СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная работа по теме "Удивительные свойства воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме "Удивительные свойства воды"

Просмотр содержимого документа
«Научная работа по теме "Удивительные свойства воды"»





Направление: биология





Тема: «Удивительные свойства воды»


Исследовательская работа 2 класс

























Содержание:



1. Введение с. 3 2. Что такое вода? с. 4 3. Зачем воду пьют? с. 6

4. Удивительные свойства воды с. 8

5. Заключение с. 16

6. Литература с. 17 7. Приложение с. 18






















1.ВВЕДЕНИЕ


Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает…

Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.


Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить! 1




В этом году на уроках окружающего мира мы изучали темы: «Кому и для чего нужна вода?», «Вода и её свойства». Меня это очень заинтересовало, ведь без воды невозможна жизнь. Я решил продолжить работу по данным темам, поставив перед собой цель исследования: обобщить и дополнить личные знания  о воде и ее свойствах, полученные на уроках по окружающему миру.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: основные свойства воды.

Задачи:

1. Собрать необходимые сведения по выбранной теме из разных источников и проанализировать их.

2. Провести опыты и эксперименты с водой, опрос, зафиксировать их результаты и сделать выводы.

3. Собрать элементы народного фольклора о воде и ее свойствах.

Методы исследования: анализ литературных источников, проведение опытов, опрос, анализ и обработка полученных результатов.

Актуальность: для сохранения одного из главных богатств на Земле – воды, нам необходимо расширять свои познания о ее чудесной природе и умело использовать ее уникальные свойства в повседневной жизни.

2. ЧТО ТАКОЕ ВОДА?


Наличие воды отличает нашу планету от всех других планет Солнечной системы. При взгляде из космоса Земля выглядит бело - голубым вращающимся шаром. Голубой цвет нашей планете придает Мировой океан, а белый - облака. Мировой океан занимает 71% всей поверхности земного шара, на долю суши приходится всего 29%. Кажется, что название «Вода» ей больше соответствует.

Но основную часть нашего водного потенциала составляет вода, которой не напьешься, не используешь ни в быту, ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве. 97,75%— это горько-соленые воды океанов и морей. Остальные 2,25% — пресные воды, однако, основная их масса «законсервирована» в ледниках Антарктиды, Арктики, Гренландии, в вечных снегах и льдах горных вершин. Часть скрыта от людских глаз в толще земной коры. Это подземные воды. Доля пресной воды, доступной  для использования крайне незначительна, всего 0,01% процента мировых запасов. Но именно эти малые проценты и дают нам возможность жить. Больше всего пресной воды на земной поверхности накоплено в реках и озерах [1].

Многие ученые считают, что жизнь на Земле зародилась именно в воде в виде маленьких организмов (живых существ), обитавших в океанах. Эти организмы эволюционировали в более сложные формы жизни, которые однажды вышли на сушу.

Люди издревле догадывались, что вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на земле. И что это вещество не такое простое, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, пословиц, поговорок и загадок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Особенно их много в фольклоре русского народа (Приложение I и II).

Вода непременная составляющая часть всего нашего мира. Вода входит в состав многих минералов и горных пород, а также в состав всех живых организмов. Вода дает жизнь и развитие всему живому. Вода и есть сама жизнь.

Из воды состоят все живые растительные и животные существа. В среднем в организме растений и животных содержится более 50% воды, в теле медузы ее до 96%, в водорослях 95...99%, в спорах и семенах от 7 до 15%. В организме же человека вода составляет около 70%.

С возрастом содержание воды в организме уменьшается. Чем моложе и чем энергичнее организм человека, тем больше жидкости он содержит. Для сравнения, в теле 3-х месячного плода - 95 % воды, у новорожденного ребенка - 75%, от года до 5 лет – 70%, у детей старше 5 лет и у взрослого человека – около 65% воды, у пожилого – 55 (50)%, а к 95-летнему возрасту в организме человека остается около 25 % воды. Не трудно теперь подсчитать, сколько воды содержит ваш организм, если вы знаете свой вес. Если Вы весите 65 кг, то в среднем в Вашем теле 40 литров воды.

