СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наш край - капелька России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка  содержит внеклассное мероприятие, которое можно использовать во внеурочной деятельности в начальной школе. Разработка  направлена на ознакомление учащихся семи-восьми лет  со своей малой родиной, частицей великой России, применяются разнообразные формы и методы в собрании доступного краеведческого материала, открываются эффективные приёмы работы в поиске новых знаний о земле Бобровской.

Внеклассное мероприятие проводилось в сентябре 2022 года в 1 классе «Б», в количестве двадцати семи человек МБОУ Бобровская СОШ №1.

Просмотр содержимого документа
«Наш край - капелька России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №1

Отдел образования Бобровского муниципального района













КРАЙ НАШ – КАПЕЛЬКА РОССИИ


«Лучшая методическая разработка мероприятия патриотической направленности»;


Дегтерева Ирина Ивановна,

учитель начальных классов


1 класс «Б», 27 человек











Б обров. 2022



Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Цель и задачи……………………………………………………………… 4

1.Подготовительный этап. Экскурсионная прогулка «Городок на Битюге» … …………………………………………………….. 5

2. Основной этап. Внеклассное мероприятие «России милый уголок»………………………………………………………………………….

2.1. Обзор материала по итогам экскурсии «Городок на Битюге»………… 5-8

2.2. Наш родной край на карте России……………………………………… 8-11

2.3. Работа с интеллектуальным заданием №1……………………………… 12

2.4. Работа с интеллектуальным заданием №2 ……………………………… 12-13

2.5. Лесная гостиная. О чем щебетал соловей? ................................................. 13

3. Заключительный этап. Рефлексия. Минуты памяти и тишины……. 13-14

4. Условия проведения (ресурсное обеспечение)………………………… 15-16

5. Результаты с описанием социальной значимости и возможностью

тиражирования в других условиях……………………………………… 16

6. Список использованных источников …………………………………… 17

7. Приложения …………………………………………………………… 18- 21





















Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в младшем школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Данная методическая разработка содержит внеклассное мероприятие, которое можно использовать во внеурочной деятельности в начальной школе. Разработка направлена на ознакомление учащихся семи-восьми лет со своей малой родиной, частицей великой России, применяются разнообразные формы и методы в собрании доступного краеведческого материала, открываются эффективные приёмы работы в поиске новых знаний о земле Бобровской.

Внеклассное мероприятие проводилось в сентябре 2022 года в 1 классе «Б», в количестве двадцати семи человек МБОУ Бобровская СОШ №1.

Материалы разработки могут представлять интерес для учителей начальных классов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования при организации работы с учащимися младших классов по патриотическому воспитанию.

















Цель: создание благополучной образовательной среды для понимания детьми того, что родная природа – часть Родины, а любовь к природе есть проявление любви к своему Отечеству.


Задачи.

1. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, народ.

2. Развивать речь детей, творческое воображение, устойчивое внимание в обработке информации о родном крае

3.Углубить представления о разнообразии городов России;

4. Продолжать формировать умение работать в группах.




































Подготовительный этап. Экскурсионная прогулка

«Городок на Битюге»

Сроки проведения: с 12 сентября по 16 сентября.

Форма проведения занятия: Экскурсионная прогулка

Цели занятия: ознакомление детей с достопримечательностями города Боброва и привитие любви к родному краю. 

Задачи: развитие умения работать в группе. Создание фото для слайдов о родном городе.

Оборудование, наглядный и дидактический материал: маршрутный лист, инструкция поиска объектов города по плану, справочная информация с обозначением названия объектов

Список участников: учащиеся в роли экскурсовода, экскурсантов, корреспондента, консультант-наставник (учитель)

Этапы и виды деятельности обучающихся: 

1день. Выбор темы и актуальности экскурсионной прогулки

2день. Ознакомление с маршрутным листом. Инструктаж по технике безопасности при движении пешеходов по улицам города, правилам поведения в общественных местах. Проведение экскурсионной прогулки. Поиск представленных объектов, фото, работа со справочным материалом. В справочном материале даны копии снимков объектов городского парка, архитектурных памятников, новостроек и т.д., краткая информация для экскурсовода (подготовленного ученика)

3день. Обработка полученного материала, анализ проведенной работы, выводы, отбор фото для демонстрации слайдов в классе

4день. Работа корреспондента с консультантом-наставником. Просмотр презентации, редактирование, дополнение, поправки.

