Тема: Наша страна – Россия.
Тип урока: изучение нового материала ( урок по ТРКМЧП )
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, 1 класс, ММ-проектор, презентация «Наша Родина» , магнитофонная аудиозапись гимна РФ
Цель урока: создать условия для развития познавательного интереса к своей Родине - России;
Задачи учителя:
-обеспечить усвоение учащимися понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
- способствовать развитию: устной речи, мышления, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.
-воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину
Задачи ученика:
-учиться работать в сотрудничестве с другими;
-учиться строить предположения и собственные высказывания;
Ход урока.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
–Я желаю тебе сегодня добра, мы желаем друг другу сегодня добра.
Если будет трудно – я тебе помогу! (ладошки)
-Обозначьте дату сегодняшнего дня.
-Как называется урок, на который вы пришли?
-Чему мы учимся на этом уроке?
1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
1. Введение в тему.
Учитель: Ребята, определить тему урока поможет задание « Собери слово из букв»
яосРси СЛАЙД
– Кто сможет назвать тему урока?
- Откройте учебник стр. 103, прочитайте тему урока , подтвердились ли ваши мысли?
- Тема урока « Наша страна – Россия»СЛАЙД
-Как думаете важна ли эта тема для вас? Почему?
- Какие цели поставите перед собой? ( Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое о…. )
Учитель: Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, учитесь слушать и слышать учителя и товарищей.
- Какие слова из темы знакомы?
- Что это слово значит для вас?
2.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
1)Работа с текстом. Прием «чтение с остановками».
- с. 103 узнаем, что автор учебника сообщает по этой теме.
- жужжащее чтение;
-Читаем вместе с карандашом, если скажу СТОП, пометка я здесь остановился (галочка)
- Как понимаете слова – родная земля?
СЛАЙД ( к абзацу 1) по щелчку
Родная земля
Степи
Озера
Леса
поля
- Читаем дальше(2)
- Что узнали, прочитав текст?
СЛАЙД ( к абзацу 2) по щелчку
Россия
Родина
Москва
Дополняю информацию.
СЛАЙД (карта России)
-Россия – самая большая страна на Земле, если мы полетим с запада на восток, то будем в пути около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км .Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. . Вот она, какая Россия широкая, великая, бескрайняя. В России живут умные, талантливые, добрые люди.
–в СТАРИНУ Россию называли Русь ( светлое, чистое место )
-Мы живём в России.
- Значит кто мы? (Россияне)
СЛАЙД(12 декабря – День России)
-Москва-столица России. Столица - главный город государства.
- Большинство учёных предполагают, что город назван по названию реки Москвы, на которой он был возведён.
СЛАЙД (Москва – река)
-Москва- огромный город. В нём около четырёх тысяч улиц и площадей.
-Все вы, наверное, слышали, что в Москве есть Красная площадь. (СЛАЙД Красная площадь)
Почему площадь Красная? В старину про всё самое красивое, самое торжественное, самое главное говорили - «красное».
- Почему же площадь Красная? (Это самая главная площадь страны).
- И на самой главной площади страны находится символ столицы - Кремль, дом правительства, где решаются важные государственные вопросы СЛАЙД
В нашей столице очень много достопримечательностей: храм Христа Спасителя , Большой театр , Третьяковская галерея , Исторический музей -всего не перечислить.(СЛАЙДЫ)
Чтение стихотворения ( Покидов Илья)
Есть на карте много точек,
Много гор и много рек,
Но один большой кружочек
Сердцу дорог больше всех.
Этот город сердцу дорог
И любовь к нему жива,
Потому что этот город-
Называется Москва.
-А вы, ребята, как понимаете слова: « Москва – всем городам мать.»
- Читаем дальше (3)
- Что узнали, прочитав текст?
Россия СЛАЙД (по щелчку)
Родина герб
Москва флаг
гимн
Дополняю информацию.
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
- Есть у жителей нашей страны свои символы герб, гимн и флаг
-Как думаете, зачем нужны государству свои символы?
СЛАЙД ГЕРБ
-Рассмотрите герб.
( На золотом фоне герба изображён двуглавый орёл, увенчанный сверху большой короной обвитой лентами. На голове орла малые короны. В лапах он держит символы власти – скипетр ( жезл) ( справа) и державу (золотой шар с крестом) (слева). На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Змей – это зло, болезни, голод, что может угрожать людям. Воин Георгий Победоносец, убивает змея, помогает людям жить счастливо.)
- Где можно увидеть герб?
СЛАЙД ФЛАГ
-Рассмотрите российский флаг.
-Сколько цветов?
-Кто знает, что обозначают эти цвета?
(Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли.
Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя».
Наш российский флаг – трёхцветный. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.)
День 22 августа в презент отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.
- Как мы должны относиться к флагу?
-На каких зданиях можно увидеть флаг?
-А что такое гимн?
(Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований, при исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. . Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков. Предлагаю прослушать гимн РФ стоя, как это принято в обществе.)
СЛУШАНИЕ ГИМНА РФ
-Какие чувства у вас вызывает музыка и слова гимна? Какая по характеру музыка? (величавая, торжественная)
- Главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для руководства страной (СЛАЙД ПРЕЗИДЕНТ РФ)
Творческая работа
РЕФЛЕКСИЯ. Синквейн
Учитель задает вопросы
-Страна, в которой мы живем? СЛАЙД по щелчку РОССИЯ
- Добавь свое слово о России. Какая она? красивая, великая, замечательная
- Добавь свое слово. Что делает Родина для людей? заботится, оберегает, защищает
- Какое слово наиболее точно подходит к слову Родина ? Родина - мать
Слайд ( Молодцы! Новых вам открытий)
- Что нового узнали?
-Если было интересно , нарисуйте солнышко, если урок не понравился – дождик.
- Урок окончен.
Спасибо за урок.
Тест
1.- Как называется наша страна?
а) Ракитное б) Россия в) Франция
2. - Какой город является столицей России?
а) Москва. б) Белгород в) Курск
3. - Какие государственные символы вы знаете? (подчеркни)
Берёза, герб, матрешка, флаг, голубь, балалайка, гимн.
4. – Кто изображён на гербе России?
а) медведь б) орёл в) лев
4- Кто является президентом Российской Федерации?
а) Путин В. В. б) Савченко Е.С. в) Медведев Д.А.
Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
■ Какие предположения подтвердились?
■ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?