Распределена вода в организме неравномерно. Разные части человеческого организма содержат неодинаковое количество воды: стекловидное тело глаза состоит из воды на 99%,мозг на 95%, в крови ее содержится 83%, в жировой ткани 29%, в скелете 22% и даже в зубной эмали 0,2% [2].

Вода – главный материал, из которого построено наше тело. Почему тогда мы не растекаются по полу, как кисель? Дело в том, что не так важно, из чего построена вещь, главное – как она построена. Наш организм состоит из клеток, которые наполнены жидкостью, но плотно закрыты со всех сторон. Вот и получается – состоим из воды, но при этом твердо стоим на ногах.































3. ЗАЧЕМ ВОДУ ПЬЮТ?


Если все живые растительные и животные существа состоят из воды, зачем нужно ее пить? Потому, что без воды жить нельзя. Вода участвует во всех обменных процессах. Все питательные вещества и соли могут всасываться в кровь только растворенными в воде. И все химические процессы в клетках возможны лишь в присутствии воды. Вода также участвует в регуляции температуры тела: выделяясь с потом, она испаряется, охлаждая наше тело, предохраняет его от перегрева [3]. С помощью воды наш организм очищается от вредных веществ и шлаков – их вымывает из организма вода, которую мы выпили. А раз мы воду расходуем, теряет, нам нужно наши водные запасы пополнять. В среднем в сутки взрослый человек теряет целых двенадцать стаканов воды. Столько же ему надо выпить или съесть, иначе может произойти обезвоживание организма, которое может привезти к плохому самочувствию, а в тяжелых случаях (при потере 20% от веса тела) может наступить смерть. Во всякой еде воды гораздо больше, чем твердого материала. В мясе воды втрое больше, чем твердого вещества, а огурец, так тот почти целиком состоит из воды, в нем 95% воды, в яблоках - 85%, в помидорах - 90%. Не удивительно поэтому, что человек без пищи может прожить около 50-ти дней, без воды – не более 5 дней, ребенок – 2-4 дня.

Но нашему организму необходима и «стопроцентная» вода. Современный человек сводит потребление воды к минимуму, часто вместо воды мы употребляем кофе, чай, какао, много газированных напитков, покупные фруктовые соки, молоко и т.п. Нередко мы и вовсе не пьем достаточное количество жидкости.

Мозг человека на 90% состоит из воды. Никакая пепси-кола, чай или сок в мозг не поступают. Нашим клеткам нужна только вода. Из любого напитка организм выделяет воду, делая ее доступной для клетки, но на это ему потребуется несколько часов времени и куча энергии. Особое издевательство над организмом - это при чувстве жажды утолять ее напитками, а не простой чистой водой.

Сколько же воды необходимо организму человека в день, чтобы восполнить свои суточные запасы и держать водный баланс организма в идеальном порядке?

Любое животное или птица знает, сколько ей надо выпить за сутки чистой воды. А человек? Норма для каждого человека – это 30 мл на 1 кг веса. Если взрослый человек весит 80 кг, то он должен выпивать 2 литра 400 гр., если ребенок весит 28 кг, то его норма – 840 гр.

При этом любая вода, которая попадает в наш организм, должна быть чистой, не содержащей вредных примесей и болезнетворных микроорганизмов.

Вода должна равномерно поступать в наш организм в течение всего дня. Мы не верблюды, и нельзя выпить за короткий промежуток времени всю суточную норму. Лучше пить воду за полчаса до еды и через один час после еды (как минимум), а лучше через два часа.

Для выяснения степени осведомленности учащихся моего класса и их родителей о важности употребления простой питьевой воды я провел специальный опрос, который состоял из пяти ключевых вопросов (Приложение III). Всего в опросе приняло участие 22 ученика 2-а класса и 20 родителей. В результате опроса выяснилось, что вода является любимым напитком только у 9% детей и 10% взрослых, но зато в течение дня воду предпочитают другим напиткам 55% детей и 55% взрослых, и жажду утоляют только водой 68% детей и 95% взрослых. Тот факт, что человек состоит примерно на 70% из воды известен 64% детей и 65% взрослых, но воду, к сожалению, в необходимом нашему организму количестве взрослые, в отличие от детей, не пьют: 7-8 стаканов употребляет - 0% взрослых, более 8 стаканов - 5%.






















4. УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ


Вода в нашей жизни – самое обычное, самое распространенное и самое необходимое вещество. Однако с научной точки зрения это самая необычная, самая загадочная жидкость. Фактически вода не подчиняется никаким законам физики и химии. У нее свои законы, созданные природой только для нее.

Она всегда разная и может обладать самыми разнообразными и удивительными свойствами.

1. Вода — это химическое вещество в виде прозрачной жидкости, не имеющей цвета

(в малом объёме), запаха и вкуса (при стандартных условиях).

2. Вода единственное в природе вещество, которое в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. В твёрдом состоянии называется льдом, снегом или инеем, а в газообразном — водяным паром.

Чтобы самому убедиться в этом, я провел два эксперимента.

Эксперимент №1:

Взял стакан с водой и разлил его содержимое в контейнер для льда. Поместил на 2 часа в морозильную камеру. Когда я достал через 120 минут контейнер, воды в нем не было, а были только твердые кусочки льда. Я поместил их в кастрюлю. Через 2 часа в кастрюле оказалась только вода, которую я поставил на огонь кипятиться. При кипячении от воды поднимался пар. Через 10 минут я перелил воду обратно в стакан. Объем воды уменьшился в два раза, так как вода перешла в газообразное состояние.

Я наглядно увидел, что одна и та же вода может находиться в трех агрегатных состояниях.

Эксперимент №2:

На улице я набрал снег в стеклянную банку и поместил его в теплое помещение (рис.1).

рис.1 рис.2

Через два часа снег полностью растаял, и в банке оказалась вода (рис.2).

Я сделал вывод, что снег – это действительно твердое состояние воды.

Меня удивило, что снег занимал больше места, чем вода, которая получилась при таянии льда. Чем это объясняется, я узнал из следующего свойства воды.

3. Обычно при охлаждении тела сжимаются, а вода наоборот — расширяется. Благодаря этому лед легче воды (ведь при той же массе он занимает больший объем), он всплывает вверх и создает над водоемами защитный слой. Это помогает выживать зимой рыбам и другим живым организмам в водоемах [4].

Я взял пластиковую банку и доверху налил в нее воды, закрыл неплотно крышкой, поставил на ночь в морозильную камеру. Утром обнаружил, что замерзшая вода увеличилась в объеме и даже открыла крышку.

Вечером я решил продолжить эксперимент. Я взял пластиковую бутылку, налил в нее воды до самого верха и плотно закрутил крышку, вновь поставил на ночь в морозильник. Утром я обнаружил, что бутылка треснула. Ледышка была шире самой бутылки. Вода при замерзании действительно расширяется и с довольно большой силой.

Оказывается, это свойство может приносить вред человеку в быту. В домах с водяным отоплением при аварии в зимнее время, отопительные батареи могут охладиться настолько, что вода в них замерзнет – и разорвет батареи. В зимнее время, случается, лопаются и водопроводные трубы, поэтому их положено закапывать на такую глубину, где земля не промерзает.

4. Поскольку вода может изменять свое состояние, то она постоянно движется: из моря в воздух и на сушу и снова в море – такое циклическое движение называется круговоротом воды. Известно, что под воздействие солнечного тепла водная поверхность нагревается, и вода в виде пара поднимается вверх. Этот процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное называется испарением. Высоко над землей пар охлаждается, и из него образуются облака. Из них влага в виде дождя, снега или града выпадает обратно на поверхность суши или океана. Происходит процесс противоположный испарению, который называется конденсацией – переход вещества из парообразного состояния в жидкое. Вода испаряется с поверхности водоемов практически в любую погоду. Но в жару этот процесс идет значительнее быстрее и интенсивнее.

Мне захотелось самому понаблюдать за образованием облаков, и я провел следующий эксперимент.

В банку с водой я налил горячей воды на 4 см и закрыл ее сверху миской со снегом (рис.1). Водяной пар внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждался и конденсировал на стенки банки. Капельки влаги, встречаясь вместе, увеличивались, становились тяжелыми и скатывались обратно вниз.

