Максутова Ольга Александровна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье рассматриваются педагогические критерии и компоненты формирования ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности у обучающихся системы начального общего образования.
Ключевые слова: педагогические критерии, педагогические компоненты, учебная деятельность, ценностное отношение, образование, младшие школьники.
Olga Alexandrovna Maksutova
PEDAGOGICAL CRITERIA AND COMPONENTS CONDITIONS OF FORMING A VALUE RELATION TO SELF-LEARNING EDUCATIONAL ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Abstract: the article deals with the pedagogical criteria and components of the formation of a value relation to independent learning activities in students of the primary education system.
Key words: pedagogical criteria, pedagogical components, educational activity, value attitude, education, Junior schoolchildren.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для определения педагогических компонентов формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности проанализированы исследования (Л.В. Абакумова, В.А. Сластенина, Н.О. Смирнова), учтены возрастные особенности младших школьников. В качестве структурных в ценностном отношении младших школьников к самостоятельной учебной деятельности выделяют следующие компоненты: ценностно - мотивационный, процессуально - деятельностный, содержательно - оценочный.
Сущность ценностно - мотивационного компонента определяется двумя основными понятиями «ценность» и «мотив». Проанализировав понятие «ценность», остановимся на мнении большинства современных исследователей-философов, психологов и педагогов (О.С. Анисимов, В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий и др.), которые выражают единую точку зрения, считают, что ценность является субъектно - объектной категорией и по своей природе объективна. Субъективную сторону отношений составляют побудительные силы к которым относятся: желания, идеалы, убеждения, и соответственно само отношение личности может быть названо мотивационно - ценностным.
В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, стремления, эмоции, установки и ценности, которые находятся во взаимосвязи друг с другом. Мотивы - это сложные образования, которых много, в педагогическом процессе и все они взаимосвязаны. Мотивы можно классифицировать по различным критериям. Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Внешние исходят от педагогов, родителей, социума и выступают в форме подсказок, требований. Их действие довольно часто встречает внутреннее сопротивление личности ребёнка, это в свою очередь снижает эффект мотивации. Необходимо, чтобы ученик сам захотел сделать это. Поэтому, при формировании ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности у младших школьников, необходимо опираться не на внешние мотивы, мотивы обучения, а на внутренние мотивы, мотивы учения, которые имеют направляющий характер.
Для того, чтобы раскрыть процессуально - деятельностный компонент, необходимо проанализировать понятие «деятельность» и её составляющие. В педагогике деятельность определяется как «практическое преобразование общественным человеком объективного мира, специфическая форма общественно - исторического бытия людей. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат» [4, с. 49].
Процессуально - деятельностный компонент включает такие умения как: целеобразование и целеудержание. Учащемуся следует не только понимать предложенные учителем цели, но и уметь самому формировать их, сохранять до реализации, не позволять вытеснить их другими, представляющими интерес целями. Процессуально - деятельностный компонент формирует умение планировать самостоятельную учебную деятельность; выбирать способ преобразования заданных условий и средств, необходимых для этого преобразования, помогает определять последовательности отдельных действий. Все выше сказанное подтверждает необходимость специальной, учитывающей особенности учебной ситуации, организации самостоятельной учебной деятельности не только учителем, но и самим учеником.
При анализе содержательно-оценочного компонента ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности необходимо рассматривать содержание образования и его рефлексия. Содержание учебных предметов начальной школы представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей. Содержание подбирается и выстраивается таким образом, чтобы через познание и понимание явлений природы создать общеобразовательный фундамент для ученика, которого интересует все происходящее в мире, который хочет учиться. Большое значение уд?еляется построению логической структуры содержания с уч?етом всех ег?о элементов и способов представления: текстов, таблиц, алгоритмов, обобщений. При отборе содержания образования учитывается фактор обращения к эмоционально-ценностной сфере личности ученика. Для формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности наиболее подходит учебная информация справочного характера, практическая, которая полученна опытным путем или любая другая, требующая самостоятельного осмысления ребенком и рефлексии.
