СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наша сила в народном единстве"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство ущащихся со страницами нашей истории.

Просмотр содержимого документа
«"Наша сила в народном единстве"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «Санаторий для детей и детей с родителями «СМЕНА»



Открытое занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная математика».

Тема:

«Наша сила в народном единстве»



Вторая группа детей. Возраст 12-13 лет.



Составитель Павлова Оксана Андреевна

педагог дополнительного образования

кружка «Занимательная математика»



Евпатория 2019





Дата:01.11.2019

Тема: «Наша сила в народном единстве»



Цель: дать представление учащимся о государственном празднике Дне Народного Единства;

- познакомить с новыми страницами нашей истории;

- подвести детей к пониманию смысла праздника;

- воспитывать бережное отношение к людям разных национальностей.

Задачи:

*способствовать осознанию личной причастности к сохранению мира.

*сформировать у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов мира; представления о равенстве и независимости народов и государств мира;

*формировать системы социальных ориентиров, которая позволит школьникам *осуществлять осознанный нравственный выбор;

воспитывать ответственное отношение к сохранению мира на планете.


ФОРМАустный журнал

Оборудование: оформление кабинета рисунками детей, посвященных теме занятия; карта России; стенгазета.




Ход занятия:

  1. Организационный момент (рассадить детей, активировать внимание).

Педагог:

3равствуйте, ребята. Тема занятия пока что нам неизвестная хочу, чтобы вы сами ее определили. Вспомните притчу о венике, что хотел предать пред смертью старик своим сыновьям. (Учащиеся вспоминают притчу, рассказывают ее суть).

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

  1. Объявление темы занятия.

Педагог:

 Правильно, отец перед смертью хотел сказать, что только дружбой и единством можно преодолеть любые трудности. Давайте вместе попытаемся отгадать тему нашего урока. (Учащиеся предлагают варианты, учитель записывает на доске.)

Педагог: Прочитайте тему классного часа («Наша сила в народном единстве»)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответ детей).

3. Ход занятия.

Педагог:

Ребята, а какой известный нам праздник посвящен единству нашего народа и когда мы его празднуем. ( День Народного единства, 4 ноября.
- Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?(предположения учащихся)

- Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).


- Ребята, как называется государство в которой мы живём? А республика как называется? (ответы детей).

- А как называется главный город России, Крыма? (ответы детей).

Как бы определили, что значит Родина? (ответы детей).

Родина – это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где познал первые радости и неудачи. Ведь неслучайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились. Где прошло детство.

Педагог: -Вот есть такое понятие « малая Родина». Как вы это понимаете? (ответы детей).

Ребята подготовили стихотворения о Родине, давайте послушаем их

Ученик 1

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Ученик 2

Холмы, перелески,
Луга и поля — 
Родная, зелёная
Наша земля. 
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог. 
И понял, что это
Раздолье полей — 
Частица великой
Отчизны моей.

Ученик 4

С чего начинается Родина?

С улыбок и слез матерей;

С тропинки, ребятами пройденной,

От дома до школьных дверей.


Педагог:

-Русский поэт Н.Некрасов написал:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!


-Как вы понимаете такое утверждение?


- Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.


- Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.


- Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

- А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя (Лжедмитрия), открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

- Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

- Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

- Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

- Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

- Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

- И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола.(Звучит в записи колокольный звон)

- Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

- Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.

- Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод»

 Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия».

От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной

Силе необыкновенной,

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

На долгие годы этот праздник победы русского народа был забыт и оставался лишь в православном календаре.


4.Закрепление материала

Блиц - опрос

-Так в чём же сила нашего народа? (В единстве)

Как вы понимаете «единство»? (Сплоченность, Мир, Дружба, Согласие).

- Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

- Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

- Что помогло победить врага? (Единение народа.)


5. Итог занятия:

- Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству. ( Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество).

На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?




Учащиеся.

 1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты.

2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.

3. Я желаю жить в согласии со своей совестью.

4. Я желаю единомыслия.

5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.


Библиографический список использованной литературы:

1.Конституция РФ.

2.Mosmetod.ru - Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока, посвящённому Дню народного единства.

3.Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» - М., 1981.

4.Зайцев Ю. В. История России: От глубокой древности до династии Романовых.- М., 2002.

5.Морозова Л.Е. Смута: её герои, ученики, жертвы / Л.Е. Морозова. - М.: АСТ [и др.], 2004.