Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.
Задачи урока:
Развивающие:интерес к химии,экспериментальное исследование и творческие навыки,
Обучающие:познакомить с растворением как физико-химическим процессом,дать классификацию растворов по признаку растворимости.
Воспитательные:воспитывать общую культуру,бережное отношение к окружающей среде,
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Химическая разминка.
На слайде: Cu+O2=CuO
Na2SO4+BaCI2=BaSO4+2NACI
HCI+Zn=ZnCI2+H2
CaCO3=CaO+CO2
1.Определите типы реакций.
2. Какие классы веществ вы знаете?
3. Назовите простые вещества
III.Сообщение темы урока.
IV. Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку: «Мы отнюдь не властвуем над природой,
всё наше господство состоит в том, что
мы в отличии от других существ, умеем
познавать её законы и правильно их применять». Ф.Энгельс
Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Особую роль на нашей планете играет вода.
Сообщение делает ученик.
Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Воды океанов и морей являются аккумуляторами тепла и способны даже изменять климат на планете. Если всю воду равномерно распределить по земному шару, то глубина «мирового океана» составит 4 км.
Вода входит в состав клеток и тканей всех животных и растений. Например: тело человека трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды. Тело взрослого- на 60-80%. В таких овощах как огурцы, помидоры , морковь – 90-95% воды, в хлебе – 40%, молоке – 80%, тело медузы на 98% состоит из воды. Процесс пищеварения у человека протекает при участии 9-10 литров воды в сутки .
Согласно теории эволюции жизнь на Земле зародилась (?) да, в воде. Главное доказательство этого – сходный химический состав морской воды и крови человека. Откройте учебник и сравните по таблице соотношение химических элементов.
А знаете ли вы, что в 1м3 морской воды растворено 0,01мг золота. Общее количество золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.
Часто понятие раствор мы связываем, прежде всего, с водой. Но есть и другие растворы: лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения, газообразные растворы – воздух.
Так что же такое раствор?(слайды)
4. Классификация растворов по содержанию растворённого вещества. ( слайды)
-Как вы считаете, от каких факторов зависит растворимость веществ в воде? (от температуры, от природы растворителя, от природы растворённого вещества)
В учебнике есть таблица растворимости некоторых веществ, в зависимости от температуры. Как правило, растворимость твёрдых веществ в воде увеличивается с повышением температуры. В учебнике найдите таблицу растворимости. Если растворять в воде хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре.
Насыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.
Если же при этой температуре в 100г воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.
Ненасыщенным называется такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.(слайды)
При охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворённого вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.
Пересыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворённом состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.
При работе с различными веществами важно знать их растворимость в воде. Если при комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество считается хорошо растворимым. Если меньше 1г – малорастворимым. Растворимость которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра).
5.Решение задач.
-А сейчас решим несколько задач.
Задача 3. В растворе массой 50 грамм растворили хлорид натрия массой 15 грамм. Какова массовая доля соли в растворе?
Дано: Решение:
m(р-ра)=50г 1)w=m(в-ва):m(р-ра).100%
m(NaCI)=15г 2) w(NaCI)=15г/50г.100%=0,3 или 30%
Найти: W (NaCl ) -? Ответ: W (NaCl)-?
V. Закрепление изученного.
Работа в парах. Составить синквейн:
1) Существительное
2) Три прилагательных
3) Два глагола
4) Крылатая фраза
5) Существительное, которое отражает суть.
2. Заслушать несколько учеников.
Домашнее задание:
VI. Итог урока. Рефлексия.