СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наследие народа – моё наследие. Вологодское кружево.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознание культурного наследия делает человека более развитым и богатым духовно. Оно подвигает его сердце к поиску истины и обогащению. Очень важно чувствовать связь с предыдущими поколениями.

Просмотр содержимого документа
«Наследие народа – моё наследие. Вологодское кружево.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Наследие народа – моё наследие. Вологодское кружево. Выполнила: Попова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Наследие народа – моё наследие.

Вологодское кружево.

Выполнила: Попова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12

Актуальность проекта Наша страна — красивая, достойная и многогранная с многовековой историей, уходящей своими корнями глубоко в первое тысячелетие. Ещё в раннем возрасте мы начинаем формировать чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Проблема: В настоящее время наблюдается стремление к возрождению культурных традиций нашего народа. В законе «об образовании в РФ» акцентируется внимание на необходимость передачи молодому поколению лучших традиций российского народа, построенных на общечеловеческих и национальных ценностях.   Цель проекта:   Воспитание нравственно-патриотических чувств у младших школьников через углубленное изучение традиций и культуры народов.

Актуальность проекта

Наша страна — красивая, достойная и многогранная с многовековой историей, уходящей своими корнями глубоко в первое тысячелетие.

Ещё в раннем возрасте мы начинаем формировать чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Проблема:

В настоящее время наблюдается стремление к возрождению культурных традиций нашего народа. В законе «об образовании в РФ» акцентируется внимание на необходимость передачи молодому поколению лучших традиций российского народа, построенных на общечеловеческих и национальных ценностях.  

Цель проекта:  

Воспитание нравственно-патриотических чувств у младших школьников через углубленное изучение традиций и культуры народов.

Задачи проекта: ∙  знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов. ∙  вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента; ∙  обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений; ∙ формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов; ∙  формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

Задачи проекта:

∙  знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов.

∙  вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

∙  обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

∙ формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов;

∙  формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

Народное творчество — это зеркало, в котором отражаются самобытные традиции и уникальные черты народа. Именно на народном творчестве основывается любая культура, и из этого родника черпают нравственные, эстетические, духовные ориентиры последующие поколения. Что же такое культурное наследие народа? Культу́рное насле́дие  — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями.

Народное творчество — это зеркало, в котором отражаются самобытные традиции и уникальные черты народа. Именно на народном творчестве основывается любая культура, и из этого родника черпают нравственные, эстетические, духовные ориентиры последующие поколения.

Что же такое культурное наследие народа?

Культу́рное насле́дие  — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII – XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII – XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Вологодское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками (самый сложный элемент в кружеве) в виде звёздочек и розеток. Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие.

Вологодское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками (самый сложный элемент в кружеве) в виде звёздочек и розеток. Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие.

Для выполнения кружевных изделий требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. При плетении кружева используется множество нитей. Каждая нить наматывается на отдельную палочку - коклюшку.

Для выполнения кружевных изделий требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. При плетении кружева используется множество нитей. Каждая нить наматывается на отдельную палочку - коклюшку.

Мастера в совершенстве овладели тремя приемами плетения кружев на коклюшках: численным, парным и сцепным. Численное плетут по памяти, по числу переплетений это узкое с несложным узором кружево.

Мастера в совершенстве овладели тремя приемами плетения кружев на коклюшках: численным, парным и сцепным. Численное плетут по памяти, по числу переплетений это узкое с несложным узором кружево.

3 ноября 2010 года в Вологде открылся Музей кружева

3 ноября 2010 года в Вологде открылся Музей кружева

Я родом из Вологодской области. И с гордостью могу сказать, что я тоже владею наследием своих предков. У меня есть изделия из кружева, которые выплела моя прабабушка. В моей семье этот промысел передается из поколения в поколение. Моя бабушка также владела этим видом мастерства и в свое время передала мне.

Я родом из Вологодской области. И с гордостью могу сказать, что я тоже владею наследием своих предков. У меня есть изделия из кружева, которые выплела моя прабабушка. В моей семье этот промысел передается из поколения в поколение. Моя бабушка также владела этим видом мастерства и в свое время передала мне.

Вывод:  Великая культура народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без  будущего. Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души», прорастет и принесет свои плоды.

Вывод:

Великая культура народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души», прорастет и принесет свои плоды.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Список литературы: wikipedia.org

Список литературы:

  • wikipedia.org
  • "Культурные ценности России. Начальная школа. ФГОС
  • «Народные мастера» А.П. Рогов
  • «Вологодские кружева» М. Рехачёв
  • Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
  • https://www.qtech.ru/kulturnoe-nasledie-rossii-2022/