5 день. Показ презентации в группе. Обсуждение. Выпуск.


Основной этап. Классный час «России милый уголок»

Сроки проведения: 20 сентября

Обзор материала по итогам экскурсии «Городок на Битюге»

Группа ребят представляет отчет о проделанной работе – презентацию альбома «Городок на Битюге»

Корреспондент и экскурсовод комментируют и демонстрируют слайды перед присутствующими (см.Презентация «Городок на Битюге»)

Слайд 1.12 сентября в нашем классе состоялся урок «Разговор о важном». Речь шла о нашей стране. Мы узнали о своей малой родине, маленьком городке, где родились и живём, что городок наш хотя и незаметный, но Россия начинается именно с таких небольших деревень, поселков, как огромная полноводная река с журчащего ручейка.

Нам захотелось уточнить, что мы знаем о Боброве и что хотим узнать. С этой целью мы совершили экскурсионную прогулку, побывали в городском парке Победы, на улице Кирова, познакомились с историческими памятниками архитектуры. Сначала нам казалось, что смотреть особо нечего, но, когда перед нами открылся поиск, то оказалось, что городок то маленький, а какой глубокий и неисчерпаемый.


Слайд 2. С помощью маршрутного листа и наших родителей мы прибыли к стеле. Город основан в 1711 году.


Слайд 3. Справа находится Успенский храм, зданию уже более 150 лет. Здесь располагается городское кладбище. Очень часто юные армейцы приходят сюда отдать дань памяти героям-землякам, убирают могилы.


Слайд 4. Бобровцам удается сохранить старинные здания. Всем известный Дом Ремесел, в прежние времена здесь находились дома купцов.


Слайд 5. Дворец культуры. Слева на площади скульптура бобра символизирует название нашего города, историческое прошлое родного края.

Корреспондент.

Слайд 5 - 8. Экскурсанты побывали на Аллее Славы, рассмотрели военную технику, прослушали в записи стихотворение Вероники Чижовой, ученицы 5-го класса «В преддверии праздника Победы» , обратили внимание на красоту и торжественность места отдыха прихожан.


Слайд 9. Здесь можно увидеть современные скамейки, столики, книжные полки. В давние времена бы сказали – это изба-читальня. Даже вечером загорается свет, и создается впечатление читального зала бывшей библиотеки.

9 Мая зазвучит и оживет великолепная сцена, окружающие насладятся старыми песнями о главном, о нашей родине, о могучей державе, России.

Слайд 10. В честь защитников Отечества, героев войны в парке посажены зеленые ёлочки.

Слева отражаются портреты людей, чей доблестный труд является примером каждого из нас.

Корреспондент. Нас заинтересовали исторические памятники архитектуры

Слайд 11. По маршрутному листу мы добрались до здания Краеведческого музея.

В этом здании в прежние времена находился магазин купца Мирошникова.

Слайд 12. Бобровская школа-интернат для детей-сирот – бывшее здание педагогического училища.

Слайд 13.Это знаменитая для каждого бобровца железная дорога, по которой во время войны стучали колеса эшелонов, товарняков, путь не раз бомбили и восстанавливали.

Слайд 14 . Река Битюг – достопримечательность родного края. Редко, но встретишь бобра, зверька с ценным мехом. Наш город так и называется – Бобров.

Слайд 16– Всё в нашем городе для людей, новостройки растут, время идет, но память наша хранит историю родного края, имена героев- земляков, чья победа знаменуется светлым будущим Бобровской земли и традициями поколений.

Рефлексия.

Основной этап. Классный час «Наш родной край на карте России»

Сроки проведения: 27 сентября

Цель и задачи: представить учащимся карту России, сформировать умения находить наш родной край, показать величие родной страны в сравнении с Воронежской областью, продемонстрировать картины родной природы в стихах русских поэтов, художников, провести работу в группах по созданию своих творческих работ.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вводное слово учителя.

Определение темы урока.

Учитель. Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России?

Учащиеся. Мы живём в России, Россия – наша Родина (слайд 1)

Учитель. О чем сегодня будем говорить?

Учащиеся. О Родине, о России

Учитель. Что мы Родиной зовём? (слайд 2,3,4)

Ученик.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Учитель. С любви к своему дому, своей улице, школе, к своим родителям и своему родному городу ,посёлку начинается любовь к Родине.

