СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная работа: "Проблемы образовательного процесса. Комфортность и безопасность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная работа по обществознанию, выполненная совместно с одноклассницей. Работа на тему: "Проблемы образовательного процесса. Комфортность и безопасность".

Просмотр содержимого документа
«Научная работа: "Проблемы образовательного процесса. Комфортность и безопасность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Щёлковского муниципального района Московской области















Научно-практическая работа по теме

«Экология образовательного процесса. Комфортность и безопасность»











Выполнили ученики 10 класса:

Новикова Дарья Станиславовна

Павлов Андрей Александрович


Научный руководитель:

Азарапина Инна Дмитриевна















Щёлково, 2017



  • Оглавление
  • Введение………………………………………………………………………………..3
  • 1. Исследование научно-практической темы……………………….4
  • 2. Конфликты в классе между учениками и педагогами………7
  • 3. Сложность работы в большом коллективе…………………………9
  • 4. Проведение и результат исследования………………………….
  • Заключение………………………………………………………………………………
  • Приложение 1……………………………………………………………………………
  • Приложение 2……………………………………………………………………………



























Введение.

Минюст России зарегистрировал соответствующее постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. говорит о том, что что теперь вместо указания на максимальное количество обучающихся в классе ("наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек") количество учащихся в классе будет определяться, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося. Казалось бы, теперь можно принимать в школы больше учеников, ведь ограничения были сняты. Однако, хотим заметить то, что естественный прирост населения в нашей стране превышает убыль. А соответственно, с каждым годом, детей, нуждающихся в обязательном образовании, в нашей стране становится все больше. Но не все школы готовы принимать достаточное количество учеников, поэтому приходится находить выходы и принимать в классы новых учащихся. Но как будут складываться отношения в уже сформированной годами соц. группе (классе).

Тему взаимоотношений в социальной группе мы и будем рассматривать и анализировать в нашей работе.

Мы считаем, что эта тема является актуальной в наше время, так как в коллективе класса человек проводит большую часть своей жизни, и создание в ней наиболее комфортных условий для образовательного процесса выходит на высокий уровень. И если условия образовательного пространства будут соответствовать психологической комфортности участников образовательного процесса, то успешность и качество образовательного и воспитательного процесса повысится.

Таким образом, в классе, зачастую могут обучаться до 35 учеников, что уже может стать поводом для дискомфорта в обучении. Все люди разные, со своим уровнем работоспособностями, воспитанием и рамками поведения.















1. Исследование научно-практической темы



В своей работе мы решили проанализировать и на практике выяснить, как же человеку существовать в коллективе, не вызывая при этом конфликтов и ссор. Тема нашей работы звучит как: «Экология образовательного процесса. Комфортность и безопасность». Экология — наука о взаимоотношении живых организмов и их среды обитания. А соответственно, средой обитания человека является общество.

Основной проблемой нашей работы стало создание комфортных и безопасных условий образовательного процесса. Цель нашей работы изучить взаимоотношения участников образовательного процесса в условиях деятельности их социальной группы и выработать рекомендации с правилами поведения в больших социальных группах для участников образовательного процесса.

Объектом для изучения мы решили взять нашу среду обитания — учебный класс и его коллектив.

Таким образом, определившись с направлением нашей работы, мы поставили перед собой определенные задачи:

  1. Изучить научные подходы психологов, социологов, педагогов к проблеме. Изучение взаимоотношений в социальной группе.

  2. Провести исследование данной проблемы (интервьюирование, анкетирование, беседы).

  3. Проанализировать данные исследования, составить наглядные диаграммы и таблицы.

  4. Разработать рекомендации для участников образовательного процесса для педагогов, учащихся и администрации.

Достижение этих целей поможет нам проанализировать выбранную тему и исходя из ее анализа сделать научно-исследовательские выводы.

Общение играет огромную роль в жизни и развитии общества. По своей природе человек — биосоциальное существо. А любое существо нуждается в социуме, в котором он будет развиваться и познавать реалии мира. Люди объединяются в социальные группы, в которых они взаимодействуют между собой.

Любой класс, невзирая на возраст, является социальной группой, в которой происходит взаимодействие между учениками и педагогом. Социальное группа — это все участники образовательного процесса, а соответственно, учебный класс попадает под наше определение.



