МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕРШОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА (143055, Московская область, с.Ершово, д.6А) тел.8-498-690-84-47 КОНКУРСНАЯ РАБОТА Первые шаги в науке «Средства передвижения в русских народных сказках» (исследование) Выполнил: Николаенко Арсений Дмитриевич, 3 «В» класс Московская область, д. Фуньково, кв. Наташино, д.3,кв, 1. Руководитель: Магдалёва Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы Ершовской сельской общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова Одинцово 2019 |
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава І. Афанасьев А.Н. - исследователь народного творчества,
знаменитый издатель русских народных сказок…………………………….. 5
Глава ІІ. Роль сказки. Статистика исследования……………….…………. 6
Глава ІІІ. Средства передвижения в русских народных сказках ……………………………………………………………………………………. 8
Глава IV. Форма и назначение средств передвижения в русских народных сказка……………………….…………………………………………………… 9
Глава V. Классификация сказочных средств передвижения по природным стихиям………………………………………………………………………….. 10
Глава VI. Классификация средств передвижения в сказках по одушевленности
и неодушевленности………………………………………………………… .. 11
Глава VII. . Классификация сказочных средств передвижения по принадлежности к миру Добра и Зла………………………………………….... 12
Заключение…………………………………………………………………… 13
Список литературы……………………………………………………… 15
Приложение ………………………………………………………………… 1 6
Введение
Тема данной работы - «Средства передвижения в русских народных сказках».
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной темы. В научной литературе представлены работы, в которых русская народная сказка является главным объектом изучения. Исследование сказок можно вести с 18 в. Историк В.Н. Татищев увидел в них отражение истории и быта русского народа. Интерес к сказкам проявили многие писатели 19 в., они увидели в них выражение «души русского народа». Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки». Большинство научных работ посвящено составлению единой классификации сказок, персонажей и сюжетов.
Проблема исследования заключается в подробном, логичном рассмотрении средств передвижения в русских народных сказках. В основу работы положена следующая гипотеза: если провести исследование средств передвижения в русских народных сказках, то оно поможет составить более полное представление о таком жанровом направлении, как сказка.
Сказки рассказывали веками из поколения в поколение. Они закладывались в подсознание ребёнка, формировали его личность примерами богатырских подвигов. Следя за судьбами персонажей, ребёнок начинал лучше понимать какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя.
Объектом исследования в работе являются русские народные сказки. В качестве предмета изучения в работе выступают средства передвижения сказочных героев.
В данной работе мы ставим цель дать наглядное представление средств, при помощи которых герои и персонажи передвигались по сказочному пространству и пробудить интерес к осмысленному прочтению сказок.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
прочитать народные русские сказки из собрания А. Н. Афанасьева;
провести исследование(анкетирование) среди обучающихся 1-4-х классов филиала Ершовской СОШ, чтобы посмотреть, как ребята знают, читают и понимают русскую народную сказку.
выбрать из прочитанных сказок А.Н. Афанасьева для анализа те, где представлены разнообразные средства передвижения героев по сказочному пространству;
подробно рассмотреть формы и назначения сказочных средств передвижения;
сделать вывод о роли и значении средства передвижения в данных сказках;
выявить различные классификации сказочных средств передвижения;
представить сказочные средства передвижения, изображенные художником И.Я. Билибиным - иллюстратором русских народных сказок.
Методы, использованные в работе – классификация, анализ, сравнение, обобщение.
Теоретическая значимость работы включает в себя систематизацию сведений по выбранной теме.
Практическая значимость заключается в разработке приложений, диссеминации материала данной исследовательской работы, в которой анализируется своеобразие различных сказочных средств передвижения.
Глава І. Афанасьев А.Н. - исследователь народного творчества, знаменитый издатель русских народных сказок.
Алексей Николаевич Афанасьев - знаменитый собиратель фольклора, исследователь культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии. Проявлял огромный интерес к старине и древнерусскому быту. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного народного творчества, в том числе сказок. (приложение 1)
Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки». (приложение 2)
«Народные русские сказки» из собрания А. Н. Афанасьева - были объединены в сборник «Народные русские сказки». были объединены в сборник «Народные русские сказки»
Глава ІІ. Роль сказки. Статистика исследования.
