СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество как форма педагогического взаимодействия

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наставничество  как форма педагогического взаимодействия

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как форма педагогического взаимодействия»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тейская средняя школа № 3» Наставничество как форма педагогического взаимодействия  Гаврилюк Наталья Петровна учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тейская средняя школа № 3»

Наставничество как форма педагогического взаимодействия

Гаврилюк Наталья Петровна

учитель начальных классов

    Наста́вничество  — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные  компетенции. Опыт и знания  наставника , относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой  профессиональной  тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.  Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт.

Наста́вничество  — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные  компетенции.

Опыт и знания  наставника , относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой  профессиональной  тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт.

Задачи института наставничества по работе с молодыми педагогами Наличие осмысленной персонализированной программы + ИОМ Успешное прохождение программы Применение, изменение в деятельности Уменьшение количества увольнений Сокращение сроков адаптации Включенность в деятельность коллектива Формиро- вание  субъектности Устранение дефицитов Развитие профес-сиональных компетенций Дельта прироста: уменьшение количества дефицитов в предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных Закрепление учителя Индивидуальная/персонализированная программа Профессиональное и карьерное развитие Участие в активностях Создание значимого коллективного продукта

Задачи института наставничества по работе с молодыми педагогами

  • Наличие осмысленной персонализированной программы + ИОМ
  • Успешное прохождение программы
  • Применение, изменение в деятельности
  • Уменьшение количества увольнений
  • Сокращение сроков адаптации
  • Включенность в деятельность коллектива

Формиро-

вание

субъектности

Устранение дефицитов

Развитие профес-сиональных компетенций

  • Дельта прироста: уменьшение количества дефицитов в предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных

Закрепление учителя

  • Индивидуальная/персонализированная программа
  • Профессиональное и карьерное развитие
  • Участие в активностях
  • Создание значимого коллективного продукта
Субъекты педагогического наставничества Профиль молодого педагога Персонализированная программа наставничества Наставник Наставляемый Куратор Обеспечивает адаптацию и индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений Является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста Участвует в персонализированной программе наставничества Взаимодействует с наставником, при его помощи приобретает новый опыт, развивает необходимые компетенции, добивается предсказуемых результатов Является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального развития

Субъекты педагогического наставничества

Профиль молодого педагога

Персонализированная программа наставничества

Наставник

Наставляемый

Куратор

  • Обеспечивает адаптацию и индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений
  • Является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста
  • Участвует в персонализированной программе наставничества
  • Взаимодействует с наставником, при его помощи приобретает новый опыт, развивает необходимые компетенции, добивается предсказуемых результатов
  • Является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального развития
Этапы реализации цикла наставнического взаимодействия 1. Знакомство наставника и наставляемого. 2. Первая рабочая встреча (

Этапы реализации цикла наставнического взаимодействия

1. Знакомство наставника и наставляемого.

2. Первая рабочая встреча ("пробное решение задачи")

3. Составление дорожной карты развития наставляемого (цель, ожидаемые результаты, действия)

4. Рабочие встречи, обратная связь, рефлексия.

5. Итоговая встреча.

6. Упаковка результатов.

Знакомство О чём этап? Представление себя друг другу Рассказ о себе друг другу Результат этапа Знают друг друга ФИО, чем занимаются, почему в роли наставника и наставляемого Налажен психологический контакт Оба хотят ещё встретиться

Знакомство

О чём этап?

  • Представление себя друг другу
  • Рассказ о себе друг другу

Результат этапа

  • Знают друг друга ФИО, чем занимаются, почему в роли наставника и наставляемого
  • Налажен психологический контакт
  • Оба хотят ещё встретиться
Знакомство Как вовлекать и мотивировать наставников и наставляемых? Самоанализ и навыки самопрезентации.

Знакомство

Как вовлекать и мотивировать наставников и наставляемых?

Самоанализ и навыки самопрезентации.

Практикум 1. Кто авторитетный лидер для вас? 2. Почему? 3. Обсуждение. (Ватман, стикеры, фломастеры)

Практикум

1. Кто авторитетный лидер для вас?

2. Почему?

