Буквально за несколько лет, он занял ведущие позиции по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем.

Сформировать представление о конфигурации восклицательного знака (по С.В.Рогачёву) на примере образования городов Оренбург и Орск.

Учитель:

В какой части Урала расположены города-миллионеры? (На территории Среднего Урала)

Какие высоты? (600-800 м)

Внимательно всмотримся в карту Урала. Как вы думаете, почему именно в этих местах образованы Оренбург, Орск?

На каких высотах расположены Оренбург, Орск? (200 м над уровнем моря)

Горы – природный барьер для развития хозяйственных отношений. На месте объезда препятствия возник древний город Оренбург. Из его точки удобно контролировать торговые потоки. Поскольку юг Уральского экономического района очень широкий, то Оренбургу помогает Омск.

Если представить, что Уральcкие горы – “палочка”, то город Оренбург - точка.

Как вы думаете, что это вам напоминает? (Восклицательный знак)

Попробуйте это схематично изобразить в своих тетрадях. К нам приехали журналисты из Оренбурга и Орска, которые расскажут о населении и культуре этих городов.

Рассказы “журналистов” об Оренбурге и Орске сопровождаются презентацией.

5-й журналист: Оренбург — город с численностью населения на 1 января 2010 года — 525 600 человек.

Был основан 19 апреля 1743 г. года. Он основывался три раза на трёх разных местах. Первая крепость была заложена 31 августа 1735 г. на месте нынешнего Орска. Происхождение названия города имеет несколько версий. Одна из них: Оренбург был основан на реке Орь, он и получил свое название “Оренбург” — то есть “город на Ори”.

Строился он как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей, охранявших юго-восточную границу России. Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами Востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостиный и меновой дворы, таможня.

Возник Оренбург как город-воин, охранявший юго-восточные границы Российской империи. Вскоре стал городом-купцом и крупнейшим посредником между Россией и Средней Азией. По прошествии некоторого времени Оренбург становится городом-столицей, центром громадной губернии, простиравшейся от Волги до Сибири, от Камы до Каспия. Оренбург располагается одновременно в двух частях света: Европе и Азии. На пешеходном мосту через реку Урал стоит символический знак границы между Европой и Азией.

6-й журналист: Орск был основан в ходе освоения Южного Урала. Он заложен в 1735 г. под руководством известного учёного-географа 18 в. Ивана Кирилловича Кирилова как крепость у горы Преображенской на левом берегу реки Урал при впадении в неё речки Орь.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!