Исследовательская работа группы учащихся Чернореченской школы
по изучению национальных традиций и обычаев народов,
проживающих в деревне Чёрная Речка
Руководитель: Вохидова Лира Фидаильевна
учитель математики МБОУ «Чернореченская СОШ»
Обряд венчания (Никах) и татарская свадьба
Культура томских татар имеет многочисленные связи с культурами других народов (алтайцев, бурят, тувинцев, с тюркоязычными народами Сибири, Средней Азии, Приуралья). В селе Чёрная Речка коренным населением считаются татары. Но в настоящее время немалую долю населения составляют русские и немцы. За всю историю села Чёрная Речка эти народы жили в дружбе и согласии, в тесной связи друг с другом. Эти связи наложили свой отпечаток на многие татарские обряды, в том числе на свадебный обряд. Опросив представителей старшего поколения, побеседовав с коренными жителями села, мы, в данной работе, попытались описать свадебный обряд томских татар.
Среди татарских групп были распространены два вида заключения брака: путём сватовства и путём похищения невесты.
Предсвадебный этап был связан прежде всего с проведением сватовства и подготовкой свадьбы. Как правило, невесту для сына подыскивали сами родители из круга семей, равных им по экономическому и социальному положению. Через родственников и знакомых они наводили справки о невесте, её родителях, благосостоянии их семьи и т.д. Но также были случаи, когда жених сам просил родителей послать сватов к понравившейся ему девушке, и родители шли навстречу его желанию. Сватами обычно выступали отец и близкие родственники жениха, обязательно мужчины. Само сватовство приобретало характер празднества. Сваты приносили с собой угощения; в то же время предупреждённые родители невесты готовились к встрече, накрывали красивый стол. Согласие на брак спрашивали не у невесты, а у её родителей. После получения этого согласия родители жениха и невесты договаривались о сроках свадьбы, о калыме, приданом, расходах на свадьбу, количестве гостей.
После сватовства родственники жениха приступали к подготовке выкупа и свадьбы, а в доме невесты готовили приданое.
Выкуп за невесту – калым. В калым обычно входили определённая сумма денег, мука, мёд, масло, овцы, ткани, а иногда и участки земли.
В приданое невесты входили: постельные принадлежности, домашняя утварь, посуда, одежда для невесты, овцы, корова, редко конь.
Часто встречалась и другая форма бракосочетания – похищение невесты (кыз урлау). Причины этого чаще всего были связаны с имущественным различием семей. Похищали невесту, как с её согласия, так и против её воли. В случае похищения невесты не требовалось платить калыма и готовить большого приданого.
Сама свадьба у томских татар делилась на два периода:
1) торжество в доме у невесты с религиозным бракосочетанием;
2) переезд невесты в дом родителей жениха и продолжение торжества там.
Религиозный обряд бракосочетания называется «Никах». Это торжество проходит в доме невесты. На Никах приглашаются все пожилые жители села, готовится обильное угощение. Обязательные блюда: суп с домашней лапшой и домашняя выпечка (самса, баурсак, пярямяч, пироги с различными начинками). Подают также плов, мясо домашней птицы. Все гости приходят с подарками для молодых (полотенце, постельные принадлежности, посуда, отрезы ткани). За стол рассаживались мулла и мужчины, при этом мулла садится во главу стола (тюр). Жених с невестой за стол не садятся. Они сидят в другой комнате, за шторкой. У невесты обязательно платок на голове, у жениха – тюбетейка. Вся еда на столе прикрыта лёгкой скатертью. Далее начинается сам обряд никаха. Мулла читает обязательную брачную молитву. В ходе молитвы мулла спрашивает у жениха с невестой их согласие на брак. После брачной молитвы все гости читают молитву, разрешающую начинать трапезу.
Затем открывается стол, и после разрешения муллы гости начинают кушать. Выносят горячий суп. Но перед супом все гости должны попробовать мёд с маслом (бал-май). Этим самым гости желают новобрачным богатой, счастливой жизни, чтобы у них всё катилось, «как по маслу», и жизнь была сладкая, как мёд. Когда гости поели суп, начинается чаепитие. Обязательно выпить не менее двух чашек чая, т.е. пары, чтобы молодые не расставались. Всё это время хозяева угощают, предлагают налить ещё чая, попробовать всё, что есть на столе. Гости кушают спокойно, разговаривают вполголоса, при этом хвалят еду: как всё вкусно, хорошо удалось тесто, какая пышная выпечка и т.д. После того, как мулла подаст знак, все гости заканчивают кушать. Далее читается соответствующая молитва, в которой гости благодарят аллаха за обильное угощение. В окончание молитвы мулла желает хозяевам дома, жениху с невестой здоровья, счастья, мира, благополучия, чтобы аллах берёг их от всех бед и несчастий; гости присоединяются к пожеланиям.
После угощения мужчин за стол садились женщины. Порядок угощения мужчин и женщин был одинаковым.
