МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
МОО администрации Березовского района
МБОУ БСОШ №3
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Хакимова А.С. Приказ№1 от «30» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Зам по УВР ________________________ Савина Ю.А. Приказ№1 от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Бекетов А.Р. Приказ№1 от «3» сентября 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Наша родина от края и до края»
для обучающихся 1-4 классов
п.Березовка 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» (далее – программа) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 № 732.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена важностью формирования ценностного отношения младших школьников к природе родной страны, ее разнообразию, богатству и красоте, а также необходимостью объединять вклад учебной и внеучебной деятельности обучающихся в развитие и воспитание обучающихся.
Для современной системы российского образования весьма важной является идея интеграции обучения и воспитания, взаимосвязи учебной работы обучающихся и их внеурочной деятельности. Именно интеграция в значительной степени повышает успешность формирования такой нравственной ценности, как патриотизм – прочный фундамент прошлого, настоящего и будущего России, одна из главных опор общества и государства. От сопричастности подрастающего поколения к судьбе своей Родины зависит будущее страны. Одной из основ патриотического воспитания является формирование внимательного и бережного отношения к природе России. Безусловно, существенный вклад в гражданско-патриотическое воспитание младших школьников вносит изучение предметов учебного плана – русский язык и литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Необходимо отметить особую роль предмета «Окружающий мир», особенно изучение темы
«Природные зоны».
В начальной школе эта тема имеет важное значение – она закладывает основы для курсов географии и биологии на уровне основного общего образования. От того, насколько хорошо усвоена эта тема в начальной школе, зависит и достижение основной цели изучения предмета «Окружающий мир» – создание у младшего школьника образа целостной картины мира.
Программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» в совокупности с уроками окружающего мира дает возможность
обучающимся более широко и углубленно изучить многообразие и богатство природы России.
Зачастую педагоги используют на уроках изучения природных зон объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ учителя с опорой на визуальный ряд мультимедийной презентации, чтение учебника, ответы на вопросы) и рассматривают природные зоны по однотипной схеме. Все это приводит к тому, что обучающиеся нередко воспринимают урок окружающего мира как еще один урок чтения и теряют к нему интерес. Организация исследовательской деятельности на уроках происходит эпизодически.
В начальной школе исследовательская деятельность проходит этап становления и развития. С помощью программы курса внеурочной деятельности
«Наша Родина от края и до края» можно сделать изучение темы природных зон более эмоционально окрашенным и запоминающимся. Освоение материала происходит с помощью исследовательских методов: наблюдение, сравнение, поиск ошибки, дополнение информации, решение проблемной ситуации. Используются разные формы работы, в том числе игровые: дидактические и ролевые игры, ведение Дневника путешественника, составление описания растения или животного, конференция. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы младших школьников, предоставляя им возможность научиться работать совместно, а также проявить и развить самостоятельность.
Основная цель курса – активизация процесса познания младшими школьниками окружающего мира, обеспечение условий для разнообразной активной поисковой, исследовательской деятельности детей, совершенствования их функциональной грамотности.
Курс внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» предназначен для обучающихся 3–4 классов и направлен на освоение ими элементарных умений исследовательской деятельности; осознание культуры исследовательского труда; развитие интереса к творческому поиску через знакомство с природой нашей Родины. Активная групповая работа формирует умения использовать различные способы поиска информации (в печатных и электронных источниках), аргументированно представлять собственную позицию, адекватно с учетом правил речевого этикета вести учебный диалог, осуществлять самоконтроль за выбором достоверной информации.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания и учитывает психолого-педагогические особенности младших школьников. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
-в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у детей младшего школьного возраста гражданско-патриотических чувств;
-в формировании позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (Отечество, природа, человек, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается федеральной рабочей программой воспитания.
Программа представлена в объѐме 34 часа в год (1 час в неделю). В предлагаемой программе могут участвовать третьеклассники или четвероклассники.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ» Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда
Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям жизни, примеры арктических растений. Особенности животного мира Арктики: приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных, обитающих в Арктике. Заповедный остров Врангеля.
Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона
Расположение зоны тундры на карте Российской Федерации. Особенности неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха, продолжительность зимы и лета. Особенности растительного мира тундры, примеры растений, произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры. Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям жизни, основные признаки приспособления. Народы, проживающие в тундре, и их занятия.
