Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Наставничество
в образовательной организации
(выступление на педсовете)
Подготовила
учитель начальных классов,
зам. директора по УВР
Яковлева Г. И.
Ноябрь, 2022
Наставничество как социально-педагогическое явление существует в российском образовании с XIX века. В современной России существуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты.
Система наставничества сегодня рассматривается как инструмент повышения качества образования, механизм создания эффективных социальных лифтов, один из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики. Целью реализации методологии (целевой модели) наставничества является повышение эффективности системы образования Российской Федерации через:
- улучшение показателей конкретной образовательной организации в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;
- подготовку выпускников образовательных организаций к самостоятельной жизни и успешному трудоустройству в мире нестабильности и неопределенности;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого учащегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
- создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
Одним из ключевых направлений создания Системы является развитие наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников общего, среднего профессионального и дополнительного образования.
Система (целевая модель) наставничества в системе общего образования ориентирована на реализацию федерального проекта "Современная школа", в системе дополнительного образования - на реализацию федерального проекта "Успех каждого ребенка", в системе среднего профессионального образования - на реализацию федерального проекта "Молодые профессионалы", что выражается в различных направлениях деятельности, результатах и показателях.
Таким образом, в образовательной организации система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов.
Внедрение методологии (целевой модели) наставничества в рамках образовательной деятельности конкретной образовательной организации предусматривает - независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый и наставник.
Наставник – участник программы наставничества, активный обучающийся старшего уровня образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность); член детско - юношеских организаций или объединений.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Образовательная организация самостоятельно определяет, какие формы наставничества будут реализовываться. В образовательной организации может быть реализована как одна форма, так и несколько форм наставничества. В соответствии с этим в образовательной организации должны быть разработаны положения о программе наставничества: либо для каждой отдельной формы наставничества, либо общее положение о программе наставничества в образовательной организации, в котором будут представлены все выбранные формы.
Система реализации наставничества в образовательных организациях, в соответствии с методологией (целевой моделью) наставничества, как правило, включает семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для реализации методологии (целевой модели) наставничества:
- определение заинтересованных аудиторий и информирование о возможностях наставничества и планируемых результатах;
- формирование команды организаторов (рабочей группы) и назначение куратора;
- определение необходимых для реализации методологии (целевой модели) наставничества ресурсов;
- разработка организационных документов для внедрения методологии (целевой модели) наставничества.
Результатом данного этапа является обеспечение нормативно- правового оформления программы наставничества, предполагающее утверждение положения о программе наставничества в образовательной организации и формирование плана (дорожной карты) внедрения целевой модели наставничества, в которой представлен поэтапный ход работ и необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т.д.).
Этап 2. Формирование базы наставляемых с возможным использованием:
- результатов опросов и анкетирования школьников;
- результатов опросов и анкетирования родителей;
- результатов диагностических процедур в рамках профориентационной работы;
- информации, сформированной на основе материалов личных дел обучающихся и иных материалов, предоставленных классным руководителем;
- материалов, предоставленных школьным психологом, социальным педагогом.
Этап 3. Формирование базы наставников с возможным использованием:
- потенциала педагогических работников, заинтересованных в повышении качества результатов образовательной деятельности, создании продуктивной педагогической атмосферы, тиражировании личного педагогического опыта и др.;
- потенциала обучающихся, находящихся на более высокой ступени образования и обладающих организаторскими и лидерскими качествами, позволяющих оказывать весомое влияние на наставляемого;
- потенциала выпускников, заинтересованных в поддержке своей образовательной организации, имеющих опыт взаимодействия с её средой и разделяющих ее ценности;
- потенциала сотрудников предприятий и организаций любых форм собственности, заинтересованных в подготовке будущих кадров, привлечении внимания к деятельности своей организации, изъявивших готовность к участию в реализации методологии (целевой модели) наставничества.
Этап 4. Отбор и обучение наставников через:
- подготовку анкет и тестов для определения уровня готовности, компетенций и личной мотивации наставляемых;
- привлечение внешних и внутренних ресурсов для организации обучения наставников,
- организация (проведение) обучения наставников.
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп через:
- подготовку инструментов для формирования пар / групп,
- проведение мероприятия / тестирования / встреч для формирования пар / групп,
- закрепление итогов мероприятия и пар / групп,
- психологическое сопровождение наставляемых, не сформировавших пару / группу, продолжение поиска наставника.
Этап 6. Организация работы наставнических пар / групп через:
- анализ компетенций и сильных сторон наставника и наставляемого,
- определение приоритетных целей развития наставляемого и общих задач пары / группы,
- предоставление наставникам методических рекомендаций, дополнительных материалов по работе с наставляемыми,
- организацию контроля за работой групп со стороны куратора,
- организацию регулярного сбора обратной связи,
- фиксацию промежуточных результатов наставнического взаимодействия.
