Наша армия родная /этическая беседа/
Цель: уточнить представления детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины; пояснить смысл выражения армия родная.
Задачи: формировать представление о армии;
развивать слуховое восприятие речи, произвольную память;
прививать интерес к ратному труду российских воинов.
Оборудование: ММС, таблички, открытки.
Словарь: армия, танкист, лётчик, разведчик, моряк, артиллерист.
Ход занятия
Слуховая перекличка за экраном.
Воспитатель демонстрирует плакаты или открытки, посвящённые дню защитника отечества.
Читает текст плакатов (открыток). Спрашивает, что означают эти надписи. Подтверждает ответы детей, что в них прославляется наша армия
Уточняет представления воспитанников: «Наша – это какая? (Российская, непобедимая. Защитница страны.)
Почему армия называется Российской? (потому, что это армия нашей страны, России).
А почему говорят армия родная?»
Выслушав ответы детей на последний вопрос, педагог говорит: «Вот и девочка Лена из рассказа, который я вам прочту, так же как и вы задумалась над тем, почему мы называем Российскую армию родной»
Рассказ А. Митяева « Почему армия родная?»
«Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала то, что написано большими буквами.
Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочитала: «Да здравствует родная Российская армия!»
«Армия называется российской потому, что она в нашей стране России, - подумала Лена. – А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка…
Шёл из школы домой мальчик Коля. Он был соседом Лены, и Лена его спросила:
- Коля! Скажи пожалуйста, тебе Российская армия родная?
- Мне? Конечно, родная, - ответил Коля. Мой брат уже пол года служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
Ушёл Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с куклу, снежную бабу. И ей всё равно было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушки.
Вышла из подъезда соседка баба Маша – с ковриком под мышкой, с веником в руке.
Лена её спросила:
- Баба Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?
- Нет, - ответила баба Маша. – Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто в учреждениях.
- Значит вам армия не родная?
- Как же это не родная! – удивилась баба Маша. Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был бой и пришли наши. Мы бежали к ним на встречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти…»
- Армия всем родная, - закончила баба Маша. И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст.
Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.
Когда пришёл с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочитала надпись на плакате и что ей сказали Коля и баба Маша.
- Всё же Коле армия роднее! – пожаловалась Лена.
- Ну это как сказать! – ответил папа. Принеси-ка шкатулку с документами
Папа достал из шкатулки красную книжечку. «Военный билет» - было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию. Рядом были отчётливые буквы. Лена стала читать их. И получилось: «Сорокин Иван Сергеевич. Танкист. Сержант запаса».
- Вот это да! – удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запаса»?
- это значит, - сказал папа дочке, - что я, хотя и работаю на заводе, всё равно числюсь в армии.
- А другие папы?
- И другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто лётчик, кто разведчик, кто моряк запаса.
На другой день Лена снова гуляла по улице. Было холодно. Дул ветер, падал снег. А она не уходила домой. Ждала, когда из школы придёт Коля. Хотела сказать ему про своего папу-танкиста»
- поняли теперь, почему армия каждому из нас родная? – спрашивает воспитатель. И объясняет, опираясь на логику и факты рассказа:
- В армии служат наши родные. И мальчики, когда станут взрослыми, пойдут служить. Ваши отцы и родственники – военные запаса («Я, хотя и работаю на заводе, всё равно числюсь в армии» - объяснил Лене папа).
Особое внимание детей он обращает на следующую фразу из текста: «Армия всем родная. И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она в обиду не даст».
Завершая беседу, педагог задаёт вопрос, что нового дети узнали про Российскую армию. Заканчивает занятие словами: «Потому и непобедима наша армия, что каждому из нас она родная и скоро в день Российской армии, мы с вами вместе со всеми гражданами нашей страны скажем: «Слава армии родной! Слава! Слава!»