СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наша безопасность» «Осторожен будь всегда, стороной пройдёт беда!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка раскрывает  методику проектирования   урока по предмету «Окружающий мир»  в 3-м классе, работающих по УМК  «Школа России» согласно требованиям ФГОС  НОО и раскрывает возможность использования различных дидактических приемов обучения с вовлечением детей в активную деятельность на уроках окружающего мира. Материал урока  позволяет показать виды учебной деятельности учителя и учащихся по достижению планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по формированию универсальных учебных действий. Задания, представленные в данной разработке, помогут ученикам обобщить и закрепить знания и умения, полученные на уроках окружающего мира.

Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
««Наша безопасность» «Осторожен будь всегда, стороной пройдёт беда!»»

М.А.Михайлова



















Обобщающий урок по окружающему миру

по разделу «Наша безопасность»

«Осторожен будь всегда,

стороной пройдёт беда!»


учебное занятие






















Республика Марий Эл Горномарийский район

МБОУ «Озеркинская СОШ»

2019


Содержание


Аннотация ....................................................................................3

Введение........................................................................................3- 4

Методическая разработка учебного занятия ............................. 4-11

Заключение ................................................................................. 12

Библиографический список....................................................... 13

Приложение 1 ............................................................................. 14

Приложение 2 ............................................................................. 14-15

Приложение 3 ............................................................................. 15

Приложение 4 ............................................................................. 16

Приложение 5 ............................................................................. 16









































Аннотация

Данная методическая разработка раскрывает  методику проектирования   урока по предмету «Окружающий мир»  в 3-м классе, работающих по УМК  «Школа России» согласно требованиям ФГОС  НОО и раскрывает возможность использования различных дидактических приемов обучения с вовлечением детей в активную деятельность на уроках окружающего мира. Материал урока позволяет показать виды учебной деятельности учителя и учащихся по достижению планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по формированию универсальных учебных действий. Задания, представленные в данной разработке, помогут ученикам обобщить и закрепить знания и умения, полученные на уроках окружающего мира.

Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов.

Введение

Тема «Наша безопасность» является одной из важных тем предмета. В последнее время угроза для безопасности существования человека начинает исходить от разных неблагоприятных моментов.

Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, на дороге, просто на улице, дома, в лесу. Учащиеся должны уметь предвидеть опасные опасности и по возможности их избегать. Данная тема является обобщением знаний уч-ся по правилам безопасности.

Урок начинается необычно, что способствует эмоциональному и благоприятному настрою. Упражнение «Звездопад» помогает настроит на позитивный уровень. Ход урока построен таким образом, что ребята сами называют тему и цель урока.

Данный урок проводится во втором полугодии и входит в раздел «Наша безопасность» (8 ч), разработан в соответствии с возрастом и возможностями детей, четко определена структура  урока, подобраны  интересные и доступные упражнения, строго дозирована нагрузка, продуманы  методы и приемы обучения, подобрано оборудование.

Урок строится на принципах деятельностного обучения, и включают практическую работу, работу в группах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки.

На уроке решены задачи, которые позволили проявить знания и умения по теме, умение анализировать, работать в группе. Сочеталась  коллективная и фронтальная работы. Использованы типы деятельности: познавательная, игровая, учебная. Каждый этап урока несет в себе информацию об опасности, которая обсуждается, как выглядит опасность, отчего возникает и какие меры безопасности надо соблюдать. Делаются выводы.

          Обыгрывается ситуация встречи с незнакомым человеком на примере сказки «Красная Шапочка», чтобы в случае опасности не растеряться, знать что и как говорить, как себя вести, чтобы действия были четкими.

               Используется графический диктант. Диктант выполняет следующие функции:  обучающую, организующую, развивающую, воспитывающую, контролирующую, диагностическую. Диктант повышает мотивацию обучения и заинтересованность учащихся.

Работа в группе позволяет охватить контролем всех, воспитывает взаимоуважение друг к другу, укрепляет дружбу, уч-ся убеждаются в ценности взаимопомощи, развивают взаимную ответственность, внимательность.

На уроке реализуется принцип наглядности - презентация. Она эффективно поддерживает игровую форму урока.