Гости расходились, и обряд никаха считался завершённым. Все угощения, над которыми была прочитана молитва, считаются освещёнными. И все, кто потом это кушал, считается, что они приобщаются к богу. Далее до позднего вечера приходят родственники, соседи, друзья, чтобы поздравить молодых с бракосочетанием и попробовать праздничного угощения.
После обряда бракосочетания, на следующий день, невесту с приданым перевозят в дом жениха. Перед входом невесты в дом жениха, совершают следующие обряды. Невесту и жениха ставят на ковёр и подносят им мёд с маслом из одной ложки. Головы им посыпают мелкими деньгами, семечками, конфетами, зерном. Тем самым желают молодой семье любви, счастья, богатства и много детей.
С этого дня в доме жениха начинается приготовление к свадебному застолью. Дата свадебного пиршества зависела от того, как скоро родители жениха смогут приготовиться к свадьбе. Иногда свадьбу играли через месяц или даже через два месяца после никаха. На свадьбе обычным считалось большое количество гостей.
Гуляние было продолжительным, не менее двух дней. Начиналась свадьба со встречи родственников невесты. Гости, которые пришли раньше, не могли пройти за стол, а ждали главных гостей – родителей невесты. Но вот специальный человек возвещал, что к дому приближаются гости со стороны невесты. И хозяева с гармонью, со специально приготовленными песнями выходят за ворота встречать дорогих гостей. По прибытии на свадьбу, родители невесты вручали подарки родителям и близким родственникам жениха. Эти подарки назывались «бирня», от татарского слова давать. Вместе с подарками подносились два каравая хлеба: «кияу кумяче» (хлеб для зятя). И только потом все гости приглашались за стол. Мужчины и женщины гуляли либо в разных комнатах, либо в одной, но обязательно за разными столами. Молодожёны за свадебным столом не сидели. Также молодёжи не разрешалось гулять на свадьбе вместе со старшими. Если среди приглашённых были молодые люди, то для них накрывался стол в другой комнате.
Близкие родственники невесты, кроме подарков и денег, приносили в дар и праздничные угощения (испечённый пирог, торт, запечённый гусь либо утка, фрукты и т.д.). Эти дары носили название «саум». Эти угощения родители жениха выносили на стол и вслух оглашали: «Это гостинец от того-то!» Свадьба проходила весело. Постоянно слышались шутки, народные потешки. После выноса каждого блюда начиналось его потчевание – кыстау. Умение угощать и потчевать возводилось чуть ли не в степень искусства. Гости специально вели себя скромно, чтобы хозяева показали, как они умеют угощать. И когда велись разговоры о том, удалась свадьба или нет, гости говорили не о том, как был накрыт стол, а, именно, о том, как их потчевали.
Увеселения на свадьбе состояли из пения песен, плясок под гармошку. В том числе были специальные свадебные песни, в частности, песни свекрови и невестки. Также пели очень много частушек. Частушки должны были перекликаться по тематике. И, таким образом, получался музыкальный диалог между родственниками жениха и невесты.
Но вот, наступал момент, и отец невесты требовал вынести на стол свадебный пирог – чак-чак. Это означало, что пришло время дарить подарки. В первую очередь чак-чак подносили отцу невесты. Он одаривал деньгами, навернув их на рукоятку ножа и воткнув нож в чак-чак. После этого чак-чак разрезался, и куски разносили гостям. Одновременно приносили блюда или подносы, на которые гости должны были положить свои подарки или деньги.
По окончании свадебного застолья гостей провожали. Проводы были массовыми. Провожали гостей по домам с гармонью и песнями. На следующее утро ближайшие родственники жениха обегали дома всех гостей с вестью, что их ждут на второй день свадьбы. На второй день свадьбы обязательно готовили пельмени, уху или суп с лапшой, беляши с мясом (пярямяч).
После окончания всего свадебного обряда, невестка на правах равноправной хозяйки, помогала всё убирать, мыть и т.д.
Если родителям невесты позволяли их материальные возможности, то через определённое время они устраивали ответное угощение для родственников жениха. То есть проводилась ещё одна такая же свадьба, с тем отличием, что роль гостей играли родственники жениха, а роль хозяев – родственники невесты.
В настоящее время в Чёрной Речке большое количество смешанных браков. Никто не удивляется, когда девушка татарка выходит замуж за русского парня, или юноша татарин женится на девушке немке. И, конечно, современная свадьба очень сильно отличается от национальной татарской свадьбы, описанной выше. Несмотря на национальные различия многие пары проводят обряд никаха. На свадьбе теперь невеста в традиционно белом наряде, и молодые веселятся вместе со всеми за общим столом. И тосты, и поздравления на свадьбах звучат на разных языках. И часто на свадьбах поют и русские и татарские песни. Но, как и в старые времена, ни одна свадьба не обходится без угощения молодых бал-май, и без свадебного пирога – чак-чак.