В коллективе класса, человек проводит от 9 до 11 лет. За это время, ребята успевают не только познакомиться, но и стать друзьями. Но нередка в таких коллективах происходят конфликты, разберем же это понятие поподробнее.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что поводом для образования конфликта может стать ситуация, в которой сталкиваются интересы двух или более оппонентов конфликта.

Социально-психологический анализ позволяет выделить четыре типа конфликта:

  1. Внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности — например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

  2. Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;

  3. Личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

  4. Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

В своей работе мы будем рассматривать последние три типа конфликта, так как для нас важен конфликт на фоне взаимодействия с социумом, а не конфликт личности с собой.

Исходя из приведенной нами нормативной базы, мы можем сделать вывод о том, что условия, в которых обучается человек, наиболее благоприятны для развития конфликта. Поэтому, в своей работе мы также будем рассматривать способы их решения, способы их предотвращения и мирного существования в группе.

Как было описано в начале нашей работы, с 2015 года, в классах может обучаться неограниченное количество учеников, если будут выполнены соответствующие условия, приведенные ранее. Тут назревает вопрос, какое оптимальное количество учеников способно существовать в группе без конфликтов, и при этом благоприятно справляться с потреблением нормы учебного плана.

Социологи считают, что конфликту легче образоваться, когда количество людей превышает зону комфорта каждого человека. В свою очередь, нарушение той зоны комфорта человека может вызвать защитную реакцию, что может привести к ссоре.

В 2015 году, когда мы были учащимися 9 класса, вместе с нами учился еще 31 человек, и общее количество учеников в классе составляло 33 человека. Нам хорошо известно, каково обучаться в столь многочисленном коллективе, когда практически каждый день у людей происходят столкновения их интересов, взглядов и предпочтений.


При большом количестве учеников в классе, как выяснили социологи, сложно не только ученикам, но и педагогу. Сложно уследить за большим количеством человек, которые не всегда тянутся к получению знаний. Также, ученикам сложно улавливать информацию, когда внимание сосредоточено не только на уроке, но и на людях в классе.


Итак, в этой главе мы выяснили, что в большой социальной группе условия возникновения конфликта наиболее благоприятны. Также мы поняли, что сложно обучаться в классе, в котором много учеников, ведь каждый человек в первую очередь — личность, со своим мнением и позицией.

Мы решили подробнее разобраться в этой проблеме, узнать мнения учеников, педагогов и администрации школы на то, что в классе обучается большое количество учеников. Также, решили узнать у ребят, в каких условиях им наиболее комфортно обучаться и получать знания.























2. Конфликты в классе между учениками и педагогами.



Изучением особенностей взаимодействия в системе «ученик - учитель» занимались такие психологи и педагоги, как Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.М, Рыбакова, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и другие.

Взаимодействие педагогов и подростков - сложный и неоднозначный феномен, в их отношениях существует большое количество конфликтов. Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется Н.В. Кузьминой как «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них».

Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.

В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет лишь определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.

Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Мы поговорили с некоторыми учителями нашей школы и выяснили, что большинству из них, по нескольку раз в день приходится сталкиваться с конфликтами среди учеников. Также, нередко, учителя сами становятся оппонентами конфликта, в котором им приходится проявлять не только профессиональные, но и морально-этические качества.

Учителя также поделились с нами информацией о том, что им тоже сложно работать с классами, где количество учеников превышает 25 человек. В таких классах сложнее сохранять дисциплину, а время, выделенное под объяснение учебного материала, нередко приходится тратить на призыв учеников к соблюдению норм поведения.

Учителя также отмечают, что поведение учеников напрямую зависит от их эмоционального состояния, времени, в которое проводится урок и сложности преподаваемого материала.

Подводя итог, мы отметили, что большинству учителей нашей школы удается сохранить в классе учебную обстановку, однако бывают случаи, когда, ввиду внешних факторов, дети попросту не слышат, что говорит им педагог.

