Содержание
Введение 2
Географическая карта мира 18 века 4
Мыс доброй Надежды: кем и когда он был открыт 4
Символическая связь мыса Доброй Надежды с судьбой главного героя 5
Воздушный змей 6
История возникновения и применения воздушного змея 6
Знал ли Пушкин об этом летательном устройстве 8
Изготовление одноплоскостного змея 8
Почему летает воздушный змей 9
Картина Венецианова А.Т. «Два крепостных мальчика со змеем 10
Символическая связь образа воздушного змея с дальнейшей судьбой главного героя 10
Этимология и толкование лексического значения слов мочало, мыкать 11
Взлетит ли воздушный змей 12
Как связан эпиграф к роману с наказом Петра Гринева сыну 12
Заключение 14
Список используемых источников и литературы 15
Приложения 16
Введение
«Капитанская дочка», по замечанию Ю.М. Лотмана, «одно из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина», поэтому занимает в творчестве классика русской литературы 19 века особое место. Это последнее, завершённое и опубликованное при жизни гения прозаическое произведение, итог его идейных и творческих исканий. На протяжении двух веков «Капитанская дочка» привлекала внимание писателей, критиков и литературоведов. В настоящее время продолжается интенсивное изучение романа.
Анализу «Капитанской дочки» посвящены монографии Г. П. Макогоненко, Е. Н. Купреяновой, Е. Ю. Полтавец, отдельные главы в работах Л. С. Сидякова, Н. Н. Петруниной, Н. К. Гея, Н. Л. Степанова. Особое внимание хочется обратить на научные труды и лекции доктора филологических наук, профессора ННГУ им. Н.И.Лобачевского (Арзамасский филиал) С.Н. Пяткина.
Однако пушкинисты отмечают, что ряд важных вопросов, связанных с исследованием «Капитанской дочки», остаётся почти не затронутым.
Все это говорит об актуальности данной учебно-исследовательской работы и необходимости внимательного прочтения произведения Пушкина.
Цель исследования. Проанализировать небольшой фрагмент текста, взятый из первой главы «Капитанской дочки», и установить причинно- следственные связи между действиями главного героя (привязывание мочального хвоста к мысу Доброй Надежды на географической карте мира 18 века) и их символическим значением в дальнейшей судьбе Петра Гринева.
Задачи исследования. Изучение материала по теме:
как выглядела географическая карта мира 18 века;
история возникновения воздушного змея и его применение;
конструирование воздушного змея;
участвовал ли Пушкин в детстве в таких мероприятиях, как изготовление и запуск данного летательного аппарата;
первоначальное название мыса Доброй Надежды;
из чего был сделан хвост, который прилаживал Петруша к мысу Доброй Надежды;
Предметом исследования является небольшой фрагмент из первой главы исторического романа Пушкина, интерпретация и связь его с другими науками.
Учебно-практическая значимость этой работы позволяет по - новому подойти к прочтению данного эпизода. Результаты исследования могут быть использованы на уроках географии, изобразительного искусства, физики, русского языка, а также во внеклассной работе.
Русский писатель В.Г. Сорокин говорил: «Медленней и медленней с годами я читаю Пушкина…да и зачем торопиться? Ведь «Капитанская дочка» - поэма, музыка, которую надо слушать, ощущать…».1
1.Географическая карта мира 18 века
Зачитаем небольшой эпизод из 1 главы:
« Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо…».2
В данном отрывке Пушкин говорит о том, что Петруша был предоставлен сам себе, и чтобы как-то скоротать время, решил сделать воздушного змея из географической карты.
Меня заинтересовал факт того, как же выглядела эта географическая карта мира в 18 веке (см. Приложение 1) ?Находим на ней мыс Доброй Надежды. Почему он так называется и каково его первоначальное название?
1.1. Мыс Доброй Надежды: кем и когда он был открыт
В 1488 году мыс Доброй Надежды был открыт для европейцев португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем и назван мысом Бурь, так как в этом месте постоянно свирепствовали жестокие штормы, пересекались подводные течения и воздушные потоки со стороны Индийского и Атлантического океанов. Поскольку шквалистые ветры и штормы не раз топили в этом месте корабли, бросали их на скалы, этот район до сих пор считается опасным для мореплавания. Здесь часто возникали и возникают высокие волны-убийцы, которые несут опасность для кораблей.
Однако португальский король Жуан II переименовал крайнюю точку в мыс Доброй Надежды, надеясь, что это место больше не будет пугать моряков.
Надежда короля оправдалась: Португалии открылся морской путь в Индию, а мыс навсегда остался «Доброй Надеждой» (см. Приложение 2). Существует также и историческая легенда об известном парусном корабле «Летучий Голландец». 3
1.2. Символическая связь мыса Доброй Надежды с судьбой
главного героя
Первоначальное название мыса Доброй Надежды - мыс Бурь. И если предположить, что ожидает Петрушу Гринева в дальнейшем, можно сделать вывод о том, что в жизни героя будет «бушевать буря», которая проведет его через целую цепь испытаний. Значит, «буря» - это название символическое: выстоять и не потерять честь офицера и достоинство человека.
Итак, Петруша пытается из географической карты сделать воздушного змея. Проведем экскурсию в историю происхождения и применения воздушного змея.
2.Воздушный змей
2.1. История возникновения и применения воздушного змея
История возникновения воздушного змея берет свое начало еще во времена древнего Китая и насчитывает, как минимум, 2000 лет и основывается, прежде всего, на преданиях и легендах.
Змеи строились в виде бабочек, птиц, рыб, жуков, которые раскрашивались в яркие цвета. Наиболее распространен был змей- дракон, похожий на полукрокодила – полузмею.
С самого начала своего существования воздушный змей применяли в трех основных направлениях - военные действия, обряды и быт. Применение змея в военных целях сводилось в первую очередь к измерению расстояния до вражеских объектов и устрашению врагов.
В истории России, в древних летописях, тоже есть упоминания о воздушных змеях. В 906 году, во время взятия Царьграда, князь Олег приказал сделать много воздушных змеев в виде всадников и пеших воинов, чтобы внушить ужас защитникам города: они вдруг увидели, что на них с неба спускается несметное русское воинство «кони и люди бумажны, вооружены и позлащены».
Использовали воздушные змеи и в обрядах. Считалось, что немного приблизившись к небу, где жили боги и, привлекая их внимание своей яркой внешностью, было больше шансов обратить внимание богов на молитвы людей. Так, например, запуская змея, отпугивали нечисть и защищали от злых сил, болезней, просили богатый урожай.
Также воздушные змеи использовались в Азии для ловли рыбы, отпугивания птиц от зерновых культур, для поднятия строительных материалов к вершинам зданий, ну и конечно, в качестве игрушек .
Знаменитый физик, математик и астроном Леонард Эйлер писал: «Воздушный змей, детская игрушка, пренебрегаемая взрослыми, будет когда-нибудь предметом глубоких исследований». И он не ошибся. Еще в 1749 году шотландский астроном А. Вильсон поднял на змее термометр для измерения температуры воздуха на высоте. Знаменитый американский ученый Б. Франклин с помощью воздушных змеев проводил исследования атмосферного электричества и доказал, что молния при грозе не что иное, как электрический разряд огромной силы. Открыв в результате этих исследований электрическую природу молний, Франклин изобрел громоотвод.
Великий русский ученый Михаил Ломоносов тоже строил воздушные змеи для исследования электричества в атмосфере. 26 июня 1753 года Ломоносов « при помощи змея извлек молнию из облаков». Он запустил воздушный змей в грозу и по бечевке, используемой как проводник, извлек разряд статического электричества. Эти опыты едва не стоили ему жизни, а вот его последователь академик Рихман был убит разрядом электричества.
В 19 веке воздушные змеи также широко применялись для метеорологических наблюдений. В начале 20 века воздушные змеи внесли свою лепту в создание радио. А.С. Попов использовал змеи для подъема антенн на значительную высоту. Важно отметить использование воздушных змеев при разработке первых самолетов. В частности, А.Ф. Можайский, прежде чем начать строительство своего самолета, провел серию испытаний с воздушными змеями. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры самолета, которые должны были обеспечить ему достаточную подъемную силу.
