СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья " История моего села"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научная статья " История моего села"»

Введение


В живописном уголке Крыма, на горных склонах среди лесов раскинулись села Земляничненского сельского совета. Об одно из них я вам сейчас расскажу, это село Земляничное. Естественным музеем называют примечательную природу села Земляничного. Мало мест в мире, где бы так оригинально сочетались разнообразные живописные ландшафты. Мажорное настроение возникает при виде живописных гор, глубоких каньонов и зелени лесов. Горы благодаря комфортному климату, насыщенности чистого воздуха, приятным ароматам растений обладают большой оздоровительной силой. Земляничное находится на востоке Белогорского района, в верхней части долины Индола (Су-Индол). Расположено в горной котловине Внутренней гряды Крымских гор, образованной стыком долин Индола и ручья Чамар, правого притока Мокрого Индола. Село лежит в километре к югу от шоссе Р-23 Симферополь — Феодосия, высота над уровнем моря — 330 м. Ближайшие сёла — Еленовка  в 1,2 километрах севернее и Радостное  — в 2,5 км на северо-восток. Расстояние до райцентра — около 21 километра, до железнодорожной станции  Феодосия — примерно 50 км. Над селом, по другую сторону долины Мокрого Индола, высится гора Сугут-Оба. Оттуда, с высоты 955 м, увидите судакские горы, Кара-Даг, беспредельную синь моря. В историю партизанской борьбы гора вошла под названием Бурус; так именуется она и теперь в Земляничном и окрестных селах.

Гора Кубалач муниципальный заказник (1978) в лесном массиве в районе села Тополевки Белогорского района. Сам этот массив - красивый зеленоватый оазис на востоке предгорного Крыма - объявлен в 1969 г . монументом природы, а в 1980 - заповедным урочищем. Гора Кубалач размещена в восточной части в нутренней гряды Крымских гор (хребет Кубалач, западная вершина Бурундук-Кая, восточная Кызыл-Таш), в районе Тополевки ( бывшее Топлы). Внутренняя гряда протянулась от Севастополя до Феодосии и в этом месте добивается наибольшей высоты - наиболее 700 метров над уровнем моря. Гора Кубалач имеет высоту 738 м и является высшей точкой 2-ой гряды. Широкая поляна на вершине горы является красивым местом для обзора окрестных гор. Весь массив облесен и является реальным оазисом в этом районе, где к северу от Феодосийской трассы лежат степные районы крымского предгорья. С нравом рельефа соединено завышенное количество осадков, что делает условия для развития широколиственного леса. Гора Кубалач - е динственное место не только в Крыму, да и во всем мире, где в естественном состоянии произрастает редчайший эндемик, занесенный в Красную книгу - цикламен Кузнецова. Назван цикламен в честь известного ученого-ботаника, различается высочайшей декоративностью, изяществом, прекрасными ароматными розовыми цветами. Воздух Земляничного, его живописные горы, богатая история навевают легенды и песни. И не удивительно, что великолепием природы Земляничного восхищались многие люди, увидя здесь «копию древнего рая».


Листая страницы прошлого


Р аньше село Земляничное называлось Орталан (считают, что это название происходит от тюркского «Орта-Алан», то есть средняя поляна, прогалина среди лесов.). Орталан — древнее, как и многие горные сёла, поселение, основанное в средние века потомками готов и алан, смешавшихся с местным населением. Известно поселение, существовавшее с XIV века, но археологических раскопок на нём не проводилось. Впервые упоминается в итальянских документах конца XIV века, как владение г енуэзского Солдайского консульства. После захвата в 1475 году генуэзских колоний Османами их земли включили в Судакский кадылык Кефинского эялета империи. Упомянуто селение Орта Алан в Джизйе дефтера Лива-и Кефе (Османских налоговых ведомостях) 1652 года, где перечислены несколько имён и фамилий налогоплательщиков. . Из документов XVII в. узнаем, что здесь находились два дворца богатых и влиятельных татарских беев Ширинских. В селе существовала церковь, к началу XVIII века разрушенная, взамен которой в 1740 году жители возвели новую, пророка Илии. Остатки церквей, позже разобранных, видели в конце XIX века. В «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова от 18 сентября 1778 года записано, что из деревни Вуртолн выселено всего 33 крымских грека (в ведомости митрополита Игнатия выведенных и з Арталана семей не указано). Встречаются, также, утверждения, что Орталан населяли армяне, но известными документами это пока не подтверждено.В Камеральном Описании Крыма… 1784 года записано, что в последний период Крымского ханства Орталан, записанный как Яюрт, входил в Ширинский кадылык Кефинского каймаканства. После присоединения Крыма к России 8 февраля 1784 года, деревня была приписана к Левкопольскому, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского — к Феодосийскому уезду Таврической области. Екатерина II подарила Орталан вместе с 2,5 тысячами десятин земли своему камердинеру Зотову. Ученые-историки, побывавшие здесь в 80-90-х годах XIX в., обнаружили две древние церкви. Сейчас от них не осталось и следа (наиболее древняя церковь св. Параскевы в конце прошлого века была разобрана, и из этого камня построена мельница). После Павловских реформ, с 1792 по 1802 год, село входило в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Орталан был включён в состав Кокташской волости Феодосийского уезда.

