«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».
Наставничество –это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Чтобы этого не произошло, в интернате создаются условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив. К таким условиям относятся: внимание заместителя директора по воспитательной работе в интернате, старшего воспитателя, направленных на создание и развитие организационной культуры педагогического коллектива.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта, играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого педагога. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Для успешного выполнения отдельных педагогических действий необходимы профессиональные качества, которыми должен обладать педагог, такие как: умение мобилизировать себя; навыки произвольного внимания; умение грамотно и логично излагать свои мысли; навыки эффектной коммуникации и конструктивного общения; владение игровыми приемами.
Молодой педагог в процессе тесного сотрудничества с наставником получает позитивный опыт общения с другими сотрудниками и детьми и повышает свой профессиональный уровень
Оптимальным приемом формирования пары «педагог-наставник – молодой воспитатель» может стать анкетирование и психологический тест.
Анкета для педагога-наставника поможет определить готовность педагога к выполнению должности наставника, навыки межличностного общения, уровень профессиональной компетентности.
Тест на выявление психологической совместимости определит степень их психологической совместимости в профессиональной педагогической деятельности.
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДОГО воспитателя
1. Какие аспекты педагогической деятельности Вас более всего беспокоят?
2. Считаете ли Вы для себя необходимой помощь педагога-наставника?
3. Насколько легко Вы вступаете в контакты с окружающими?
4. Какова вероятность того, что Вы обидитесь на справедливую критику?
5. Каких конкретно результатов Вы ожидаете от взаимоотношений с педагогом-наставником?
6. Какие качества наставника Вами могли бы быть наиболее востребованы: сопереживание, чувствительность, строгость, проницательность, авторитетность, серьезность, уважение к личности, пунктуальность, самокритичность, поощрение инициативы, требовательность, внимательность... (список можно продолжить)?
7. Вы готовы учиться и совершенствовать свой профессионализм?
Отчет о работе молодого специалиста
Окотэтто Фаина Альбертовна работает в старшей группе первый год.
Обязанности воспитателя школы-интерната определяются уже самой спецификой этой работы. Воспитатель для них – взрослый человек, который всегда поможет, во многих случаях он просто призван заменить детям родителей. Основная задача – помнить, что перед тобой ребенок, не имеющий самого главного – родительской поддержки. Главное в такой работе – постараться жить с ними одной жизнью, одними интересами. Ведь каждый ребенок имеет право на достойную жизнь.
Мною, как старшим воспитателем группы и наставником Окотэтто Ф.А.. были поставлены следующие задачи:
способствовать успешной адаптации молодого педагога в педагогической деятельности;
формировать профессионально значимые качества молодого педагога, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;
совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодого специалиста;
способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений;
предоставить возможность педагогу провести самооценку коммуникативных способностей;
мотивировать педагога на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;
обучить навыкам преодоления ситуаций профессионального стресса.
С первых дней работы Фаина Альбертовна активно включилась в жизнь группы. Она проводила с детьми беседы, тематические линейки, занятия по развитию речи. В течение прошедшего времени она провела:
Беседы:
«Многообразие мира профессий"
«Правила поведения в коллективе»
«Ответственное отношение к порученному делу»
Тематические линейки:
Совместно с более опытными воспитателями Фаина Альбертовна провела КВД:
На занятиях по самоподготовке она демонстрирует воспитанникам интересные презентации по различным темам.
У каждого воспитанника свой характер, у каждого свои как плюсы, так и минусы. Учитывая состояние детей, она понимает причину возбуждения отдельных детей и ей удается решить, как обратиться к каждому их них, что сказать, что предложить, посоветовать, чтобы успокоить, включить в активную деятельность, улучшить настроение.
Письменных замечаний со стороны администрации и родителей не было. Текущие замечания по работе воспринимает адекватно, старается исправить.
Старший воспитатель группы: Кучковская Л.А.