Мы думаем, что для устранения этой проблемы, стоит заранее отслеживать атмосферу в классе. То есть, присматривать за учениками и на переменах, что позволит учителю заранее настроиться на темп и сложность работы. Также, мы думаем, что для предотвращения конфликтов между учителем и учениками, педагогу придется воспользоваться всеми своими знаниями и не вступать в конфликт, оставив его не раскрытым и замятым. Это поможет обеим сторонам остаться при своем мнении, сохранить спокойствие и не вступать в открытую ссору, что может привести к последствиям.







3. Сложности работы в большом коллективе.

Проведя интервьюирование с педагогическим составом, мы пришли к выводу, что в любом большом коллективе нередко возникают сложности в работе. Это отражается на эмоциональном состоянии, качестве работы и знаний как учеников, так и учителей.

Благодаря своему опыту, мы сами понимаем, насколько тяжело усваивать материал, когда вокруг тебя еще 32 человека озабочены своими интересами. Ведь бывают те, кому не интересен урок или тот, кто не считает его важным. И в таком случае, как бы вы не старались тянуться к знаниям, вам все равно помешают.

Социологи отмечают, что с 13 до 17 лет, у детей формируется мировоззрение. Именно в этом возрасте, дети определяют то, чего они желают от жизни. И именно поэтому, часто возникают случаи столкновения интересов.

В учебном классе это выражено гораздо сильнее. Ведь система школьного образования подразумевает то, что ребенку придется делиться своими планами на жизнь. А как говорится: «сколько людей, столько и мнений». Именно в возрасте от 13 до 17 лет, ученики наиболее подвержены конфликтам и срывам, после которых качество их знаний значительно уменьшается.

Также, психологи отмечают опасность работы в конфликтных классах. Юный разум подвержен стрессам из-за многих факторов: учебы, экзаменов, личной жизни, проблем с определением жизненного пути и т.п. Из-за этого, ребенок может совершать необдуманные поступки, ответственность за которые несет школа и учитель непосредственно.

Мы выделили несколько способов взаимодействия с социальной группой класса. Определили наиболее качественные подходы к обучению и взаимоотношению с группой учеников:

1. Учитель не должен становиться причиной конфликта. В любой ситуации, он должен иметь тактичность. Информацию нужно учиться преподносить «правильно». С предположением благополучного исхода. Благо, большинство педагогов обладают этим качеством.

2. При возникновении конфликтов между учениками, учителю следует немедленно разобраться в причине спора. А также, он обязан узнать мнение обеих сторон и занять нейтральную позицию. Это позволит сгладить спор, а также, не обострять конкуренцию между оппонентами конфликта.

3. Учитель – лицо, подающее пример ученикам. В любом коллективе учитель должен быть собранным и организованным. Если не позволять ученикам отвлекаться о темы урока, у них будет меньше возможностей, чтобы перевести свое внимание на другой объект.

4. В большом коллективе, как ученику, так и учителю, следует проявлять себя, как человеку образованному. Не переходить на личности и не допускать физических контактов. Любой спор нужно решать словами.

5. Если ситуация выходит из-под контроля, следует думать о безопасности всех людей, находящихся в классе. Учителю следует в скорейшем времени предотвратить спор и продолжить повествование материала. Также, не стоит не обращать внимания на мелкие стычки, ведь, как правило, с них начинаются серьезные конфликты.

Так, поговорив с учителями и подтвердив их ответы собственным опытом, мы пришли к выводу, что нам также следует обратиться к ученикам. Каждый человек индивидуален, и чтобы понять среднюю картину по нашей проблеме, мы должны учесть мнение всех изучаемых нами объектов.

Для наиболее качественного и подробного изучения мнения учеников, мы разработали собственные тесты, целью которых является изучение мнений каждого ученика по тому или иному вопросу.

























4. Проведение и результат исследования

Для проведения исследования были применены социальный опрос учащихся 7 – 11 классов МБОУ СОШ №8 ЩМР МО и СОШ №4 имени П. И. Климука и метод математически-статистической обработки данных.

В качестве опроса мы решили взять два теста:

  • Для 5-8 классов (Приложение 1)

  • Для 9-11классов (Приложение 2)

В социальном опросе среди учащихся 7-11 классов приняли добровольное участие 363 человек. Учащиеся вызвались разных возрастов. В заполнение анкеты (Приложение 1) приняли участие 165 учеников 5-8 классов. По ее результатам были получены следующие результаты:

  1. Нравится ли вам учиться в своем классе?