Раздел 3. Тайга
Особенности самой большой природной зоны России, расположение на карте России. Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель. Богатство и разнообразие животного мира тайги. Примеры животных таежного края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных богатств. Изучение Сибири. В.К. Арсеньев. Сихотэ-Алинский заповедник.
Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов
Расположение зоны смешанных и широколиственных лесов на карте Российской Федерации. Особенности времен года зоны смешанных лесов: погода, температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных
этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов. Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира смешанных лесов. Главные представители животного мира, обитающие в смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. Лес – богатство, значение леса для жизни и труда человека.
Раздел 5. Зона степей
Особенности степи, отличающие эту зоны от других природных зон: недостаток влаги, высокая температура, особенность почвы. Сезонные изменения в степи. Приспособление растений и животных к условиям жизни в степи. Примеры растений и животных, обитающих в этой природной зоне.
Раздел 6. Зона субтропиков
Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы). Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России. Разнообразие и особенности внешнего мира растений субтропиков. Животный мир субтропиков. Южный край – здравница России.
Раздел 7. Заключение. Итоговая конференция
Резерв: 2 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, ee природные богатства, разнообразие и красоту;
проявление желания изучать природу родной страны, описывать природные зоны, создавать тексты-картинки для Дневника путешественника.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия:
понимать зависимости жизни и состояния живого мира природы от явлений неживой природы; называть и описывать особенности приспособления растительного и животного мира к среде обитания;
анализировать и оценивать факторы адаптации растений и животных к окружающей среде;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию;
аргументировать свое мнение;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре.
Универсальные коммуникативные действия:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с педагогом и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг
с другом;
участвовать в беседе (дискуссии): умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, соблюдать правила ведения диалога;
конструировать суждения, выражать свою точку зрения; понимать намерения других участников занятий, проявлять уважительное отношение к ним; в корректной форме формулировать свои возражения;
создавать небольшие тексты описательного, повествовательного характера;
публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса.
Универсальные регулятивные действия:
проявлять активность в познавательной деятельности;
работать с информацией, представленной в текстовой, иллюстративной и графической форме;
оценивать результат коллективной (групповой) работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
находить и показывать основные природные зоны на физической карте и на карте природных зон России;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны, сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и животных разных природных зон,
описывать и сравнивать их;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, влияние особенностей зоны на деятельность человека и влияние деятельности человека на природу зоны; называть возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Программное содержание | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда |
1.1 | Арктика – самая северная зона России | 2 | Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям жизни, примеры арктических растений | Работают с географической картой, учатся ориентироваться в ней. Проводят сравнительно- сопоставительный анализ по карте «Природные зоны России». Ведут «Дневник путешественника», в т. ч. фиксируют в нем географические данные. Участвуют в обсуждении особенностей зоны арктических пустынь в России. Участвуют в коллективной творческой работе – создании |
| | | | картины-аппликации «Северное сияние» |
1.2 | Как животные приспособились к условиям Арктики. Заповедный остров Врангеля | 3 | Особенности животного мира Арктики: приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных, обитающих в Арктике. Знакомство с северным заповедником «Остров Врангеля» | Участвуют в диалоге с целью сравнения объектов животного мира Арктики. Классифицируют информацию на основе внесения данных в таблицу «Способы приспособления животных Арктики». Просматривают и обсуждают видеофильм «Остров Врангеля» |
Итого по разделу | 5 | | |
Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона |
2.1 | Природная зона – тундра | 3 | Расположение зоны тундры на карте Российской Федерации. Особенности неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха, продолжительность зимы и лета. Особенности растительного мира тундры, примеры растений, | Находят объекты на карте природных зон. Сравнивают объекты неживой и живой природы тундры (групповая работа: на карточке представлено описание, по которому нужно найти |
| | | произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры. Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям жизни, основные признаки приспособления | на иллюстрации представителя живой природы тундры). Ведут «Дневник путешественника» |
2.2 | Жители тундры и их занятия | 1 | Народы, проживающие в тундре, и их занятия | Описывают одежду и жилища коренных народов Севера по иллюстрациям. Участвуют в дискуссии «Могут ли северные народы заниматься растениеводством?» Обсуждают основные занятия народов Севера |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 3. Тайга |
3.1 | Тайга – самая большая природная зона России | 2 | Особенности самой большой природной зоны России, расположение на карте России. Богатство и разнообразие растительного и животного мира тайги | Находят объекты на карте природных зон и описывают их. Просматривают и обсуждают видеофильм о таежном крае. |
| | | | Заполняют «Дневник путешественника» |
3.2 | Край хвойных деревьев | 3 | Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель | Сравнивают и выявляют с опорой на иллюстрации особенности хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна, лиственница), способы их приспособления к условиям тайги. Сравнивают с опорой на схему объекты живой природы – сосну и лиственницу. Работают со справочной литературой для выявления способа приспособления лиственницы |
3.3 | Животные тайги. Как использует человек таежные богатства. В.К. Арсеньев – ученый, | 3 | Примеры животных таежного края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных богатств. Изучение Сибири. В.К. Арсеньев, его изучение Сибири. Сихотэ-Алинский заповедник | Участвуют в дидактической игре «Узнай животное по описанию». Обсуждают вопрос «Почему в тайге можно встретить много разнообразных животных?» Анализируют и выбирают |
| исследующий Сибирь и Дальний Восток. Сихотэ-Алинский заповедник | | | информацию в текстовом описании по теме «Занятия населения зоны тайги». Участвуют в дискуссии «Может ли тайга «заболеть? Как «вылечить» тайгу?» Участвуют в беседе о красоте и богатстве таежного края. Обсуждают репродукцию картины В.М. Васнецова «Северный край». Обсуждают рассказ учителя об ученом-исследователе Сибири и Дальнего Востока В.К. Арсеньеве. Просматривают и обсуждают видеоматериал «Сихотэ-Алинский заповедник» |
Итого по разделу | 8 | | |
Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов |
4.1 | Природная зона – смешанные леса | 5 | Особенности времен года зоны смешанных лесов: погода, | Участвуют в беседе по сравнению и выявлению признаков |
| | | температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов. Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира смешанных лесов. Главные представители животного мира, обитающие в смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. Лес – богатство, значение леса для жизни и труда человека | смешанного леса как природной зоны с опорой на наглядный материал. Осуществляют творческую работу по устному описанию особенностей леса. Работают с картой природных зон – находят границы зоны смешанных и широколиственных лесов. Участвуют в беседе по серии иллюстраций с целью расширения представлений о разнообразии растительного мира смешанного леса. Устанавливают причинно- следственные связи при заполнении схемы «Ярусы леса». Участвуют в ролевой игре «Легенда о ландыше». Просматривают и обсуждают |
| | | | видеофильм «Звуки осени. Сентябрь». Заполняют «Дневник путешественника» |
Итого по разделу | 5 | | |
Раздел 5. Зона степей |
5.1 | Природная зона – степь | 4 | Особенности степи, отличающие эту зону от других природных зон: недостаток влаги, высокая температура, особенности почвы. Сезонные изменения в степи. Приспособление растений и животных к условиям жизни в степи. Примеры растений и животных, обитающих в этой природной зоне | Работают с географической картой по выделению границ зоны степей. Участвуют в дискуссии «Почему в степи не растут деревья?» Участвуют в дидактической игре «Узнай животное по описанию». Читают и обсуждают поэтические произведения, посвященные степи. Просматривают и обсуждают видеофильм «Бегущие сайгаки в Калмыкии». Заполняют «Дневника путешественника» |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 6. Зона субтропиков |
6.1 | Природная зона – субтропики | 4 | Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы). Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России. Разнообразие и особенности внешнего мира растений субтропиков. Животный мир субтропиков. Южный край – здравница России | Участвуют в беседе по выявлению особенностей зоны субтропиков с опорой на наглядный материал. Работают с картой по нахождению границ зоны субтропиков. Просматривают и обсуждают видеоматериалы «Ласточкино гнездо», «Водопад Джур-Джур». «Сочи. Субтропики». Участвуют в беседе по поэтическому отрывку о красоте моря. Рассматривают и обсуждают репродукции картин И. Айвазовского. Сопоставляют тексты описаний и создают иллюстрации растительного мира субтропиков. Участвуют в дидактической игре «Угадай-ка»: описание животного по фото. |
| | | | Заполняют «Дневник путешественника» |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 7. Заключение |
7.1 | Итоговая конференция | 2 | Обобщение, подведение итогов изучения природных зон | Создают презентации на тему «Какая природная зона мне запомнилась больше всего» и готовят устное представление ее содержательной части |
Итого по разделу | 2 | | |
Резерв | 2 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | |