№ | Структурные компоненты | Содержание |
| обоснование актуальности воспитательной практики | 2024 год провозглашен Годом Семьи не случайно. Место семьи в жизни каждого человека особое. Я работаю в школе четырнадцатый год и вижу, насколько важно, чтобы у обучающихся сложилось верное представление о понимании значения «семейных ценностей». Мной создан цикл внеклассных занятий «Наш дом мечты», где, обращаясь к произведениям художественной литературы, мы знакомимся с важными фундаментами, лежащими в основе Дома семьи. Помогает реализации намеченной цели также создание «Успешных способов вовлечения обучающихся в процесс чтения художественной литературы» - советов желающему вовлечь ребенка в мир книг. Значимость данной методической разработки - в ее возможном применение не только на уроках литературы. Она заключается и в возможности использования методических приемов наставниками, классными руководителями, библиотекарями и родителями. Я убеждена, что работа над духовно-нравственным воспитанием школьников должна нести комплексный характер. Благодаря изложенным методическим советам можно пробудить в школьниках интерес к чтению. Нельзя допустить утрату читательской культуры, ведь вместе с ней человечество забудет имена великих классиков, а значит, забудет и историю, и важные основы духовной нравственности, заложенной в ней. |
| краткое описание (аннотация) воспитательной практики | Программа внеурочных занятий духовно - нравственного воспитания посредством обращения к художественной литературе «Наш дом мечты» состоит из 8 занятий. На каждом занятии идет обсуждение художественного текста, вычленение идеи и проблем, затрагиваемых автором, обязательная рефлексия в конце занятия. На занятиях обучающиеся знакомятся с понятиями "нравственные ценности", "семья", "семейные ценности" через обращение к анализу классических произведений. Школьники узнают о законах крепкой семьи, анализируя поступки героев. Результатом 8 занятий становится создание из бумажных кубиков своего будущего дома, который дети строят из картонных кубиков, выбирая те ценности, которые будут важны при построении традиционной семьи. Методическая разработка содержит действующие способы вовлечения школьников в чтение художественной литературы, что позволяет им успешно пройти итоговую аттестацию. |
| цель воспитательной практики | Формирование правильных представлений обучающихся о семейных ценностях через обращение к произведениях художественных произведений |
| задачи воспитательной практики | - создать условия, обеспечивающие формирование системы духовно-нравственных ценностей обучающихся, устойчивых знаний, умений и навыков; - внедрить в учебный процесс нетрадиционные методики преподавания литературы; - повысить уровень учебной мотивации и творческих способностей детей, способствовать увеличению количества читающих художественную литературу учеников, посредством разработанной системы внеклассных мероприятий. |
| планируемые результаты воспитательной практики | Планируемые результаты освоения курса внеклассных занятий: - Личностные результаты: духовно-нравственное развитие школьников. - Предметные результаты: формирование представления о понятиях «семья», «семейные ценности» на примере анализа классических произведений, формирование умения анализировать художественный текст. - Метапредметные результаты: Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные: учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности |
| целевая аудитория воспитательной практики и количество участников | Обучающиеся 7 классов в рамках внеурочной деятельности по литературе. Обучающиеся 10-11 классов в рамках подготовки к написанию Итогового сочинения (раздел «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека») Количество участников в группе – до 20 человек. |
| кадровые ресурсы реализации воспитательной практики | Для реализации воспитательной практике привлекается один учитель литературы. |
| научно-методические ресурсы реализации воспитательной практики | 1. Технология интегрированного обучения. Л. А. Венгер, ЕЕ. Кравцова, О.А. Скоролупова. |
| материально-технические ресурсы реализации воспитательной практики | 1. «Наш дом мечты»: - произведения художественной литературы в соответствии с тематикой занятий; - аудиокниги; - кинофрагменты; -разработанные конспекты занятий. 2. «Успешные способы вовлечения обучающихся в процесс чтения художественной литературы»: - уголок книгочтения; - литературные стенды; - произведения литературы в соответствии с результатами анкетирования «Моя любимая книга». 3. Оборудование и материалы для организации воспитательной практики: - ноутбук, проектор, экран (поиск информации в сети Интернет, подготовка презентаций, буктрейлеров, просмотр видеороликов и пр.); - фотоаппарат (для фиксации результатов рефлексии); - принтер (для распечатывания наглядного материала). |
| ресурсы социального партнерства и проч. | Ресурсы социального партнерства предоставляются МБОУ «СОШ № 4 им. Героя Советского Союза В.Л. Савельева» городского округа Судак по запросам: помещение, художественная литература, альбомы, атрибуты, проектор с экраном, канцелярские принадлежности и др. в процессе внеурочной деятельности. |
