СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"насекомые - часть живой природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАСЕКОМЫЕ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цели: продолжить формирование навыка классификации животных по группам; закреплять умение определять насекомых; развивать наблюдательность, умение сравнивать; воспитывать трудолюбие.

Оборудование: рисунки с изображением насекомых; загадки о насекомых; карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

– Мотылек, мотылек,

Сядь поближе на цветок.

– Я не сяду на цветок:

У тебя в руке сачок.

– Я тебя ловить не стану,

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, мой мотылек.

– Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять…

Сосчитаю, сколько ног,

Я и без тебя, дружок!

                           Й. Йованович-Змай

– О ком это стихотворение? (О мотыльке.)

– К какой группе животных относится мотылек? (К насекомым.) Сколько ног у насекомых?

– Сегодня на уроке повторим наши знания о насекомых.

II. Изучение нового материала.

1. Р а с с к а з  «О многообразии мира насекомых».

Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У большинства из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.

Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см. Длина жука голиафа более 20 см, а самое маленькое насекомое – жук трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Самый главный орган чувств насекомых – усы. Их разнообразие велико. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и со вздутиями. Как ниточка, усики кузнечика долихопода, и в длину в 3–4 раза больше тела. Он живет в темной пещере. Длинные усы помогают ему далеко вокруг себя ощупывать предметы. Словно пилочка, усы у жука-щелкунчика, как гребенка – у бабочки.

Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, – длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Очень острые и зазубренные челюсти у жука жужелицы. Кое-кому природа не дала ротовых придатков, и снизу головы – лишь голая площадка. Поэтому пищу такое насекомое накапливает еще в стадии личинки.

Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет никаких глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, и каждый из них может давать самостоятельное изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными ногами.

У большеглазых насекомых, кроме того, еще есть на лбу крошечные, будто линзы, три глазка. Иногда два больших глаза сливаются вместе, или появляются четыре, направленные в разные стороны. Жук вертячка двумя глазами видит все, что находится сверху, над водой, а двумя другими – снизу, под водой.

В груди насекомых сосредоточены мышцы. Они приводят в движение крылья и ноги. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летящего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

Скорость полета большинства насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10–20 км/ч, шмель – 3–5 км/ч, муха – 2 км/ч, златоглазка – 0,5 км/ч. Зато слепни летят со скоростью до 40 км/ч, а бабочки бражницы – около 60 км/ч.

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется –

Бабочка кружит и вьется.

(Сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить.

1 – руки через стороны вверх, вдох;

2 – и. п., выдох;

3 – плавное движение рук вверх, смотреть на пальцы;

4 – руки вниз;

5 – присед;

6 – маховые движения руками, кружение.)

2. Р а с с к а з  «Есть ли у насекомых кровь?».

– Когда мы изучаем живые организмы размерами значительно меньше нас самих, почему-то думаем, что у них наверняка отсутствуют какие-то знакомые нам органы. Ведь не может же у такой крохи, как насекомое, быть сердце? А есть ли у насекомых кровь и кровеносная система?

Но в природе все так устроено, что каждое ее творение – по-своему чудо. И удивительно не то, что у каждого живого существа есть органы, а то, что эти органы выполняют все необходимые организму функции.

Тело взрослого насекомого можно разделить на три части: голову, грудную клетку, или торакс, и брюшко. На голове у насекомого обычно есть два усика – щупальцы, одновременно выполняющие функции органов обоняния. На голове расположены также глаза и ротовое отверстие.

У насекомых есть не только сердце, но и кровеносная система. Кровь проходит в сердце через отверстия, снабженные клапанами. Когда сердце сокращается, отверстия закрываются, и кровь поступает в артерии. Но у насекомых, в отличие от человека, нет ни кровеносных капилляров, ни вен.

Неразвитость кровеносной системы объясняется тем, что нет нужды снабжать органы кислородом. Известно, что именно с потоком крови по всему организму других животных разносится кислород, необходимый для нормальной жизнедеятельности.

Но у насекомых совершенно другая дыхательная система. Они дышат с помощью крошечных разветвленных трубочек, которые заканчиваются небольшими воздушными отверстиями на поверхности тела. Так что воздух в клетки поступает прямо оттуда. Другой дыхательной системы им не надо, ведь они такие маленькие.

3. З а г а д к и   о   н а с е к о м ы х.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

                                (Бабочка.)

Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет, тот свою

Кровь прольет.

                                (Комар.)

Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед.

                                (пчела.)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

                                 (Кузнечик.)

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

                                (Стрекоза.)

В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

                                (Муравьи.)

Кто за печкою живет,

Спать мне ночью не дает?

                                (Сверчок.)

III. закрепление изученного материала.

Р а б о т а   п о   к а р т о ч к а м.

1) Кто из изображённых на рисунке животных не является насекомым? Почему?

2) Как называются эти жуки? Почему их так назвали? Видел ли ты их в природе? (Ответ: 1. Жук-олень. 2. Майский жук. 3. Жук-носорог. 4. Жук-навозник.)

1 – __________________________________

2 – __________________________________

3 – __________________________________

4 – __________________________________

– Среди этих жуков есть опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез. Еще опаснее его личинка. Что это за жук? Закрась его кружок красным цветом. (Майский жук.)

– Почему многие крупные красивые жуки все реже встречаются в природе?

– Какого из этих жуков можно назвать санитаром? Почему? (Навозника. Его личинки уничтожают павших животных.)

Просмотр презентации «Вредные и полезные насекомые»

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите насекомых родного края.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!