СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная работа "Исследование меда: его состав и применение"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предполагает исследование  меда, изучение его состава и применения.

Просмотр содержимого документа
«Научная работа "Исследование меда: его состав и применение"»

Забайкальский край, город Чита

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»



















«Исследование мёда: его качества, состав и применение»



















Выполнила:

Муртузалиева Хамис Магомедсаидовна

Ученица 10 класса «А» школы №25

Научный руководитель:

Сергеева Оксана Владимировна

Учитель химии МБОУ СОШ №25





Чита-2022



«Исследование мёда: его качества, состав и применение»

Муртузалиева Хамис Магомедсаидовна

Забайкальский край, город Чита

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

10 класс

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть

1.1. История происхождения меда

1.2. История использования меда

1.3. Использование меда в различных сферах деятельности человека (медицина, косметология, кулинария)

1.4. Классификация меда по происхождению и получению

1.5. Состав и свойства меда

2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос и анализ полученной информации об употреблении меда среди учащихся и учителей

2.2. Исследование физических показателей меда органолептическими методами.

2.3. Исследование химических показателей качества меда.

2.3.1. ОПЫТ №1 «проверка на наличие воды в меде»

2.3.2. ОПЫТ №2 «проверка на наличие крахмала»

2.3.3. ОПЫТ №3 «проверка на наличие мела»

2.3.4. ОПЫТ №4 «проверка на наличие других примесей»

2.3.5. ОПЫТ №5 «проверка бактерицидные свойства»

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3











«Исследование мёда: его качества, состав и применение»

Муртузалиева Хамис Магомедсаидовна

Забайкальский край, город Чита

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

10 класс



План исследования

Очень часто мы узнаем из средств массовой информации, что люди приобретают некачественные товары или продукцию низкого качества. Воодушевившись идеей о том, что я могу сделать полезную, характеристическую брошюру о качестве некоторых проб меда, которая будет полезна многим его любителям, я решила воссоздать данный проект.

Главной целью моего проекта является помочь людям в выборе по-настоящему качественного продукта.

Передо мной стоят такие задачи, как: провести опрос среди учащихся и учителей для того, чтобы понять, насколько значим мой проект, и сколькому проценту людей будет полезна в дальнейшем полученная мною информация, также мне необходимо изучить различную литературу по выбранной теме и провести физико-химические исследования различных сортов меда.

Далее я приступлю к выполнению поставленных задач. Для начала я собираюсь в домашних условиях исследовать органолептическими методами свойства 8 разных проб меда. После в школьной лаборантской вместе с моим научным руководителем мы собираемся исследовать химические показатели.

Затем необходимо проанализировать опрос, сделать качественные фотографии процесса и внести их в результат проекта.

И наконец, мы уверены, что созданная нами брошюра будет полезна как учащимся нашей школы, так и простым любителям меда.









«Исследование мёда: его качества, состав и применение»

Муртузалиева Хамис Магомедсаидовна

Забайкальский край, город Чита

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

10 класс



Введение

В наше время люди начали больше уделять внимание и время своему здоровью и физической красоте тела. Стремятся к идеалу рациона, добавляя туда все больше полезных продуктов таких как: мед, овощи, морепродукты, крупы, фрукты, и т.д. нужно уделить особое внимание такому продукту как мед, так как он является универсальным. Он обладает лекарственными, антибактериальными, противогрибковыми, антивирусными и косметическими свойствами.

В меде содержится много калия – именно он отвечает за высокую способность уничтожать бактерии. В нем также много железа и меди, поэтому его используют при лечении анемии и для нормализации уровня гемоглобина в крови. Так же мед используют при лечении ран, ожогов, при обморожении, применяют при туберкулезе легких, ангинах, заболеваниях кожи, слизистой оболочки рта, добавляют в лечебные зубные пасты и крема.

Помимо поддержания здоровья, людей волнует процесс старения. Именно мед является продуктом, дающим долголетие.

Настоящий мед содержит от 100 до 300 жизненно необходимых для человека веществ и соединений, но не каждый знает, какими свойствами обладает именно натуральный, не фальсифицированный мед. Определить качественный мед не так уж и сложно, и именно это я собираюсь доказать своим проектом.





«Исследование мёда: его качества, состав и применение»

Муртузалиева Хамис Магомедсаидовна

Забайкальский край, город Чита

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

10 класс

Аннотация

Актуальность: проблема сохранения здоровья человека является важной задачей в наши дни и требует осознанно бережного отношения к нему. Один из составляющих факторов здоровья – это правильное питание, пополнение рациона человека натуральными полезными продуктами.

Гипотеза: Вкусовые и лечебные свойства мёда зависят от содержащихся в нём полезных веществ, микро- и макроэлементов. Качество мёда можно определить по органолептическим показателям, а также с помощью эксперимента – проведения качественных реакций на полезные вещества и нежелательные примеси.

