СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наши ближайшие соседи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Наши ближайшие соседи»

Просмотр содержимого документа
««Наши ближайшие соседи»»


Тема: «Наши ближайшие соседи»

Класс: 3

Цели урока: - познакомить обучающихся с государствами-соседями России;

-развивать познавательный интерес, кругозор учащихся;

-развивать умения находить государства, граничащие с Россией

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты обучения (УУД):

Предметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- Уметь работать с политической картой,

-находить государства, граничащие с Россией и их столицы.

- готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового,


- формулируют выводы из изученного материала, отвечают на вопросы,


- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле

-осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.


- сравнивать полученные результаты с поставленной задачей;


-оценивать свою деятельность на уроке,


-определять успехи и трудности.


- умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам;


-извлекать необходимую информацию из текста;


- умение строить логическую цепь рассуждений

-навыки делового партнёрского общения,


- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Оборудование:

у учителя: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс 2 ч. политическая карта мира, презентация

у обучающихся: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс 2 ч., раздаточный материал

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная







Ход урока


Этапы урока



Деятельность учителя


Деятельность ученика


Примечание

1.Организационный момент

  • Приветствие обучающихся.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Николаевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

-Присаживайтесь.

- Я желаю вам удачи и плодотворной работы на уроке.

  • Проверяет готовность класса.

-Я вижу, что все уже готовы.

-Давайте, начинать.


  • Приветствуют учителя.

  • Подготовка класса к работе.

  • Ученики включаются в урок, во взаимодействие с учителем.



2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

  • Задает вопросы по пройденной теме

Урок окружающего мира – это чаще всего путешествие. Подскажите, пожалуйста, куда вы путешествовали на прошлом уроке?

- Объясните название «Золотое кольцо России». Перечислите города, которые в него входят.



  • Проверяет домашнее задание.

-Что вам было задано на сегодня?

-Вы должны рассказать о городе, в который приехали и также сказать, что вы там видели.

  • Отвечают на вопросы учителя:




В города, которые входят в Золотое кольцо России

Это туристический маршрут по древним русским городам.

Сергиев Посад, Переславль-Залеский , Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир

  • Готовятся отвечать по домашнему заданию.

Рассказ «Путешествие по Золотому кольцу России»











3. Постановка цели урока

Беседа

  • Подводит к новой теме

-Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

-Что вы можете сказать о России? Чем наша страна отличается от других стран?


-Что такое государственная граница?


- Кто покажет на карте границу России?



-Ребята, вот представьте такую ситуацию, что вы переехали в другой город, в другой дом. С кем из первых нужно познакомиться?


 -А как вы думаете, у нашей страны есть соседи?

- Верно. Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться.


-Кто же догадался какова тема нашего урока?

-А как вы думаете какие цели урока сегодня стоят перед нами?

  • Отвечают на вопросы



Россия


Россия самая большая страна, самая большая площадь в мире, Россия самая многонациональная страна.

Линия раздела между территориями государств.

  • Обучающийся показывает на карте границы России



С соседями


Да






  • Формулируют тему и цели урока

«Наши ближайшие соседи»

Узнать соседей России, их столицы.

Узнать их месторасположение на карте





















4. Первичное усвоение новых знаний






Рассказ с элементами беседы

-Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России.

- Ребята, как вы думаете можем ли мы начать наше путешествие без путеводителя?

А, что же нам понадобится?

Хорошо, тогда давайте откроем карту в учебнике на стр. 102.

Работа в парах

  • Организует парную работу

По ходу урока вы должны будете, помогая друг другу, заполнить таблицы, которые лежат у вас на столах.

  • Работает по политической карте мира у доски.

-Итак, начнем мы путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия.

Ребята, а как вы думаете, что такое сухопутная граница?

Южнее Норвегии располагается Финляндия. Найдите их на карте и назовите столицы этих государств.

Рассказ учителя с элементами беседы

-Мы продолжаем путешествовать дальше по странам. И отправляемся мы к государствам, граничащим с Россией на западе и юго-западе.

Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и эту область.

И сейчас мы отправляемся в три страны, расположенные по берегам Балтийского моря. Их еще называют страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва. Давайте найдем их на карте и назовем столицы.

-Молодцы, я смотрю, вы внимательные путешественники тогда ответьте еще на такой вопрос, какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России?


-Какая еще страна граничит с Калининградской областью? 

-Верно. Назовите ее столицу.


