СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Христианские мотивы в творчестве А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Эта научно-исследовательская работа о постижении религиозно-нравственных истин духовных произведений Пушкина, приобщении к непреходящим человеческим ценностям и значении христианских мотивов. 

      Предметом исследования данной работы являются произведения А.С.Пушкина: роман «Капитанская дочка», повесть «Метель», роман в стихах «Евгений Онегин».

            

Просмотр содержимого документа
«Христианские мотивы в творчестве пушкина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ» пст. Якуньёль











НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


«Христианские мотивы в творчестве
А.С. Пушкина»









Выполнила – ученица 11 класса

Конина Люба

Научный руководитель – Е.И. Осипова



Якуньёль 2015




Оглавление

Введение 3

Воля Провидения 7

«Метель» как повесть о мудрости жизни 9

Духовный нигилизм Онегина 11

Татьяна Ларина – идеал нравственной красоты 12

Заключение 15

Список использованной литературы: 16


















Введение

Широкое восприятие Пушкина вместило мощный поток мировой культуры от античности до современной ему европейской действительности, озарив её живым светом православных традиций.

Актуальность заявленной темы: данная тема является для современной России актуальной, т.к. в нынешнем обществе зачастую утверждаются новые ценности жизни: прагматизм, индивидуализм, культ физической силы, «сребролюбие».

Значительная часть молодёжи особенно в условиях нынешней информационно-психологической войны, ведущейся с помощью СМИ, лишена здоровых духовно-нравственных основ, необходимых для полнокровного восприятия мира и искусства.

А через творчество А.С.Пушкина возвращаются в сознание читателя привычные представления и картины мира, как бы обновлённые и обогащённые контекстом пушкинского слова. Русские слова, избранные Пушкиным и прошедшие через горнило его поэзии, преломляясь в его воображении, могут приобрести в сознании русского читателя, особенно молодого, высочайшую эстетическую и духовную ценность.

Предметом исследования данной работы являются произведения А.С.Пушкина: роман «Капитанская дочка», повесть «Метель», роман в стихах «Евгений Онегин».

Цель данного исследования: постижение религиозно-нравственных истин духовных произведений Пушкина, приобщение к непреходящим человеческим ценностям и значение христианских мотивов в структуре рассматриваемых произведений.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1) убедиться в том, что произведения А.С.Пушкина представляют собой путь духовного развития, устремление писателя и его героев к «праведной жизни», увидеть, как происходит духовное обогащение через обретение истинной веры и приятие христианских заповедей и добродетелей;

2) изучить литературную критику по заявленной теме, выявить подходы к осмыслению роли данных эпизодов в контексте художественных произведений;

3) убедиться в том, что своеобразие произведений Пушкина раскрывается в категориях совести, чести, долга, воли и духовной свободы, которые составляют высшие ориентиры бытия в его произведениях и в оценке его героев.


Вот перед нами Петруша Гринёв в «Капитанской дочке».

Каждый его поступок, каждый штрих его судьбы – это возвращение к истинному месту героя в мире. Он остаётся победителем в мире этого своего предначертанного ему Богом места. Главный герой пушкинского романа не делает однозначных выводов, слушает голос только собственного сердца. Этот юноша лишён предубеждений – именно поэтому столь открыта милосердию его душа.

Добро и милосердие – вот качества, определяющие поведение Гринёва. В неизвестном мужике на постоялом дворе видит он прежде всего человека, которому холодно, которому надо помочь, и отдаёт, не задумываясь, свой заячий тулуп. Савельич называет вожатого разбойником, пьяницей. Может быть, так оно и есть, но для Гринёва это брат, человек, такой же, как и он, и поэтому достоин сострадания, человеческого отношения к нему. Тулуп мал, он рвётся по швам, но не это главное.
Главное – теплота человеческого общения, дружеское участие, милосердие. И это по-христиански.