3. Обсуждение.

(Ватман, стикеры, фломастеры)

Вовлечение Авторитетный лидер Ценности Мотивация Дорожная карта (ИОМ)

Вовлечение

Авторитетный лидер

Ценности

Мотивация

Дорожная карта (ИОМ)

 1. Самоанализ и навыки самопрезентации.

1. Самоанализ и навыки самопрезентации.

Самопрезентация наставника  Отнеситесь творчески, искренне и нестандартно. Кто? Зачем? Что? Кто я? Что я делаю? Почему Как могу быть полезен? и для чего я это делаю? Представьтесь. Приведите ассоциацию, метафору, цитату характеризующую Вас, раскрывающую ваши ценности. Расскажите в чем Вы уникальны. Поделитесь своей Расскажите о своих увлечениях, хобби, профессиональном и/или личным опыте в связке с сильными сторонами и навыками Идеи из резюме - ваша подсказка!  мотивацией.

Самопрезентация наставника

Отнеситесь творчески,

искренне и нестандартно.

Кто?

Зачем?

Что?

Кто я?

Что я делаю?

Почему

Как могу быть полезен?

и для чего я это делаю?

  • Представьтесь.
  • Приведите ассоциацию, метафору, цитату характеризующую Вас, раскрывающую ваши ценности.
  • Расскажите в чем Вы уникальны.
  • Поделитесь своей
  • Расскажите о своих увлечениях, хобби, профессиональном и/или личным опыте в связке с сильными сторонами и навыками
  • Идеи из резюме - ваша подсказка!

мотивацией.

Упражнение  Вопросы на знакомство Три раунда по 5 минут 30 секунд познакомьтесь Задайте свои вопросы, ответьте на вопросы партнера По итогу - будьте готовы представить друг друга

Упражнение Вопросы на знакомство

Три раунда по 5 минут

  • 30 секунд познакомьтесь
  • Задайте свои вопросы, ответьте на вопросы партнера
  • По итогу - будьте готовы представить друг друга

«Проба пера» О чём этап? Решение пробной задачи Проверка того, смогут ли сработаться Результат этапа Налажен доверительный контакт Оба понимают, что смогут сработаться Оба хотят двигаться вместе дальше

«Проба пера»

О чём этап?

  • Решение пробной задачи
  • Проверка того, смогут ли сработаться

Результат этапа

  • Налажен доверительный контакт
  • Оба понимают, что смогут сработаться
  • Оба хотят двигаться вместе дальше

«Проба пера» Как установить доверительные отношения с наставляемым?

«Проба пера»

Как установить доверительные отношения с наставляемым?

Что для Вас значит доверие? Запишите слова, которые приходят Вам в голову, когда Вы думаете о доверии. __________________________________________________________________________________________ _____________________________________________ Запишите свое определение слова «доверие». Доверие – это … __________________________________________________________________________________________

Что для Вас значит доверие?

Запишите слова, которые приходят Вам в голову, когда Вы думаете о доверии.

__________________________________________________________________________________________

_____________________________________________

Запишите свое определение слова «доверие».

Доверие – это … __________________________________________________________________________________________

Доверие Доверие – это психологическое состояние, включающее в себя намерение принять собственную уязвимость и основанное на позитивных ожиданиях относительно намерений или поведения другого.   В доверительных отношениях с наставляемым важно, чтобы он мог открыться перед наставником, не боясь того, что тот может его отвергнуть.

Доверие

Доверие – это психологическое состояние, включающее в себя намерение принять собственную уязвимость и основанное на позитивных ожиданиях относительно намерений или поведения другого.

В доверительных отношениях с наставляемым важно, чтобы он мог открыться перед наставником, не боясь того, что тот может его отвергнуть.

Кому Вы доверяете? Подумайте и запишите тех людей, которым Вы доверяете? Посмотрите внимательно на свой список. Что Вы ощущаете?

Кому Вы доверяете?

Подумайте и запишите тех людей, которым Вы доверяете?

Посмотрите внимательно на свой список.

Что Вы ощущаете?