Этап 7. Завершение наставничества через:
- определение форм представления результатов работы конкретной пары / группы,
- сбор обратной связи от участников программы (программ) наставничества,
- представление результатов реализации программы (программ) наставничества,
- организацию и проведение финального мероприятия, на котором будут представлены результаты реализации программы (программ) наставничества, отмечены лучшие практики наставничества, награждены лучшие наставники,
- предоставление информации в региональный наставнический центр, а также размещение информации в СМИ, медиа для тиражирования результатов и привлечения новых участников, партнеров и спонсоров в следующий цикл реализации методологии (целевой модели) наставничества, программы (программ) наставничества.
Разработать и утвердить в установленном порядке ряд документов и локальных нормативных актов, обеспечивающих организационные и нормативные условия деятельности по реализации целевой модели наставничества.
1.1. Распорядительный акт (приказ) образовательной организации о внедрении целевой модели наставничества
1.2. Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации
1.3. Положение о программе (программах) наставничества1 образовательной организации
1.4. Программа (программы) наставничества образовательной организации
1.5. База наставников образовательной организации (персонифицированный учет обучающихся, квалифицированных специалистов и педагогов, участвующих в реализации программы наставничества)
1.6. База наставляемых образовательной организации (персонифицированный учет обучающихся, молодых специалистов и педагогов, получающих информационную поддержку и развитие навыков в соответствии с программой наставничества).
В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников. Этой цели служит создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Система) в рамках национального проекта "Образование" (с учетом изменений и дополнений 2020 и 2021 гг.).
Главная проблема наставничества в образовании на сегодняшний день - неопределенность его концептуально-методологического и нормативного правового статуса, что существенно затрудняет его "превращение" в широкое социально-педагогическое явление. Наставничество в образовании развивается преимущественно как волонтерское движение. Существует реальная потребность его трансформации в регламентированный вид профессиональной деятельности в образовании.
Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как:
- социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;
- элемента системы дополнительного профессионального образования (подсистемы последипломного профессионального образования), которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации;
- составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации; обучение при введении новых технологий и инноваций; обмен опытом между членами педагогического коллектива.
Важнейшей особенностью системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного педагога и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и социальные проблемы, имеет гибкую структуру учета особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов (наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов и какая глубина их проработки нужна).
Характерными особенностями системы наставничества являются:
- субъект-субъектное взаимодействие наставника и наставляемого;
- личностноориентированная направленность;
- выстраивание практик наставничества с использованием интернет-среды, расширение возможности получения поддержки наставников в масштабах всей страны, региона, муниципалитета;
- интеграция в национальную систему профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста; единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- опора на лучший отечественный и зарубежный опыт наставничества педагогов с учетом государственной политики в сфере образования;
- направленность на оказание всесторонней помощи педагогическим работникам посредством разнообразных форм и видов наставничества.
Реализация системы (целевой модели) наставничества педагогических работников имеет свои особенности для образовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования, обусловленные различиями в организации процессов обучения и взаимодействия педагогов.
Система (целевая модель) наставничества подразумевает необходимость совместной деятельности наставляемого и наставника по планированию, реализации, оцениванию и коррекции персонализированной программы наставничества.
Задачи системы (целевой модели) наставничества:
- содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
- обеспечивать соответствующую помощь в формировании межшкольной цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;
- оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
- способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях.
Система (целевая модель) наставничества основывается на следующих принципах:
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
- принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
- принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
- принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Ожидаемые результаты реализации программы наставничества в образовательной организации
К основным показателям результативности программы наставничества для общеобразовательной организации относятся:
– измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования;
– улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
– рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся;
– снижение показателей неуспеваемости учащихся;
– практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
– формирования активной гражданской позиции школьного сообщества;
– рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях;
– повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
– снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения;
– снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные;
– привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию фундамента и сообщества благодарных выпускников;
– рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
Нормативно-правовые основания разработки программ
наставничества в образовательной организации
1.1. Методические разъяснения разработаны в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
— Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака
отличия «За наставничество»;
— Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
— Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об
утверждении основных принципов национальной системы профессионального
роста педагогических работников РФ, включая национальную систему
учительского роста»;
— Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на
заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам
молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010г.);
— Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р;
— Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждённая Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р;
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями);
— методология (целевая модель) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися, утверждённая распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145;
— методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и
программам среднего профессионального образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к
распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря
2019 г. № Р-145).