СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наша Родина от края и до края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Наша Родина от края и до края»







МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Красноярского края

МОО администрации Березовского района

МБОУ БСОШ №3






РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Хакимова А.С.

Приказ№1

от «30» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам по УВР

________________________

Савина Ю.А.

Приказ№1

от «30» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Бекетов А.Р.

Приказ№1

от «3» сентября 2024 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Наша родина от края и до края»

для обучающихся 1-4 классов









п.Березовка 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» (далее – программа) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 № 732.

Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена важностью формирования ценностного отношения младших школьников к природе родной страны, ее разнообразию, богатству и красоте, а также необходимостью объединять вклад учебной и внеучебной деятельности обучающихся в развитие и воспитание обучающихся.

Для современной системы российского образования весьма важной является идея интеграции обучения и воспитания, взаимосвязи учебной работы обучающихся и их внеурочной деятельности. Именно интеграция в значительной степени повышает успешность формирования такой нравственной ценности, как патриотизм – прочный фундамент прошлого, настоящего и будущего России, одна из главных опор общества и государства. От сопричастности подрастающего поколения к судьбе своей Родины зависит будущее страны. Одной из основ патриотического воспитания является формирование внимательного и бережного отношения к природе России. Безусловно, существенный вклад в гражданско-патриотическое воспитание младших школьников вносит изучение предметов учебного плана – русский язык и литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Необходимо отметить особую роль предмета «Окружающий мир», особенно изучение темы

«Природные зоны».

В начальной школе эта тема имеет важное значение – она закладывает основы для курсов географии и биологии на уровне основного общего образования. От того, насколько хорошо усвоена эта тема в начальной школе, зависит и достижение основной цели изучения предмета «Окружающий мир» – создание у младшего школьника образа целостной картины мира.

Программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» в совокупности с уроками окружающего мира дает возможность

обучающимся более широко и углубленно изучить многообразие и богатство природы России.

Зачастую педагоги используют на уроках изучения природных зон объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (рассказ учителя с опорой на визуальный ряд мультимедийной презентации, чтение учебника, ответы на вопросы) и рассматривают природные зоны по однотипной схеме. Все это приводит к тому, что обучающиеся нередко воспринимают урок окружающего мира как еще один урок чтения и теряют к нему интерес. Организация исследовательской деятельности на уроках происходит эпизодически.

В начальной школе исследовательская деятельность проходит этап становления и развития. С помощью программы курса внеурочной деятельности

«Наша Родина от края и до края» можно сделать изучение темы природных зон более эмоционально окрашенным и запоминающимся. Освоение материала происходит с помощью исследовательских методов: наблюдение, сравнение, поиск ошибки, дополнение информации, решение проблемной ситуации. Используются разные формы работы, в том числе игровые: дидактические и ролевые игры, ведение Дневника путешественника, составление описания растения или животного, конференция. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы младших школьников, предоставляя им возможность научиться работать совместно, а также проявить и развить самостоятельность.

Основная цель курса – активизация процесса познания младшими школьниками окружающего мира, обеспечение условий для разнообразной активной поисковой, исследовательской деятельности детей, совершенствования их функциональной грамотности.

Курс внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» предназначен для обучающихся 3–4 классов и направлен на освоение ими элементарных умений исследовательской деятельности; осознание культуры исследовательского труда; развитие интереса к творческому поиску через знакомство с природой нашей Родины. Активная групповая работа формирует умения использовать различные способы поиска информации (в печатных и электронных источниках), аргументированно представлять собственную позицию, адекватно с учетом правил речевого этикета вести учебный диалог, осуществлять самоконтроль за выбором достоверной информации.

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания и учитывает психолого-педагогические особенности младших школьников. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:

-в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у детей младшего школьного возраста гражданско-патриотических чувств;

-в формировании позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (Отечество, природа, человек, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

-в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается федеральной рабочей программой воспитания.

Программа представлена в объѐме 34 часа в год (1 час в неделю). В предлагаемой программе могут участвовать третьеклассники или четвероклассники.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ» Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда

Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности растительного мира Арктики: приспособление растений к суровым условиям жизни, примеры арктических растений. Особенности животного мира Арктики: приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных, обитающих в Арктике. Заповедный остров Врангеля.

Раздел 2. Тундра – самая северная материковая зона

Расположение зоны тундры на карте Российской Федерации. Особенности неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха, продолжительность зимы и лета. Особенности растительного мира тундры, примеры растений, произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры. Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям жизни, основные признаки приспособления. Народы, проживающие в тундре, и их занятия.

Раздел 3. Тайга

Особенности самой большой природной зоны России, расположение на карте России. Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна). Лиственница – долгожитель. Богатство и разнообразие животного мира тайги. Примеры животных таежного края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных богатств. Изучение Сибири. В.К. Арсеньев. Сихотэ-Алинский заповедник.

Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов

Расположение зоны смешанных и широколиственных лесов на карте Российской Федерации. Особенности времен года зоны смешанных лесов: погода, температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных

этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов. Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира смешанных лесов. Главные представители животного мира, обитающие в смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки. Лес – богатство, значение леса для жизни и труда человека.

Раздел 5. Зона степей

Особенности степи, отличающие эту зоны от других природных зон: недостаток влаги, высокая температура, особенность почвы. Сезонные изменения в степи. Приспособление растений и животных к условиям жизни в степи. Примеры растений и животных, обитающих в этой природной зоне.

Раздел 6. Зона субтропиков

Факторы, влияющие на климат и погоду в субтропиках (море, горы). Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России. Разнообразие и особенности внешнего мира растений субтропиков. Животный мир субтропиков. Южный край – здравница России.

Раздел 7. Заключение. Итоговая конференция

Резерв: 2 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, ee природные богатства, разнообразие и красоту;

проявление желания изучать природу родной страны, описывать природные зоны, создавать тексты-картинки для Дневника путешественника.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия:

понимать зависимости жизни и состояния живого мира природы от явлений неживой природы; называть и описывать особенности приспособления растительного и животного мира к среде обитания;

анализировать и оценивать факторы адаптации растений и животных к окружающей среде;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию;

аргументировать свое мнение;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре.

Универсальные коммуникативные действия:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с педагогом и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг

с другом;

участвовать в беседе (дискуссии): умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, соблюдать правила ведения диалога;

конструировать суждения, выражать свою точку зрения; понимать намерения других участников занятий, проявлять уважительное отношение к ним; в корректной форме формулировать свои возражения;

создавать небольшие тексты описательного, повествовательного характера;

публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса.

Универсальные регулятивные действия:

проявлять активность в познавательной деятельности;

работать с информацией, представленной в текстовой, иллюстративной и графической форме;

оценивать результат коллективной (групповой) работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

находить и показывать основные природные зоны на физической карте и на карте природных зон России;

объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны, сравнивать различные природные зоны; приводить примеры растений и животных разных природных зон,

описывать и сравнивать их;

оценивать деятельность людей в разных природных зонах, влияние особенностей зоны на деятельность человека и влияние деятельности человека на природу зоны; называть возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов


Программное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда

1.1

Арктика – самая северная зона России

2

Понятие «природная зона». Общая характеристика зоны арктических пустынь: погода, температура воздуха в летнее и зимнее время. Явления природы: полярная ночь и полярный день, северное сияние. Зависимость жизни растительного и животного мира от состояния неживой природы. Особенности растительного мира

Арктики: приспособление растений

к суровым условиям жизни, примеры арктических растений

Работают с географической картой, учатся ориентироваться в ней.

Проводят сравнительно- сопоставительный анализ по карте

«Природные зоны России». Ведут «Дневник путешественника»,

в т. ч. фиксируют в нем географические данные.

Участвуют в обсуждении особенностей зоны арктических пустынь в России.

Участвуют в коллективной творческой работе – создании






картины-аппликации «Северное сияние»

1.2

Как животные приспособились

к условиям Арктики. Заповедный остров Врангеля

3

Особенности животного мира

Арктики: приспособление животных к суровым условиям жизни, примеры животных, обитающих в Арктике.

Знакомство с северным заповедником

«Остров Врангеля»

Участвуют в диалоге с целью сравнения объектов животного мира Арктики.

Классифицируют информацию на основе внесения данных

в таблицу «Способы приспособления животных Арктики».

Просматривают и обсуждают видеофильм «Остров Врангеля»

Итого по разделу

5



Раздел 2. Тундра самая северная материковая зона

2.1

Природная зона – тундра

3

Расположение зоны тундры на карте Российской Федерации. Особенности неживой природы тундровой зоны: погода, температура воздуха, продолжительность зимы и лета.

Особенности растительного мира тундры, примеры растений,

Находят объекты на карте природных зон.

Сравнивают объекты неживой и живой природы тундры

(групповая работа: на карточке представлено описание,

по которому нужно найти





произрастающих в этой зоне. Цветковые растения тундры. Особенности животного мира тундры: приспособление животных к условиям жизни,

основные признаки приспособления

на иллюстрации представителя живой природы тундры).

Ведут «Дневник путешественника»

2.2

Жители тундры и их занятия

1

Народы, проживающие в тундре, и их занятия

Описывают одежду и жилища коренных народов Севера

по иллюстрациям.

Участвуют в дискуссии «Могут ли северные народы заниматься растениеводством?»

Обсуждают основные занятия народов Севера

Итого по разделу

4



Раздел 3. Тайга

3.1

Тайга – самая большая природная зона России

2

Особенности самой большой природной зоны России, расположение на карте России.

Богатство и разнообразие растительного и животного мира тайги

Находят объекты на карте природных зон

и описывают их. Просматривают и обсуждают видеофильм о таежном крае.






