СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей 7 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков №7-8 по технологии "Настройка стругов". Практическая работа № 4«Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей».

Просмотр содержимого документа
«Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей 7 кл»

Конспект урока № 7-8

ТЕМА: Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей.


Цель: Формирование понятий о приемах настройки рубанков, фуганков и шерхебелей.

Задачи: 1.Познакомить с приемами настройки рубанков, фуганков и шерхебелей. 2.Развивать технические знания в области резания материалов. 3.Воспитывать дисциплинированность, аккуратность и точность при выполнении работы.

Тип урока: комбинированный, практическая работа №4 «Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей».

Инвентарь и оборудование: рубанки, фуганки, шерхебели, киянки, молотки, линейки.

Оформление доски: тема урока, новые слова и словосочетания (шерхебель, фуганок, режущая кромка, стружколоматель, настройка струга), домашнее задание.

Дата проведения: 1 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Одевают спецодежду

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.Устный ответ.

1.Подготовить ответ на вопрос:

-- Как выполнить заточку стамески или ножа рубанка?

2.Для этого вспомни:

  • как правильно выполнить доводку стамески или ножа рубанка;

  • как выполняется правка инструмента;

  • какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при заточке.

3.Сделайте вывод.


Устный ответ.

1.Подготовить ответ на вопрос:

--Как выполнить заточку столярной ножовки?

2.Для этого вспомни:

  • для чего выполняется прифуговка зубьев пилы;

  • как выполняется развод зубьев пилы;

  • как выполняется заточка зубьев пилы для поперечного и продольного пиления;

  • какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при заточке.

3.Сделайте вывод


2.Тестирование.

1.Чтобы полотно пилы свободно перемещалось в пропиле, производят:

а) заточку зубьев пилы;

б) развод зубьев пилы

в) прифуговку зубьев пилы;

г) доводку лезвия.

2.Какую операцию называют разводкой пилы?

а) выравнивание зубьев по высоте;

б) поочередное отгибание зубьев в обе стороны;

в) выравнивание зубьев по ширине.

3.Для чего и как выполняется доводка?

а) доводка выполняется на мелкозернистом бруске – для снятия заусенцев;

б) доводка выполняется на заточном станке – для выравнивания режущей кромки;

в) доводка выполняется на оселке – для получения острой режущей кромки.

4.Что называется оселком?

а) абразивный круг на заточном станке;

б) мелкозернистый брусок;

в) приспособление для контроля угла заточки лезвия.

5.Какую операцию называют прифуговкой?

а) выравнивание зубьев пилы на фуговальном станке;

б) выравнивание зубьев за счет срезания выступающих вершин;

в) удаление всех зубьев пилы для нанесения новых.

6.Каким напильником выполняется заточка пилы для продольного пиления?

а) трехгранны;

б) ромбическим;

в) квадратным.

7.Расстояние между двумя противоположными вершинами после разводки должно быть:

а) 1-2 мм; б) в 2 раза больше толщины полотна пилы;

в) в 3 раза больше толщины полотна пилы;

г) в 1,5 раза больше толщины полотна пилы.


Отвечает один ученик





























Выполняют тестовые задания.











III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

Рубанок – незаменимый помощник столяра. И хотя в наш «электрический» век актуальность ручного строгального инструмента снизилась, рубанок по-прежнему имеет право на жизнь в домашней и школьной мастерской. Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности подготовки к работе рубанка, фуганка и шерхебеля.

План:

  1. Инструменты для строгания.

  2. Настройка струга с деревянной колодкой.

  3. Настройка струга с металлической колодкой.

  4. Подготовка к работе фуганка.

  5. Правила техники безопасности при настройке рубанка, фуганка и шерхебеля.



Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.Актуализация знаний по теме «Строгание древесины».

Беседа по следующим вопросам:

--Для чего нужно строгание?

--Что такое строгание?

-- Какие виды стругов наиболее распространены?

-- Из каких основных частей состоит рубанок?


2.Рассказ учителя и демонстрация приемов работы.

Встречаются рубанки с металлическим основанием (колодкой) и все реже – с деревянным. Металлический инструмент тяжелее, что делает его предпочтительным при обработке твердых пород дерева И ДСП; деревянный лучше скользит по поверхности дерева, и работать легче. К недостаткам деревянного рубанка можно отнести возможность его коробления со временем и неудобное крепление ножа с помощью клина, что требует определенной сноровки при регулировке.

Настройка рубанка с деревянной колодкой. Сначала инструмент разбирают: левой рукой берут струг за колодку, а правой наносят легкие удары киянкой по задней стороне колодки, пока не выбьется клин. Затем ставят нож так, чтобы лезвие слегка выступало над подошвой и просматривалось в виде узкой ровной полосы – «нитки». После этого нож заклинивают нанесением ударов киянкой по клину. У правильно установленного ножа лезвие расположено над подошвой колодки без перекосов и выступает: на 1-3 мм у шерхебеля; на 0,2-0,5 мм у рубанка.

Настройка рубанка с металлической колодкой. Рубанок представляет собой металлический корпус, в который вставлен нож, закрепленный в корпусе винтом. Рог и ручку делают из древесины, Величину снимаемой стружки регулируют вылетом ножа. Для этого надо освободить винт и переместить нож вверх или вниз на наружную величину, а затем снова закрепить винт.

Настройка фуганка. В передней части фуганка расположена пробка, ударом киянки по ней выбивают нож из летка. Лезвие ножа должно выступать на 1 мм. При обработке фуганком древесины с волнистой поверхностью получается стружка в виде небольших кусков, а при повторном проходе образуется непрерывная тонкая стружка, и тогда строгание следует закончить, т.к. поверхность получается гладкой.

Большой выпуск приведет у тому, что будет снята слишком толстая стружка, способная забить зазор между ножом и корпусом. Кроме того, затрудняется работа и увеличивается вероятность возникновения задиров (дефект древесины). При недостаточном выпуске работа инструментом вообще невозможна.



3. Выполнение упражнений.

Учащиеся под руководством учителя и с его помощью осуществляют операции с рубанком, фуганком и шерхебелем.

  1. Разборка струга.

  2. Регулировка на заданную высоту.

  3. Проверка правильности расположения режущей кромки ножа.

Следует предложить учащимся самостоятельно разобрать и собрать рубанок; пробным снятием стружки проверить друг у друга правильность наладки инструмента. Этим операциям необходимо уделять немалое внимание, т.к. от их освоения будет зависеть качество работы.



4.Самостоятельная работа с учебником.

Прочитать п.5 (Сим.22-24) и письменно ответить на вопросы:

  1. Для чего служит стружколоматель?

  2. Как прочистить засорившийся леток струга?

  3. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при настройке стругов?



5.Проверка записей в тетради.

1) Стружколоматель предназначен для надлома стружки. Это предотвращает самопроизвольный отрыв стружки от обрабатываемой поверхности. Наличие стружколомателя уменьшает неровности на обрабатываемой поверхности.

2)Засорившийся леток очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая ее тонкой щепкой. Если так удалить стружку не удается, то для очистки летка необходимо разобрать струг.

3)В целях безопасности:

1.Не допускать падения ножа рубанка.

2.Подавать рубанок лезвием к себе.

3.Не выталкивать стружку со стороны режущей кромки, это может привести к порезу руки.



Отвечают на вопросы














Слушают учителя.


















Выполняют упражнения с инструментами.








Работают в тетрадях.

V этап: Практическая работа


30 мин

Практическая работа № 4

«Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей».

1.Вводный инструктаж:

1.Выбор вида струга для выполнения работы.

2.Настройка струга.

3.Операуия строгания.

2.Текущий инструктаж:

1.Корректировка хода практической работы.

2.Контроль за соблюдением правил безопасной работы.

3.Заключительный инструктаж:

1.Анализ успехов и ошибок в работе.




Выполняют практическую работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?

  2. Как настраивают и крепят нож на стругах с деревянной колодкой?

  3. Как настраивают и крепят нож на стругах с металлической колодкой?

  4. Для чего служит стружколоматель?

  5. Как прочищают засорившийся леток)



Отвечают на поставленные вопросы.


VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины. Оценивает работу. Объявляет ученикам оценки.


Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать п.5 стр. 22-24.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Как настроить для работы рубанок, фуганок или шерхебель?

Записывают в дневник и тетрадь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!