Цель работы: овладеть способами исследования меда для определения качественного продукта.

Задачи исследовательской работы:

- изучить научную литературу, состав, свойства, виды и сорта меда, историю происхождения и использования меда, его влияние на организм человека;

- исследовать степень популярности использования меда среди учащихся 9-11 классов и учителей школы на основе социального опроса

- провести исследование качества меда разных сортов.

Объект исследования: мед как природный источник здоровья человека.

Предмет исследования: мед разных сортов

Методы работы:

- эмпирические: изучение различной литературы и документов по теме проекта, опрос, анкетирование учащихся и учителей.

- теоретические: анализ, сравнение, классификация, систематизация, обобщение.

- экспериментальные: проведение химических реакций.



«Исследование мёда: его качества, состав и применение»

Муртузалиева Хамис Магомедсаидовна

Забайкальский край, город Чита

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

10 класс

Научная статья

1.1 История происхождения меда.

История меда уходит корнями в глубину тысячелетий. Нам известно, что дикий мед добывали еще 15 тыс. лет назад, в раннем каменном веке. Ульи, напоминающие по конструкции современные, появились примерно за 7-8 веков до нашей эры в Древней Греции. Греки впервые стали делать в них перегородки и эффективно регулировать отбор излишков меда.

В Древнем Риме пчеловодство было весьма доходным занятием, ему были посвящено множество научно-практических монографий. В частности, в 1 веке до нашей эры знаменитый писатель и ученый Варрон издал труд, в котором подробно рассмотрел аспекты изготовления ульев и лечения медом. С изобретением метода получения рафинированного сахара из сахарной свеклы и тростника, мед утратил свою монополию среди сладких продуктов.

1.2. История использования меда.

В Древней Руси мёд широко использовался. Он выступал в качестве сладости, лекарства и даже алкогольного напитка. До появления сахара, так называемые сладкий янтарь, был единственным лакомством на столах русичей. Изначально наши далёкие предки находили соты в дуплах деревьев, в которых были расположены улья диких пчёл. Сегодня мед является скорее великолепным лечебным средством и деликатесом, нежели повседневным продуктом питания. Позднее появился такой вид занятия, как пчеловодство. Этим родом деятельности занималось множество крестьян.

Уже в Древнем Египте мёд использовался не только в качестве продукта питания, но и как лечебное и косметическое средство. Ценнейшим даром природы, «напитком молодости» считался мёд в Древней Греции. В жертву богам приносились фрукты, намазанные мёдом (считалось, что он даёт богам бессмертие). У древних греков пчёлы были обожествлены, поэтому древнегреческие легенды гласят, что мёд – это дар богов. Некоторые интересные и занимательные факты из истории меда я представила в своей работе.

1.3. Использование меда в различных сферах деятельности человека (медицина, косметология, кулинария)

В медицине.

Пчелиный мед — кладезь здоровья. Чаще всего его используют для лечения ОРВИ и других простудных заболеваний. Это связано с тем, что продукт обладает иммуностимулирующим и потогонным действием. Он помогает при повышенной температуре, лихорадочных состояниях, чувстве слабости.

В частности, его используют:

- для обработки ран, так как он обладает выраженным антибактериальным действием, которое обусловлено несколькими причинами. Во-первых, за счет высокого содержания сахара он связывает воду в ране и отнимает ее у бактерий. Во-вторых, в состав меда входит метилглиоксал, который нарушает обмен веществ у патогенных микроорганизмов. В-третьих, мед увеличивает выработку антимикробных пептидов. Благодаря этим свойствам продукт обладает противовоспалительным действием и демонстрирует высокую эффективность даже на старых ранах, не заживающих из-за присутствия бактерий, резистентных к антибиотикам.

- для снижения массы тела. В его состав входят вещества, расщепляющие жир и при правильном применении он будет очень полезен.

- для лечения ЖКТ (желудочно-кишечного тракта). При гастрите, язвах желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических запорах, дизентерии, колите, метеоризме, спазме кишечника и других заболеваниях, именно мед ведет к выздоровлению, поскольку оказывает заживляющее, противовоспалительное, слабительное, противоспазматическое действие.

В косметологии.

Учёные считают, что как косметический ингредиент мёд оказывает смягчающий, увлажняющий, успокаивающий эффект, сохраняет молодость кожи, замедляет образование морщин, регулирует рН. Натуральный мед используется для лечения дерматологических проблем, с целью профилактики старения кожи лица и тела, а также для улучшения структуры ослабленных и ломких волос. Различные сорта цветочного меда отличаются уникальным составом и целебными свойствами.

В кулинарии.

