Уважаемые коллеги, добрый день!
Тема моего выступления «Наставничество как способ приобщения к ценностям детей, совершивших общественно опасное деяние».
О наставничестве сейчас говорится очень много. И если раньше эта технология, этот подход к образовательному, к воспитательному процессу связывался исключительно с профессиональным наставничеством, то есть, когда к молодому специалисту приставлялся какой-то наставник, то сейчас этот подход значительно расширился.
(Слайд2) Более того, перед вами приведены слова нашего президента о том, что «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле…». Именно наставничество — это очень эффективная система для взаимодействия с подрастающим поколением, для профессиональной ориентации, для развития трудовых навыков, и что наиболее важно, для передачи системы ценностей.
(Слайд3) Предусмотрено, что к 2024 году не менее семидесяти процентов обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения. Наставничество наиболее остро стоит в контексте проекта «Успех каждого ребенка», то есть вне зависимости от того, с кем мы имеем дело, с каким контингентом мы работаем, «…Успех должен быть доступен каждому ребенку...» и именно в период школьного обучения.
(Слайд4) Перед нами слова Уильяма Глассера «Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни». Особенно очень важно для детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, для детей, которые оказались в ситуации, когда совершили некое общественно опасное деяние или как бы отличались каким-то агрессивным противоправным поведением.
(Слайд5) То есть понимание успеха с различных точек зрения, очень важно для свободного творческого развития ребенка. Одним из механизмов становится система наставничества. Можно сказать, что педагог у нас всегда являлся и является, наверно, будет являться наставником для группы детей, для конкретного ребенка. Одна из его педагогических задач — это дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности и поверить в себя.
(Слайд6) Еще небольшая цитата из Ушинского, очень актуальная в разговоре о наставничестве, о том, что «… необходимо дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения». Именно наставник может привести ребенка к ощущению чувства гордости, собственного достоинства, переключить его восприятие с общественно-опасного деяния на то, что он может делать в позитивном труде, в развитии, в творчестве, во взаимопомощи, а значит, технология наставничества, работая с трудными детьми, конечно же очень важна.
(Слайд7) Немного расскажу об истории наставничества.
Эта категория очень древняя и первое упоминание о наставничестве есть еще в Древнем Риме, то есть в античную эпоху. Под наставничеством понимается поддержка молодого человека (это может быть учащийся, может быть студент, может быть молодой специалист). То есть наставник – это ни в коем случае не тот, кто выдает какие-то нравоучения, это тот, кто поддерживает и направляет позитивные возможности, позитивные черты личности к дальнейшему развитию, которые есть безусловно у каждого ребенка.
Личностные характеристики педагога-наставника, тьютора-наставника, то есть того, кто будет осуществлять взаимодействие с детьми, очень важны. Не каждый педагог может проявить себя как наставник, особенно с детьми, совершившими какое-то противоправное деяние. Нужен психологический подход, нужен подход к ребенку, понимание, желание найти позитивные стороны.
(Слайд8) Если посмотреть историю наставничества, то это достаточно давний разговор, наставники были уже в Древнем Риме, и вообще первых учителей называли именно так, в России эта форма начала развиваться с 30-х годов и достигнув рассвета в 70-х годах XX столетия, прежде всего на производствах в системе среднего профессионального образования. Для общеобразовательной школы наставничество на какое-то время было забыто, то есть было понятие вожатство, было понятие кураторство, классное руководство, появляется это в советской школе. Но в том контексте, в котором наставник востребован сейчас, для индивидуальной личностной работы с детьми сложными, с определенными способностями, возможностями или особенностями поведения - этот контекст вернулся буквально на протяжении лет 20-ти, когда мы наблюдали большой рост агрессии среди подростков.
(Слайд9) Каким должен быть наставник? Перед вами такие качества психологически важные, но можно этот список усилить определенным рядом позиций:
Уверенность в себе. Дети склонные к определенному агрессивному поведению, очень чувствуют эту категорию. То есть, уверенность в себе она основана на знаниях, на умениях, на опыте и на навыке. Однозначно, что человек, который будет взаимодействовать с данной категорией детей, должен быть уверен в себе и обладать определенным опытом общения с детьми.
Стрессоустойчивость. Это вообще одно из профессиональных качеств учителя.
Коммуникабельность, открытость, абсолютное принятие ребенка, любовь к нему
Толерантность. Принятие всех качеств, всего того, что с ребенком происходит, ответственность за свои действия и за то, чем он занимается.
Непредвзятость.
Пунктуальность.
Лидерство. Именно эти качества тоже очень хорошо считываются ребенком в формировании ценностей.
Компетентность во всевозможных вопросах (знания нормативно-правовой базы образовательной организации, традиций и неформальных правил).
Дети на первоначальных этапах будут испытывать своего наставника, проверять его всевозможными способами на выносливость, на ответственность, на принятие того, что происходит. И именно в этом наставник может получить доверие ребенка. Вызвать доверие у ребенка, попавшего в сложную ситуацию, очень сложно. Как правило это дети, уже не доверяющие миру, не доверяющие семье, социуму, очень часто замкнутые, очень часто одинокие с различными психологическими отклонениями.
(Слайд10) Форма взаимоотношений между учителем и учеником всегда существовала и уже в первобытном обществе в виде обряда. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определенным ритуалам, правилам и умениям. С разделением труда и очень длительное время наставничество существовало в форме профессионального обучения – подмастерья (мастер – ученик), именно в передаче профессионального навыка. Новый закон об образовании 2012 года регламентирует и семейное и домашнее обучение, и во всех нетрадиционных формах обучения наставничество начинает играть более весомую роль. Если ребенок не взаимодействует в группе, с различными учителями, для него наставник очень важен. Очень часто функция наставничества, конечно, исполняется родителями, но она не даёт тех эффектов, которые может дать наставник профессионал, наставник с педагогическим психологическим опытом взаимодействия с ребенком.
