СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Население Мира. Конспект с презентацией к уроку

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Обобщающий урок по теме: «География населения мира».

Цели урока:

 1) Образовательная – проверить знания и обобщить ключевые положения темы, знание основных терминов.

2) Развивающая – развивать умения работать с картами, диаграммами, картосхемами; активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.

3) Воспитательная – формирование ответственности, самостоятельности, умения работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Население Мира. Конспект с презентацией к уроку»

Открытый урок по географии 10 класс

Тема: Население Мира.

Обобщающий урок по теме: «География населения мира».

Цели урока:

1) Образовательная – проверить знания и обобщить ключевые положения темы, знание основных терминов.

2) Развивающая – развивать умения работать с картами, диаграммами, картосхемами; активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.

3) Воспитательная – формирование ответственности, самостоятельности, умения работать в группе.

Тип урока: обобщение знаний

Вид урока: урок – игра Население Мира.


Оборудование: учебник В.П. Максаковского «География» 10 класс, атласы, карточки с заданиями, картосхемы, таблицы, контурные карты.

Слайды

Ход урока:

1. Организационный момент.

  • Приветствие

  • Проверка присутствующих на уроке


2. Вступительное слово учителя тема о населении, которая имеет важное значение для любого человека, так как человек – является центральной фигурой в формировании взаимосвязей между хозяйством и природной средой, так как эта тема близка Вам в силу скорого вашего личного активного участия в демографических процессах. Сегодня мы должны будем закрепить и обобщить главные научные знания по теме:

– понятие о воспроизводстве населения,

– сущность и особенности естественного движения населения,


особенности полового, возрастного состава населения, трудовых ресурсов,


– классификация народов мира по языковым семьям,


– основные черты размещения населен

виды миграций, понятие об урбанизации.



3. Урок–игра.

Группа делится на группы по 5-6 человек. Каждой группе предлагается выбрать старшего, придумать название. Преподаватель дает задание на сегодняшний день.

Работа в тетради. Запись темы урока в тетрадь.

Задание №1: Вставьте в текст пропущенные слова:


1) «В целом в мире численность ……….. выше численности ……….

2) «Особенно сильно сказывается на общемировом отношении большой перевес мужчин в …»

3) А.И.Воейков, писал: «Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам…..»

4) При …….форме расселения люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио.


Задание №2 : Дайте правильный ответ (группа получает 1 балл).


Вопрос

Ответ

1. Какова численность населения мира

7 млрд. чел.

2. Какой тип воспроизводства населения характерен для Алжира?

1

3. Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой семье?

Армяне, испанцы, китайцы

армяне, испанцы

4. Какая из стран имеет наибольшую рождаемость: Саудовская Аравия или Испания?

Саудовская Аравия

5. Верно ли утверждение: «Демографический взрыв – это увеличение численности населения в развивающихся странах»?

нет

6. В какой стране девиз демографической политики «Нас двое и нам двоих»?

Индия

7. Какие из перечисленных религий являются мировыми? Ислам, синтоизм, буддизм

ислам, буддизм

8. Какие из перечисленных стран являются высоко урбанизированными?

Кувейт, Афганистан, Бразилия

Кувейт, Бразилия

9. Какова была причина «белой эмиграции» в России?

политическая

10. Кем для России является человек, выезжающий на постоянное жительство за рубеж?

эмигрантом

11. В какой из стран наблюдается наиболь-

ший естественный прирост населения?

Канада, Ирак

Ирак

12. Верно ли утверждение: «Для первого типа воспроизводства характерна высокая рождаемость и высокая смертность»?

нет

13. В какой стране девиз демографической политики «Одна семья – один ребенок»?

Китай

14. Какая из стран является одно-национальной? Канада, Дания

Дания

15. Какая страна является самой многонациональной?

