СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная работа. Исследование

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пробудить интерес к  изучению устного народного творчества  среди обучающихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Научная работа. Исследование»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕРШОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО

СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА


(143055, Московская область, с.Ершово, д.6А)

тел.8-498-690-84-47


КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Первые шаги в науке


«Средства передвижения в русских народных сказках»

(исследование)


Выполнил:

Николаенко Арсений Дмитриевич, 3 «В» класс

Московская область,

д. Фуньково,

кв. Наташино, д.3,кв, 1.


Руководитель:

Магдалёва Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Ершовской сельской общеобразовательной школы

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова


Одинцово

2019












Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава І. Афанасьев А.Н. - исследователь народного творчества,

знаменитый издатель русских народных сказок…………………………….. 5

Глава ІІ. Роль сказки. Статистика исследования……………….…………. 6

Глава ІІІ. Средства передвижения в русских народных сказках ……………………………………………………………………………………. 8

Глава IV. Форма и назначение средств передвижения в русских народных сказка……………………….…………………………………………………… 9

Глава V. Классификация сказочных средств передвижения по природным стихиям………………………………………………………………………….. 10

Глава VI. Классификация средств передвижения в сказках по одушевленности

и неодушевленности………………………………………………………… .. 11

Глава VII. . Классификация сказочных средств передвижения по принадлежности к миру Добра и Зла………………………………………….... 12

Заключение…………………………………………………………………… 13

Список литературы……………………………………………………… 15

Приложение ………………………………………………………………… 1 6


























Введение

Тема данной работы - «Средства передвижения в русских народных сказках».

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной темы. В научной литературе представлены работы, в которых русская народная сказка является главным объектом изучения. Исследование сказок можно вести с 18 в. Историк В.Н. Татищев увидел в них отражение истории и быта русского народа. Интерес к сказкам проявили многие писатели 19 в., они увидели в них выражение «души русского народа». Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки». Большинство научных работ посвящено составлению единой классификации сказок, персонажей и сюжетов.

Проблема исследования заключается в подробном, логичном рассмотрении средств передвижения в русских народных сказках. В основу работы положена следующая гипотеза: если провести исследование средств передвижения в русских народных сказках, то оно поможет составить более полное представление о таком жанровом направлении, как сказка.

Сказки рассказывали веками из поколения в поколение. Они закладывались в подсознание ребёнка, формировали его личность примерами богатырских подвигов. Следя за судьбами персонажей, ребёнок начинал лучше понимать какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя.

Объектом исследования в работе являются русские народные сказки. В качестве предмета изучения в работе выступают средства передвижения сказочных героев.

В данной работе мы ставим цель дать наглядное представление средств, при помощи которых герои и персонажи передвигались по сказочному пространству и пробудить интерес к осмысленному прочтению сказок.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • прочитать народные русские сказки из собрания А. Н. Афанасьева;

  • провести исследование(анкетирование) среди обучающихся 1-4-х классов филиала Ершовской СОШ, чтобы посмотреть, как ребята знают, читают и понимают русскую народную сказку.

  • выбрать из прочитанных сказок А.Н. Афанасьева для анализа те, где представлены разнообразные средства передвижения героев по сказочному пространству;

  • подробно рассмотреть формы и назначения сказочных средств передвижения;

  • сделать вывод о роли и значении средства передвижения в данных сказках;

  • выявить различные классификации сказочных средств передвижения;

  • представить сказочные средства передвижения, изображенные художником И.Я. Билибиным - иллюстратором русских народных сказок.

Методы, использованные в работе – классификация, анализ, сравнение, обобщение.

Теоретическая значимость работы включает в себя систематизацию сведений по выбранной теме.

Практическая значимость заключается в разработке приложений, диссеминации материала данной исследовательской работы, в которой анализируется своеобразие различных сказочных средств передвижения.





Глава І. Афанасьев А.Н. - исследователь народного творчества, знаменитый издатель русских народных сказок.

Алексей Николаевич Афанасьев - знаменитый собиратель фольклора, исследователь культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии. Проявлял огромный интерес к старине и древнерусскому быту. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного народного творчества, в том числе сказок. (приложение 1)

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки». (приложение 2)

«Народные русские сказки» из собрания А. Н. Афанасьева - были объединены в сборник «Народные русские сказки». были объединены в сборник «Народные русские сказки»










Глава ІІ. Роль сказки. Статистика исследования.