(Слайд11) В системе профессионально технического образования производственного обучения, то есть наставничество осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими пришедшими в трудовой коллектив. Всегда во все периоды истории педагогики наставник это был образец, наставник — это эталон, это тот, на кого ребенку хочется равняться. Если говорить о советской истории, то очень часто к наставникам в системе профессионального образования попадали ребята, которые, либо совершили уже какие-то действия, либо тоже были в некой сложной жизненной ситуации, оказались на улице и таких примеров в истории педагогики очень много, когда они восстанавливались и достигали очень хороших профессиональных результатов.
(Слайд12) На протяжении всей истории содержание наставничества постоянно эволюционировало, наконец получило свои современные определения. Отраслевые словари, понятие «наставник» описывают, используя следующие характеристики: «тот, кто дает советы, обучает; советчик, учитель, смотритель» или сейчас, конечно, очень модно понятие на эту тему так называемый коуч (это тот, который сопровождает в качестве решения проблемы, направляет ребенка на путь саморазвития). Значение этого термина - давать советы, учить чему-то, приводить, направлять, нацеливать в нужном направлении. Ни в коем случае не поучать, не нравоучать, не ругать, не давить тем более на ребенка. Поэтому грамотный наставник, это конечно же психолог, который своими вопросами, своими грамотными советами будет ребенка в нужном направлении вести.
(Слайд13) Кто же будет этими самыми наставниками? Какие проблемы решит наставничество? Конечно, лучший наставник — это педагог, потому что он обладает соответствующими психологическими, педагогическими и методическими компетенциями. Для детей, совершивших общественно опасное деяние, нужны вовлеченные наставники. Нужны наставники, как отдельные единицы, занимающиеся с ними именно воспитательными процессами, вовлекающие их в событийную педагогику, в какую-то культурную практику: вожатство, волонтерство, трудового десанта, каких-то акций и т.д.
(Слайд14) Какими категориями пользуется наставник? В общем вы видите то, что входит в его целевую направленность: (прочитают сами)
- развитие, как процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов;
- воспитание, как целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
- адаптация - процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режима труда, к коллективу. Адаптационные процессы для ребенка, совершившего противоправное действие, проявившего агрессию, очень важна успешная адаптация, если он нашел друзей, сумел выстроить какие-то каналы коммуникации — это один из показателей обоснованности формирования системы ценностей. Вливаясь в коллектив, адаптируясь в нем, ассоциируя себя с группой, вовлекаясь в групповые задачи, повышается личная мотивация, проявляются лучшие качества личности ребенка и увлечение личных целей и задач группы - это одна из приоритетных векторов работы наставника, то есть помочь адаптироваться, включить его, не бросить его на этом пути адаптации, помочь с группой договориться.
(Слайд15) Особенности деятельности наставника с детьми, совершивших
общественно опасное деяние.
Цель - оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детям.
Задачи наставника отражают ход его деятельности:
- установление контакта с подростком, установление степени доверия;
- обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе;
- забота о быте подростка, то есть обязательно знание о том, что делает ребенок вне контакта с наставником, каковы условия его жизнедеятельности;
- отслеживание социальных контактов. Расстановка приоритетов и выявления в этих социальных контактах всех положительных и отрицательных сторон, которые могут воздействовать на его формирование ближайшего окружения, особенно если вы не довольны теми социальными контактами, которые есть у ребенка;
- помощь в получении образования. На том уровне, на котором ребенок готов его воспринять;
- развитие кругозора, формирование ценности, знания, понимание того, что мир на столько интересен, богат и прекрасен и как интересно познавать мир;
- оказание правовой поддержки. Нам нужны знания правовых основ для того, чтобы вести ребенка к пониманию того, что происходит с ним если он совершит общественно опасное деяние, чтобы он осознавал те результаты, к которым он придет, совершая те или поступки;
- помощь в организации досуга. Досуг для ребенка попавшему в трудную жизнью ситуацию играет очень важную роль, потому что именно в организации досуга у ребенка формируется отношение к жизни, отношения понимания ценности жизни, отношение к результатам своей деятельности;
- контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться). Очень важно, чтобы у ребенка было понимание почему это нужно делать, либо почему это нужно не делать и какие выгоды для себя личностно он получит если ограничит какие-то свои действия;
- помощи в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка, помощи в конфликтных ситуациях в школе, которые на этапе адаптации безусловно будут.
(Слайд16) Есть еще такое понятие – наставник-ровесник – это привлечение на условиях вожатства или волонтерства ребенка, который сможет взаимодействовать с другим ребенком, проявившим какое-то агрессивное противоправное поведение. Дети лучше слушают друг друга, чем слушают взрослого, поэтому именно наставник-ровесник будет способствовать тому, что ребенок вольется в коллектив, подтянет учебу, найдет себя, это может быть и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, мотиваторы, человек в чей реальный опыт успеха он верит, то есть с которым можно будет пообщаться лично, повзаимодействовать. В данном случае нужно определенное кураторство взрослого и педагога за наставником-ровесником и непосредственно за подопечным.
(Слайд17) Завершая свое выступление, я хочу сказать словами Каменского, который говоря в целом о педагоге сказал, что легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди. Дай бог нам всем развивать, учить и иметь своих наставников, не препятствовать их деятельности, поддерживать их, потому что чаще всего это сподвижники, которые готовы работать с детьми, совершившими общественно опасные деяния.