С целью выяснить, читают ли учащиеся русские народные сказки, как хорошо они анализируют их содержание, нами было проведено исследование, которое проводилось в виде анкетирования (приложение). Респондентами выступили ученики, 1-го - 4-го классов филиала Ершовской СОШ. Полученные результаты показали следующее (приложение 9):
Из 70 респондентов 70 читали русские народные сказки, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых.
Из 70 респондентов 46 нравятся русские народные сказки, что составляет 66 % от общего количества анкетируемых.
Из 70 респондентов 70 респондентов знает более одного названия русских народных сказок, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых.
Из 70 респондентов 70 ответили на поставленный вопрос, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых
Из 70 респондентов 70 назвали средства Добра, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых.
Из 70 респондентов 70 ответили, на поставленный вопрос, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых .
Из 70 респондентов 60 ответили, неверно о создателе русских народных сказок, что составляет 86 % от общего количества анкетируемых.
Анкетирование показало, что обучающие читают русские народные сказки, умеют их анализировать, выделять главную и второстепенную информацию. Также результат анкетирования помог увидеть, что ребята приводили примеры названий 1-2сказок (не больше), примеры предметов, которые служат силам Добра и Зла 1-2 (не более). Небольшая часть опрошенных ответили неверно на вопрос: «Кто является создателем русских народных сказок».
Можно сделать вывод, что ребята знают, что такое русская народная сказка, читают этот жанр литературы. Но их знания поверхностные, в них не просматривается глубины и точности. Поэтому данное исследование проводится и для того, чтобы повысить интерес у ребят к русским народным сказкам, вызвать у них желание к внимательному прочтению и глубокому осмыслению это жанра литературы.
Глава ІІІ. Средства передвижения в русских народных сказках.
В сказках, собранных А.Н. Афанасьевым, раскрывается мир природы, бытовая, общественная, мистическая сторона жизни человека. [6] Из прочитанных сказок данного сборника были отобраны те, где представлены разнообразные средства передвижения героев по сказочному пространству. Таблица отображает название сказки и средство передвижение в ней.
«народные русские сказки» из собрания А. Н. Афанасьева |
Название сказки | Средство передвижение по сказочному пространству |
Лисичка – сестричка и волк. | лошадь с телегой; |
Пузырь, соломинка, лапоть. | соломинка, лапоть; |
Морозко. | лошадь с санями; |
Баба-Яга | ступа, толкач, помело |
Василиса Прекрасная | ступа, с пестом и помелом |
Гуси-лебеди. | гуси-лебеди; |
Иван Быкович | лодки, корабли; |
Марья - Моревна | платок, который по взмаху руки мостом оборачивается; |
Емеля - дурачок | печка; |
Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и о Сером Волке. | Серый волк; |
Перышко Финиста ясна сокола | три пары башмаков, железный клубочек, карета золотая; |
Елена Премудрая | золотая колесница, летящая по воздуху; |
Царевна - лягушка | ковер - самолет. |
Вывод: герои и персонажи передвигаются по сказочному пространству при помощи животных, различных бытовых и волшебных предметов.
Глава IV. Форма и назначение средств передвижения в русских народных сказках.
Как мы выяснили, в русских народных сказках упоминаются различные средства, которые помогают главным героям и персонажам быстро добраться до места назначения.
Стандартное средство передвижения в сказках - лошадь, конь, лодки и корабли. Эти средства не имеют волшебной окрашенности. Они выполняют ту же функцию, что и в реальности, доставляют по дорогам и морским путям до места назначения. («Лисичка – сестричка и волк», «Морозко», «Иван Быкович»).
Животные и птицы в сказках тоже являются средством передвижения. Они приобретают возможность говорить, понимать человеческую речь, быстро передвигаться по сказочному пространству. ( «Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и о Сером Волке», «Гуси-лебеди»).
Средствами передвижения также выступают различные бытовые предметы, наделенные волшебными способностями передвигаться по временному, воздушному, лесному пространству. Их основная задача - помочь героям преодолеть препятствия, добиться цели. (« Марья - Моревна», «Царевна - лягушка», «Елена Премудрая», «Емеля - дурачок» и т.д.).