-В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе?

Назовите столицы этих государств.


Хорошо. Для того, чтобы приступить к дальнейшему путешествию, нам нужно передохнуть, для этого я предлагаю провести физ. Минутку

  • Проводит физминутку.

«Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Нас еще работа ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс-

Поработаем сейчас»


-Ну, вот мы с вами передохнули, набрались сил, а сейчас приступаем к работе.


Рассказ с элементами беседы

Путешествие наше продолжается.

- К югу от России, между Чёрным и Каспийским морем находится страны Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан.

-Найдите их и назовите столицы?


-Из Азербайджана, обогнув Каспийское море, мы попадаем в Казахстан. Это большое государство имеет с нашей страной очень
протяженную границу. Столица этого государства – Астана.


- Покинув Казахстан, мы с вами продолжаем путешествие вдоль южной границы России, и скажите, в какую страну мы с вами попадаем?

Назовите столицу Монголии?

-Какие умные путешественники здесь собрались, мне очень приятно, что мы с вами так хорошо и внимательно путешествуем.


Следующая наша остановка — это крупнейшее государство, в котором живет больше людей, чем в другой стране мира. Скажите, о какой это стране идет речь?

-Назовите столицу Китая?

Молодцы!


-Наше путешествие вдоль сухопутной границы России заканчивается в Северной Корее или КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика) .

Найдите на карте в учебнике эту страну и назовите столицу этой страны?

Правильно!


-Недалеко от побережья России располагаются наши морские соседи.

-А как вы думаете, что такое морская граница?

-Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны, давайте попробуем найти их на карте.

Назовите столицу Японии

Молодцы!


Последняя страна, которую мы посетим это Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

Итак, сегодня мы с вами путешествовали по странам наших ближайших соседей.

-Я надеюсь, что у вас получилось заполнить таблицу столиц государств-соседей. Давайте проверим. Кто желает ответить?






Нет

Карта




  • По ходу путешествия по карте в парах заполняют таблицы





  • Работают по карте в учебнике на стр.102


Сухопутная граница – это граница государства или страны на суше

Столица Норвегии-Осло, столица Финляндии- Хельсинки














Столица Эстонии-Таллин, Латвии-Рига, Литвы-Вильнюс



Литва


Польша


Варшава



В Белоруссию и Украину

Минск, Киев





  • Выполняют физминутку вместе с учителем.













Столица Грузии– Тбилиси, Азербайджан– Баку, Абхазия-Сухум, Южная Осетия-Цхинвал












Монголия

Улан-Батор








Китай

Пекин







Пхеньян





Морская граница – это граница по воде.


Япония, США

Токио











Приложение 1





Презентация


1 слайд



2 слайд



























3,4 слайды





















5 слайд






















6 слайд
















7 слайд

5. Первичное закрепление усвоенных знаний

Индивидуальная работа.

-И сейчас я предлагаю вам закрепить материал.

Вам нужно будет выполнить задание 1. Каждому варианту 1 и 2 требуется пронумеровать страны, граничащие с Россией.

  • Выполняют задание

  • Рассуждают, вспоминают материал.

Приложение 2

6. Итог урока,

Оценивание


-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Скажите, какова была тема нашего сегодняшнего урока?

-Достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока?

-Все старались и работали на уроке очень хорошо. Молодцы!

Но я хочу выделить тех, кто работал активнее всего…

  • Проговаривают, какие получили новые знания.

Познакомиться с ближайшими соседями России

Достигли






7.Рефлексия


- Оцените свою работу на уроке, свои полученные знания.

  • Проводит рефлексию.

Закончи предложения:

Я сегодня узнал…

-Понравился ли вам урок? (Если-да, то поднимите правую руку, если-нет, то поднимите левую руку)

  • Оценивают свою работу на уроке


8.Домашнее задание

  • Дает домашнее задание.

-А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

На стр. 105 №1. Вам нужно записать в тетрадь: сухопутные границы, морские границы. И еще раз прочитать информацию по данной теме.

  • Слушают и записывают домашнее задание.


















Приложение 1


Страны- соседи России

Страна

Столица

1.Норвегия


2. Финляндия


3. Эстония


4. Латвия


5. Литва


6. Польша


7. Белоруссия


8. Украина


9. Абхазия


10. Южная Осетия


11. Грузия


12. Азербайджан


13. Казахстан


14. Монголия


15. Китай


16. Северная Корея


17. Япония


18. США


































Приложение 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!