| формы реализации воспитательной практики (краткое описание мероприятий в рамках реализации воспитательной практики) | Программа внеурочных занятий духовно-нравственного воспитания посредством обращения к художественной литературе «Наш дом мечты» состоит из 8 занятий. На каждом занятии идет обсуждение художественного текста, вычленение идеи и проблем, затрагиваемых автором, обязательная рефлексия в конце занятия. Мы говорим на такие темы: 1. «Семейные ценности. Что это?» (формируем общее представление о понятии «семейные ценности», говорим об уважении старших, почитании родителей, обращаясь к «Поучению Владимира Мономаха»). 2. «Опора нашего дома – родители» (обратившись к тексту И. Панькина «Легенда о матерях», беседуем о силе материнской любви, почитании матери). 3. «В основе всего лежит любовь» (в центре разговора любовь – фундамент прочных семейных отношений, опираемся на примере анализа «Повести о Петре и Февронии Муромских»). 4. «Поддержка семьи – опора в любом деле» (анализируя рассказ А.Куприна «Куст сирени», мы узнаем, что поддержка и помощь – прочные стены семьи). 5. «Протянуть руку нуждающемуся – не дать погибнуть самому» (обращение к рассказу А.Чехова «Казак» познакомит с понятиями «милосердие», «доброта» и «совесть») 6. «Важность общения с близкими» (рассказ К. Паустовского «Телеграмма» даст возможность оценить непростые внутрисемейные отношения героинь, научит ценить время, возможность быть рядом с близкими). 7. «Традиции укрепляют семью» (семейные традиции на примере рассказа А.Чехова «Блины» способны сплотить семью и укрепить отношения внутри нее). 8. «Наш дом мечты» (обсуждение притч о семье, выявление их нравственного смысла). Завершается цикл разговоров о семейных ценностях составлением из кубиков Дома мечты, при составлении которого ученики демонстрируют те нравственные ценности, которые обязательно должны быть в основе их будущей семьи. Продолжая размышления над увеличением количества читающих детей в классе, я разработала действующие «Успешные способы вовлечения обучающихся в процесс чтения художественной литературы» - советы педагогу, родителю, желающему вовлечь ребенка в мир книг. Ниже представлены основные формы реализации положения «успешных советов». 1. Создание читающей среды (размещение в кабинете уголка с любимыми книгами детей). 2. Ежеурочный подбор эпиграфа к уроку из прочитанной книги. 3. Актуальная связь произведения с настоящим временем. 4. Посещение библиотеки, интерактивных экскурсий, книжных магазинов. 5. Взаимосвязь произведения с другими видами искусства (парад литературных героев, создание буктрейлеров, театральных постановок, литературных маршрутов). |
| период реализации воспитательной практики | 1 этап реализации: определение основных направлений работы: - проведение анкетирования «Моя любимая книга», обработка результатов; - создание читательского уголка с произведениями (список книг формируется исходя из результатов опроса). - оформление кабинета, где будут проходить занятия внеурочного цикла; - подготовка раздаточного материала для занятий. На 2 этапе - внедрение воспитательной практики во внеурочную деятельность, во время реализации которой отбирались наиболее эффективные формы работы на занятиях. На 3 этапе педагогическому сообществу на разных уровнях был представлен опыт моей работы по формированию духовно-нравственного воспитания школьников. |
| результаты реализации воспитательной практики (количественные и качественные). | Победа в региональном этапе XIX Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» в 2024 г. Представление опыта работы региональном фестивале «Педагогические инициативы – 2022 г.», на городском семинаре для учителей русского языка «Читательская грамотность в практике современного учителя» в 2024 г. Но самыми главными результатами я считаю повышение интереса школьников к чтению художественной литературы и успешную сдачу выпускниками Итогового сочинения в 2022, 2023 г.г. |
| дополнительные материалы (рисунки, диаграммы, таблицы и т. п.) | В приложении содержатся методические разработки 8 занятий курса внеурочной деятельности «Наш дом мечты». Ссылка на приложение: https://disk.yandex.ru/d/eqnagSaFBZraHQ |
| использованная литература, ссылки, сайты | В ходе разработки конспектов воспитательного мероприятия была использована следующая литература: 1.Карбышева, С.И. Владимир Мономах – урок к жизни//Инфоурок: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-dlya-7-klassa-na-temu-iz-poucheniya-vladimira-monomaha-5525241.html (дата обращения:01.04.2022 г.) 2. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии. https://azbyka.ru/fiction/povest-o-petre-i-fevronii/ (дата обращения 01.04.2022 г.) 3. И. Ф. Панькин. Легенда о матерях. https://libking.ru/books/child- /children/41442-ivan-pankin-legenda-o-materyah.html (дата обращения 03.05.2022г.) |
| отчёт по результатам проверки на оригинальность | Ссылка на отчет по результатам проверки на оригинальность https://disk.yandex.ru/i/ry_38gXl6SDKjQ |