По Ведомости о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Орталы числилось 25 дворов, 81 крымский татарин и 66 греков. На военно-топографической карте 1817 года обозначена деревня Орталан с 22 дворами. После реформы волостного деления 1829 года Арталак, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 г» остался в составе Кокташской волости. На карте 1842 года в деревне Орталан обозначено 56 дворов.

В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревню приписали к Салынской волости того же уезда. В «Списке населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 г.», составленном по результатам VIII ревизии 1864 года, Орталан — крымскотатарская деревня с 30 дворами, 219 жителями, армянским монастырём, мечетью и целебным источником Саулук-Су (на трёхверстовой карте 1865—1876 года в деревне Орталан обозначен 31 двор). В «Памятной книге Таврической губернии 1889г» по результатам Х ревизии 1887 года записана Орталан с 60 дворами и 317 жителями. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в Орталане, не входившей ни в одно сельское общество, числилось 277 безземельных жителей, домохозяйств не имеющих. Согласно Всероссийской переписи 1897 года в селе Орта-Лан зафиксировано 541 житель, из которых 122 православных (видимо, греков) и 412 мусульманина (то есть,крымских татар). По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне Орталан, входившей в Коперликойское сельское общество, числился 581 житель, домохозяйств не имеющий. В Статистическом справочнике Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск седьмой, Феодосийский уезд, 1915 г. в Салынской волости значатся — уже село Орталан и 2 имения — Г. Л. Спендиарова и неких Таншал и Ралли того же названия. В годы гражданской войны и борьбы за власть Советов беднота села активно выступала на стороне большевиков. При Советской власти, в результате административных реформ начала 1920-х годов, к 1922 году была упразднена волостная система и, согласно Списку населённх пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г. Орталан был центром Орталанского сельсовета Карасубазарского района.

В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1944 гг.) в лесах Восточного Крыма дислоцировались партизанские отряды : Ичкинский, Феодосийский, Карасубазарский и др. Они вели активную партизанскую борьбу против немецко-фашистских оккупантов: уничтожали врага, узнавали разведывательные данные, взрывали мосты и т.д. Братья Стояновы и их товарищи со Старого Крыма были известными молодыми партизанами Земляничненских лесов, но, к сожалению, в январе 1943 года Петр Стоянов и его боевые товарищи погибли в неравном бою на Бурусе. В честь этих борцов дети и внуки установили памятник на вершине г. Бурус, да и само название гора получила от партизан. Были и другие герои партизаны в нашем селе: Афанасьев В.А., Ламбриянов В.С., Маляров Г.Д., Соколов Н.П., Самохин В.И., Чкалов А.К., Кара Ибрагим Оглу и др. Верные потомки установили в честь героев защитников Родины памятники. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Орталан переименовали в Земляничное и, соответственно, Орталанский сельсовет — в Земляничненский.


Историческая загадка села и его окрестностей. «Чёртов мост» и забытая дорога на Орталан.