Практические возможности воздушного змея привлекали внимание военных. В 1848 г. К.И. Константинов разработал систему спасения судов, терпящих бедствие вблизи берега, с помощью воздушных змеев. Во времена первой мировой войны войска различных стран применяли змеи для поднятия на высоту наблюдателей- корректировщиков артиллерийского огня, разведки вражеских позиций. Воздушные змеи использовались и на фронтах Великой Отечественной войны. Например, с их помощью наши бойцы разбрасывали листовки.
В послевоенные годы воздушные змеи стали увлекательным занятием для школьников. Но наряду с этим их еще часто применяют в области метеорологии для исследований и наблюдений нижних слоев атмосферы. Коробчатые змеи поднимают приборы, записывающие температуру, давление, влажность воздуха и направление ветра на высоте. В далекой Антарктиде наши ученые широко использовали змеи для изучения атмосферы до высоты примерно 1000 м..
И в настоящее время воздушные змеи живут полноценной, активной жизнью. У воздушного змея есть и свой праздник. Ежегодно во второе воскресенье октября во всем мире празднуется Всемирный день воздушного змея. 4
2.2. Знал ли Пушкин об этом летательном устройстве
Знал ли Пушкин об этом летательном устройстве? Вспомним детство Александра Сергеевича.
До 12 лет он часто жил в Захарово, в имении бабушки. Много времени проводил с крестьянскими ребятишками (см. Приложение 4), которые умели мастерить воздушного змея. Как он мог выглядеть?
2.3. Изготовление одноплоскостного воздушного змея
Каркас широко распространенного плоского прямоугольного воздушного змея делают из тонких сосновых планочек (дранок), обтяжкой служит бумага, для хвоста используют нитки или мочало с грузом.
Небольшой змей (площадью до 0,5 м²) можно запускать на катушечных нитках. Плоские змеи больших размеров запускают на крепких суровых или капроновых нитках.
Змей имеет всего три планки: две из них служат диагоналями («крестом»), а третья находится вверху и скрепляет диагонали. Иногда при сравнительно больших размерах змея добавляют еще одну планку посередине (на чертеже показана пунктиром). Длина планок: крестовых — 750 мм, верхней — 450 мм.
Изготовление змея несложно. Крестовые планки скрепляют под нужным углом нитками. К этим планкам привязывают верхнюю планку. По контуру будущего змея натягивают прочную нить, соединяющую все уголки, и наклеивают обтяжку из бумаги.
После того как змей высохнет, верхнюю планку нужно слегка стянуть ниткой в дугу. Такой змей более устойчиво держится в воздухе.
Уздечку змея делают из трех ниток. Верхняя (двойная) часть уздечки должна быть такой длины, чтобы она точно уложилась по диагонали, а вершина ее, где делается узел, легла в центр змея. Нижняя часть уздечки должна быть такой, чтобы, если ее положить на змей, узел попал точно в середину верхней планки змея (см. Приложение 3).5
2.4. Почему же змей поднимается, и что удерживает его
на высоте
Воздушный змей принадлежит к летательным аппаратам тяжелее воздуха. Почему же змей поднимается, и что удерживает его на высоте? Основное условие для этого – движение воздуха относительно змея. Скорость и направление ветра постоянно меняются. Не только горы, но и дома, мосты, строения, деревья отклоняют ветер у поверхности земли от его горизонтального направления. Так как же взлетает воздушный змей? Ответить на этот вопрос поможет упрощенный чертеж. Пусть линия АВ изображает разрез плоского змея, а угол - к набегающему потоку ветра. Рассмотрим, какие силы действуют на змей в полете. На взлете плотная масса воздуха препятствует движению змея, то есть оказывает на него некоторое давление. Обозначим силу давления F1 . Теперь построим параллелограмм сил и разложим силу F1 на две составляющие- F2 и F3. Сила F2 толкает змей на нас, а это значит, что при подъеме она снижает его первоначальную горизонтальную скорость. Следовательно, это сила сопротивления. Другая сила F3 увлекает змей вверх, это подъемная сила.