В конце урока проводится рефлексия. Дети анализируют не только результат своей работы, но и сам процесс работы, дают самооценку.


Методическая разработка учебного занятия


Организационная структура обобщающего урока по окружающему миру «Осторожен будь всегда, стороной пройдёт беда!»

по разделу «Наша безопасность»


Тема: обобщение по разделу «Наша безопасность»

Тип урока: обобщающий

Форма урока: урок – беседа с элементами исследовательской деятельности

Учебник: «Окружающий мир», 2 часть, А.А.Плешаков

Цель: систематизация, обобщение и проверка знаний по изученному разделу

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в парах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Предметные результаты:

  • различать и объяснять такое понятия, как “опасно”, «безопасность»

  • обобщить знания по разделу

  • формулировать выводы по изученному материалу

Метапредметные УУД:

  • Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своей жизни.

  • Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практические задачи в познавательные, самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия.

  • Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе, паре)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование урока: ученикам – ручка, карандаш, карточки для работы в группах.

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в группах, картинки с изображением грибов, листы самооценки, кружки для рефлексии.


  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей (слайд 1)

Добрый день и добрый час!

Всех я рада видеть вас.

Посмотрите, повернитесь

И гостям вы улыбнитесь.

Друг на друга посмотрите

Улыбнитесь и садитесь.

А сейчас внимательно смотрим на меня и дружно отвечаем:

Вы   внимательные? - Да!

Вы старательные? - Да!

-Хорошо мы учимся. - Всё у нас получится!

Релаксация.

- Представьте себе, что в ваших ладошках лежит что-то родное, доброе, мягкое. Почувствуйте, как оно согревает ваши руки, тело, душу. Оно заряжает вас энергией и улучшает настроение. Вот с этим позитивным настроением мы и начнём урок. Давайте сегодня будем работать дружно, активно, не перебивать и помогать друг другу. Я в вас верю. Поэтому: «Ни минутки не теряем, сразу к делу приступаем». Итак, наш урок окружающего мира начинается прямо сейчас.

- Начнём с упражнения «Звездопад» (слайд 2)

- Закройте глаза, представьте звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд на небе. И вдруг… мы видим, как одна из них падает. Значит, можно загадать желание. Загадайте, каким будет наш урок сегодня! Ответы детей: «Я хочу, чтобы сегодня наш урок был хорошим, тихим, умным, интересным, удачным…».

- Ребята, скажите, а при каких условиях наш урок будет удачным? (Ответы детей: «Урок будет удачным тогда, когда все будут слушать, рассуждать, работать слаженно, думать, добывать новые знания и др.»

  1. Самоопределение к деятельности

- Хорошо, а сейчас подумайте, на какой урок я вас сегодня приглашаю.

( на доске надписи: контрольный урок, обобщающий урок, урок нового знания). А помогут вам строки, которые я прочту:

В этот час прекрасный, добрый

Собрались не просто так.

К крепким знаниям навстречу

Сделаем широкий шаг!

Но для этого мы с вами

Вспомним все и повторим.

Знания, что получили раньше

Дружно вместе обобщим!

- Итак, на какой урок я вас приглашаю? (обобщающий)

- Сформулируйте цель урока (обобщить полученные знания по изученной теме).

- Осталось только сформулировать тему, по которой мы будем обобщать наши знания. Я приготовила для вас слова – подсказки. Они перед вами. Определите тему (на доске слова: дорога, газ, пешеход, балкон, незнакомец, светофор, молния и т. д.). Это тема - наша безопасность.

Итак, я предлагаю вам сегодня: 

  • проявить (себя с самой лучшей стороны)

  • вспомнить (все самое главное)

  • применить (свои знания) по теме «Наша безопасность» (Слайд 3)

  1. Работа по теме. Актуализация ранее изученного.

1).Беседа – обсуждение.

- Мы закончили изучение раздела «Наша безопасность». Как вы понимаете слово безопасность? Безопасность – защита от опасности. Безопасность – это защищённость человека от опасных ситуаций.