Заполняют «Дневник путешественника»

3.2

Край хвойных деревьев

3

Тайга как край хвойных деревьев. Особенности внешнего вида хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна).

Лиственница – долгожитель

Сравнивают и выявляют с опорой на иллюстрации особенности хвойных деревьев (кедр, пихта, ель, сосна, лиственница), способы их приспособления к условиям тайги.

Сравнивают с опорой на схему объекты живой природы – сосну и лиственницу.

Работают со справочной

литературой для выявления способа приспособления лиственницы

3.3

Животные тайги. Как использует человек таежные богатства.

В.К. Арсеньев – ученый,

3

Примеры животных таежного края: внешний вид, повадки, образ жизни. Использование человеком таежных богатств. Изучение Сибири.

В.К. Арсеньев, его изучение Сибири. Сихотэ-Алинский заповедник

Участвуют в дидактической игре

«Узнай животное по описанию».

Обсуждают вопрос «Почему

в тайге можно встретить много разнообразных животных?» Анализируют и выбирают



исследующий

Сибирь и Дальний Восток.

Сихотэ-Алинский заповедник



информацию в текстовом описании по теме «Занятия населения зоны тайги».

Участвуют в дискуссии

«Может ли тайга «заболеть? Как «вылечить» тайгу?»

Участвуют в беседе о красоте и богатстве таежного края.

Обсуждают репродукцию картины В.М. Васнецова «Северный край».

Обсуждают рассказ учителя

об ученом-исследователе Сибири и Дальнего Востока

В.К. Арсеньеве.

Просматривают и обсуждают видеоматериал «Сихотэ-Алинский заповедник»

Итого по разделу

8



Раздел 4. Зона смешанных и широколиственных лесов

4.1

Природная зона – смешанные леса

5

Особенности времен года зоны смешанных лесов: погода,

Участвуют в беседе по сравнению и выявлению признаков





температура в разные сезоны. Этажи леса. Примеры растений разных этажей леса. Разнообразие и богатство растительного мира смешанных лесов. Примеры растений смешанного леса. Разнообразие и богатство животного мира смешанных лесов.

Главные представители животного мира, обитающие в смешанном лесе: внешний вид, образ жизни, повадки.

Лес – богатство, значение леса для жизни и труда человека

смешанного леса как природной зоны с опорой на наглядный материал.

Осуществляют творческую работу по устному описанию

особенностей леса.

Работают с картой природных зон – находят границы зоны смешанных и широколиственных лесов.

Участвуют в беседе по серии иллюстраций с целью расширения представлений о разнообразии растительного мира смешанного леса.

Устанавливают причинно- следственные связи

при заполнении схемы

«Ярусы леса».

Участвуют в ролевой игре

«Легенда о ландыше». Просматривают и обсуждают






видеофильм «Звуки осени. Сентябрь».

Заполняют «Дневник путешественника»

Итого по разделу

5



Раздел 5. Зона степей

5.1

Природная зона – степь

4

Особенности степи, отличающие эту зону от других природных зон: недостаток влаги, высокая температура, особенности почвы.

Сезонные изменения в степи.

Приспособление растений

и животных к условиям жизни в степи. Примеры растений

и животных, обитающих в этой природной зоне

Работают с географической картой по выделению границ зоны степей.

Участвуют в дискуссии «Почему в степи не растут деревья?»

Участвуют в дидактической игре

«Узнай животное по описанию». Читают и обсуждают поэтические произведения, посвященные степи. Просматривают и обсуждают видеофильм «Бегущие сайгаки

в Калмыкии». Заполняют «Дневника путешественника»

Итого по разделу

4




Раздел 6. Зона субтропиков

6.1

Природная зона – субтропики

4

Факторы, влияющие на климат

и погоду в субтропиках (море, горы). Южные моря – особенности, влияние моря на эмоциональное состояние человека. Богатство и своеобразие растительного мира юга России.

Разнообразие и особенности внешнего мира растений субтропиков.

Животный мир субтропиков. Южный край – здравница России

Участвуют в беседе по выявлению особенностей зоны субтропиков

с опорой на наглядный материал. Работают с картой по нахождению границ зоны субтропиков.

Просматривают и обсуждают видеоматериалы «Ласточкино

гнездо», «Водопад Джур-Джур».

«Сочи. Субтропики».

Участвуют в беседе

по поэтическому отрывку о красоте моря.

Рассматривают и обсуждают репродукции картин

И. Айвазовского. Сопоставляют тексты описаний и создают иллюстрации

растительного мира субтропиков. Участвуют в дидактической игре

«Угадай-ка»: описание животного по фото.






Заполняют «Дневник путешественника»

Итого по разделу

4



Раздел 7. Заключение

7.1

Итоговая конференция

2

Обобщение, подведение итогов изучения природных зон

Создают презентации на тему

«Какая природная зона мне запомнилась больше всего»

и готовят устное представление ее содержательной части

Итого по разделу

2



Резерв

2



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34