С целью выяснить, читают ли учащиеся русские народные сказки, как хорошо они анализируют их содержание, нами было проведено исследование, которое проводилось в виде анкетирования (приложение). Респондентами выступили ученики, 1-го - 4-го классов филиала Ершовской СОШ. Полученные результаты показали следующее (приложение 9):

  1. Из 70 респондентов 70 читали русские народные сказки, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых.

  2. Из 70 респондентов 46 нравятся русские народные сказки, что составляет 66 % от общего количества анкетируемых.

  3. Из 70 респондентов 70 респондентов знает более одного названия русских народных сказок, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых.

  4. Из 70 респондентов 70 ответили на поставленный вопрос, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых

  5. Из 70 респондентов 70 назвали средства Добра, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых.

  6. Из 70 респондентов 70 ответили, на поставленный вопрос, что составляет 100 % от общего количества анкетируемых .

  7. Из 70 респондентов 60 ответили, неверно о создателе русских народных сказок, что составляет 86 % от общего количества анкетируемых.

Анкетирование показало, что обучающие читают русские народные сказки, умеют их анализировать, выделять главную и второстепенную информацию. Также результат анкетирования помог увидеть, что ребята приводили примеры названий 1-2сказок (не больше), примеры предметов, которые служат силам Добра и Зла 1-2 (не более). Небольшая часть опрошенных ответили неверно на вопрос: «Кто является создателем русских народных сказок».

Можно сделать вывод, что ребята знают, что такое русская народная сказка, читают этот жанр литературы. Но их знания поверхностные, в них не просматривается глубины и точности. Поэтому данное исследование проводится и для того, чтобы повысить интерес у ребят к русским народным сказкам, вызвать у них желание к внимательному прочтению и глубокому осмыслению это жанра литературы.























Глава ІІІ. Средства передвижения в русских народных сказках.

В сказках, собранных А.Н. Афанасьевым, раскрывается мир природы, бытовая, общественная, мистическая сторона жизни человека. [6] Из прочитанных сказок данного сборника были отобраны те, где представлены разнообразные средства передвижения героев по сказочному пространству. Таблица отображает название сказки и средство передвижение в ней.


«народные русские сказки» из собрания А. Н. Афанасьева

Название сказки

Средство передвижение по сказочному пространству

  1. Лисичка – сестричка и волк.

лошадь с телегой;

  1. Пузырь, соломинка, лапоть.

соломинка, лапоть;

  1. Морозко.

лошадь с санями;

  1. Баба-Яга

ступа, толкач, помело

  1. Василиса Прекрасная

ступа, с пестом и помелом

  1. Гуси-лебеди.

гуси-лебеди;

  1. Иван Быкович

лодки, корабли;

  1. Марья - Моревна

платок, который по взмаху руки мостом оборачивается;

  1. Емеля - дурачок

печка;

  1. Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и о Сером Волке.

Серый волк;

  1. Перышко Финиста ясна сокола

три пары башмаков, железный клубочек, карета золотая;

  1. Елена Премудрая

золотая колесница, летящая по воздуху;

  1. Царевна - лягушка

ковер - самолет.

Вывод: герои и персонажи передвигаются по сказочному пространству при помощи животных, различных бытовых и волшебных предметов.







Глава IV. Форма и назначение средств передвижения в русских народных сказках.

Как мы выяснили, в русских народных сказках упоминаются различные средства, которые помогают главным героям и персонажам быстро добраться до места назначения.

Стандартное средство передвижения в сказках - лошадь, конь, лодки и корабли. Эти средства не имеют волшебной окрашенности. Они выполняют ту же функцию, что и в реальности, доставляют по дорогам и морским путям до места назначения. («Лисичка – сестричка и волк», «Морозко», «Иван Быкович»).

Животные и птицы в сказках тоже являются средством передвижения. Они приобретают возможность говорить, понимать человеческую речь, быстро передвигаться по сказочному пространству. ( «Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и о Сером Волке», «Гуси-лебеди»).

Средствами передвижения также выступают различные бытовые предметы, наделенные волшебными способностями передвигаться по временному, воздушному, лесному пространству. Их основная задача - помочь героям преодолеть препятствия, добиться цели. (« Марья - Моревна», «Царевна - лягушка», «Елена Премудрая», «Емеля - дурачок» и т.д.).

