Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Составитель:
Туровец Виктор Александрович,
педагог дополнительного образования
г. Амурск
2023 г.
Наставничество - форма личного развития, которая может привести к реальным результатам.
Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска. Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка).
Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ:
строить социальные отношения;
применять на практике свои моральные и религиозные принципы; получать новые навыки;
найти поддержку и друзей;
почувствовать себя способным что-то совершить.
Принципы наставничества
Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.
Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».
Объективность подхода к подростку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).
Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку.
Неразглашение информации о ребенке и его семье. Уважение достоинства и культуры всех народов.
Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства.
Стимулирование чувства ответственности.
Кто такой наставник
Наставник – это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержки, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).
При организации добровольческой службы необходимо достаточное время уделять формированию у новичков-добровольцев представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, определять идеологию волонтерства. Начать такую работу можно с определения самого понятия «доброволец (волонтер) наставник».
Доброволец (или волонтер) - это альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.
Доброволец - человек, который в свое свободное время делает нечто полезное для других, не получая за это для себя прибыли.
Наставники, работающие с детьми и подростками групп риска на добровольной основе (или по совместительству с имеющейся работой, учебой в университете), безусловно мотивированы. Какова их мотивация? Ведь они исполняют роль достаточно тяжелую, неоплачиваемую, требующую отдачи сил, многочасовую, эмоционально и физически трудную.
Цель работы наставника:
Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки подростку группы риска.
К «группе риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д.
Подростки группы риска нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество.
Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным.
Задачи наставника:
Установление контакта с подростком
Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе, отслеживание социальных контактов
Формирование ближайшего окружения Помощь в получении образования Развитие кругозора
Правовая поддержка
Помощь в организации досуга
Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться)
Шаги сотрудничества
Наставник проясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравиться, чтобы он хотел изменить.
Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет.
Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. Картина мира у подростка группы риска часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия. Наставник ориентируется на близкие цели подростка.
Наставнику иногда приходиться самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка.
Наставник сам может устраивать мероприятия: организует походы в кино, в музей, театры, цирк, поход в лес и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор подростка.
При появлении у подростка готовности пойти в кружок, секцию, клуб наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации.
Наставник может выступать посредником между подростком и обществом.
Наставник входит в контакт с семьей только при согласии подростка. Часто подростки могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их гнев.
Наставник может привлекать подростка к организации праздников, акций, спортивных мероприятий. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику.
Права и обязанности наставников:
Активно поддерживайте свои ассоциации, будьте преданным их целям и осведомленным об их политике и деятельности.
Стремитесь, в меру своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения, в соответствии со взятой на себя ответственностью, совместно выработанные программы.
Сотрудничайте со своими коллегами по проекту «Наставничество» в духе взаимопонимания и взаимного уважения.
Не уклоняйтесь от новых знаний.
Не разглашайте конфиденциальную информацию.
Уважаете Права Человека и основные принципы наставничества.
Направления работы наставника: Профориентационная работа с подростком группы риска Работа с семьей подростка группы риска
Работа с педагогическим коллективом ОУ
Работа со сверстниками, одноклассниками
Работа со следующими организациями: служба занятости, КДН и ЗП, спортивные школы, учреждениями дополнительного образования
Методы работы наставника:
наблюдение;
курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации со стороны наставника;
интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;
коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций; психологическая помощь – это особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка группы риска при непосредственном взаимодействии;
реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности в соответствии с ее потребностями и способностями;
социально-психологическая профилактика – это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития подростков;
социально-психологическое сопровождение – протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения;
консультирование – превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений.
В функциональные обязанности наставника можно включить: создание и поддержание связей между подростком группы риска, школой, семьей и местом проживания, подготовка его к интеграции в самостоятельную жизнь и поддержка подростка в его жизнеустройстве после выпуска. Наставник может выполнять функции руководителя службы сопровождения подростка группы риска, осуществлять психологическое сопровождение, оказывать помощь в ориентации в хозяйственно-бытовых вопросах, передавать подросткам умение эффективного взаимодействия со всеми службами (социальные службы, школы, специальные учебные заведения и т.п.)
Техники установления контакта
Приветствие:
улыбка
обращение по имени или по имени-отчеству
рукопожатие или легкий поклон
установление контакта глаз
изменение дистанции – социальной, психологической и физической
встать, приветствуя собеседника, проводить к месту, где вы продолжите разговор
целесообразно сесть не прямо лицом друг к другу, а под некоторым углом
Техники выравнивания напряжения
предоставление партнеру возможности выговориться
вербализация своего эмоционального состояния или состояния партнера
подчеркивание общности с партнером – сходство интересов, мнений, оценок, возраста и т.д.
проявление интереса к проблемам партнера
акцентирование значимости партнера, его мнения в ваших глазах
в случае вашей неправоты – немедленное признание предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации
обращение к фактам
Факторы, повышающие напряжение
прерывание речи партнера
принижение, негативная оценка личности партнера
подчеркивание разницы между собой и партнером
приуменьшение вклада партнера и преувеличение своей роли
резкое ускорение темпа речи, повышение голоса, его интонации
избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером
Способы и техники ведения беседы
а) техники, не способствующие пониманию партнера:
негативная оценка – в беседе допускаются высказывания, принижающие личность партнера типа «глупости ты говоришь» и т.д.
игнорирование – собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями и т.д.
эгоцентризм – попытка найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого
б) промежуточные техники:
расспрашивание собеседника
замечание о ходе беседы типа «мы ушли от темы»
поддакивание
в) техники, способствующие пониманию партнера
вербализация
проговаривание, повторение высказываний партнера,
перефразирование, повторение ключевых фраз и слов партнера в сокращенной форме в виде «Итак, …», « Как я понял, …»
развитие идеи: попытка вывести логическое следствие из высказывания «Исходя из вашего высказывания можно сделать вывод, что…», «Вы так считаете, видимо, потому, что…».
Далее определен круг имеющихся знаний, опыта и пробелов в них для составления проблемного поля обучения наставников. В него вошли: индивидуальные и групповые формы работы наставника с подопечным, работа с неблагополучной семьей, личное влияние, помощь в понимании смысла жизни и ее конструирование, насилие как социально-педагогическая проблема, методы диагностики проблем всех видов и организация социально-психолого-педагогической поддержки.
Вывод по итога: включить эти темы в программу обучения наставников.