Кому Вы доверяете? Теперь запишите причины, по которым Вы доверяете этим людям. Это могут быть рациональные причины, так и ощущения, которые Вы испытываете. Какие выводы Вы можете сделать о том, как Вы доверяете?

Кому Вы доверяете?

Теперь запишите причины, по которым Вы доверяете этим людям. Это могут быть рациональные причины, так и ощущения, которые Вы испытываете.

Какие выводы Вы можете сделать о том, как Вы доверяете?

Кому Вы доверяете? Составьте портрет человека, которому Вы смогли бы довериться.

Кому Вы доверяете?

Составьте портрет человека, которому Вы смогли бы довериться.

Кто доверяет Вам? Подумайте, доверяют ли Вам эти люди и по каким причинам они Вам доверяют. Запишите качества, которыми Вы обладаете и которые позволяют другим людям доверять Вам. Это качества, которые помогут Вам в построении доверительных отношений с наставляемым.

Кто доверяет Вам?

Подумайте, доверяют ли Вам эти люди и по каким причинам они Вам доверяют.

Запишите качества, которыми Вы обладаете и которые позволяют другим людям доверять Вам.

Это качества, которые помогут Вам в построении доверительных отношений с наставляемым.

Человек, которому можно доверять  (портрет) Теперь объедините получившиеся результаты. Что у Вас получилось? Что Вы ощущаете, когда смотрите на результат?

Человек, которому можно доверять (портрет)

Теперь объедините получившиеся результаты. Что у Вас получилось?

Что Вы ощущаете, когда смотрите на результат?

Как только Вы начинаете встречаться с наставляемым, Вам будет важно понять, как наставляемый воспринимает понятие «доверие» и на какие качества он опирается при построении доверительных отношений. Это может отличаться от Вашего представления, поэтому для эффективной работы нужно синхронизировать ваше видение с видением наставляемого.  Помните, обсуждение – лучший способ понять друг друга.

Как только Вы начинаете встречаться с наставляемым, Вам будет важно понять, как наставляемый воспринимает понятие «доверие» и на какие качества он опирается при построении доверительных отношений.

Это может отличаться от Вашего представления, поэтому для эффективной работы нужно синхронизировать ваше видение с видением наставляемого.

Помните, обсуждение – лучший способ понять друг друга.

Принципы построения доверия Принятие: я знаю, что меня не отругают и не накажут за то, какой я есть и что я делаю.  Умение слушать: я знаю, что если я буду говорить, то меня услышат.  Умение слышать: я знаю, что человек будет хотеть понять то, о чем я говорю.  Умение задавать вопросы: я знаю, что я интересен другому, его вопросы помогут нам обоим понять, что со мной происходит и чего я хочу.

Принципы построения доверия

Принятие: я знаю, что меня не отругают и не накажут за то, какой я есть и что я делаю.

Умение слушать: я знаю, что если я буду говорить, то меня услышат.

Умение слышать: я знаю, что человек будет хотеть понять то, о чем я говорю.

Умение задавать вопросы: я знаю, что я интересен другому, его вопросы помогут нам обоим понять, что со мной происходит и чего я хочу.

Принципы построения доверия Равенство: я знаю, что я имею тот же вес, что и человек напротив меня, я знаю, что никто из нас двоих, не лучше и не хуже. Честность и открытость: я знаю, что другой не будет обманывать меня. Надёжность: я могу рассказать абсолютно все без страха, что об этом все (особенно коллеги) узнают, и я знаю, что другой всегда придет на помощь. Последовательность: я знаю, что будет происходить в ходе нашего общения и что другой не бросит меня.

Принципы построения доверия

Равенство: я знаю, что я имею тот же вес, что и человек напротив меня, я знаю, что никто из нас двоих, не лучше и не хуже.

Честность и открытость: я знаю, что другой не будет обманывать меня.

Надёжность: я могу рассказать абсолютно все без страха, что об этом все (особенно коллеги) узнают, и я знаю, что другой всегда придет на помощь.

Последовательность: я знаю, что будет происходить в ходе нашего общения и что другой не бросит меня.