-  А что такое опасность? (ответы детей)

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение этого слова: «Опасность – это возможность, угроза чего – либо очень плохого, какого - нибудь несчастья.

- Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека? (Огонь, газ, животные, ядовитые грибы, растения, окно, балкон и др.).

Кластер «Опасности вокруг нас» (слайд 4)

- Многие люди сегодня живут в благоустроенных домах, ходят «охотится» в супермаркеты, а самые страшные животные на пути это соседская собака и вездесущий комар. Но современный мир наполнен опасностями, просто они стали другими. Пусть пешеходы не достанутся на обед голодному зверю, зато могут угодить под колеса автомобиля. Причиной смертельного отравления может оказаться не только укус змеи, но и просроченное лекарство из собственной аптечки. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими.

- Сегодня на уроке вы столкнетесь со многими опасностями. Вам предстоит проявить умение их предвидеть и по возможности их избежать. За преодоление каждой опасности на доске будут открываться буквы, из которых у нас в конце урока получится ключевое слово, связанное с нашей темой.

Если вы научитесь просчитывать события наперёд, предвидеть опасность, вам будет в дальнейшем легче её избежать или выйти из ситуации без потерь. Готовы! Начинаем!

Опасность № 1: «Огонь, вода и газ»

– Мы часто говорим «Мой дом – моя крепость». Но и здесь нас подстерегают различные опасности. Заглянем в историю наших предков. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Ходить к ручью или колодцу ему расхотелось, и он заставил ручей течь к нему в дом. Так появился водопровод.

- Жарить мамонтов на костре было очень неудобно, и человек придумал газовую плиту. А сколько электроприборов придумал человек на благо пользование! Вот только со временем оказалось, что вещи, сделанные человеком для своего удобства, могут не только помогать, но и быть опасными.

Сейчас вы должны выполнить следующее задание: Внимание на экран.

Укажите правильное действие для каждого случая: (слайд 5)

1.В доме возник пожар… (набросить одеяло, покинуть помещение, пробираться ползком, спускаться по лестнице, не пользуясь лифтом,)

2.В квартире произошла авария водопровода… (завернуть вентиль, перекрывающий воду, сообщить родителям, соседям, диспетчеру)

3.В комнате ощущается запах газа… (немедленно проветрить помещение, позвонить диспетчеру – 04) Открывается буквы «О» (4 шт.)

Опасность № 2: «Чтобы путь был счастливым» (слайд 6)
- Сейчас мы говорили о безопасности, которую надо соблюдать дома. Но очень часто мы покидаем   дом, когда собираемся куда-то идти или ехать?

- И тогда мы становимся пешеходами, пассажирами или велосипедистами. Опасностей в дороге много. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат. Многие люди погибают на дорогах. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу, не понимая, что водитель не успеет вовремя остановить машину. Автомобиль движется даже тогда, когда нажаты тормоза. Сейчас мы вспомним с вами как избежать опасности, соблюдая правила пешехода, велосипедиста и пассажира. А кого мы называем пешеходом? Велосипедистом? Пассажиром?

– Каким должен быть современный пешеход? (Собранным, внимательным, осторожным.)

2). Работа с карточками «Если ты пешеход, велосипедист, пассажир» (карточки №1,2,3 – по рядам)

- У вас на партах лежат конверты с заданием. У каждого ряда своё задание. Внимательно прочитайте, подумайте и постарайтесь дать правильный ответ. (Дети работают по карточкам и отвечают.)

Проверка (слайды 7,8,9)

– Знакомые и простые правила! Но как часто дети нарушают их.

– Ваши родные всегда волнуются за вас, когда вы куда-нибудь уходите из дома. Поэтому пусть эти правила станут торжественным обещанием, которое вы дадите своим родным. Открывается буквы«С» (2шт.)

3). Игра «Верно ли утверждение» (по дорожным знакам с привлечением родителей)

- Сегодня помочь провести урок согласилась одна из ваших мам. Это Кашутина Наталья Николаевна, мама Данилы. Она работает в Марий Эл Дорстрое. Её работа тоже связана с нашей темой, нашей безопасностью, ведь главными задачами этой организации являются обслуживание и строительство наших дорог, чтобы по ним можно было безопасно передвигаться. Сегодня на уроке она будет в роли инспектора дорожно – патрульной службы и проверит ваши знания по теме «Дорожные знаки».