ДА

156

НЕТ

15













  1. Часто ли возникают конфликты в коллективе?

ДА

27

НЕТ

138





  1. Легко ли находится решение спора?

ДА

129

НЕТ

36







  1. Вы хорошо общаетесь с одноклассниками?

ДА

156

НЕТ

9





  1. Нравиться ли вам атмосфера в классе во время учебы?

ДА

141

НЕТ

24





  1. Мешают ли вам шумные одноклассники усваивать материал?

ДА

93

НЕТ

72



В заполнение анкеты (Приложение 2) приняли участие 198 учеников 9-11 классов. По ее результатам были получены следующие результаты:

  1. Удается ли вам находить общий язык с одноклассниками?

ДА

180

НЕТ

18



  1. Смеются ли над вами одноклассники?

ДА

153

НЕТ

45



  1. Часто ли возникают конфликты в классе?

ДА

48

НЕТ

150











  1. Быстро ли они проходят?

ДА

123

НЕТ

75





  1. Мешают ли шумные одноклассники усваивать материал?

ДА

105

НЕТ

93











  1. Призываете ли вы одноклассников к дисциплине на уроке, чтобы самому лучше понять материал?

ДА

87

НЕТ

111





  1. Часто ли невинные споры вытекают в серьезные конфликты?

ДА

18

НЕТ

180





  1. Нравиться ли вам учиться в классе?



ДА

159

НЕТ

39





  1. Считаете ли вы, что если бы не было некоторых людей в классе, то учеба давалась бы вам куда легче?

ДА

96

НЕТ

102





  1. Тяжело ли вам находиться в коллективе класса?

ДА

39

НЕТ

159







Таким образом, проведя тестирование и выполнив наглядное представление ответов учеников, мы сделали некоторые выводы.

Несмотря на то, что подавляющему большинству опрошенных нравится обучаться в коллективе своего класса, в нем также присутствуют конфликты, мешающие усваиванию материала.

Некоторые результаты заставили нас задуматься, так, оказалось, что многие и опрошенных желали бы убрать из своего коллектива некоторых личностей, из-за которых, по их мнению, могут возникать споры. Это говорит о том, что многие конфликты не проходят бесследно, в них остаются виноватые, и обе стороны чаще всего остаются при своем мнении.

Также, мы пришли к выводу, что многим ученикам неприятно учиться в своем классе. И это пугает, ведь, как мы уже говорили, дети учатся в одном коллективе от 9 до 11 лет. И если возникают мнения о том, что человеку не нравится учиться в группе, то стоит обратить пристальное внимание на общую атмосферу в классе.

На основе математически-статистической обработки данных, следует отметить, что несмотря на большое количество отрицательных ответов, положительней все равно по большей мере преобладают. Это говорит о том, что вопреки всем конфликтным ситуациям, ученики в классах достаточно дружны и предпочитают разбираться с проблемами собственными силами, без помощи учителей или родителей.

Результаты тестирования наглядно показали нам ответы на многие вопросы, поставленные нами в работе. И благодаря ему, мы можем сделать вывод о том, что в каждом большом коллективе сталкиваются интересы. Этого не стоит бояться, это не стоит превращать в глобальную проблему. А с этим нужно просто бороться.

Благодаря профессиональной работе учителей и дружбе учеников удается подавлять споры, что позволяет учителю объяснять материал, а ученикам становиться легче его воспринимать. Также, следует отметить, что качество знаний учеников напрямую зависит от атмосферы в классе, поэтому многие педагоги стараются сохранять дисциплину, а почти половина опрошенных учеников призывают одноклассников к сохранению тишины, для улучшения качества приема учебного материала.

































5. Стратификация и деление на социальные группы в классе.

При обработке тестов учеников, а также после личных разговоров с участниками тестирования, мы пришли к выводу, что вне зависимости от наполняемости учебного класса, в каждом из них все равно образуются малые социальные группы. А также, происходит стратификация.

Стратификация – это система расслоения общества (в нашем случае класса) на малые группы, руководствуясь определенными признаками и критериями, присущими этой группе.