Позиции в общении Согласно Л.С. Выготскому, человек в течение своей жизни учится общаться с другими, осваивая разные позиции. Эти позиции мы также активно используем уже во взрослом возрасте. 1. Позиция «ПРА – МЫ» «Мы преодолеем это вместе», «Я буду рядом с тобой в этой ситуации», «Я пройду это вместе с тобой». Что чувствуете, когда слышите эти фразы? безопасность, принятие, единение, психологическая поддержка Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Позиции в общении

Согласно Л.С. Выготскому, человек в течение своей жизни учится общаться с другими, осваивая разные позиции. Эти позиции мы также активно используем уже во взрослом возрасте.

1. Позиция «ПРА – МЫ»

«Мы преодолеем это вместе», «Я буду рядом с тобой в этой ситуации», «Я пройду это вместе с тобой».

Что чувствуете, когда слышите эти фразы?

безопасность, принятие, единение, психологическая поддержка

Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Позиции в общении 2. Позиция «НАД» . «Это необходимо делать так», «Повторяй за мной», «Я решаю, где и зачем мы будем встречаться». Что чувствуете, когда слышите эти фразы? отделение от другого, активность, сила, власть, контроль Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Позиции в общении

2. Позиция «НАД» .

«Это необходимо делать так», «Повторяй за мной», «Я решаю, где и зачем мы будем встречаться».

Что чувствуете, когда слышите эти фразы?

отделение от другого, активность, сила, власть, контроль

Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Позиции в общении 3. Позиция «ПОД» . «Я не знаю, реши, пожалуйста, сам», «А ты как хочешь?», «Я сделаю так, как ты скажешь». Что чувствуете, когда слышите эти фразы? человек забывает о собственных интересах, отдает инициативу другому, неуверенность, пассивность, безответственность Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Позиции в общении

3. Позиция «ПОД» .

«Я не знаю, реши, пожалуйста, сам», «А ты как хочешь?», «Я сделаю так, как ты скажешь».

Что чувствуете, когда слышите эти фразы?

человек забывает о собственных интересах, отдает инициативу другому, неуверенность, пассивность, безответственность

Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Позиции в общении 4. Позиция «НА РАВНЫХ». «Я слышу твои слова, я думаю, что …», «Я предлагаю тебе заняться вот этим, а я сделаю вот это», «Я думаю, что в твоих словах есть то, что важно для тебя». Что чувствуете, когда слышите эти фразы? партнерство, равные возможности партнеров по отношению друг к другу, осознанность действий, согласованность, равенство Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Позиции в общении

4. Позиция «НА РАВНЫХ».

«Я слышу твои слова, я думаю, что …», «Я предлагаю тебе заняться вот этим, а я сделаю вот это», «Я думаю, что в твоих словах есть то, что важно для тебя».

Что чувствуете, когда слышите эти фразы?

партнерство, равные возможности партнеров по отношению друг к другу, осознанность действий, согласованность, равенство

Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Позиции в общении 5. Позиция «ДЕМОНСТРАТИВНО – ОТСТРАНЕННАЯ». «Да, я понимаю, что ты взрослый, что ты экспериментируешь с собой, со своим телом, со своим образом, в деятельности. Я принимаю то, что ты делаешь, я тебе верю и доверяю. Но если тебе понадобится моя помощь, я окажусь рядом». Что чувствуете, когда слышите эти фразы? доброжелательное присутствие, позиция наблюдателя, готовность поддержать, когда это будет необходимо Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Позиции в общении

5. Позиция «ДЕМОНСТРАТИВНО – ОТСТРАНЕННАЯ».

«Да, я понимаю, что ты взрослый, что ты экспериментируешь с собой, со своим телом, со своим образом, в деятельности. Я принимаю то, что ты делаешь, я тебе верю и доверяю. Но если тебе понадобится моя помощь, я окажусь рядом».

Что чувствуете, когда слышите эти фразы?

доброжелательное присутствие, позиция наблюдателя, готовность поддержать, когда это будет необходимо

Как вы можете использовать эту позицию в общении с наставляемым и для чего?

Практикум 1 Задание: проанализируйте ситуацию и запишите под каждым высказыванием, какой позиции в общении оно соответствует, и обоснование, почему вы сделали такой выбор. Смоделируйте, как будет выглядеть эта ситуация, но при выборе позиции «на равных».