Инспектор: Приготовьте сигнальные карточки – светофоры, которые лежат на ваших столах. Я проведу с вами серьёзную игру “Верно ли утверждение”. Я читаю утверждение, если это утверждение верно – вы поднимаете зелёный сигнал, а если нет – красный. Итак, приготовились! Внимание! Начали!

1. Дорожные знаки разные в каждой стране. Да. Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой. Да. Нет (слайд 10)

- О чём они нас предупреждают? (о приближении к опасному участку пути)

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками. Да. Нет.

- А какие они? (белые или синие круги с красной каймой и может быть перечёркнутая линия) (слайд 11)

4. Сервис – это обслуживание. Да. Нет (слайд 12)

5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса? Да. Нет.

- А что он обозначает? (въезд запрещён) (слайд 13)

6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека. Да. Нет.

- А как? (слайд 13)

7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах. Да. Нет. Открывается буквы «Т» (2шт.)

Инспектор: Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Дисциплина на дорогах - залог безопасности. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Вспомним еще некоторые из них.

4). Задание «Собери знак» (Работа в парах).

Из деталей, лежащих на ваших столах в конвертах, необходимо собрать дорожный знак, назвать и определить к какой группе знаков он относится. Открывается буква «Р»

- Молодцы! Инспектор дорожно-патрульной службы остался доволен вашими знаниями, вы хорошо разбираетесь в Правилах дорожного движения. Он надеется, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями и среди вас не будет нарушителей Правил дорожного движения.

Опасность №3: «Опасные места во дворе и лесу » (слайд 14)

Давайте вспомним сказку,
А может, и не сказку,
Простой типичный случай.

Из жизни среды,
О том, что помнить нужно,
Опасность может близко,
Когда шагаешь в школу,

Или идёшь домой.
Возьмём сюжет известный,
Из сказки интересной:
Кто раньше доберётся

До бабушки больной?

5). Инсценировка встречи Красной Шапочки и Волка.

-Ребята, а вы помните сказку про Красную Шапочку? (Да)

Я предлагаю вам посмотреть отрывок из этой сказки, а помогут мне: (называю имена детей, ребята выходят к доске в соответствующих атрибутах). Вариант 1.

- Здравствуй, Красная Шапочка, - хитро прищурившись, сказал Волк
- Здравствуй, Серый Волк! - ответила Красная Шапочка, нисколько не испугавшись.

- Куда же ты идешь одна? - спросил Волк, приблизившись к девочке.
Она невозмутимо ответила:

- Я иду к своей бабушке, она больна, я несу ей пирожки.
Волк обрадовался такой новости и спросил с интересом: 
- Ну, а где же живёт твоя бабушка?
- Тут недалеко, за мельницей сразу справа, - махнув рукой, сказала Красная Шапочка.

- Знакома ли была Красная Шапочка с Волком? А как вы считаете, правильно ли себя повела Красная Шапочка при встрече с волком? (Ответы детей). А что может случиться, если вы будете вести себя подобным образом? Как вы думаете, а как нужно было себя вести Красной Шапочке, когда она увидела волка? ( Ответы детей)

- Давайте снова обыграем нашу сказку, но только Красная Шапочка уже поведет себя правильно.

Инсценировка «Красная Шапочка и Волк» Вариант 2.

-Здравствуй, Красная Шапочка! - улыбаясь, говорит волк.

Красная Шапочка, молча, проходит мимо серого волка.

-Куда же ты идешь одна? - настойчиво спрашивает волк.

Красная Шапочка не отвечает. Волк пытается схватить Красную Шапочку за руку.

- Давай я провожу тебя домой? Где ты живешь? Не страшно тебе идти одной?

И вот тогда Красная Шапочка громко закричала

-Ааа! Помогите! На помощь!

Волк испугался и убежал.

Какой мы может сделать вывод, ребята?

(Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице и рассказывать им о себе, в случае необходимости стоит громко закричать и позвать на помощь!)