Таким образом, выявленные средства передвижения в прочитанных сказках многочисленны и разнообразны. Их можно разделить на группы. Стандартные средства передвижения( как в реальности), животные и птицы, различные бытовые предметы, наделенные волшебной силой.












Глава V. Классификация сказочных средств передвижения по природным стихиям.

В прочитанных сказках все средства передвижения можно отнести к трем природным стихиям. В мире их четыре: стихия воздуха, стихия воды, стихия огня и стихия земли. Стихии – одни из самых величайших проявлений сил Мира, основа Вселенной.

природные стихии

сказочные средства передвижения

стихия воды

лодки, корабли, лапоть

стихия воздуха

золотая колесница, летящая по воздуху, ковёр-самолёт, гуси-лебеди, ступа, помело, толкач, пест.

стихия земли

лошадь с телегой, лошадь с санями, три пары башмаков, железный клубочек, карета золотая, соломинка, Серый волк, платок, который по взмаху руки мостом оборачивается



Средств передвижения, принадлежащих к стихии огня, в прочитанных сказках не было выявлено. А вот самая распространенная группа сказочных средств передвижения относится к стихии земли. Так как для наших предков Земля была символом рождения, её называли Матерью, её любили и поклонялись ей, не представляли жизни без нее. [8]













Глава VІ . Классификация средств передвижения в сказках по одушевленности и неодушевленности.

Выявленные в сказках средства передвижения можно отнести к двум большим группам – одушевленным средствам и неодушевленным, (живым и неживым).

средства передвижения в сказках

одушевленные (живые)

неодушевленные (неживые)

лошадь, Серый волк, гуси-лебеди,

телега, печка, ковёр-самолёт, три пары башмаков, железный клубочек, карета, платок, лодки, корабли, пузырь, соломинка и лапоть, карета золотая, ступа, помело, толкач, пест.

Таким образом, в сказках отражалось восприятие людей о мире. Они искали помощи не только у живой, но и неживой природы. И чаще всего, как мы видим из представленной информации, помощь им оказывала неживая природа.



























Глава VIІ. Классификация сказочных средств передвижения по принадлежности к миру Добра и Зла.

Русская народная сказка – это не только развлечение, а еще и урок, как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Добро  и  ло  в  сказках  играет  очень  важную  роль,  потому  что  помогает   с  ранних  лет  понимать, что такое хорошо,  а  что - плохо. Целесообразно в нашей работе рассмотреть, какие средства передвижения служат Добру, а какие Злу.

средства передвижения, служащие

добру

злу

Серый Волк

Гуси - лебеди

три пары башмаков, железный клубочек, карета золотая, золотая карета

ступа, помело, толкач, пест

ковёр-самолёт


платок, который по взмаху руки мостом оборачивается


Таким образом, были выявлены средства передвижения , которые в разных сказках служат добрым силам и злым. Их не много, к ним относятся лошади, лодки и корабли.

Как видно из представленной таблицы, Добру помогает большинство сказочных средств передвижения.





















Заключение

Русская народная сказка - многосторонний объект научного исследования. Литература, психология, философия и многие другие науки изучают этот фольклорный жанр. В данном исследовании мы расширили обзор изучения сказки, как литературного жанра. Этого мы добились решением поставленных задач:

  1. Прочитали народные русские сказки из собрания А. Н. Афанасьева - знаменитого собирателя фольклора. Оценили уникальные особенности языка, духа и быта крестьянской Руси, увидели новых персонажей , и даже незнакомые концовки сюжетов.

  2. Провели исследование среди обучающихся 1-4-х классов филиала Ершовской СОШ и сделали вывод: ребята знают, что такое русская народная сказка, читают этот жанр литературы. Но их знания поверхностные, в них не просматривается глубины и точности понимания. В работе мы старались пробудить у ребят интерес к русским народным сказкам, вызвать у них желание к внимательному прочтению и глубокому осмыслению это жанра литературы.

  3. Выявили разнообразные средства передвижения героев по сказочному пространству - животные , различные бытовые и волшебных предметы

  4. Подробно рассмотрели формы и назначения сказочных средств передвижения;- выявленные средства передвижения в прочитанных сказках многочисленны и разнообразны. Их можно разделить на группы. Стандартные средства передвижения ( как в реальности, лошади, сани, корабли, лодки), животные и птицы(Серый Волк, гуси-лебеди), различные бытовые предметы, наделенные волшебной силой (ступа, помело, клубочек).