Отдельный интерес нашего исследования представляет дорога через лес Ворон – Орталан и так называемый «Чертов мост». А мост этот действительно Чёртов, так его называют местные. Хотя есть у него и более старое название — Улан-Баглан (в вольном переводе: «связанные в узел растения»). Говорят, что к аменный мост взорвали партизаны ещё в Великую Отечественную войну, а позже дорожники так и не построили новый, бросив через теснину несколько стволов деревьев. Именно из-за этого, а также из-за сложного характера местности — упавших камней и огромных буков, преграждающих путь, нескольких оползней — извилистая дорога из села Земляничного на юг потеряла своё прежнее транспортное значение.Только от Земляничного (ранее Орталан) до перевала Маски насчитывается семнадцать крутых поворотов — извивов дороги. В этих краях такие загогулины по сходству называют «подковками». Причём пять из «подковок» укреплены каменными подпорными стенками — крепидами. Было и два полноценных моста — уже известный нам и ещё один, ближе к Орталану, ныне тоже разрушенный, безымянный.Эти камни на поворотах дороги и есть самая большая историческая загадка здешних мест. Никто точно не знает, с каких времён существуют эти памятники-крепиды, как, впрочем, и сама дорога. Известная крымская исследовательница Марина Мальгина изучала именно её и в итоговой статье высказала очень интересную мысль. К дорогам никогда не относились как к самостоятельным памятникам истории, разве только как к её немым свидетелям.В работах же по истории дороги рассматриваются лишь в качестве места, направления проезда того или иного важного путешественника и только в некоторых случаях — как факт, историческое событие, например, в случае со строительством шоссе Симферополь — Алушта. В сугубо археологических исследованиях эти важные пути сообщения упоминаются разве что только при описании «длинных стен» страны Дори. В обобщающих же работах об этом говорится лишь опосредованно, а в популярной литературе дорожный вопрос иной раз доходит до абсурда. «Небольшой опыт написания данной статьи вскрыл главную проблему: историей, географией и геополитикой старых крымских путей никто не занимается и не занимался, тем не менее, вопрос настолько животрепещущий, что сам напрашивается на поиск ответов, причём любых, даже самых нелепых. В современных условиях развития туризма и глухого научного молчания рождаются статьи о тропе то атлантов, то римских легионеров, которая опоясала весь горный Крым», — написано историком-краеведом несколько лет назад в журнале «Историческое наследие Крыма». И именно в этой статье сделана п опытка развенчать или обосновать несколько версий возникновения самых загадочных дорог Крымских гор, а главное — понять, что за дорога идёт от Ворона на Орталан. Попробуем разобраться и мы, отмеряя километры по подсыпанной щебёнкой дороге. Наличие крепид, подсыпки, мостов указывает на то, что дорога эта не просто путь, естественно сложившийся между селениями, а планомерное и, вероятно, единовременное сооружение, потребовавшее немало рабочей силы, инженерного расчёта и определённых денежных затрат. Возникает вопрос: кто и когда организовал прокладку дороги в этой местности? Нет, римляне не строили этот путь: слишком уж притянута за уши экскурсоводами-любителями тема римского дорожного строительства в горном Крыму и на Южном берегу. Да, найдены в Херсонесе и в крепости Харакс алтари с посвятительными надписями бенефициария XI Клавдиева легиона. Но они сами по себе не являются фактом, доказывающим присутствие в Таврике всего легиона и уж тем более его строительную деятельность здесь. Дороги для древних римлян — всегда были понятием государственным, широким, затратным.Да и византийцы, уже в средние века, тоже вряд ли строили этот путь, хотя их «длинные стены» историки ещё ищут и дискутируют по поводу найденного. Более вероятным кажется строительство дороги от побережья до горных деревень предприимчивыми генуэзцами и венецианцами — итальянцами приморских республик. Но и тут появляется много вопросов, хотя некоторые местные селения — нынешние Переваловка, Ворон, Шелен, монастырь святой Параскевы в Топлах — и упоминаются в генуэзских документах.«Век золотой Екатерины» тоже не оставил о себе никаких отметок на пути Ворон — Орталан. Несмотря на досужие домыслы некоторых экскурсоводов, российская императрица вовсе не собиралась ехать по лесным кручам. Можно выдвинуть ещё ряд гипотез, относя дорогу-кручёнку ко времени Крымского ханства или расцвету в здешних краях армянских поселений в семнадцатом веке, а можно согласиться и с тем, что строилась она в конце позапрошлого века, а обустраивалась перед Первой мировой войной. Как бы там ни было, но это — факт нашей истории, и его важно сохранить. Исследователи считают, что определить истинный возраст тех или иных дорог невозможно, потому что большинство из них проходит по путям, существовавшим всегда. Чаще всего невозможно ограничить и хронологическими рамками возведение тех или иных сооружений, так как оно, как правило, растянуто во времени. А вот отнесение таких элементов к интереснейшим и охраняемым историко-археологическим объектам важно и необходимо.


Современное состояние села


Н а территории Земляничненского сельского совета ( с. Земляничное, Синекаменка, Опытное, Родники, Еленовка, Учебное) до 2006 г. существовал колхоз «Заря», действовали консервный завод, автогараж, тракторная бригада, животноводческая и птица фермы, овощеводческая и садоводческая бригады.

В 1988 г. была сдана в эксплуатацию новая Земляничненская Общеобразовательная школа на 360 мест. С 1989 г. по 2005 г. на базе школы работал летний оздоровительный лагерь «Земляничка». С 2006 г. лагерь арендует здание бывшего детского сада. В селе действуют библиотека, молодёжный центр ( построенный взамен старого Дома культуры), где работают разные секции :

танцевальный, вокальный, проводятся праздничные концерты. Уже не первый год на центральном стадионе «Сереба» 1 – го июня в международный день защиты детей проводится Всекрымский фестиваль, где участвуют дети со всего Крыма. С 2 009 г. была восстановлена работа детского сада «Земляничка». Проводятся футбольные турниры между соседними сёлами. В 1998 г. на территории села Земляничное предприниматель Куртсеитов Э. Н. начал финансирование строительства мечети ( на сегодняшний день строительство не завершено, но ведутся отделочные работы).

С ёла Земляничное, Радостное, Синекаменка, Еленовка, Опытное находясь в горно – лесной местности, приблизительно в 40 км. от моря имеют хорошие перспективы для развития туризма. В 1989 г. на территории с. Земляничное началось строительство ТОВ «Комплекс», строительство было закончено через 3 года. База отдыха была построена с целью организации оздоровления работников Высокогорного комбината Свердловской области города Нижний Тагил. Оздоровительные услуги на базе постоянно совершенствуются.

К онечно, как и в других населённых пунктах Крыма есть определённые проблемы и у нас в селе: проблема трудоустройства молодёжи, организация подачи воды, ремонт дорог и другие. Но опыт старшего поколения показывает, что трудолюбие, целеустремлённость, дружелюбие между народами и другие положительные качества человека могут преодолеть любые трудности.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!