2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос. Урок окружающего мира – это чаще всего путешествие. Подскажите, пожалуйста, куда вы путешествовали на прошлом уроке? - Объясните название «Золотое кольцо России». Перечислите города, которые в него входят. -Что вам было задано на сегодня? -Вы должны рассказать о городе, в который приехали и также сказать, что вы там видели. | В города, которые входят в Золотое кольцо России Это туристический маршрут по древним русским городам. Сергиев Посад, Переславль-Залеский , Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир Рассказ «Путешествие по Золотому кольцу России» | |
3. Постановка цели урока | Беседа -Ребята, как называется страна, в которой мы живем? -Что вы можете сказать о России? Чем наша страна отличается от других стран? -Что такое государственная граница? - Кто покажет на карте границу России? -Ребята, вот представьте такую ситуацию, что вы переехали в другой город, в другой дом. С кем из первых нужно познакомиться? -А как вы думаете, у нашей страны есть соседи? - Верно. Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться. -Кто же догадался какова тема нашего урока? -А как вы думаете какие цели урока сегодня стоят перед нами? | Россия Россия самая большая страна, самая большая площадь в мире, Россия самая многонациональная страна. Линия раздела между территориями государств. С соседями Да «Наши ближайшие соседи» Узнать соседей России, их столицы. Узнать их месторасположение на карте | |
4. Первичное усвоение новых знаний | Рассказ с элементами беседы -Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России. - Ребята, как вы думаете можем ли мы начать наше путешествие без путеводителя? А, что же нам понадобится? Хорошо, тогда давайте откроем карту в учебнике на стр. 102. Работа в парах По ходу урока вы должны будете, помогая друг другу, заполнить таблицы, которые лежат у вас на столах. -Итак, начнем мы путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Ребята, а как вы думаете, что такое сухопутная граница? Южнее Норвегии располагается Финляндия. Найдите их на карте и назовите столицы этих государств. Рассказ учителя с элементами беседы -Мы продолжаем путешествовать дальше по странам. И отправляемся мы к государствам, граничащим с Россией на западе и юго-западе. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и эту область. И сейчас мы отправляемся в три страны, расположенные по берегам Балтийского моря. Их еще называют страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва. Давайте найдем их на карте и назовем столицы. -Молодцы, я смотрю, вы внимательные путешественники тогда ответьте еще на такой вопрос, какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России? -Какая еще страна граничит с Калининградской областью? -Верно. Назовите ее столицу. -В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе? Назовите столицы этих государств. Хорошо. Для того, чтобы приступить к дальнейшему путешествию, нам нужно передохнуть, для этого я предлагаю провести физ. Минутку «Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Нас еще работа ждет. Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех. Побежим скорее в класс- Поработаем сейчас» -Ну, вот мы с вами передохнули, набрались сил, а сейчас приступаем к работе. Рассказ с элементами беседы Путешествие наше продолжается. - К югу от России, между Чёрным и Каспийским морем находится страны Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан. -Найдите их и назовите столицы? -Из Азербайджана, обогнув Каспийское море, мы попадаем в Казахстан. Это большое государство имеет с нашей страной очень протяженную границу. Столица этого государства – Астана. - Покинув Казахстан, мы с вами продолжаем путешествие вдоль южной границы России, и скажите, в какую страну мы с вами попадаем? Назовите столицу Монголии? -Какие умные путешественники здесь собрались, мне очень приятно, что мы с вами так хорошо и внимательно путешествуем. Следующая наша остановка — это крупнейшее государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Скажите, о какой это стране идет речь? -Назовите столицу Китая? Молодцы! -Наше путешествие вдоль сухопутной границы России заканчивается в Северной Корее или КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика) . Найдите на карте в учебнике эту страну и назовите столицу этой страны? Правильно! -Недалеко от побережья России располагаются наши морские соседи. -А как вы думаете, что такое морская граница? -Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны, давайте попробуем найти их на карте. Назовите столицу Японии Молодцы! Последняя страна, которую мы посетим это Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив. Итак, сегодня мы с вами путешествовали по странам наших ближайших соседей. -Я надеюсь, что у вас получилось заполнить таблицу столиц государств-соседей. Давайте проверим. Кто желает ответить? | Нет Карта Сухопутная граница – это граница государства или страны на суше Столица Норвегии-Осло, столица Финляндии- Хельсинки Столица Эстонии-Таллин, Латвии-Рига, Литвы-Вильнюс Литва Польша Варшава В Белоруссию и Украину Минск, Киев Столица Грузии– Тбилиси, Азербайджан– Баку, Абхазия-Сухум, Южная Осетия-Цхинвал Монголия Улан-Батор Китай Пекин Пхеньян Морская граница – это граница по воде. Япония, США Токио | Приложение 1 Презентация 1 слайд 2 слайд 3,4 слайды 5 слайд 6 слайд 7 слайд |