Практикум 1

Задание:

проанализируйте ситуацию и запишите под каждым высказыванием, какой позиции в общении оно соответствует, и обоснование, почему вы сделали такой выбор. Смоделируйте, как будет выглядеть эта ситуация, но при выборе позиции «на равных».

Планирование   О чём этап? Заключение договора Определение целей, задач, сроков, ответственностей и пр. Определение форматов встреч Результат этапа Заключен договор Прояснены цели, смыслы, план, ожидаемые результаты

Планирование

О чём этап?

  • Заключение договора
  • Определение целей, задач, сроков, ответственностей и пр.
  • Определение форматов встреч

Результат этапа

  • Заключен договор
  • Прояснены цели, смыслы, план, ожидаемые результаты
Планирование Как общаться и продуктивно взаимодействовать с наставляемым?

Планирование

Как общаться и продуктивно взаимодействовать с наставляемым?

 Активное слушание  (умение слушать и слышать) Перефразирование техника, которая направлена на то, чтобы пересказать своими словами то, что Вам только что сказал наставляемый, но сбивчиво, долго, прыгая с мысли на мысль. Вам нужно уловить суть, которую он хотел передать, и переспросить его о том, верно ли Вы его поняли. «- Правильно ли я тебя понял…» «- Могу ли я уточнить …» «- Таким образом, ты считаешь, что …» «- Так ли я тебя услышал …» «- Я слышу, что ты говоришь о …» Эхо техника, при которой фраза наставляемого повторяется точь – в - точь (услышать, как со стороны звучат его слова).

Активное слушание (умение слушать и слышать)

Перефразирование техника, которая направлена на то, чтобы пересказать своими словами то, что Вам только что сказал наставляемый, но сбивчиво, долго, прыгая с мысли на мысль. Вам нужно уловить суть, которую он хотел передать, и переспросить его о том, верно ли Вы его поняли.

«- Правильно ли я тебя понял…»

«- Могу ли я уточнить …»

«- Таким образом, ты считаешь, что …»

«- Так ли я тебя услышал …»

«- Я слышу, что ты говоришь о …»

Эхо техника, при которой фраза наставляемого повторяется точь – в - точь (услышать, как со стороны звучат его слова).

  Активное слушание  (умение слушать и слышать)    Самораскрытие используется в том случае, если уместно показать, что вы разделяете переживания и чувства наставляемого и в вашем личном опыте есть подобные переживания. «Я не чувствую, что меня слышат…», «Я боюсь сделать неправильный выбор, не оправдать надежд». Невербальное сопровождение используется для того, чтобы показать заинтересованность в собеседнике через позу, жесты, мимику, интонации, голос, молчание, паузы.

Активное слушание (умение слушать и слышать)

Самораскрытие используется в том случае, если уместно показать, что вы разделяете переживания и чувства наставляемого и в вашем личном опыте есть подобные переживания.

«Я не чувствую, что меня слышат…», «Я боюсь сделать неправильный выбор, не оправдать надежд».

Невербальное сопровождение используется для того, чтобы показать заинтересованность в собеседнике через позу, жесты, мимику, интонации, голос, молчание, паузы.

Активное слушание (умение слушать и слышать) Резюмирование используется в том случае, если необходимо подытожить, обобщить сказанное, чтобы сложилась общая картина, которую вы оба понимаете однозначно. «Давай подведем итоги сказанного …» «Опираясь на твои слова, можно сказать, что …» «Главное, о чем ты сказал, - это …» «Что для тебя сегодня было важным?» «Чего тебе сегодня не хватило?»

Активное слушание

(умение слушать и слышать)

Резюмирование используется в том случае, если необходимо подытожить, обобщить сказанное, чтобы сложилась общая картина, которую вы оба понимаете однозначно.

«Давай подведем итоги сказанного …»

«Опираясь на твои слова, можно сказать, что …»

«Главное, о чем ты сказал, - это …»

«Что для тебя сегодня было важным?»

«Чего тебе сегодня не хватило?»