Содеянное добро возвращается, добро порождает добро.
Вожатый – Пугачёв будет спасать жизнь Гринёва, но ведь и сам Петруша окажется для своего странного спутника спасителем. Сумев разглядеть человеческое лицо в «злодее, изверге для всех», он позволит всесильному Пугачёву явить милосердие.

Вспоминаются реплики, ставшие кульминацией в беседах героев, фразы, скрывающие безмерную опасность и вместе чудесное спасение. «Обещаешься ли служить мне с усердием?.. Или ты не веришь, что я великий государь?.. Кто же я такой, по твоему разумению?» «Бог тебя знает, но, кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку…», и вопрос его к Пугачёву: «А ты полагаешь идти на Москву?..»

В этом напряжённом ритме стремительно мелькающих мыслей происходит преображенье героев – остаётся верным присяге воином «ребёнок» - Петруша, являет милосердие «злодей» - Пугачёв; жестокие законы истории, законы классовой и человеческой вражды уступают место законам христианским.

И Гринёвы, и Мироновы живут по законам христианской совести.

Для Василисы Егоровны важен Закон Божий: «Пётр Андреевич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует…»

Гринёвы приняли Марью Ивановну «…с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту».

Не боялся суда Пётр Гринёв и верила в милость императрицы Маша Миронова потому, что совесть их была чиста перед людьми и перед Богом.

Воля Провидения – едва ли не самое значительное открытие мемуаристики второй половины XIX в.; авторы воспоминаний – «современники» Гринёва видели смысл разрозненных происшествий своей жизни именно в проявлении воли Божией. И в «Капитанской дочке» «…невидимый Властитель» становится поистине главным героем повести. Он всё делает, всё определяет, и Гринёв в конце концов почувствовал его руку… и мы, вслед за ним прослеживая сюжетные узлы повести, всякий раз поражаемся, насколько результаты были противоположны человеческим замыслам; а потом вдруг видим, что ничего из содеянного не пропало, но каким-то удивительным образом…вернулось и принесло свои плоды. И даже прямые замыслы злых сил всё время кем-то обращались на благо…

Способность почувствовать руку того «невидимого Властителя» и определяет духовный строй лучших героев «Капитанской дочки», простое величие простых людей.

В «Капитанской дочке» восприятие героями судьбы, надежда на благую волю Провидения, на спасение и счастье связаны со своим «ангелом», наиболее полным и завершённым воплощением любви – Машей Мироновой. Именно она главная героиня романа, ибо она – смысл, цель, назначение нравственной судьбы героя.

В портрете Маши нет ничего необыкновенного: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели…», одетая «…просто и мило…». Но точно так ведь же не привлекла б «… очей красотой» Татьяна Ларина, так же лишены внешнего описания «кроткие, безмятежные» ангелы – героини пушкинских стихотворений.

Маша – идеальная героиня, именно она выше мира, в котором царствует соблазн, грех, ошибки. Она ни разу не соблазняется, не отступает от предназначенного ей места в мире, она не знает падения, остаётся чистой и не вступает ни в какое соприкосновение с лукавством мира. Любовь обусловливает жизненный путь героини с начала и до конца повести. Маша свободна от лжи и лжеподобия. Она находит в себе силы, никого не упрекая, покориться судьбе: «Буди во всём воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Пётр Андреич, будьте хоть вы счастливы… коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Пётр Андреич, а я за вас обоих…» и только ей поэтому суждено восхождение за высшей милостью.

Итак, «Капитанская дочка». Почему же именно так назвал свою повесть автор?

В названии повести А.С.Пушкина стоит простое слово, выражающее высшее духовное призвание человека и определяющее главную героиню предельно точно и исчерпывающе – дочь. Мария Ивановна Миронова – дочь не по букве и не по семейному положению (хотя это так и есть), но прежде всего по благодатному воздействию на других людей, по высшей и законной власти, данной ей Богом.