Поднимая змей в воздух, мы как бы искусственно увеличиваем силу давления F1 на поверхность змея. Но сила F1, как мы уже знаем, раскладывается на две составляющие: F2 и F3. Масса модели постоянна, а действию силы F2 препятствует леер. Значит, увеличивается подъемная сила- змей взлетает. Известно, что скорость ветра с высотой возрастает, ведь чем выше от земли, тем меньше предметов, которые препятствовали бы его движению. Вот почему при запуске стараются поднять змей на такую высоту, где ветер мог бы его поддержать.6
2.5. Картина Венецианова А.Т. «Два крестьянских мальчика со змеем»
У русского художника Венецианова А.Г. есть художественное полотно «Два крестьянских мальчика со змеем» (см. Приложение 5), находящееся в Государственном Русском музее.
Живописец путем построения композиции мастерски передает детское нетерпение и ожидание этого события. Картина словно наполнена особым ритмом предстоящего развлечения: «Мягкий свет выхватывает в темном пространстве избы сидящих на печи крестьянских мальчишек. Они готовятся к запуску воздушного змея. Один из них, предвкушая его полет, мечтательно смотрит в направлении источника света».
2.6. Символическая связь образа воздушного змея с дальнейшей судьбой главного героя
В момент изготовления летательного аппарата Петруша Гринев испытывает такое же детское нетерпение в ожидании запуска воздушного змея и радость от предвкушения предстоящей игры.
С какой целью Пушкин использует образ воздушного змея?
Я думаю, что остается немного времени, и наш герой «вылетит» из родного гнезда во взрослую, полную тревог и опасностей жизнь. Значит и змей - это тоже символ чего-то неизведанного, тревожного, и только смелый, твёрдый духом человек сможет выстоять и не погибнуть.
3.Этимология и толкование лексического значения слов мочало, мыкать
Идем по тексту далее «…прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды».
В толковом словаре Ушакова читаем: « Мочало, ср. и (реже) мочала, мочалы, ж. (мн. в том же знач., что и ед.). Лубяная часть коры молодой липы, сдираемая и затем вымачиваемая в воде, идущая на изготовление рогож». 7
А если выяснить происхождение этого слова? Заглянем в школьный этимологический словарь: « Искон. Суф. Производное от мочало, суф. Образование от мъчати «мыкать, раздирать на волокна». Соврем. мочало8
В толковом словаре Ушакова читаем:
«Мыкать, раздирать». МЫ́КАТЬ, мыкаю, мыкаешь и (·прост.) мычу, мычешь, ·несовер. (·обл. ). Чесать (лен, пеньку), щипать (шерсть, хлопок).
Горе мыкать (·разг.) - терпеть нужду, подвергаться невзгодам».9
И опять загадка…
Уезжая из отчего дома, Петруша Гринев пройдет путь мытарств, «хождения по мукам», прежде чем обретет свободу, отстоит свое честное имя, сохранит благородство души и станет счастливым человеком.
3.1. Взлетит ли воздушный змей?
Знал ли Пушкин, что воздушный змей, которого мастерил Петруша, не взлетит? Безусловно.
Автор романа не случайно указывает данное место на карте, потому что по всем законам физики такой змей не полетит. Возможно, это сделано для того, чтобы показать, через что придется пройти герою: «от бурь – через испытания - к надежде» (бури - это повороты судьбы, испытания – выбор, который делает герой в той или иной ситуации, надежда – это счастливое разрешение проблемы в пользу героя).
3.2. Как связан эпиграф к роману с наказом отца Петра Гринева
Обратимся к эпиграфу романа: «Береги честь смолоду». Почему Андрей Петрович, давая наказ сыну, об этом говорит? Вероятнее всего, старший Гринев возлагал на сына большие надежды, что, пройдя через суровые испытания, Петруша останется сыном своего отца: « Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».10
В произведении Пушкина нет ничего случайного. Уже в первой главе, в такой скрытой, символической форме автор «готовит» читателя к тому, что Петруша должен с достоинством преодолеть все препятствия, чтобы стать Петром Гриневым, человеком чести и долга.