Чтение стихотворения «Наш дом». Рассматривание карты.(слайд 5)

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

Учитель: Как называется наша страна?

Учащиеся. Россия или Российская Федерация

Учитель. Почему мы называем Россию Родиной?

Учащиеся. Мы живем в России, родились в России, здесь живут наши родные и близкие люди, здесь наш дом, улица, город, это наш родной край, наша родина (слайд 5)

Учитель. Россия – самая большая страна в мире. Она занимает девятую часть всей суши. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от её западных границ до восточных (показ по карте)

Россия - необыкновенная страна. На Дальнем Востоке встаёт солнце и просыпается утро, то в других регионах глубокая ночь. Когда на севере уже выпал снег, наступили холода, на юге ещё плещутся люди в тёплом море, цветут растения (слайд 6)

Тебе еще спится, а кто-то в этот поздний час выпекает хлеб, несет службу, бережет границы, зорко несет свою службу. История нашей страны насчитывает более одной тысячи лет, поколение за поколением давала жизнь каждому из нас (слайд 7)

Благодаря трудолюбию наша жизнь становится краше и богаче. Почему?

Учащиеся. Наши родители трудятся, заботятся о нас, создают все условия для лучшей жизни.

Учитель. Поколения наших предков создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: разработали месторождения нефти, газа различных руд, построили красивейшие города и поселки, сохранили для нас природу (слайд8)

Ученик. Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель обращается к карте.

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.

Учащийся. На карте можно увидеть и наш Бобровский район, город Бобров.

Учитель. Да. Названия прочитать нельзя, но точку поставить можно. Городок наш(показ по карте) настолько мал, как капелька в море. Таких в России великое множество, как огромного океана не бывает без ручейков, речушек, так и Россия не состоится малых городов, деревень, рощ и садов.

Учащийся читает четверостишие Д.Попова

В самом центре любимой России, В яркой зелени пышных садов Город маленький, тихий красивый Затерялся родной мой Бобров.

Учитель. Родная природа – это множество не только звуков, но и красок. Мы говорим: «белые краски природы» и сразу представляем зиму, укрытые снежным одеялом деревья и кусты, снег скрипит под ногами. Человеку близки и дороги любые краски родной природы. Наблюдая картины родной природы, человек испытывает разные чувства: радости, восхищения, удивления. И своими чувствами он хочет поделиться с людьми, с миром. Любовь к России начинается с любви к малой Родине!


Работа с интеллектуальным заданием №1

«Знатоки родного края»

Учащиеся объединяются в группы, учитель проводит инструктаж по технике безопасности, назначает старшего в группе, ответственного за выполнение. Работа выполняется коллективно, в одном конверте даны пазлы, в другом – животные. Старший разбивает группу на две подгруппы, которые собирают картинку и вырезают животных, размещают картинки на полотне. Работа в группах идет на время. Чья группа быстрее справится, окажется в лидерстве.

1 группа собирает картинку «В лесу»

2 группа – «Луга Прибитюжья»

3 группа – «Наш Битюг» (см. Приложение 2)

Участники могут иметь свои названия, в результате они защищают работу, доказывают, что данное изображение можно назвать нашим родным краем.

В итоге учащиеся замечают, что наш край богат и разнообразен, дополняют ответы своими наблюдениями, вспоминают прогулки с родителями в лесу, делятся впечатлениями.

Работа с интеллектуальным заданием №2

«Юные друзья природы»»

Продолжается работа в группах.

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию, определите сюжет, выясните, какая беда произошла в лесу, кто может пострадать. Как спасется заяц, если выберется из горящего леса?

Учащиеся. Пожар в лесу может, например, произойти после грозы, когда загорается сухое дерево или виной становится человек (неосторожное обращение с огнем). Не зря говорят, что из одного дерева можно изготовить миллион спичек, и в то же время  одной  спичкой  можно уничтожить миллион  деревьев. Лес надо беречь, охранять и любить! От пожара страдает всё живое в лесу, жалко зайца, он может погибнуть.

Учитель. Каждой группе предстоит найти выход из лабиринта, т.е. найти дорогу для зайца. Выберется заяц из горящего леса или нет, зависит только от вас.

Учащиеся включаются в работу дружно. Для того, чтобы стрелками показать выход по лабиринту, каждому участнику выдан лист-черновик, где можно попробовать свои силы. Когда в команде появится результат, то решение переносится на чистовик, большой лист, где красными стрелками будет указан путь спасения. Побеждает та команда, которая справится раньше.