 «Эти разные вопросы…»  (умение задавать вопросы)   Открытые вопросы используются с целью сбора информации, для начала и перехода к следующему этапу разговора, для того, чтобы заставить собеседника подумать, выяснить его интересы, сомнения, тревоги. Что? Где ? Когда? Для чего? Зачем? В связи с чем? Закрытые вопросы используются на стадии проверки и подтверждения информации, резюмирования Правильно ли я понял, что … так? Вы имели в виду то …? Вы хотели сказать что …? Вы пришли, чтобы обсудить …? Альтернативные вопросы дают собеседнику возможность сделать выбор из двух (или более) предложений, проявить инициативу, помогают принять решение. Как ты поступишь? (не знаю) Тебе важен сейчас мой опыт или ты хочешь найти свой путь?

«Эти разные вопросы…» (умение задавать вопросы)

Открытые вопросы используются с целью сбора информации, для начала и перехода к следующему этапу разговора, для того, чтобы заставить собеседника подумать, выяснить его интересы, сомнения, тревоги.

Что? Где ? Когда? Для чего? Зачем? В связи с чем?

Закрытые вопросы используются на стадии проверки и подтверждения информации, резюмирования

Правильно ли я понял, что … так? Вы имели в виду то …?

Вы хотели сказать что …? Вы пришли, чтобы обсудить …?

Альтернативные вопросы дают собеседнику возможность сделать выбор из двух (или более) предложений, проявить инициативу, помогают принять решение.

Как ты поступишь? (не знаю)

Тебе важен сейчас мой опыт или ты хочешь найти свой путь?

Построение встречи по модели GROW  Структура встречи G oal   Цель R eality  Реальность O ptions  Варианты W ill   Намерение Особая последовательность вопросов для повышения эффективности

Построение встречи по модели GROW

Структура встречи

G oal Цель

R eality Реальность

O ptions Варианты

W ill Намерение

Особая последовательность вопросов для повышения эффективности

Построение встречи по модели GROW    Особая последовательность вопросов для повышения эффективности

Построение встречи по модели GROW

Особая последовательность вопросов для повышения эффективности

Практикум 2 Задание: Перед Вами перечень вопросов 4 - х этапов методики построения встреч по модели GROW (постановка цели, обзор реальности, обзор возможностей, выбор действия). Определите, на каких этапах используются вопросы какого типа (закрытые, открытые, альтернативные). Разделитесь на пары. Выберите и опишите возможную реальную проблемную ситуацию молодого специалиста, с которой он обращается к наставнику. С опорой на вопросы представьте свой вариант проведения всех четырех встреч наставника с наставляемым.

Практикум 2

Задание:

Перед Вами перечень вопросов 4 - х этапов методики построения встреч по модели GROW (постановка цели, обзор реальности, обзор возможностей, выбор действия).

  • Определите, на каких этапах используются вопросы какого типа (закрытые, открытые, альтернативные).
  • Разделитесь на пары. Выберите и опишите возможную реальную проблемную ситуацию молодого специалиста, с которой он обращается к наставнику.
  • С опорой на вопросы представьте свой вариант проведения всех четырех встреч наставника с наставляемым.
Построение встречи по модели GROW  1 этап. Постановка цели. Чего ты хочешь? Какой результат будет для тебя наилучшим? Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шёл? По каким критериям будешь оценивать успешность достижения результата? Что важно для тебя в достижении этой цели? Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни? Что произойдёт, когда ты достигнешь результата? Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас? Какой навык нужен наставнику?

Построение встречи по модели GROW

1 этап. Постановка цели.

  • Чего ты хочешь?
  • Какой результат будет для тебя наилучшим?
  • Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шёл?
  • По каким критериям будешь оценивать успешность достижения результата?
  • Что важно для тебя в достижении этой цели?
  • Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?
  • Что произойдёт, когда ты достигнешь результата?
  • Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?

Какой навык нужен наставнику?

Построение встречи по модели GROW  2 этап. Обзор реальности. Что сейчас происходит? Что тебя больше всего волнует? По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком уровне (балле) ты находишься сейчас? А на каком уровне (балле) ты хотел бы находиться? Что ты чувствуешь при этом? Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни? Кто еще вовлечен в ситуацию? Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса? Какие ресурсы есть? Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?  Какой навык нужен наставнику?