  5. Сделали вывод о роли и значении средства передвижения в данных сказках. Основная задача всех сказочных средств передвижения – помогать героям сказок бороться с трудностями, преодолевать препятствия.

  6. Выявили различные классификации сказочных средств передвижения. 1.Классификация средств передвижений по природным стихиям - Земли, Воздуха, Воды и Огня. Сказочных средств передвижений, принадлежащих к стихии огня, в прочитанных сказках не было выявлено. Самая распространенная группа сказочных средств передвижения принадлежит к стихии земли. 2. Определили принадлежность сказочных средств передвижений к миру живой неживой природы. Большинство из них принадлежит к числу неодушевленных предметов. 3.Выяснили, что сказочные средства передвижения можно классифицировать по функции служения добрым силам и злым. Подавляющее большинство средств передвижения служат во имя Добра. Но есть немногочисленная группа средств передвижения, которые помогают и добрым, и злым силам (кони, лошади, лодки и корабли)

  7. Создали приложение, где использовали иллюстрации к русским народным сказкам, выполненные знаменитым русским художником И.Я. Билибиным . Таким образом, мы расширили границы художественного произведения, показав его, как оно выглядит в живописи.

Русская народная сказка представляет огромный интерес для научного исследования, изучая которую, мы глубже узнаем культуру и традиции своей страны.















Список литературы.

1.Аникин В. П., «Русская народная сказка» - М.: Художественная литература, 1984;

2.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки» - Ростов-на-Дону, 1996г

3.Баландин А. С., Соболева И. В. Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями // Юный ученый. — 2017

4. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1988.

5.Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.

6. Померанцева Э.В., «Русские сказочники» - М.: «Просвещение», 1976;

7.Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки». -Л., 1986.

8. Пропп В.Я. «Русская сказка». ( Собрание трудов В.Я. Проппа.: - М., 2000.

9. Репин Я.С. «Дорожная азбука». - М.: Ордена «Знак почёта» издательство ДОСААФ СССР, 1980г

10.Сказки, пословицы, загадки. - М.: «Детская литература» 1989г.

11.Хрестоматия по детской литературе. М.: «Детская литература», 1965г.

12. Сайты

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/chto-takoe-ehkologija1.html

http://www.inksystem-az.com/ekologicheskie-proekty-v-nachalnoi-shkole/

http://www.myshared.ru/slide/451086/

http://elenaranko.ucoz.ru/

http://diza-74.ucoz.ru/blog/klipart_vesennjaja_zelen_spring_verdure/2013-03-05-4723

http://allday2.com/index.php?newsid=348482

https://infourok.ru/proektnaya_rabota_uchaschegosya_po_ekologii_7_klass-141949.htm

http://doshkolnik.ru/ecologia/7011.html

http://kirovaolga.ucoz.ru/index/ehkologicheskie_skazki/0-32

http://dolgushina.vos-ds29-volskazka.edumsko.ru/folder/ek...hevom_razvitii_detej

https://infourok.ru/rol-skazok-v-ekologicheskom-vospitanii-1060425.html

Приложение

Приложение №1



Приложение №2



«Народные русские сказки» из собрания А. Н. Афанасьева - сборник самых известных волшебных сказок и сказок о животных, которые записаны автором в их первозданном виде.

















Приложение №3







Иван Яковлевич Билибин русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Первые иллюстрации к сказкам он создал в 1899 году.
















Приложение 4

иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»









Приложение 5











Приложение 6.

иллюстрация к сказке «Баба Яга» (Пест - закруглённая внизу палочка для размельчения, дробления какого-либо вещества в ступе путем толчения или растирания)




Приложение 7.

иллюстрация к произведению « Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».


Приложение 7.1.

иллюстрация к произведению « Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».














Приложение 8. Средства передвижения – лодки, корабли, лошади.






Приложение 9.

Анкетирование «Сказка. Что мы знаем о ней?»

  1. Вы читали русские народные сказки, напишите их название

  2. Какие предметы в русских народных сказах разговаривали человеческим голосом? (назовите их)

  3. Назовите добрых героев в сказках и злых?

  4. Какие сказочные предметы и вещи помогают побеждать Добру ?

  5. Какие силы мешают одержать победу Злу?

  6. Кто является создателем русских народных сказок?
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!