Русский филолог и литературовед С.С.Аверинцев писал: «Как хорошо, что русский человек сводит в детстве знакомство с Гриневым, героем, который умеет с человеческим участием, с пониманием глядеть в глаза самому, что ни на есть для него чужому – и не отказываться в верности своему, своей правде». 11
И нам, современным читателям, живущим в 21 веке, есть чему поучиться у Петра Гринева.
Заключение
Проанализировав только небольшой фрагмент из первой главы, делаем вывод: сколько еще тайн, скрытых автором, встречается нам на протяжении всего романа! Пушкин не был бы гением, если не ставил перед своим читателем такие задачи, которые сложно, но под силу решить только внимательному читателю.
А. Сент-Дьердьи, лауреат Нобелевской премии, утверждал: «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто!»
Список литературы
Источники:
1.Перельман Я.И.Занимательная физика. Книга 1./Я.И. Перельман//М: Наука, 1976г.-223с.
2.Пушкин А.С. Сочинение.В 3т/С.т,3. Проза// М: Художественная литература, 1987-528с.
3.«КАЙТ РУ» - первый кайт магазин и кайт школа в России. Все для кайтсерфинга и кайтинга. История воздушных змеев-история кайтинга/ «КАЙТ РУ» - первый кайт магазин и кайт школа в России. Все для кайтсерфинга и кайтинга. //https://www.kite.ru/news/kitestaff/the-kite-story.php
4.DarkBook.ru Мыс Доброй Надежды(ЮАР)-фото, история и легенда.2019 г./ DarkBook.ru // http://darkbook.ru/mys-dobroy-nadezhdy
5.GOROD.TOMSK.RU. Городская социальная сеть./ GOROD.TOMSK.RU// http://mg.gorod.tomsk.ru/index-1253436918.php
Словари:
1.Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д. Ушакова.//М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2007.- 752с .
2.Школьный этимологический словарь р.м.Происхождение слов.//М:Дрофа. Н.М. Шанской, Т.А. Боброва,2004г.-399с.
Журналы:
1.Журнал «Литература в школе»// 2004, №11 С.29-30.
Приложение 1.Географическая карта мира 18 века
Приложение 2. Мыс «Доброй Надежды»
Приложение 3.Изготовление воздушного змея
Приложение 4. А.С.Пушкин и крестьянские дети.
Приложение 5. Венецианов А.Г. «Два крестьянских мальчика со змеем»
1 Журнал «Литература в школе» //2004, №11 С.29-30.
2 Пушкин А.С. Сочинение.В 3т/С.т,3. Проза// М: Художественная литература, 1987г.-528с.
3 DarkBook.ru Мыс Доброй Надежды(ЮАР)-фото, история и легенда.2019 г./ DarkBook.ru // http://darkbook.ru/mys-dobroy-nadezhdy
4 «КАЙТ РУ» - первый кайт магазин и кайт школа в России. Все для кайтсерфинга и кайтинга. История воздушных змеев-история кайтинга/ «КАЙТ РУ» - первый кайт магазин и кайт школа в России. Все для кайтсерфинга и кайтинга. //https://www.kite.ru/news/kitestaff/the-kite-story.php
5 GOROD.TOMSK.RU. Городская социальная сеть./ GOROD.TOMSK.RU// http://mg.gorod.tomsk.ru/index-1253436918.php
6 Перельман Я.И.Занимательная физика. Книга 1/Я.И. Перельман//М: Наука, 1976г. С.223.
7 Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д. Ушакова.//М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2007.- 752с .
8 Школьный этимологический словарь р.м.Происхождение слов.//М:Дрофа. Н.М. Шанской, Т.А. Боброва,2004г.-399с.
9 Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д. Ушакова.//М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2007.- 752с .
10 Пушкин А.С. Сочинение.В 3т/С.т,3. Проза// М: Художественная литература, 1987г.-.528с.
11 Журнал «Литература в школе» 2004, №11 С.29-30.
15