Построение встречи по модели GROW

2 этап. Обзор реальности.

  • Что сейчас происходит?
  • Что тебя больше всего волнует?
  • По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком уровне (балле) ты находишься сейчас?
  • А на каком уровне (балле) ты хотел бы находиться?
  • Что ты чувствуешь при этом?
  • Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
  • Кто еще вовлечен в ситуацию?
  • Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса?
  • Какие ресурсы есть?
  • Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?

Какой навык нужен наставнику?

Построение встречи по модели GROW  3 этап. Обзор возможностей. (мозговой штурм) Что можно сделать для изменения ситуации? Какие есть варианты? А какие есть альтернативы? А ещё? А ещё? А ещё? А если бы что – то ещё могло быть как вариант, что бы это было? А что, если бы у тебя были все ресурсы для решения вопроса, что бы ты сделал? Кто мог бы помочь тебе в решении этого вопроса? Где бы ты мог найти информацию? А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте? Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся? Какой навык нужен наставнику?

Построение встречи по модели GROW

3 этап. Обзор возможностей.

(мозговой штурм)

  • Что можно сделать для изменения ситуации?
  • Какие есть варианты?
  • А какие есть альтернативы?
  • А ещё? А ещё? А ещё?
  • А если бы что – то ещё могло быть как вариант, что бы это было?
  • А что, если бы у тебя были все ресурсы для решения вопроса, что бы ты сделал?
  • Кто мог бы помочь тебе в решении этого вопроса?
  • Где бы ты мог найти информацию?
  • А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте?
  • Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?

Какой навык нужен наставнику?

Построение встречи по модели GROW  4 этап. Выбор действия. Что ты будешь делать? Как ты это будешь делать? Каким будет твой первый шаг? Когда ты это сделаешь? Есть ли что – то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию? Достигнешь ли ты при этом своей цели? Какая поддержка тебе нужна? Какие возможны препятствия на пути? Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?  Какой навык нужен наставнику?

Построение встречи по модели GROW

4 этап. Выбор действия.

  • Что ты будешь делать?
  • Как ты это будешь делать?
  • Каким будет твой первый шаг?
  • Когда ты это сделаешь?
  • Есть ли что – то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какая поддержка тебе нужна?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?

Какой навык нужен наставнику?

Серия встреч О чём этап? Мотивированное и взаимообогощающее сотрудничество   Результат этапа Достигнуты цели Удовлетворенность наставника и наставляемого

Серия встреч

О чём этап?

  • Мотивированное и взаимообогощающее сотрудничество

Результат этапа

  • Достигнуты цели
  • Удовлетворенность наставника и наставляемого
Технология «Стол менторов»  Практикум 3 - Настройтесь на проблемную ситуацию. - Сформулируйте вопрос, который вы хотите задать, чтобы получить желаемый результат. - Пригласите трёх менторов. Для этого вспомните трёх наставников, с которыми вы бы этот вопрос обсудили (кумир, персонаж, реальный человек, мнение которого для вас значимо). Запишите их имена.  1 ментор ИМЯ 2 ментор 3 ментор ИМЯ ИМЯ

Технология «Стол менторов» Практикум 3

- Настройтесь на проблемную ситуацию.

- Сформулируйте вопрос, который вы хотите задать, чтобы получить желаемый результат.

- Пригласите трёх менторов. Для этого вспомните трёх наставников, с которыми вы бы этот вопрос обсудили (кумир, персонаж, реальный человек, мнение которого для вас значимо). Запишите их имена.

1 ментор

ИМЯ

2 ментор

3 ментор

ИМЯ

ИМЯ

Технология «Стол менторов»   - Вспомните ресурсное место (ваше место силы), место, где вам было бы удобно обсудить проблему. - Пригласите первого ментора. Задайте ему свой проблемный вопрос. - В окошке запишите ответ ментора, рекомендацию, призыв, пожелание, призыв, девиз и т.д. - Пригласите второго ментора. Задайте ему свой проблемный вопрос. Запишите его ответ. - Пригласите третьего ментора. Задайте ему свой проблемный вопрос. Запишите его ответ.  - Глядя на рекомендации и советы менторов запишите свое решение.