Так, в классе не редко появляются лидеры, за мнением которых идет большинство класса. Лидер – человек, способный принимать ответственные решения, а также, вести за собой группу. Лидер в каждом классе задает общий настрой работы, он способен переломить учеников на свою сторону и подтолкнуть их к выполнению или игнорированию той или иной задачи.

Лидеры в классе оказывают и большое влияние на стратификацию. Благодаря мнению лидера, в классе формируются малые социальные группы. Например, в классе может организоваться группа спортивных ребят или группа отличников. И именно благодаря влиянию лидера, их благоприятно или отрицательно примут в классе.

Между разными социальными группами внутри одного класса также нередко происходят столкновения. Они происходят на почве различия интересов, личной неприязни или желании подавить конкурента.

Как мы уже упоминали, в каждом классе обязательно произойдет такое деление. И именно из-за их взаимодействия будет зависеть общая атмосфера в классе. Немалую роль тут играет и лидер, ведь от него зависит решение конфликтов, путем влияния на обе стороны конфликтующих. Авторитет лидера всегда помогает в решении споров.

В результате нашего исследования, мы пришли к выводу, что в зависимости от расслоения в классе, занимаемых ролях учеников и лидера, будет меняться рабочая обстановка. Конфликты и споры напрямую связаны с понятием стратификации в классе, а их решение зачастую, связано с понятием лидера.

Также, мы пришли к выводу, что без лидера, в классе было бы очень тяжело обучаться, ведь лидер является гарантом того, что каждая социальная группа в классе имеет право на существование, и каждый ученик будет ровняться на него. Тут, все зависит от человека, занявшего лидирующую позицию. И именно от него будет зависеть взаимодействие групп внутри класса и общий трудовой настрой.

Заключение

В заключение нашей работы, мы бы хотели выделить основные пункты, которые позволят как ученикам, так и учителям. Работать и обучаться в классах, где количество учеников превышает 25 человек.

1. Не стоит вступать в открытые конфликты, результатом которых станет лишь проблема для всего класса – плохо усвоенный материал.

2. Нужно стараться идти на контакт, а не ограждаться от товарищей. За многие годы, проведенные в одном классе. Ученики способны помогать друг другу.

3. При возникновении конфликта, не стоит становиться тем, кто продолжит его и «подольет масла в огонь». Вы должны сохранять нейтралитет и постараться свести опасность конфликта к минимуму.

4. Каждый человек имеет право на получение образования. И перед тем, как помешать проведению урока, стоит об этом подумать. Если вы, по какой-либо причине не делаете воспринимать материал, это не значит, что все в классе хотят того же, что и вы.

5. Никогда не следует переходить на личности или в открытый физический контакт. Это может привести как к моральным, так и к физическим травмам.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что каждый человек отвечает не только за себя, но и за коллектив, в котором он учится или работает. Человек, как мы говорили в самом начале работы, существо био-социальное. Помимо удовлетворения биологических потребностей, каждый нуждается в общении и развитии. И человек получает это от общества, объединяясь в малые социальные группы. В таких группах следует не только стремиться удовлетворить свои потребности, но и помочь остальным.

От себя хочется сказать, что нам понравилось выполнять данную работу. Помимо того, что мы многое узнали, мы также получили огромное количества опыта, благодаря которому мы сможем предотвращать конфликты в классе и создать благоприятную атмосферу в классе.

Мы получили ценный опыт, изучили тему конфликтов и взаимоотношений в классе, а также, наглядно увидели, как ученики относятся к своей социальной группе. И в заключение хочется сказать, что каждый человек имеет права, но он также обязан поддерживать права участников той социальной группы, в которую он вступил. Тогда и только тогда каждый из участников группы получит то, к чему он стремился.



Список литературы

  • Гришина Н.В. Психология конфликта., 2008

  • Банькина,С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития.,2001.

  • Валяев,А.М. Формирование практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе.,2007.

  • Кузьмина, Н.В.Психология-производству и воспитанию.,1977.

  • Лукашонов,О.Н.,Щуркова,Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя.,1998.

  • http://improve-me.ru/3455

  • http://xcook.info/vopros-otvet/kak-vyzhit-v-kollektive.html

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82

  • http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm





















































Приложение 1









































































Приложение 2














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!