Индия

16. Выберите самый распространенный язык на планете :английский, русский, китайский

китайский

17. Какие из перечисленных религий являются национальными? Конфуцианство, иудаизм, христианство

конфуцианство,

иудаизм

18. Какая городская агломерация имеет форму звезды?

Московская

19. Сколько человек рождается ежегодно в мире

Около 140 млн. чел.

20. Сколько человек появляется каждую секунду

3 чел.

21. Сколько человек появляется каждую минуту

175 чел.

22. Сколько человек появляется каждый час

10,4 тыс. чел.

23. Сколько человек появляется каждые сутки

250 тыс. чел.

24. Какова численность населения России

145 млн. чел.

25. Правительство какой страны проводит демографическую политику по ограничению рождаемости

Китая



Задание №3. Дайте развернутый ответ.

Все группы получают карточки с вопросами. На обсуждение дается 30 секунд. Затем представители от каждой команды зачитывают вопросы и дают ответы, которые комментирует учитель. Ответ оценивается 5-ю баллами.


1. Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?

(Эти критерии – показатели рождаемости, смертности, естественного прироста.)


2. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя «Малая Италия», свой «Чайна-Таун». Чем объясните современную многонациональную структуру США?

(Коренное население США было практически истреблено, а современные жители США являются потомками мигрантов из разных регионов мира.)

3. Определите, какая половозрастная пирамида характерна для стран с первым типом воспроизводства населения, какая для стран со вторым типом воспроизводства населения. Ответ обоснуйте.

(Тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для первого типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала. Узкое основание пирамид, характерных для второго типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов)

Определите, каким регионам мира ( Азия, Африка, Америка,

Европа, весь мир) соответствуют столбчатые диаграммы возрастного состава населения?

Названия регионов подпишите

Первая диаграмма – всего мира.

Вторая диаграмма характерна для Зарубежной Европы

Третья - соответствует Африке

Четвертая диаграмма – Зарубежной Азии

Пятая диаграмма - для Северной Америки

Задание №4. Выявить соответствия. (5 баллов)


1.Трудовые ресурсы

а)Соотношение экономически активного населения и неработающего населения

2.Экономически активное

население

б) Трудоспособная часть населения

3.Демографи

ческая

нагрузка

в) Население, реально участвующее в материальном производстве и нематериальной сфере


Задание №5. Объясните:

1)Нередко случается, что на одном и том же языке говорят люди, живущие в разных частях света. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?

(Бывшие страны-колонии Великобритании);

2) Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки?

(Испанцы были первыми переселенцами в Южную Америку);

3) Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?

(Благодаря миграции, торговле.)

4) Каковы причины неравномерного размещения населения земного шара?

(на размещение населения влияют исторические, природные и социально-экономические факторы)


Задание №6. Географическое лото. (5 баллов)


Уменьшение численности населения

Депопуляция

Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды

Субурбанизация

Выезд населения в другую страну

Эмиграция

Скопление городов

Агломерация

Часть население, реально занятая трудовой деятельностью

Экономически активное
население страны

Рост городов и городского населения, усиление их роли, распространение городского образа жизни

Урбанизация

Резкое увеличение прироста населения во второй половине ХХ века

«Демографический взрыв»

Выезд населения из страны

Иммиграция

Перемещение населения между странами или
внутри страны

Миграции

Резкое увеличение числа городов в развиваюшихся странах

«Городской взрыв»

Огромные скопления городов и агломераций

Мегаполис

Система государственных мер.осуществляемых с целью воздействия на естественное движение населения


Демографическая политика

Задание №7. Обозначить на контурной карте десять крупнейших городов мира. (10 баллов). (используй атлас 10 класс учебник «Экономическая и социальная география мира 10 класс»).

4. Коллективное подведение итогов.

Критерии оценивания:

«5» - задание выполнено верно, =100 %.

«4» - задание выполнено верно, ниже максимальной =80 %.

«3» - задание выполнено с невысоким баллом =60%.

«2» - задание выполнено не верно=40 %.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!