Подводятся итоги, подсчитываются очки, урок продолжается.

Лесная гостиная. О чем щебетал соловей?

Учитель. Вскоре спасатели решили навестить старого лесника, Хром Хромыча. Деда все так звали. После ранения в боях в ходе Афганской спецоперации дед стал похрамывать на одну ногу, с тех пор так и пошло: «Хром Хромыч». Лесник обрадовался встрече, напоил ребят чаем, расспросил о случае в лесу, рассказал о том, что лес стали окапывать, неглубокие борозды закроют путь машинам, языкам пламени не дадут расползаться. Запел соловей, и было слышно, как дышит лес, ветерок бежит по листве, подпевая птахе. О чем щебечет эта пернатая птица?

Аудиозапись«Божественное пение соловья»

̶ Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат! Пусть солдаты немного поспят. Сколько их полегло на фронтах Великой Отечественной. Нам потомкам надо сохранить жизнь во всей красоте природы, наслаждаться каждый день светлым чистым небом над головой, учиться защищать эту жизнь во имя веры и свободы на земле.

Казалось, лесник говорил сам с собой, но как-то трогали слова ребят, глаза слезились и улыбались. Хорошо-то как у нас в родном краю! Соловей продолжал петь.

Заключительный этап. Рефлексия. Минуты памяти и тишины

Учитель. Проходят годы, приходят дни, когда мы слышим песни Победы.

Учащиеся. 9 Мая – день Победы. В Боброве праздник начинается традиционно, отдают дань памяти погибшим воинам, слышатся кругом голоса, песни военных лет.

Демонстрация клипа «Соловьи». Николай Басков.

Учитель. Они сражались за Родину, многие не вернулись, отдали свои жизни за будущее без войны, за мирное небо над головой, герои-земляки (см.Презентацию)

Музыка совсем замолкает, дети выходят с фотографиями прапрадедов, участников Великой Отечественной войны.

Учитель объявляет минуту молчания.

Учащиеся читают стихотворение.

Россия - Родина святая,

Люблю тебя я всей душой.

Россия - ты обитель рая,

Горжусь Великою страной!



От запада до Поднебесной

С сияньем северных ночей,

Природа красоты чудесной

Земля родная, нет милей.



Народ России мудрый, честный,

Веками доблесть доказал.

В суровых битвах - Победитель,

Дух, волю, силу показал…

Учитель. Вот пишут: малая родина, подумать только: капелька. Что же это такое? Где ее границы? Откуда и куда она простирается? По-моему, малая родина - это окоем нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. Малая родина - это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.

На столе бумажные голуби: белые и серые. Дети берут голубей, выпускают на свободу. Да, может быть, кто-то не подумал, взял серого голубя, а, возможно, намеренно. Значит, не научился ещё любить и ценить нашу Родину. Моя задача, учителя, и состоит в том, чтобы каждому подарить эту любовь к матери, к родине, к России (см.Приложение 1)









Условия проведения (ресурсное обеспечение)

Образовательные технологии, методы и приемы:технология активных форм и методов обучения

(Внеурочное мероприятие проходит в форме экскурсионной прогулки по родному городу, виртуального путешествия в природу, интеллектуальной игры, частично используется технология проблемного обучения: требуется разрешить сложный для учащихся практический вопрос);

технология личностно-ориентированного обучения

(Ребята получают задания различного уровня сложности, могут воспользоваться консультацией учителя и помощью группы.);

интегрированное обучение

(Учащиеся осваивают не только краеведческие знания, но и знакомятся с маршрутными инструкциями, учатся оперировать пошаговым алгоритмом при выполнении заданий в группе)

Дидактическое обеспечение: разработка занятий, презентация «Мультимедийные презентации в среде PowerPoint»

Научно-методическое обеспечение: специальная методическая литература.

Материально-техническое обеспечение: компьютерная техника, мультимедийное оборудование, доступ к сети Интернет.

Кадровые ресурсы: учитель, библиотекарь.

Сотрудниками реализации мероприятия являются родители. Они приняли участие в экскурсионной прогулке, подготовили кабинет к проведению мероприятия, обеспечили раздаточным дидактическим материалом детей

Материально - техническая база: оборудованный кабинет, аудио- и видеоаппаратура

Финансовые: оплата услуг Интернета; приобретение материалов для изготовления раздаточного дидактического материала, оформление альманаха «Наша Родина – Россия» , обеспечение поездки с детьми во время экскурсионной прогулки и т.д.