Этот эксперимент наглядно продемонстрировал мне процесс формирования облаков и образования дождя.



Рис.1


5. Вода – это жидкость, поэтому у нее есть свойство всех жидкостей – текучесть. Сама по себе вода течет всегда вниз, а не вверх. Объясняется это силой земного притяжения [5].

6. Кроме вышеперечисленного свойства текучести, вода обладает одним из самых уникальных свойств – капиллярностью. Капиллярность—свойство жидкостей, всасываясь, подниматься или опускаться по капиллярам.

Мы встречаемся с капиллярными явлениями в природе и быту. При вытирании мокрых рук вода впитывается в полотенце по капиллярам. Особенно важную роль капиллярность играет в природе. Вода и минеральные соли из почвы поступают к листьям по тонким, волосным канальцам стеблей. В стволах деревьев вода поднимается на высоту 30, 50 и даже 100 метров.

Меня очень заинтересовало это удивительное свойство воды, и я решил провести опыт с цветами. Для этого я взял четыре белых хризантемы и поместил их в баночки с водой. В первые три баночки я предварительно добавил пищевой краситель: желтого, зеленого и красного цветов (рис.1). Уже через четыре часа лепестки стали окрашиваться в цвета того красителя, который был добавлен в их емкость с водой. Через 24 часа лепестки цветков сильнее окрасились (рис.2).

рис.1 рис.2 рис.3

В ходе опыта я убедился, что вода действительно обладает способностью подниматься вверх. И еще сделал вывод, что очень важно, что мы пьем, это оказывает влияние на наш внешний вид, так как цветок, который стоял в простой воде через 9 дней выглядел лучше, чем окрашенные (рис.3).

7. Вода замерзает при нуле градусов. Температура кипения воды 100 градусов.

Но горячая вода замерзает быстрее холодной. Хотя, казалось  бы, по логике должно быть

наоборот. И это удивительно!

8. Особыми свойствами обладает вода в переходных состояниях, например, при таянии льда. Замечено, что талая вода является сильным биостимулятором, вещество, оказывающее стимулирующее воздействие на жизнедеятельность организма. Ранней весной среди тающих сугробов появляются проталины, на которых в считанные сутки вырастают растения. Семена растений, замоченные в талой, а не в водопроводной воде, дают лучшие всходы. А если талую воду использовать для полива растений, то урожай будет вдвое большим, чем при использовании обычной воды.

Удивительные свойства талой воды мне удалось наблюдать в эксперименте с семенами. Для его проведения мне понадобилось 2 пакета семян кабачков, четыре емкости, вода из-под крана, фильтрованная вода и вода талая. Сначала я выбрал из двух пакетов самые крепкие и крупные семена, потом в каждую емкость я положил по 10 шт. семян. Из уроков окружающего мира я знаю, что семенам для роста и развития нужно тепло. Для ускорения роста семян в третьей емкости я решил положить их сначала на батарею на один час. Затем я вернул семена на место и добавил воды в три емкости, в четвертую воды не наливал.

Первыми проклюнулись семена в емкости с талой водой. Через семь дней в емкости с талой водой проклюнулось 7 кабачков, в емкости с фильтрованной водой - 4. В третьей емкости ничего не проклюнулось. В четвертой емкости тоже ни один росток не появился.

В ходе опыта, я не только убедился, что талая вода удивительным образом влияет на прорастание семян, но и что вода действительно дает жизнь: там, где воды не было, семена не проклюнулись ни через неделю, ни через месяц.

Но, согревая семена на батарее горячего отопления, я неосознанно привел к тому, что вода, которая находилась в сухих семенах, испарилась, произошло полное обезвоживание, которое лишило данные семена возможности прорасти.

9. Одни вещи загораются, когда их сильно нагреваешь. Другие вспыхивают даже от слабого нагревания. А есть и такие, которые не горят совсем. Вода, например, не горит.

Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода (ее химическая формула H2O). Водород и кислород – вещества горючие, а вода – не горит! Почему это происходит? Да потому же, почему не горит зола. Вода сама получилась от горения [6].