«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери», - начинает своё послание из плена бедная сирота Мария Миронова. И нет в её словах обиды или упрёка, возмущения или ропота, нет «бунта, бессмысленного и беспощадного…». Так может писать только дочь, даже в самые трагические минуты своей жизни повторяющая слова евангельской молитвы: «Да будет воля твоя».

«Алексей Иваныч, - пишет она о Швабрине, - принуждает меня выйти за него замуж. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексей Иваныч». Есть имя и отчество, но нет проклятий и обличений в словах бедной сироты. Она и врагу постоянно напоминает через его имя и отчество о сыновстве , не смея и намёком предвосхитить Божий суд.

Пушкин создаёт по-своему уникальный образ дочери, которая каждым своим словом и поступком напоминает всем, кто с ней встречается, о главном назначении человека – о его сыновстве перед Богом.

«Метель» как повесть о мудрости жизни

В своей повести «Метель» А.С.Пушкин раскрыл свои представления об истинной жизни. Уже эпиграф повести – цитата из христианско-философской баллады В.А.Жуковского «Светлана» -

«Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Чёрный вран, свистя крылом,

Вьётся над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в тёмну даль,

Воздымая гривы…»

- нацеливает на прочтение «Метели» как повести о мудрости жизни, в которой вопреки субъективной воле людей присутствует Божий промысел. С точки зрения Пушкина, жизнь человека связана с Богом. На присутствие Бога указывают в повести различные обстоятельства. Во-первых, чудесным образом ведёт себя природа. Природа – не просто фон, на котором происходят те или иные события в жизни людей, но активная сила, которая вмешивается в судьбы людей и заставляет их жить не так, как им хочется, а так, как предписано. «Человек предполагает, а бог располагает» - уместно вспомнить русскую пословицу. Это Божий промысел проявляется в образе метели, он сводит «суженых», он заставляет «блуждать» Владимира, а Бурмина приводит к храму. И как чудо воспринимается и встреча Марьи Гавриловны со своим мужем Бурминым, о котором она ничего не знала.

Описания блужданий Владимира, застигнутого метелью, - и символика, и реальность. Нет родительского благословения на брак – нет Божьего благословения, а, значит, нет пути. И Владимир вынужден блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу.

Своей повестью Пушкин хотел предостеречь молодых читателей от жизненных ошибок.


Духовный нигилизм Онегина

В романе «Евгений Онегин» Пушкин с поразительной глубиной обнажил все тайные причины отпадения «пустого духа» от традиционных форм бытия. Всё воспитание Онегина формируется в отрыве от традиционного уклада народной жизни. Может ли быть счастлив герой «среди вседневных наслаждений»? В беспочвенности и праздности Пушкин гениально открывает духовную пустоту, опасность и гибельный путь героя. Жизнь «философа в осьмнадцать лет» утратила всякий смысл, он рано перестал жить душой и сердцем, в нём рано «сердца жар угас». Автор проникает в самые тайные глубины человеческой души и сердца. Его понимание значения сердца в жизни человека восходит к Священному Писанию, свидетельствующему, что именно сердце есть средоточие всех духовных и телесных сил. «Оно есть, - по словам святого Григория Паламы, - сокровенная Храмина ума и первый плотский орган мыслительной силы»…высшее проявление сердечного ума заключено в вере. «Без веры жизнь человека не будет иметь смысла».

Евгений Онегин, «имея мало истинной веры», выбирает путь преступления и нарушает нравственный закон, шестую заповедь Нового Завета – «не убий».

Однако главное достояние художественного гения Пушкина заключается не только в том, что он показал трагизм нигилистического сознания и нравственный тупик «бездушной культуры» западного мира, но, прежде всего, в том, что первый в русской литературе указал пути преодоления пустого духа.

Духовному нигилизму Пушкин противопоставил твёрдые основы национального уклада жизни русского народа, берущие свои нравственные силы в традициях православной культуры.