-Ребята, Красную Шапочку мы с вами научили, как правильно себя вести, а вот сейчас проверим, как вы будете поступать в подобных ситуациях. Проверим? Предлагаю поработать в парах. Каждой паре дается ситуация из которой нужно найти правильный выход. Минута на размышление. (Дети работают в парах на листочках по рядам.) Открывается буква «Ж»

Опасность №4: «Природа и наша безопасность» (слайд 15)

- А сейчас мы с вами отправимся на природу. Как поется в песне «У природы нет плохой погоды…». Но не всякая погода хороша. Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Какие же это опасности в природе, мы сейчас и проверим.

6). Графический диктант

Проведем графический диктант. Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны «-».

1.Если увидишь в лесу незнакомые ягоды, непременно попробуй их.

2. Собирать в лесу можно только те грибы, которые хорошо знаешь.

3.Если тебя укусило животное, то в больницу обращаться не обязательно.

4. Если к тебе приближается собака, не убегай от неё.

5. После общения с домашними животными не нужно мыть руки с мылом.

6. Заметив приближение грозы, покинь открытое место.

7. Во время грозы лучше прятаться под одиноко стоящим деревом.

8. Во время грозы можно купаться в водоёме.

Взаимопроверка ( Слайд 15)

-Поменялись листочками. Сверьте ответы с данными на слайде и оцените работу:

1

2

3

4

5

6

7

8

-

+

-

+

-

+

-

-









ПРОВЕРКА. Нет ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3»;

более 5 ошибок – «Не справился». ( Слайд 16)

Вернули листочки друг другу.

- Кто доволен, своей работой – поднимите руки, остальным нужно ещё раз повторить тему: «Природа и наша безопасность».

4. Физкультминутка

-Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки

Наконец мы в лес пришли, (ходьба)

Сразу белый гриб нашли (наклоны)

Вот грибок, другой грибок (приседания)

Положу их в кузовок! (хлопки в ладоши)

- Ребята, а вы все знаете, как выглядят съедобные и несъедобные грибы? Задание: распределить грибы по группам съедобные, ядовитые. Съедобные мы сложим в корзину, а ядовитые в мусорную корзину. Работают на доске. ( Слайд 17) Открывается буква «Н»

Опасность №5 «Экологическая безопасность». ( Слайд 18)

- Мы с вами живем в очень красивом крае – Республике Марий Эл. У нас замечательная природа, наша республика богата лесами, реками, озёрами. Поэтому мы должны хорошо знать, как избежать опасностей природы, чтобы наслаждаться ее красотой на экскурсиях и прогулках. Но все ли у нас в порядке в природе? Мы сейчас узнаем.

6). Работа с информацией и текстом. (Заранее подготовленные дети)

- Сегодня у нас на уроке выступят наши юные корреспонденты. Они побывали в разных уголках нашей республики и подготовили репортажи, давайте их послушаем.

1 ученик: Я побывала в парке нашей столицы Йошкар - Оле. Как же там красиво и здорово! Но выйдя из него, я увидела со всех сторон серую дымку – это заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу вредные отходы и часто превышают допустимые нормы. А по дорогам города мчится бесконечный поток машин. Жители города вместе с воздухом вдыхают большое количество ядовитых соединений, выхлопных газов, что приводит к ухудшению здоровья.

3 ученик: А я побывала летом на берегу нашего озера Работник. Что же я там увидела: мусор из бутылок, консервных банок и бумаги. Весь этот мусор не только уродует вид нашего красивого озера, но он ещё вернётся к человеку в виде загрязнённой воды, токсичной пыли. Вода из озера будет содержать различные опасные бактерии, и в ней будет опасно купаться, ягоды и грибы в лесу и на полях будут отравлены. А если мусор сжечь, то в дыме таких костров образуются вредные токсичные вещества. Они переносятся ветром в водоёмы, леса, огороды, создавая угрозу для жизни.