10. Вода – универсальный растворитель. Нет такого вещества, следы которого нельзя было бы обнаружить в воде. Это одно из качеств воды, которое предопределило ее роль как основы жизни на Земле. Природная вода всегда представляет собой раствор

различных химических соединений, большей частью солей. В воде, кроме различных солей, растворены также и газы.

Поскольку вода является универсальным растворителем, она растворяет в себе не только полезные, но и вредные вещества. Поэтому так опасно использовать для питья незнакомую воду, ведь сразу и не скажешь, какие вещества могут в ней содержаться.

11. Вода обладает способностью к самоочищению. Проходя через населенный пункт, река получает дозу загрязнения, и вода становится мутной. А протекая по полям, лугам, лесам, вода в реке вновь становится чистой, прозрачной, свежей – происходит самоочищение воды. В этом процессе участвуют многие факторы. Прежде всего – солнце: его лучи разлагают, убивают микроорганизмы. Работа солнца идет тем успешнее, чем больше в воде кислорода, а кислорода тем больше, чем сильнее дует ветер. Помогают и некоторые мелкие организмы, обитающие в реке. Например, устрицы, пропуская сквозь себя воду, работают, как фильтры. Самоочищение реки интенсивнее всего идет летом и почти замирает зимой [7].

Но если загрязнение воды велико, кислород в ней истощается, и вода уже не справляется с самоочищением. Поэтому очень важно бережно относится и не загрязнять воду – самое главное богатство на Земле.

12. Вода обладает самым высоким поверхностным натяжением среди всех жидкостей (за исключением ртути). Некоторые насекомые, например водомерки, могут бегать по поверхности воды и не тонуть. Поверхностная пленка достаточно прочная, чтобы удержать их. Она слегка прогибается, образуя небольшие углубления, но не разрывается. Водомерки широко раскидывают свои длинные ноги, чтобы распределить вес по поверхностной пленке [8].  

Для наглядной демонстрации этого свойства я взял банку с водой и плотно натянул мокрый платок на горловину банки с помощью резинки. Когда я перевернул банку с водой, то вода не вылилась из банки, несмотря на то, что носовой платок соткан из волокон, между которыми есть крошечные дырочки. Я сделал вывод, что поверхностное натяжение действует как кожа и не дает воде выливаться через дырочки.

13. Вода принимает форму сосуда, в котором находится, будь то стакан, тарелка, кастрюля, ваза или русло реки. Но вода  обладает собственной  формой , как и любая другая жидкость. Ее  форма  – шар. Ее собственная  форма  на Земле обычно искажена силой тяжести.

   В том, что  воде  свойственна  форма  шара, очень легко убедиться – достаточно слетать на космическом корабле в космос и вытряхнуть там  воду  из бутылки. Можно увидеть это и на Земле, если посмотреть на падающую каплю или выдуть хороший мыльный пузырь. Во всех этих случаях действие силы тяжести исключено, и  вода  принимает свою собственную  форму .

14. Среди многих замечательных и удивительных свойств воды, важных для обитающих в ней организмов, особенно существенны малая теплопроводность и очень высокая теплоемкость. Благодаря высокой теплоемкости воды температурный режим океанов не меняется резко, как на суше. Это важно как для холоднокровных, так и для теплокровных животных.

Все лето Солнце греет воду в реках, озерах, морях и океанах. Зимой нагревшаяся вода постепенно отдает тепло суше. Поэтому самой теплой вода океанов и морей бывает тогда, когда летний жаркий период на суше уже заканчивается. Это свойство защищает людей и остальных животных, а также и Землю, от перегрева и переохлаждения.

15. Вода обладает памятью. Но в чем это выражается? Минеральная вода сохраняет, например, целебные свойства своего источника при транспортировке и хранении некоторое время.

