ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «Санаторий для детей и детей с родителями «СМЕНА»
Открытое занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная математика».
Тема:
«Наша сила в народном единстве»
Вторая группа детей. Возраст 12-13 лет.
Составитель Павлова Оксана Андреевна
педагог дополнительного образования
кружка «Занимательная математика»
Евпатория 2019
Дата:01.11.2019
Тема: «Наша сила в народном единстве»
Цель: дать представление учащимся о государственном празднике Дне Народного Единства;
- познакомить с новыми страницами нашей истории;
- подвести детей к пониманию смысла праздника;
- воспитывать бережное отношение к людям разных национальностей.
Задачи:
*способствовать осознанию личной причастности к сохранению мира.
*сформировать у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов мира; представления о равенстве и независимости народов и государств мира;
*формировать системы социальных ориентиров, которая позволит школьникам *осуществлять осознанный нравственный выбор;
воспитывать ответственное отношение к сохранению мира на планете.
ФОРМА: устный журнал
Оборудование: оформление кабинета рисунками детей, посвященных теме занятия; карта России; стенгазета.
Ход занятия:
Организационный момент (рассадить детей, активировать внимание).
Педагог:
3равствуйте, ребята. Тема занятия пока что нам неизвестная хочу, чтобы вы сами ее определили. Вспомните притчу о венике, что хотел предать пред смертью старик своим сыновьям. (Учащиеся вспоминают притчу, рассказывают ее суть).
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Объявление темы занятия.
Педагог:
Правильно, отец перед смертью хотел сказать, что только дружбой и единством можно преодолеть любые трудности. Давайте вместе попытаемся отгадать тему нашего урока. (Учащиеся предлагают варианты, учитель записывает на доске.)
Педагог: Прочитайте тему классного часа («Наша сила в народном единстве»)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответ детей).
3. Ход занятия.
Педагог:
Ребята, а какой известный нам праздник посвящен единству нашего народа и когда мы его празднуем. ( День Народного единства, 4 ноября) .
- Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?(предположения учащихся)
- Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).
- Ребята, как называется государство в которой мы живём? А республика как называется? (ответы детей).
- А как называется главный город России, Крыма? (ответы детей).
Как бы определили, что значит Родина? (ответы детей).
Родина – это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где познал первые радости и неудачи. Ведь неслучайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились. Где прошло детство.
Педагог: -Вот есть такое понятие « малая Родина». Как вы это понимаете? (ответы детей).
Ребята подготовили стихотворения о Родине, давайте послушаем их
Ученик 1
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
Ученик 2
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
Ученик 4
С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
Педагог:
-Русский поэт Н.Некрасов написал:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
-Как вы понимаете такое утверждение?
- Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
- Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.
- Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
- А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя (Лжедмитрия), открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.
- Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
- Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.
- Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.
- Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.
- Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.
А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!
- И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола.(Звучит в записи колокольный звон)
- Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.
- Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.
И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.
- Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.
Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод»
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».
От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.
Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди!»
На долгие годы этот праздник победы русского народа был забыт и оставался лишь в православном календаре.
4.Закрепление материала
Блиц - опрос
-Так в чём же сила нашего народа? (В единстве)
Как вы понимаете «единство»? (Сплоченность, Мир, Дружба, Согласие).
- Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)
- Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)
- Что помогло победить врага? (Единение народа.)
5. Итог занятия:
- Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству. ( Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество).
- На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?
Учащиеся.
1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты.
2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.
3. Я желаю жить в согласии со своей совестью.
4. Я желаю единомыслия.
5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.
Библиографический список использованной литературы:
1.Конституция РФ.
2.Mosmetod.ru - Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока, посвящённому Дню народного единства.
3.Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» - М., 1981.
4.Зайцев Ю. В. История России: От глубокой древности до династии Романовых.- М., 2002.
5.Морозова Л.Е. Смута: её герои, ученики, жертвы / Л.Е. Морозова. - М.: АСТ [и др.], 2004.