- Мы видим, что не всё в порядке в храме природы. Ребята, кто представляет опасность для планеты, кто её загрязняет? (люди)

- А ведь человек - часть природы, и сам он страдает от своих действий. Почему? (Люди неправильно ведут себя в природе и в обществе)

- Значит, нужно обезопасить нашу планету. И сейчас речь пойдёт об экологической безопасности. Как вы понимаете слова: «Цепь загрязнения» (Загрязняющие вещества движутся по цепочке)

-Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды? (через воздух, воду, почву, продукты питания)

Составьте цепочки загрязнения и объясните ( Слайд 19)

Шоссе – грибы – человек - больница.

Завод – поле - человек – больница.

Завод – река – рыба – человек – больница. Открывается буква «ь»

Каким словом заканчивается каждая наша цепь. Что это значит? (ответы детей)

5. Подведение итогов урока

- Какое ключевое слово мы с вами разгадали?  ОСТОРОЖНОСТЬ

- Как это слово связано с темой урока? (ответы детей)

Жизнь каждого человека бесценна. И что бы с нами не случилось несчастного случая, мы должны оберегать себя в разных опасных ситуациях. Не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным дома, на улице, во дворе, в природе – это не трусость, а умный расчет. Ведь главное правило жизни – лучше избежать опасностей, чем с ними бороться. Всегда помните одну простую, но умную фразу «Осторожен, будь всегда, стороной пройдёт беда!» Берегите себя и своих близких. (слайд 20)

6. Рефлексия деятельности. . (слайд 21)

Учитель: Давайте дадим оценку себе и нашему уроку. А поможет нам светофор. Наш светофор предназначен не только для регулировки движения, он умеет показывать настроение людей! Если на светофоре зажигается красный свет – значит кому-то плохо, кто-то нуждается в помощи, а если зелёный – значит у человека отличное настроение, он доволен собой и жизнью. Оцените свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой на уроке и вам урок понравился, наклейте на модель светофора зелёный кружок, если нет – красный, а если затрудняется ответить на этот вопрос, то жёлтый кружок (у детей на столе лежат 3 кружка с тремя цветами светофора: красный, жёлтый и зелёный и дети выбирают нужный цвет)

Закончить урок я хочу словами песни:

Мы на свет родились

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить.

-Чтобы наша жизнь была действительно радостной и счастливой помните формулу безопасности:

УМЕЙ

Предвидеть опасность.

По возможности избегай ее.

При необходимости действуй решительно и четко.

Борись до последнего, активно проси о помощи и сам её оказывай!










Заключение

Структура урока соответствует его цели и типу. Основной организационной задачей является создание условий для систематизации и обобщения знаний и умений. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, применение различных форм и методов организации учебной деятельности школьников способствуют достижению образовательных целей урока, стимулируют познавательные интересы и активность учащихся. Этапы урока последовательны и тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствует их жизненному опыту.

В ходе урока закрепляются знания детей по правилам дорожного движения, отрабатывается умение избегать опасности при встрече с незнакомыми людьми и правильного поведения в опасных местах. На уроке используются такие методические приёмы, как «Кластер», «Верно, неверно», «Мозговой штурм». На одном из этапов урока знания детей оцениваются с помощью графического диктанта. Данные приёмы помогают мотивировать и активизировать познавательный интерес учащихся.

Понятие правил безопасности прочно входит в нашу жизнь, их важность и актуальность возрастает год от года.

Поэтому, предлагаемый урок – это яркий пример того, как можно обсуждение одного из наиболее актуальных и значимых вопросов о правилах безопасности сделать для школьников интересным, понятным и запоминающимся.





























Библиографический список

А.А. Плешаков. Окружающий мир: Учебник для 3класса: в 2 частях.- М.: Просвещение, 2013г

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-priroda-i-nasha-bezopasnost-486059.html

https://infourok.ru/urok-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-obschaya-bezopasnost-klass-3512560.html

https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-e.html











































Приложение к уроку

Приложение 1

Правила поведения на дороге пешехода, велосипедиста, в транспорте пассажира.

Правила пешехода:

1. Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.

2. Переходить дорогу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.

3. Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный.

Если ты велосипедист:

1. Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах.

2. Если нужно будет пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу.

3. Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде не держась за руль.