16. Вода понимает человеческую речь и реагирует на нее. И не важно, на каком языке произносится речь и как громко или тихо звучат слова – вода реагирует на смысл этих сказанных слов. Она реагирует на любовь, на ненависть и на равнодушие. Так же как на человеческую речь, аналогично вода реагирует и на музыку. Это выражается в изменении структуры воды  и в том, что вода либо сохраняет свою чистоту и незамутненность, либо портится, гниет. Убедительные доказательства информационных свойств воды были найдены японским исследователем Масару Емото, который посвятил этой теме более двадцати лет. Оказалось, что кристаллы воды, к которой до начала кристаллизации «обратились» с такими словами, как «доброта», «любовь», «ангел», «благодарность», имели правильную структуру, симметричную форму и были украшены сложным, красивым орнаментом [9]. Но если воде были сообщенные слова: «зло», «ненависть», «злоба», то кристаллы получались мелкими, деформированными, уродливыми на вид. При этом не имело значения, произносились ли слова вслух или записывались на бумагу, приклеенную к емкости с водой. Если же воде не сказать ничего, образуются кристаллы правильной формы, практически без всяких украшений. Причем такая зависимость подтверждена многочисленными экспериментами и тысячами фотоснимков (см. фото на следующей странице).

Слева – вода слова «Ангел», а справа «демон»

500 человек послали энергию любви этой воде

Вода слов «Ты меня достал»

Симфония Моцарта

Песня «Imagine» Джона Ленона

Кристалл воды, после песни «Chi of Love», Mr. Funai


Практическое значение исследований этого удивительного свойства воды трудно переоценить, если вспомнить, что человек более чем наполовину состоит из воды. Вода, находящаяся в организме, запоминает все наши повседневные мысли, слова, чувства, эмоции. И если они положительны – мы не болеем, у нас отличное самочувствие, тогда как отрицательные мысли и эмоции передаются «нашей» воде и отрицательно влияют на все протекающие в организме процессы. Из этого следует, как много в нашей судьбе зависит от нас самих, от наших мыслей. Как люди, так и вся наша Земля на 70 процентов состоит из воды, значит, мы можем исцелить самих себя и планету, сознательно культивируя важнейшие понятия любви, доброты и признательности.

17. В русском фольклоре воде придают сказочные и магические свойства. В сказках герои выпивают воду из лужи и превращаются в чудовищ или животных. А вот если ключевой водой умываются, то становятся еще красивее, чем были раньше, молодеют, исцеляются от недугов. Вода в сказках могла даровать жизнь и приносить смерть.


























5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе данной исследовательской работы я узнал много нового и интересного о воде - самом распространенном и самом загадочном веществе на земле, о ее выдающейся роли в происхождении и поддержании жизни на земле, о ее необыкновенных свойствах, созданных природой специально для нее.

Благодаря опытам и экспериментам я наглядно увидел многие удивительные свойства воды и смог убедиться в их уникальности. Собранные сведения данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения в начальной школе.

Уверен, что вода таит в себе еще немало новых загадок, которые наука должна изучить и использовать только на благо человечества во имя процветания жизни на нашей планете.




















ЛИТЕРАТУРА


1. Вода – это жизнь. Детская энциклопедия ЗАО «Аргументы и факты», №10 2006.

- 38 стр.

2. Арабаджи В. И. Загадки простой воды. М.: «Знание», 1973, электронная версия.

3. Детская энциклопедия. Том 7.Человек. М.: Издательство «Просвещение»,1966.

- 527 стр.

4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия для компьютера.

5. Большая книга вопросов и ответов о природе вещей и явлений. Москва Эксмо, 2008.

- 288 стр.

6. Михаил Ильин Рассказы о вещах.

(http://physics03.narod.ru/Interes/Magic/Baby/ovesh23.htm)

7. Водопровод от А до Я. Детская энциклопедия ЗАО «Аргументы и факты», №5 1999.

- 40 стр.

8. Бренда Уолпол Увлекательный мир физики.

(http://physics03.narod.ru/Interes/Magic/Baby/uovoda4.htm

9. Масару Эмото Послания, исходящие от воды. Электронная версия.

10. Русские пословицы и поговорки. Составитель Померанцева Э.В. Москва «Детская литература», 1973. -80 стр.

11. Большая книга загадок. «Дрофа Плюс» 2012. -144 стр.














Приложение I

Пословицы и поговорки о воде

Апрель с водою — май с травою.

Без воды - земля пустырь.
Бывает порою, течет и вода горою.

В марте вода, в апреле трава.
В воде не тонет, и в огне не горит.

В решете воду носить.