Технология «Стол менторов»

- Вспомните ресурсное место (ваше место силы), место, где вам было бы удобно обсудить проблему.

- Пригласите первого ментора. Задайте ему свой проблемный вопрос.

- В окошке запишите ответ ментора, рекомендацию, призыв, пожелание, призыв, девиз и т.д.

- Пригласите второго ментора. Задайте ему свой проблемный вопрос. Запишите его ответ.

- Пригласите третьего ментора. Задайте ему свой проблемный вопрос. Запишите его ответ.

- Глядя на рекомендации и советы менторов запишите свое решение.

Технология «Стол менторов»  Рефлексия Что получилось? Что заметили? Как продвинулись в решении?

Технология «Стол менторов» Рефлексия

Что получилось?

Что заметили?

Как продвинулись в решении?

Ресурсы, инструменты «Пирамида логических уровней»; «Декартовы координаты»; «Линии времени»; «Стратегия Индиана Джонса»; «Квадрат ценностей Фона Туна».

Ресурсы, инструменты

  • «Пирамида логических уровней»;
  • «Декартовы координаты»;
  • «Линии времени»;
  • «Стратегия Индиана Джонса»;
  • «Квадрат ценностей Фона Туна».
Итоговая встреча О чём этап? Рефлексия Обратная связь Благодарность Празднование результатов   Результат этапа Понимание, как мы оба изменились Список совместных позитивных изменений и достижений Список того, чему научились друг у друга Удовлетворенность от взаимодействия Понимание того, как мы будем дальше взаимодействовать

Итоговая встреча

О чём этап?

  • Рефлексия
  • Обратная связь
  • Благодарность
  • Празднование результатов

Результат этапа

  • Понимание, как мы оба изменились
  • Список совместных позитивных изменений и достижений
  • Список того, чему научились друг у друга
  • Удовлетворенность от взаимодействия
  • Понимание того, как мы будем дальше взаимодействовать
Рефлексивные техники Насколько (от 1 до 10) вы удовлетворены тем, как продвинулись к своей цели/желаемым результатам? Что Вам важно сделать еще? Ближайший шаг...

Рефлексивные техники

Насколько (от 1 до 10) вы удовлетворены тем, как продвинулись к своей цели/желаемым результатам?

Что Вам важно сделать еще?

Ближайший шаг...

Рефлексия  Совпали ли ожидания? Что было полезным?  Что будете применять? Продолжите любые высказывания Сегодня я узнала … Было интересно … Было трудно … Я выполнял задания … Я поняла, что … Теперь я могу … Я почувствовала, что … Я приобрела … Я научилась … У меня получилось … Я смогла … Я попробую … Меня удивило … Встреча дала мне для жизни (для работы) … Мне захотелось …

Рефлексия Совпали ли ожидания? Что было полезным? Что будете применять?

Продолжите любые высказывания

Сегодня я узнала …

Было интересно …

Было трудно …

Я выполнял задания …

Я поняла, что …

Теперь я могу …

Я почувствовала, что …

Я приобрела …

Я научилась …

У меня получилось …

Я смогла …

Я попробую …

Меня удивило …

Встреча дала мне для жизни (для работы) …

Мне захотелось …

Рефлексивные техники

Рефлексивные техники

Результат взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста 2022 -2023 учебный год: Школьный этап «Учитель года» – 3 место; Открытое занятие ЮИД; Исследовательская работа – 2 место. 2023 – 2024 учебный год: Открытый урок по русскому языку (методический десант); Школьный этап «Учитель года» – 1 место;

Результат взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста

2022 -2023 учебный год:

  • Школьный этап «Учитель года» – 3 место;
  • Открытое занятие ЮИД;
  • Исследовательская работа – 2 место.

2023 – 2024 учебный год:

  • Открытый урок по русскому языку (методический десант);
  • Школьный этап «Учитель года» – 1 место;
Результат взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста Муниципальный этап « Учитель года» - 2 место

Результат взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста

Муниципальный этап « Учитель года» - 2 место