«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
методист МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»
Антипова Юлия Викторовна
Слайд 1
Добрый день! Уважаемые, коллеги, позвольте представиться, меня зовут Юлия Викторовна Антипова, методист Центра творчества «Калейдоскоп».
Слайд 2
Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставничество – старейший метод передачи опыта.
Слайд 3
Притча о наставнике
Наставник часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является и что не является необходимым, а наставник никогда не объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама этому научит. Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр погнался за учеником. Ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево. Через некоторое время тигр ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник. Учитель, посмотрев на испуганного ученика, рассмеялся и сказал:
вот, ты и научился отбрасывать все, что не является необходимым для достижения цели и это спасло тебя.
– Учитель, – возразил ученик, – но ты не потерял ни меча, ни одежды и даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так случилось?
– Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, – ответил наставник: вот и тебе следует научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным.
Слайд 4
В коллективе, где есть молодые педагоги, возникает необходимость создания условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их успешного профессионального роста
Чтобы взаимодействие наставника с молодым специалистом было конструктивным, нужно стараться не быть ментором, поучающим молодого педагога и доминирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.
Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителем. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям.
Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не учить жизни молодого педагога. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашел правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.
Слайд 5
Практическая часть
«Приветствие»
Ход игры: Участники делятся на пары, знакомятся между собой, рассказывают коротко о себе и друг другу оформляют бейджик: Имя + пиктограмма. Пиктограмма – это то, как воспринимает тебя твой собеседник. Например: два участника Сергей и Дима. Сергей рисует для Димы «Облако с грозой», так как Дима появляется, где нужна помощь неожиданно, а Дима рисует колесо от автомобиля, так как Сергей быстрый.
Ход игры: участникам в парах необходимо поздороваться различными способами:
-как люди очень застенчивые, стеснительные;
-как люди куда-то спешащие, торопящиеся;
-как люди, которые не видели друг друга несколько лет.
Национальные приветствия. Участникам предлагается поздороваться друг с другом, как это делают жители различных стран:
-Россия (приветствие за руку);
-Италия (хлопок по плечу);
-Зимбабве (потереться спинами);
-Аборигены (хлопок, прыжок, сталкивание бедрами).
Слайд 6
Роли педагогов-наставников
Карточки: «Наставник для вас»
Наставник как актер-виртуоз, играет сразу несколько ролей.
С учетом профессиональных потребностей молодого педагога можно выделить следующие роли педагогов-наставников.
1. «ПРОВОДНИК». Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри».
2. «ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ». Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого педагога атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет педагога от возможных проблем межличностного характера.
3. «КУМИР». Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого педагога.
4. «КОНСУЛЬТАНТ». За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки.
5. «КОНТРОЛЕР». В организованной таким образом наставнической поддержке молодой педагог самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п.
Слайд 7
Метафорическая деловая игра
Метафора – слово или выражение, употребляемой в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Участникам процесса наставничества формально относятся ко всему, пропускают встречи, и в итоге перестают взаимодействовать. Задача организатора процесса наставничества замотивировать участников наставнических пар более ответственно относится к процессу взаимодействия.
Ситуация: «Буратино пошел учиться в школу, а попал на представление в театр кукол».
Инструкция:
Первая команда «Папа Карло» (аналогия с наставником)
Вопрос – «Что вам нужно сделать, чтобы Буратино учился?»
Вторая команда «Буратино» (аналогия наставляемым)
Вопрос – «При каких условиях Буратино пойдет в школу, а не в театр?»
Командам необходимо перевести сказочные алгоритмы в деловые приемы.
Слайд 8
Деятельность молодого человека, который нашел и зажег в себе искру личности и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив наставника и молодого педагога.
Слайд 9
Необходимо расставить знаки препинания в предложении: «Вложить душу нельзя только учить».
Слайд 10
Спасибо за внимание.
Приложение
«Бейджик»
«Роли педагогов-наставников»
«Наставник для вас»
Чуткий, душевный человек |
Корректный человек |
Энтузиаст своей профессии |
Творческий педагог |
Учитель |
Друг |
Тот, кто всегда рядом |
Напарник |
Вдохновитель |
Организатор |
Лидер |
Руководитель |
Проводник |
Защитник |
Кумир |
Консультант |
Контролер |
«Метафорическая деловая игра»
Ситуация: «Буратино пошел учиться в школу, а попал на представление в театр кукол».
Первая команда «Папа Карло» (аналогия с наставником) Вопрос – «Что вам нужно сделать, чтобы Буратино учился?» |
Вторая команда «Буратино» (аналогия наставляемым) Вопрос – «При каких условиях Буратино пойдет в школу, а не в театр?» |