В худом котле вода не держится.

Вода дырочку найдет.
Вода и землю точит и камень долбит.
Вода и мельницу ломает.
Вода камень точит.
Вода не мутит ума.
Вода о воде не плачет.
Вода плотину рвет.
Вода студёна - тело ядрено.
Вода-то близко, да ходить склизко.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
Где вода напрет, тут и ход найдет.
Длинные капельники (сосульки) - долгий лен.
Замолчал, как воды в рот набрал.
И в мутной воде рыбу ловят.
Друзья - не разлей вода.

Капля по капле и камень долбит.

Капля  мала,  а по капле море.

Куда река пошла, там и русло будет.

Ложкой моря не вычерпнешь.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Мелка река, да круты берега.

Мирская молва, что морская волна.

Много с тех пор воды утекло.

Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

Много снега - много хлеба.

На обиженных воду возят.

Не всякая капля в рот каплет.

Не зная броду, не лезь в воду.
Неразумного учить - в бездонную кадку воду лить.
Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
Обжегшись на молоке, дуют на воду.
Он сух из воды выйдет.

Пар костей не ломит.

По морю плавал, а воды не видел.
Под лежачий камень вода не течет.
Посуленное вилами на воде писано.
Прошел сквозь огонь, и воду, и медные трубы.

Правда в воде не тонет, в огне не горит.

Пролитую воду не соберешь.

С лица воду не пить.
С тобой говорить - решетом воду носить.
Сколь воду ни варить, все вода будет.

Слезами горю не поможешь.

Хлеб да вода - крестьянская еда.
Что в воду  упало, то пропало.

Что с гуся вода.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.












Приложение II

Загадки о воде


С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.

(Водопад)


Кругом вода,
А с питьём беда.

(Море)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.

(Река)


Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги.

(Болото)


У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт.

(Сосулька)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

(Снег)

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

(Снежинка)


Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)


На дворе переполох:
С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.

(Град)


Он без рук, он без ног.
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.

(Родник)


Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой?

(Ручей)


Нахмуриться, насупиться,
В слезы ударится -
Ничего не останется.
(Туча)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро)

Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь,

так прятаться начнут.
(Дождь)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.

(Роса)


Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака)








Седой дед у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман)


Не снег и не лед, а серебром деревья уберет.

(Иней)













Приложение III

Опрос


  1. Назовите свой любимый напиток


________________________________


  1. Каким напитком вы чаще всего утоляете жажду?


Чаем Кофе

Газировкой Водой

Соком ____________

свой вариант


  1. Какой напиток вы пьете больше всего в течение дня?


____________________________________


  1. Сколько простой воды вы пьете в течение дня?


Нисколько 5-6 стаканов


1-2 стакана 7-8 стаканов


3-4 стакана более 8 стаканов


  1. Человек состоит из воды


примерно на 20% примерно на 70%


примерно на 40% примерно на 85%












Результаты опроса

1. Назовите свой любимый напиток.

Дети

Взрослые

молочный коктейль

8

чай

14

сок

5

кофе

2

газированная вода

5

вода

2

вода

2

сок

1

морс

1

компот

1

какао

1



2. Каким напитком вы чаще всего утоляете жажду?

водой

15

водой

19

чаем

3

чаем

1

газ.водой

2



кофе

1



соком

1



3. Какой напиток вы пьете больше всего в течение дня?

воду

12

воду

11

чай

6

чай

7

кофе

1

кофе

2

сок

1



какао

1



газ.воду

1



4. Сколько простой воды вы пьете в течение дня?

нисколько

0

нисколько

1

1-2 стакана

5

1-2 стакана

5

3-4 стакана

7

3-4 стакана

10

5-6 стаканов

4

5-6 стаканов

3

7-8 стаканов

2

7-8 стаканов

0

более 8 стаканов

4

более 8 стаканов

1

5. Человек состоит из воды

примерно на 20%

0

примерно на 20%

0

примерно на 40%

4

примерно на 40%

0

примерно на 70%

14

примерно на 70%

13

примерно на 85%

4

примерно на 85%

7


1 Рыжова Наталья Александровна - доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, автор экологической программы «Наш дом – природа».


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!