4. Не катайте никого на раме или багажнике своего велосипеда. Это тоже запрещено правилами дорожного движения.

Если ты пассажир:

1. Садись в автомобиль и выходи из него со стороны тротуара. И только после того, как автомобиль полностью остановится.

2. Не высовывай в окно руку, а тем более голову.

3. Если едешь на общественном транспорте, не прислоняйся к дверям. Ведь они открываются и закрываются автоматически.

4. Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.


Приложение 2


Тема: Чтобы путь был счастливым.

Карточка №1.
Если ты пешеход.
Найди ошибки и исправь их.


  • Ходи по самому краю тротуара.

  • Стой на краю тротуара, когда ждешь автобус или троллейбус.

  • Когда загорится зеленый свет, быстро перебегай через дорогу.

  • Старайся переходить улицу только на красный свет светофора и никогда не ходить на зеленый.

  • Старайся переходить улицу в группе людей.



Карточка №2.

Если ты велосипедист.
Выбери правильный ответ.

1. Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипедах

  • а) по дорогам, где ездят автомобили

  • б) в парках

  • в) на стадионах

2. По тротуарам разрешается ездить только

  • а) совсем маленьким детям на детских велосипедах

  • б) всем детям до 14 лет

3. Правила дорожного движения запрещают

  • а) ездить на велосипеде, не держась за руль

  • б) катать на раме или багажнике велосипеда других детей

  • в) пересекать дорогу, сойдя с велосипеда



Карточка №3.

Если ты пассажир.
Вставь пропущенные слова.

  • Запрещается отвлекать _________________ во время движения.

  • Не высовывай в окно ________ , а тем более ____________ .

  • Если едешь в общественном транспорте не ______________________ к дверям.

  • Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи,______________________________________________________ .







Приложение 3

Ситуации на тему «Если тебе встретился незнакомец…»


1.На улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь? (Позвоню маме и спрошу у нее. Не пойду с незнакомым человеком, ведь мама меня не предупреждала)

2.Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать? (Я не буду разговаривать с незнакомым мне человеком)

3.Ты идешь домой из школы. К тебе подходит незнакомец и предлагает покататься на машине. Что ты сделаешь? (Не стану с ним разговаривать. Уйду в сторону)

4.Если незнакомый человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешь делать? (Буду громко кричать о помощи, и оказывать сопротивление незнакомцу)

5.Если к тебе подошли незнакомцы и спрашивают, как найти улицу или дом, что ты будешь делать? (Скажу где этот дом находится, но показывать это место не пойду)

6.Звонят или стучат в дверь и говорят “Телеграмма. Нужно расписаться”. Что ты сделаешь? ( Ничего не отвечу и не открою дверь. Позвоню маме)

7.Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите? (Прибавлю шаг и постараюсь идти туда, где больше людей. Позвоню родным)

8.Если к тебе на улице обратился незнакомец и предложил посмотреть очень интересное место, где есть много красивых игрушек и вкусных конфет. Как ты себя поведешь? ( Откажу незнакомцу и скажу, что если этот человек не уйдет, то я позвоню в полицию)







Приложение 4

Репортаж юных корреспондентов


1 ученик: Я побывала в парке одного из городов нашей страны. Как же там красиво и здорово! Но выйдя из него, я увидела со всех сторон серую дымку – это множество заводов и фабрик выбрасывают в атмосферу вредные отходы и часто превышают допустимые нормы. Жители города вместе с воздухом вдыхают большое количество ядовитых соединений, выхлопных газов, что приводит к ухудшению здоровья.

2 ученик: Я побывал на морском побережье и увидел на берегу множество мёртвых морских животных. Они пострадали от того, что нефтяной танкер налетел на подводные скалы, в результате этого несколько тысяч тонн сырой нефти вытекло в море. В результате очистки удалось собрать лишь 4% вылившейся нефти. У многих животных нарушились цепи питания: медведи и орлы поедали пропитанную нефтью рыбу, мёртвых птиц, олени - отравленные водоросли и рачков. В результате эти животные тоже отравились и погибли

3 ученик: А я побывала летом на берегу нашего озера Работник. Что же я там увидела: мусор из бутылок, консервных банок, старого тряпья и бумаги. Весь этот мусор не только уродует вид нашего красивого озера, но он ещё вернётся к человеку в виде загрязнённой воды, токсичной пыли. Вода из озера будет содержать различные опасные бактерии, и в ней будет опасно купаться, ягоды в лесу, на лугу на полях будут отравлены. А если мусор сжечь, то в дыме таких костров образуются вредные токсичные вещества. Они переносятся ветром в водоёмы, леса, огороды, города, создавая угрозу для жизни.