Результаты с описанием социальной значимости и возможностью

тиражирования в других условиях

1.Сформирован положительный образ малой родины в отражении картин природы Бобровской земли

2. Изучать и охранять природу нашего края необходимо, значит, впереди перед детьми откроется перспектива бережного отношения к памятникам природы и старины

3.Осуществилась активизация познавательного интереса учащихся к прошлому родного края, к истории Отечества в целом.

4.Проявилось уважительное отношение к старшему поколению, чувству долга и любви к родине.

5.Использование педагогами данной разработки в свое работе

6.Повторение маршрута любым желающим самостоятельно

7.Возможность тиражирования в других условиях не исключена, так как проблема воспитания гражданина-патриота в современном обществе актуальна и неразрывно связана с будущим России











Список использованных источников

1.Капустина Н.И. «Сказ о земле Бобровской»/ Н.И. Капустина, Л.В. Кригер, А.Ю.Соколова, Е.Д.Степанова. – М., 1998.

2. Капустина Н. И., Кригер Л. В., Степанова Е. Д., Соколов А.Ю. Сказ о  земле Бобровской. - Воронеж, 2009

3. Книга Памяти Бобровского района - Воронеж, 1994

4. Кригер Л. В. Архитектура исторических городов Воронежской области. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2009.

5. Соколов А. Ю. Природа Бобровского Прибитюжья: [путеводитель]
/ А.Ю. Соколов. – Воpонеж: Альбом, 2007. – 63 с.: ил. – (Библиотека «Творческого объединения «Альбом»)

6. Сохраним Бобровский край. – Воронеж - Бобров, 2005.

7. Сохраним Бобровский край. Вып. 2: Памятники природы, истории и культуры. – Бобров, 2006.

8. Ткачева З.Н.Очерки по истории Бобровского района. - Бобров, 2007.

9. Юрьев Ю. Н. Бобров: путеводитель по городу. – Воронеж: «Альбом», 2005. – 64 с. – (Серия «Библиотека «Русского провинциального журнала – Воронеж»).

10. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 208 с

11. Б.Я. Табачников. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ/ Б. Я. Табачников. ̶ Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.


Электронные ресурсы

1 /https://cloud.mail.ru/public/vd4N/dhoQNjdGJ

2. https://cloud.mail.ru/public/J8ve/oCPxGFDvH

3.https://cloud.mail.ru/public/cJWb/jLtUyusxc


Приложение 1




Знакомство с альманахом

«Россия – Родина моя»




Что мы Родиной зовём?



Россия от края и до края..




Книги расскажут о нашей стране.



Работа в группе. Интеллектуальное задание №2



Работа в группах. Интеллектуальное задание №1




Минута памяти




Минута тишины



Рефлексия. Выбираем голубей.




За нами будущее!




Пока мы едины, мы непобедимы






Я, ты, он, она! Вместе – целая страна!






Приложение 2.

Интеллектуальное задание №1

«Знатоки родного края»

Цель: расширение кругозора о природе родного края, установление взаимосвязи между природой и человеком, воспитание бережного отношения к природе

Задачи: создать картины родной природы посредством активизации познавательной деятельности детей

Методы и приемы: проблемное обучение, сотрудничество в группах, подгруппах, анализ результата в группе, представление продукта классу.

Раздаточный материал: пазлы растительных объектов, животных, карандаши простые и цветные, клей, ножницы, салфетки, белый картон для сбора пазлов и наклеивания.

1 группа собирает картинку «В лесу»


2 группа – «Луга Прибитюжья»


3 группа – «На реке»

Интеллектуальное задание №2

«Юные друзья природы»»

Цель: расширение кругозора об охране природы родного края, установление зависимости живой природы от человека, воспитание чуткости, доброты, любви к живым существам

Задачи: способствовать развитию умения ориентироваться на местности с помощью схем, определять направление стрелкой, читать чертеж, комментировать маршрут движения

Методы и приемы: проблемное обучение, практическая работа, сотрудничество в группах, подгруппах, анализ результата в группе, представление продукта классу.

Раздаточный материал: иллюстрация «Пожар в лесу», схема движения, копии схем (черновые варианты), простые и цветные карандаши

Задание получает каждая группа, но результат требует скорости и правильности выполнения.






































19