Рассмотрим сущность понятия «рефлексия - это мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание и осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений, своих задач, назначения ...» [2, с. 127]. Как и любой рефлексивный процесс, самостоятельная учебная деятельность включает элементы планирования ситуации, т.е. ее построения, выяснения причин затруднений, оценки этих затруднений, способности возможной коррекции выявленных затруднений. Следовательно, сущность рефлексии в содержании ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности у младших школьников можно рассматривать, ка?к процесс коррекции способа действия посредством реконструкции хода действия и причин затруднений. Рефлексия помогает учащимся преодолевать затруднения в самостоятельной учебной деятельности с помощью анализа действий, которые составляют эту деятельность.
Содержательно - оценочный компонент предполагает рефлексию конечных и промежуточных результатов самостоятельной учебной деятельности. При этом очень важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов незначительно отличались от внешних. Существенным для самостоятельной учебной деятельности является умение корректировать свои действия и менять источники информации до тех пор, пока не будет достигнут необходимых результат.
Ценностное отношение младших школьников к самостоятельной учебной деятельности формируется под влиянием социума, различных правил, принятых в классном коллективе и выражается в готовности ученика к самостоятельной учебной деятельности. Готовность младшего школьника к самостоятельной учебной деятельности говорит: о степень зрелости к учебе, к новым обязанностям, к ответственности за свои поступки и действия. Большинство исследователей в различных сочетаниях выделяют следующие составляющие готовности: познавательную, эмоциональную, мотивационную, процессуальную, поведенческую и волевую [1, 3, 4].
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу по проблеме готовности младших школьников к обучению в школе, можно выделить три критерия ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, к ним относятся:
- мотивационная готовность к самостоятельной учебной деятельности;
- организационно - деятельностная готовность к самостоятельной учебной деятельности;
- когнитивно - рефлексивная готовность к самостоятельной учебной деятельности.
Основным критерием ценностно - мотивационного компонента ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности является мотивационная готовность к самостоятельной учебной деятельности. Критерий мотивационной готовности к самостоятельной учебной деятельности раскрывается через такие показатели как: наличие познавательных мотивов в самостоятельной учебной деятельности, наличие социальных мотивов в самостоятельной учебной деятельности, устойчивость мотивации к самостоятельной учебной деятельности.
Основным критерием процессуально - деятельностного компонента ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности является организационно - деятельностная готовность к самостоятельной учебной деятельности. Критерий организационно -деятельностной готовности к самостоятельной учебной деятельности раскрывается через следующие показатели: умения определять и формулировать цели самостоятельной учебной деятельности, умения планировать самостоятельную учебную деятельность, умения реализовать план самостоятельной учебной деятельности.
Основным критерием содержательно-оценочного компонента ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности является когнитивно - рефлексивная готовность к самостоятельной учебной деятельности. Критерий готовности к оценке процесса и результата самостоятельной учебной деятельности раскрывается через показатели: знания о ценностях, критичность в отношении самостоятельной учебной деятельности, характер оценочных суждений.
Таким образом, самореализация в новой социальной роли школьника которая включает успешное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками для самостоятельного выполнения учебных задач, сотрудничества в классном коллективе возможна при соблюдении выше перечисленных педагогических критериев и помпонентов.
Список использованной литературы:
1. Абакумова, JI.B. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов : дисс. канд. пед. наук / Абакумова Людмила Васильевна. С.-Пб., 2005. - 154 с.
2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М. : Изд-во Ин-та проф. образования Мин-ва образования России, 1995. - 336 с.
3. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие. М. : Ин-т психотерапии, 2001. - 224 с.
4. Обухова, Л.Ф. Детская психология : теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М. : Тривла, 1995. - 375 с.
© О.А. Максутова, 2020