Кулинарные возможности меда просто безграничны, с его использованием можно приготовить колоссальное количество блюд:

- всевозможная выпечка: медовые торты, штрудели, печенье и пряники;

- салаты;

- мясные и рыбные блюда;

- соусы;

- десерты;

- медовые напитки (лимонад, сбитень и т.д.) и многое другое.



1.4. Классификация меда по происхождению и получению.

По происхождению натуральный мёд может быть цветочный и падевый. Цветочный мёд производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками цветковых растений.

Падевый мёд пчёлы вырабатывают, собирая падь (сладкие выделения тли и некоторых других насекомых) и медвяную росу (вы́пот сахаристого сока на листьях некоторых растений и на еловой хвое[2]) с листьев или стеблей растений. Падевый мёд содержит повышенное количество минеральных веществ, поэтому его не оставляют для зимовки пчёл: повышенное количество не перевариваемых веществ ведёт к переполнению кишечника пчёл, поносу и ослаблению, вплоть до гибели семей.

Виды цветочного мёда, в зависимости от медоносного растения, нектар которого был собран пчёлами, мёд различается по цвету, вкусу и запаху.

Если мёд получен с одного определённого вида растения, то его называют монофлорным, обычно ему придают название этого растения — например, липовый, кипрейный, гречишный, подсолнечниковый.

Если пчёлы собрали нектар с разных растений, то такой мёд обычно называют полифлорным (смешанным), или просто цветочным.

По получению мед бывает сотовый и центробежный. Сотовый мед не извлекается из сотов, а продается вместе с ними в виде небольших прямоугольников. Внутри сот мед может быть жидким или иметь густую консистенцию. Центробежный мед получают путем его выкачивания из ячеек сотов при помощи медогонки. Как правило, под понятием «мед» подразумевают именно центробежный мед.



1.5. Состав и свойства меда.

Состав.

В состав меда входят органические соединения, такие как углеводы:

- фруктоза 38,0%

- глюкоза 31,0%

- сахароза 1,0%

- вода 17,

- другие сахара (мальтоза, мелицитоза и другие) 9,0%

- зола 0,17%

- прочее 3,38%

(Смотреть приложение 1)

Свойства.

Мед — это уникальный продукт питания, не просто вкусный, но и очень полезный для здоровья.

Он обладает множеством полезных свойств:

- улучшает метаболизм;

- хорош для диетического питания, восстановления сил у ослабленных и пожилых людей;

- оказывает противовоспалительное, антистрессовое действие;

- улучшает память;

-стимулирует пищеварение и усвоение питательных веществ;

- нормализует кислотность желудка и микрофлоры желудочно-кишечного тракта;

- подавляет действие вирусов герпеса, краснухи и др;

- стимулирует иммунитет;

- оказывает косметологический эффект;

- укрепляет сердечную мышцу;

- антипростудное средство (потогонный, отхаркивающий эффект).

Сам мед, как мы поняли, обладает многими полезными свойствами, но вот пчелы помимо того, что производят универсальный продукт, содержат пчелиный яд, который избавляет от заболеваний суставов, сосудистой системы, придает долголетие. Народная медицина издавна применяла пчелиные укусы при лечении ревматических и других болезней, связанных с простудой. Пчелиный Яд так же является эффективным при лечении заболеваний нервной системы и изменениях сердечной мышцы. Он снижает и воспалительные процессы.

2.Практическая часть.

2.1. Социальный опрос и анализ полученной информации об употреблении меда среди учащихся и учителей.

Я провела опрос среди учащихся и учителей нашей школы и выяснила, что многие употребляют мед и даже не задумываются о его составе и свойствах, полученные результаты я отобразила на диаграмме.

Вопросы:

1) Какие продукты пчеловодства вы используете в своей жизни?

а) мед

б) прополис

в) маточное молочко

г) пчелиный яд

д) перга

е) воск

2) Какие полезные свойства меда вы знаете?

а) антибактериальные

б) жаропонижающие

в) питательные

г) улучшение кровообращения

3) Считаете ли вы, что хотя бы небольшое количество меда обязательно должно всегда быть в каждой семье?

а) да

б) не обязательно – в любой момент его можно приобрести в магазине.

4) Где вы обычно приобретаете мед?

а) в супермаркете

б) в небольшом магазине

в) у частников (ярмарка)

5) Если вы приобретаете мед, то обращаете ли вы внимание на этикетку (производителя, состав, срок годности)?

а) да, постоянно

б) иногда

в) нет

6) Какой мед на ваш взгляд более полезный?

а) разнотравье

б) луговой

в) гречишный

г) акациевый

д) майский

е) цветочный

7) Какой по вашему мнению мед более полезный?

а) местный

б) привозной

8) Считаете ли вы, что качество меда зависит от цены?