Таким образом, выявленные средства передвижения в прочитанных сказках многочисленны и разнообразны. Их можно разделить на группы. Стандартные средства передвижения( как в реальности), животные и птицы, различные бытовые предметы, наделенные волшебной силой.
Глава V. Классификация сказочных средств передвижения по природным стихиям.
В прочитанных сказках все средства передвижения можно отнести к трем природным стихиям. В мире их четыре: стихия воздуха, стихия воды, стихия огня и стихия земли. Стихии – одни из самых величайших проявлений сил Мира, основа Вселенной.
природные стихии | сказочные средства передвижения |
стихия воды | лодки, корабли, лапоть |
стихия воздуха | золотая колесница, летящая по воздуху, ковёр-самолёт, гуси-лебеди, ступа, помело, толкач, пест. |
стихия земли | лошадь с телегой, лошадь с санями, три пары башмаков, железный клубочек, карета золотая, соломинка, Серый волк, платок, который по взмаху руки мостом оборачивается |
Средств передвижения, принадлежащих к стихии огня, в прочитанных сказках не было выявлено. А вот самая распространенная группа сказочных средств передвижения относится к стихии земли. Так как для наших предков Земля была символом рождения, её называли Матерью, её любили и поклонялись ей, не представляли жизни без нее. [8]
Глава VІ . Классификация средств передвижения в сказках по одушевленности и неодушевленности.
Выявленные в сказках средства передвижения можно отнести к двум большим группам – одушевленным средствам и неодушевленным, (живым и неживым).
средства передвижения в сказках |
одушевленные (живые) | неодушевленные (неживые) |
лошадь, Серый волк, гуси-лебеди, | телега, печка, ковёр-самолёт, три пары башмаков, железный клубочек, карета, платок, лодки, корабли, пузырь, соломинка и лапоть, карета золотая, ступа, помело, толкач, пест. |
Таким образом, в сказках отражалось восприятие людей о мире. Они искали помощи не только у живой, но и неживой природы. И чаще всего, как мы видим из представленной информации, помощь им оказывала неживая природа.
Глава VIІ. Классификация сказочных средств передвижения по принадлежности к миру Добра и Зла.
Русская народная сказка – это не только развлечение, а еще и урок, как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Добро и ло в сказках играет очень важную роль, потому что помогает с ранних лет понимать, что такое хорошо, а что - плохо. Целесообразно в нашей работе рассмотреть, какие средства передвижения служат Добру, а какие Злу.
средства передвижения, служащие |
добру | злу |
Серый Волк | Гуси - лебеди |
три пары башмаков, железный клубочек, карета золотая, золотая карета | ступа, помело, толкач, пест |
ковёр-самолёт | |
платок, который по взмаху руки мостом оборачивается | |
Таким образом, были выявлены средства передвижения , которые в разных сказках служат добрым силам и злым. Их не много, к ним относятся лошади, лодки и корабли.
Как видно из представленной таблицы, Добру помогает большинство сказочных средств передвижения.
Заключение
Русская народная сказка - многосторонний объект научного исследования. Литература, психология, философия и многие другие науки изучают этот фольклорный жанр. В данном исследовании мы расширили обзор изучения сказки, как литературного жанра. Этого мы добились решением поставленных задач:
Прочитали народные русские сказки из собрания А. Н. Афанасьева - знаменитого собирателя фольклора. Оценили уникальные особенности языка, духа и быта крестьянской Руси, увидели новых персонажей , и даже незнакомые концовки сюжетов.
Провели исследование среди обучающихся 1-4-х классов филиала Ершовской СОШ и сделали вывод: ребята знают, что такое русская народная сказка, читают этот жанр литературы. Но их знания поверхностные, в них не просматривается глубины и точности понимания. В работе мы старались пробудить у ребят интерес к русским народным сказкам, вызвать у них желание к внимательному прочтению и глубокому осмыслению это жанра литературы.
Выявили разнообразные средства передвижения героев по сказочному пространству - животные , различные бытовые и волшебных предметы
Подробно рассмотрели формы и назначения сказочных средств передвижения;- выявленные средства передвижения в прочитанных сказках многочисленны и разнообразны. Их можно разделить на группы. Стандартные средства передвижения ( как в реальности, лошади, сани, корабли, лодки), животные и птицы(Серый Волк, гуси-лебеди), различные бытовые предметы, наделенные волшебной силой (ступа, помело, клубочек).