Приложение 5


Ядовитые грибы и ягоды

Бледная поганка.

Бледная поганка – самый опасный и ядовитый из всех грибов. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Яд, который содержится в ней, не исчезает при варке грибов. Если бледная поганка полежит рядом со съедобными грибами, ими тоже можно отравиться. Признаки отравления этим грибом – головная боль, ухудшение зрения - проявляются очень поздно – через 10 – 12 или даже 30 часов. За это время яд уже основательно поработал в организме, и при любом лечении надежды на выздоровление очень мало.

Сатанинский гриб.

Сатанинский гриб не случайно так назван – после бледной поганки это самый ядовитый гриб наших лесов. Шляпка у него серо-бурая, ножка коричневая, с багровыми прожилками. Слой под шляпкой – грязно-красный, если разломить гриб, то его белая мякоть сначала краснеет, потом становится тёмно-синей.

Мухомор.

Мухомор – самый честный из ядовитых грибов. Своей яркой красной окраской он всех предупреждает – не тронь меня! Но есть в наших лесах ещё мухомор пантерный, очень ядовитый гриб. У него шляпка не красная, а серо-зелёная, тоже усыпанная белыми бородавками. Но мухомор необходим в лесу – им лечатся некоторые птицы и звери, например, лоси.

Ложный опёнок.

Есть ядовитые грибы, которые маскируются под съедобные, очень похожи на них. Например, ложный опёнок очень похож на опёнок настоящий. Ложные опята отличаются от съедобных цветом шляпки: у съедобных шляпка светло-коричневая, золотистая, усеяна тёмными чешуйками. А у ложных шляпка жёлтая, в середине оранжевая или красноватая


Вороний глаз.

 Травянистое растение высотой 15-30 сантиметров, обитает в тенистых лесных уголках. Все части растения, особенно корневище и ягоды, очень ядовиты для человека и скота. Однако при соблюдении мер безопасности и маленькой дозировки растение (в сушёном виде) может быть использовано для приготовления натуральных растворов для борьбы с вредными насекомыми, а так же применяется в народной медицине

Ландыш майский.

 Все части популярного душистого растения сильно ядовиты, но особенно опасны его плоды – крупные красно-оранжевые ягоды. Содержащиеся в растении гликозиды могут вызвать серьезные нарушения работы сердца и привести к смертельному исходу. Если ребенок прикасался к листьям ландыша или собирал его цветы, необходимо тщательно вымыть руки.

Волчье лыко.

 Маленький лесной кустарник. Красивые душистые цветки и красные ягоды очень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом.

Белена.

 Стебель растения покрыт клейким пушком, листья темно-зеленые, а снизу серовато-зеленые тоже покрыты волосками, издающими неприятный запах. Цветы грязно-белого или грязно-желтого цвета с мелкой сетью фиолетовых жилок. Плод имеет кувшинообразную коробочку, открывающуюся крышечкой. Такие очень характерные по виду растения можно встретить около плетней и изгородей, возле домов и во дворах, на пустырях и в полях.  содержат высокие концентрации алкалоидов, при попадании в организм вызывающих галлюцинации, тахикардию, скачки давления и конвульсии.

Дурман.

Ядовито все растение, но, поскольку оно имеет довольно сильный неприятный запах, маловероятно, что ребенок захочет попробовать его на вкус. Привлечь его внимание скорее может плод дурмана – интересной формы, с колючками, содержащий большое количество мелких семян. Алкалоиды дурмана вызывают нарушения работы центральной нервной системы (в широком диапазоне от возбуждающего до парализующего), галлюцинации, судороги.
























24