а) не всегда

б) однозначно, чем выше цена, тем лучше качество

9) Какие компоненты вещества содержатся в меде?

10) как часто вы употребляете мед

11) как вы определяете качество меда?

а) по цвету, вкусу, запаху

б) полагаюсь на продавца

в) по отзывам знакомых

(Смотреть приложение 2)

2.2. Исследование физических показателей меда органолептическими методами.

-Определила цвет

-Отметила консистенцию мёда

-Определила запах

-Попробовала мёд на вкус.

Получившиеся результаты я внесла в таблицу. (Смотреть приложение 3)



2.3. Исследование химических показателей меда.

2.3.1 Проверка на наличие воды в меде.

Первым опытом я провела опыт на наличие воды в меде. Для данного эксперимента я перенесла небольшое количество каждого меда на бумагу. После я подождала 10 минут и в результате ни в одном из различных сортов меда не было обнаружено содержание воды, этому свидетельствует отсутствие на бумаге мокрого пятна. (Смотреть приложение 4)

2.3.2. Проверка на наличие крахмала.

Для данного опыта нам понадобится раствор меда и йод. В раствор меда добавляем каплю йода, взбалтываем. Если раствор приобрел синий цвет, то в данном меде содержится крахмал. В нашем случае ни в одном меде не было обнаружено содержание крахмала. (Смотреть приложение 5)

2.3.3. Проверка на наличие мела.

Натуральный мед, растворенный в воде (1:2), будет слегка мутноват. При наличии примесей в меде они выпадут в осадок. Если добавить к осадку несколько капель уксусной эссенции и при этом наблюдается вспенивание (выделяется углекислый газ), то, следовательно, в меде есть примесь мела. В нашем случае наличие мела не было обнаружено. Чтобы удостовериться в действительности данного опыта, мы намерено добавили в раствор меда порошок мела и повторно добавили уксусную кислоту – выделился газ. (Смотреть приложение 6)

2.3.4. Проверка на наличие других примесей.

Для данного опыта нам понадобится небольшое количество каждого меда, проволока и спиртовка. Над огнем мы раскаляем проволоку и опускаем ее в мед, если на проволоку что-то прилипает перед нами подделка, если же нет, то перед нами чистый мед. В результате мы обнаружили, что на проволоке остался мед светлое разнотравье (2), светлое разнотравье (местный) (6), майский (8) - все остальные прошли проверку. (Смотреть приложение 7)

2.3.5. Проверка на бактерицидные свойства.

Для данного опыта нам понадобится хлеб и мед. На каждый кусочек хлеба наносим тонким слоем мед и оставляем на неделю. В результате на бактерицидные свойства не прошли три вида меда: светлое разнотравье (местный), акациевый и майский, так как на них образовалась плесень. (Смотреть приложение 8)





Вывод

Большинство учеников имеют дома мёд, приобретают в основном у частников или в магазине, большая часть использует мёд для лечения. Больше половины учеников назвали известные им виды мёда, но многие из них не знают, как правильно хранить этот продукт. О составе мёда владеют информацией всего лишь 21% учащихся 9- 10 классов. Различать настоящий мёд от подделки больше половины ребят не умеют.

Из этих данных следует, что учащиеся 9-10 классов не полностью осведомлены о составе, способе хранения и свойствах мёда.

В ходе нашего исследования было выявлено, что наилучшими сортами меда к употреблению являются гречишный, цветочный, сибирский и луговой. Данные сорта меда прошли все проверки на качество продукта. (смотреть приложение 9)

Я надеюсь, что благодаря моему проекту, ребята смогли узнать больше об этом продукте!































Заключение

Мед – это натуральный продукт с богатым содержанием витаминов, ферментов, микроэлементов и других, полезных для человека веществ. Мёд и его целебные свойства известны людям с древних времен.

Натуральный мёд имеет определенные признаки, по которым можно определить его качество, отличить от фальсифицированного мёда.

Мы доказали, что натуральный мёд можно определить опытным путем.

Людям, регулярно употребляющим в пищу мёд, он дает крепкое здоровье и долголетие.

Сделайте мёд постоянным гостем на вашем столе, и вы ещё не раз удивитесь его замечательным свойствам!



































Литературные источники:

1. Покровский Б. «Лечимся прополисом, воском и другими продуктами пчеловодства» (стр. 40)

2. Лукьянов Н.Л. «Мёд» (стр.31)

3. http://kakmed.ru/raznoe-o-mede/1913-chem-polezen-i-chem-vreden/

4. http://paseka.pp.ru/pchela-i-zdorove-cheloveka/607-falsifikaczii-meda-i-sposoby-ix-raspoznavaniya.html

5. http://fito-center.ru/opasno/5620-falsifikaciya-meda-i-sposoby-ee-raspoznavaniya.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!