Сделали вывод о роли и значении средства передвижения в данных сказках. Основная задача всех сказочных средств передвижения – помогать героям сказок бороться с трудностями, преодолевать препятствия.
Выявили различные классификации сказочных средств передвижения. 1.Классификация средств передвижений по природным стихиям - Земли, Воздуха, Воды и Огня. Сказочных средств передвижений, принадлежащих к стихии огня, в прочитанных сказках не было выявлено. Самая распространенная группа сказочных средств передвижения принадлежит к стихии земли. 2. Определили принадлежность сказочных средств передвижений к миру живой неживой природы. Большинство из них принадлежит к числу неодушевленных предметов. 3.Выяснили, что сказочные средства передвижения можно классифицировать по функции служения добрым силам и злым. Подавляющее большинство средств передвижения служат во имя Добра. Но есть немногочисленная группа средств передвижения, которые помогают и добрым, и злым силам (кони, лошади, лодки и корабли)
Создали приложение, где использовали иллюстрации к русским народным сказкам, выполненные знаменитым русским художником И.Я. Билибиным . Таким образом, мы расширили границы художественного произведения, показав его, как оно выглядит в живописи.
Русская народная сказка представляет огромный интерес для научного исследования, изучая которую, мы глубже узнаем культуру и традиции своей страны.
Список литературы.
1.Аникин В. П., «Русская народная сказка» - М.: Художественная литература, 1984;
2.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки» - Ростов-на-Дону, 1996г
3.Баландин А. С., Соболева И. В. Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями // Юный ученый. — 2017
4. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1988.
5.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
6. Померанцева Э.В., «Русские сказочники» - М.: «Просвещение», 1976;
7.Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки». -Л., 1986.
8. Пропп В.Я. «Русская сказка». ( Собрание трудов В.Я. Проппа.: - М., 2000.
9. Репин Я.С. «Дорожная азбука». - М.: Ордена «Знак почёта» издательство ДОСААФ СССР, 1980г
10.Сказки, пословицы, загадки. - М.: «Детская литература» 1989г.
11.Хрестоматия по детской литературе. М.: «Детская литература», 1965г.
12. Сайты
http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/chto-takoe-ehkologija1.html
http://www.inksystem-az.com/ekologicheskie-proekty-v-nachalnoi-shkole/
http://www.myshared.ru/slide/451086/
http://elenaranko.ucoz.ru/
http://diza-74.ucoz.ru/blog/klipart_vesennjaja_zelen_spring_verdure/2013-03-05-4723
http://allday2.com/index.php?newsid=348482
https://infourok.ru/proektnaya_rabota_uchaschegosya_po_ekologii_7_klass-141949.htm
http://doshkolnik.ru/ecologia/7011.html
http://kirovaolga.ucoz.ru/index/ehkologicheskie_skazki/0-32
http://dolgushina.vos-ds29-volskazka.edumsko.ru/folder/ek...hevom_razvitii_detej
https://infourok.ru/rol-skazok-v-ekologicheskom-vospitanii-1060425.html
Приложение
Приложение №1
Приложение №2
«Народные русские сказки» из собрания А. Н. Афанасьева - сборник самых известных волшебных сказок и сказок о животных, которые записаны автором в их первозданном виде.
Приложение №3
Иван Яковлевич Билибин русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Первые иллюстрации к сказкам он создал в 1899 году.
Приложение 4
иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Приложение 5
Приложение 6.
иллюстрация к сказке «Баба Яга» (Пест - закруглённая внизу палочка для размельчения, дробления какого-либо вещества в ступе путем толчения или растирания)
Приложение 7.
иллюстрация к произведению « Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».
Приложение 7.1.
иллюстрация к произведению « Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».
Приложение 8. Средства передвижения – лодки, корабли, лошади.
Приложение 9.
Анкетирование «Сказка. Что мы знаем о ней?»
Вы читали русские народные сказки, напишите их название
Какие предметы в русских народных сказах разговаривали человеческим голосом? (назовите их)
Назовите добрых героев в сказках и злых?
Какие сказочные предметы и вещи помогают побеждать Добру ?
Какие силы мешают одержать победу Злу?
Кто является создателем русских народных сказок?