II. Контрольно-диагностический. 1. История становления и развития письменности. Первые учебные принадлежности для письма. Правила обращения с ручкой (карандашом) при письме | – Кто это? – Почему Карандашик улыбается? – Можно назвать Карандашика нашим другом? – Карандашик знакомит нас с интересными фактами из истории письма, которая уходит в далекое прошлое. Откройте «Прописи 1» на с. 4–5. Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите на страницах? – Какие из инструментов и предметов письма вам известны? – Почему люди обратились к письму? – Раньше писали (выцарапывали буквы) на берестяных грамотах остро заточенной палочкой. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части «Прописи 1» на с. 4 | Рассматривают иллюстрации на с. 4–5 («Прописи 1»), отвечают на вопросы. – Карандашик. – Потому что ему радостно. Он видит своих друзей – нас. – Да. Ответы детей. – Тетрадь, ручка, карандаш. – Чтобы не забывать важную информацию | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, рассматривают иллюстрации на с. 4–5 («Прописи 1»), называют письменные принадлежности с опорой на иллюстрации, ориентируются в первой учебной тетради, правильно располагают учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрируют верное положение ручки при письме |
Правила посадки при письме | – Это был очень трудоемкий и долгий процесс, в связи с чем, в качестве письменного инструментария стали использовать гусиные перья, а затем и перьевые ручки, обмакивая острие в баночку с чернилами (чернильницу). Писали на бумаге важную информацию, давали чернилам просохнуть, запечатывали и отправляли по месту на значения. Перьевое письмо требовало определенного прилежания. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части прописи на с. 4. – Более ста лет назад была изобретена печатная машинка. Девушки-машинистки быстро набирали необходимый информационный текст. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5. – На смену перьевым ручкам пришли шариковые и автоматические ручки. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части с. 5. – Стало писать удобнее и быстрее. Сейчас практически у каждого из вас на столах компьютеры, ноутбуки, которые имеют широкие функциональные возможности. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5 – Для того, чтобы красиво писать и сохранить правильную осанку, необходимо выполнять правила посадки при письме. Рассмотрите иллюстрации с изображением учеников, сидящих за столами при письме, на с. 4–5. – Как лежит тетрадь? – Тетрадь должна располагаться под углом 45°, правый угол направлен вверх. Как располагаются руки? – Как следует держать спину, ноги, голову при письме? – Обратите внимание на то, что между корпусом тела и краем стола должен свободно проходить кулак. Поэтому стул надо придвигать к столу на соответствующее расстояние. Источник света должен падать с той стороны, где находится пишущая рука. Сядьте правильно. Учащиеся демонстрируют правильную посадку за столом. – Расскажите, как правильно держать ручку (карандаш) при письме. При необходимости учитель акцентирует внимание учащихся на том, что ручку (карандаш) кладут на средний палец рабочей руки, придерживая большим пальцем, указательный кладут сверху на ручку (карандаш). – Покажите, как будете держать ручку (карандаш) во время письма. Учащиеся демонстрируют правильное положение ручки (карандаша). – Наш друг Карандашик предлагает выполнить задания и упражнения, которые помогут определить, как вы владеете карандашом, действуете по инструкции. Как вы думаете, важны ли выносливость, сила пальцев рук, терпение, внимательность, старательность для выполнения упражнений с карандашом? | – Тетрадь лежит под наклоном. – Руки полностью лежат на столе. Нерабочая рука придерживает тетрадь. – Спину следует держать ровно, немного накло- нив корпус вперед. Ноги – прямо, ступнями касаясь пола, под углом 90°. Голо- ву – немного наклонив вперед. | |
3. Графический диктант | – Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеток и в какую сторону нужно проводить линию. Проводить следует только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Когда я скажу, что надо провести линию направо на одну клетку, вы ее проведете вот так – от левой руки к правой (на своем листе бумаги учитель проводит линию слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх. А теперь – на одну клетку направо. А теперь – на две клетки вниз. На одну клетку направо. (Слова сопровождаются рисованием линий на листе бумаге.) И получаем вот такой рисунок: – Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Начали! От точки веди линию вверх на одну клетку (пауза), теперь вправо на одну клетку (пауза), вниз на одну клетку. Следует дать три элемента узора: – Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Продиктовать три элемента узора: – А теперь будем рисовать следующий узор. Поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Должен получиться следующий рисунок: | | |
III. Рефлексивно-оценочный | – Что выполняли на уроке? – На что были направлены задания и упраж- нения? – Где могут пригодиться выносливость, сила, координация движений пальцев рук? – Какие качества помогли вам в выполнении заданий? – Какое задание вызвало у вас затруднение? – Кто доволен своей работой на уроке? Покажите сигнальную карточкукрасного цвета. | – При выполнении различной работы: письма, рисования, спортивных упражнений, игры на музыкальных инструментах. – Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность | |