СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость ве¬ществ в воде.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость ве¬ществ в воде.»

Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость ве­ществ в воде.

Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.

Задачи урока:

Развивающие:интерес к химии,экспериментальное исследование и творческие навыки,

Обучающие:познакомить с растворением как физико-химическим процессом,дать классификацию растворов по признаку растворимости.

Воспитательные:воспитывать общую культуру,бережное отношение к окружающей среде,

                                                    Ход урока.

 I. Организационный момент.

                                

 II. Химическая разминка.

 На слайде: Cu+O2=CuO                                                 

                   Na2SO4+BaCI2=BaSO4+2NACI

                   HCI+Zn=ZnCI2+H2                                  

                   CaCO3=CaO+CO2

       1.Определите типы реакций.

      2. Какие классы веществ вы знаете?

      3. Назовите простые вещества

  III.Сообщение темы урока.

     

 IV. Изучение нового материала.

 Эпиграф к уроку: «Мы  отнюдь  не властвуем над природой,

                               всё наше господство состоит в том, что

                               мы в отличии  от других существ, умеем

                               познавать её законы и правильно их применять».                                                                                            Ф.Энгельс

 Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Особую роль на нашей планете играет вода.

 Сообщение делает ученик.

Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Воды океанов и морей являются аккумуляторами тепла и способны даже изменять климат на планете. Если всю воду равномерно распределить по земному шару, то глубина «мирового океана» составит 4 км.

Вода входит в состав клеток и тканей всех животных и растений. Например: тело человека трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды. Тело взрослого- на 60-80%. В таких овощах как огурцы, помидоры , морковь – 90-95% воды, в хлебе – 40%, молоке – 80%, тело медузы на 98% состоит из воды. Процесс пищеварения у человека протекает при участии 9-10 литров воды в сутки .

Согласно теории эволюции жизнь на Земле зародилась (?) да, в воде. Главное доказательство этого – сходный химический состав морской воды и крови человека. Откройте учебник и сравните по таблице соотношение химических элементов.

А знаете ли вы, что в 1м3 морской воды растворено 0,01мг золота. Общее количество золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.

Часто понятие раствор мы связываем,  прежде всего,  с водой. Но есть и другие растворы: лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения, газообразные растворы – воздух.

Так что же такое раствор?(слайды)

4. Классификация растворов по содержанию растворённого вещества. ( слайды)

 -Как вы считаете, от каких факторов  зависит растворимость веществ в воде? (от температуры, от природы растворителя, от природы растворённого вещества)

 В учебнике есть таблица растворимости некоторых веществ, в зависимости от температуры. Как правило, растворимость твёрдых веществ в воде увеличивается с повышением температуры. В  учебнике  найдите таблицу растворимости. Если растворять в воде хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре.

Насыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Если же при этой температуре в 100г воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.

Ненасыщенным называется такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.(слайды)

При охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворённого вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.

Пересыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворённом состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.

     При работе с различными веществами важно  знать  их растворимость в воде. Если при комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество считается хорошо растворимым. Если меньше 1г – малорастворимым. Растворимость которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра).

 5.Решение задач.

-А сейчас решим несколько задач.

 

 Задача 3. В растворе массой 50 грамм растворили хлорид натрия массой 15 грамм. Какова массовая доля соли в растворе?

 Дано:                                Решение:

m(р-ра)=50г        1)w=m(в-ва):m(р-ра).100%  

m(NaCI)=15г       2) w(NaCI)=15г/50г.100%=0,3 или 30%

Найти:    W (NaCl ) -?      Ответ: W (NaCl)-?

V.  Закрепление изученного.

  Работа в парах. Составить синквейн:

1)      Существительное

2)      Три прилагательных

3)      Два  глагола

4)      Крылатая фраза

5)      Существительное, которое отражает суть.

                  2.   Заслушать несколько учеников.

  Домашнее задание:

 VI. Итог урока. Рефлексия.

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!