Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Наследие народа – моё наследие.
Вологодское кружево.
Выполнила: Попова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12
Актуальность проекта
Наша страна — красивая, достойная и многогранная с многовековой историей, уходящей своими корнями глубоко в первое тысячелетие.
Ещё в раннем возрасте мы начинаем формировать чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
Проблема:
В настоящее время наблюдается стремление к возрождению культурных традиций нашего народа. В законе «об образовании в РФ» акцентируется внимание на необходимость передачи молодому поколению лучших традиций российского народа, построенных на общечеловеческих и национальных ценностях.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у младших школьников через углубленное изучение традиций и культуры народов.
Задачи проекта:
∙ знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов.
∙ вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
∙ обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
∙ формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов;
∙ формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
Народное творчество — это зеркало, в котором отражаются самобытные традиции и уникальные черты народа. Именно на народном творчестве основывается любая культура, и из этого родника черпают нравственные, эстетические, духовные ориентиры последующие поколения.
Что же такое культурное наследие народа?
Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями.
Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII – XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.
Вологодское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками (самый сложный элемент в кружеве) в виде звёздочек и розеток. Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие.
Для выполнения кружевных изделий требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. При плетении кружева используется множество нитей. Каждая нить наматывается на отдельную палочку - коклюшку.
Мастера в совершенстве овладели тремя приемами плетения кружев на коклюшках: численным, парным и сцепным. Численное плетут по памяти, по числу переплетений это узкое с несложным узором кружево.
3 ноября 2010 года в Вологде открылся Музей кружева
Я родом из Вологодской области. И с гордостью могу сказать, что я тоже владею наследием своих предков. У меня есть изделия из кружева, которые выплела моя прабабушка. В моей семье этот промысел передается из поколения в поколение. Моя бабушка также владела этим видом мастерства и в свое время передала мне.
Вывод:
Великая культура народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души», прорастет и принесет свои плоды.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы:
- wikipedia.org
- "Культурные ценности России. Начальная школа. ФГОС
- «Народные мастера» А.П. Рогов
- «Вологодские кружева» М. Рехачёв
- Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
- https://www.qtech.ru/kulturnoe-nasledie-rossii-2022/