Татьяна Ларина – идеал нравственной красоты

Онегину, «несчастному скитальцу в родной земле», он противопоставил нравственный идеал в образе «умного, тонкого и верного женского сердца» Татьяны Лариной.

Изначально это выражается на уровне символической значимости её имени. Во-первых, Татьяна с греческого значит устроительница, учредительница, и в этом смысле она является учредительницей давно утраченных старинных форм народного бытия и устроительницей семейного уклада в традиционных формах национальной жизни. Во-вторых, имя Татьяна дано в память святой мученицы Татианы, воплощавшей собой, с одной стороны, духовную святость и чистоту, а с другой – твёрдость веры и противостояние земным страстям.

Интуитивно, на уровне духовной связи, Татьяна вся принадлежит русской почве, культурно-историческим традициям Святой Руси. По ходу развития действия имя Татьяны всё больше и больше приобретает христиански-символический смысл. Из жития святой подвижницы мученицы Татианы известно, что она была непоколебима в вере; ниспровергала языческие идолы и противостояла земным страстям.

Многими этими качествами Пушкин наделяет и свой «милый идеал». Пройдя через искус первого чувства любви, Татьяна быстро умудряется опытом, приобретает нравственную твёрдость и дар духовного предвиденья.

Пушкин впервые в русской литературе в образе Татьяны представил идею «монастыря в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой внутренний духовный мир (монастырь). И общество преклонилось перед ней, повинуясь её тайной духовной крепости и нравственной чистоте, как те, которые мучили святую Татиану и в конце концов «уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию».

Преодолев последнее искушение демона – совратителя Онегина, Татьяна по существу становится неподвластна страстям внешнего мира, являясь стойкой исполнительницей нравственного закона и верности долгу. «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Образ Татьяны Лариной, наряду с другими праведными героями – старцем Пименом, дочерью капитана Миронова, Петром Гринёвым, воплощает в художественной концепции Пушкина идеал нравственной Красоты. Обладая в полной мере духовно-исторической памятью и христианской истиной, все они умеют противостоять духовно пустым нигилистам типа Онегина и Алеко, которые в силу своей гордыни и безбожия утратили связь со своим народом и почвой, став скитальцами в родном Отечестве.

Таким образом, Пушкин задолго до Тургенева, Достоевского и других писателей, обращавшихся к теме нигилизма, уловил: Россия заболевала нигилизмом, который вёл её к непоправимой трагедии:

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами себя.

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

В то же время он открыл нам и единственный путь исцеления от духовной смерти, который лежит в смирении перед правдой народной: «Смирись, гордый человек!», в почитании своего Отечества, его духовных святынь:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящие святыни!

Земля была б без них мертва,

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа – алтарь без Божества.

В этих словах великого поэта заключена духовно-религиозная правда России, её Истина и Путь.

Заключение

В послании Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия мы читаем: «…презрев священную память предков, отдавших за нас свои жизни, мы покрыли российскую историю пятном, которое омрачает духовную жизнь общества… Началось на веки вечные возрождение славных многополезных традиций, мы начали рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений наших предков».

Поиск нравственных и духовных ориентиров может быть затруднён вследствие того, что в современном мире различаются хранившиеся веками традиции, размываются границы между добром и злом. Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения остаётся актуальной и сегодня.

Проведя данную исследовательскую работу, рассмотрев произведения Пушкина в свете православных традиций, я увидела, как происходит духовное обогащение через обретение истинной веры и приятие христианских заповедей и добродетелей: смирения, скромности, умения жить в гармонии с самим собой и с миром, оценить значение непреходящих человеческих ценностей, попытаться воспринять их душой и сердцем, обрести себя и стремление жить жизнью духовной.

Список использованной литературы:
  1. Алпатова Т.А. Возвращение мотивов. «Капитанская дочка».
    Литература в школе 1997 г. №7

  2. Алпатова Т.А. Лиризм романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка.” Литература в школе1998 г. №2

  3. Громов Н.И. Русская литература. Учебник для восьмого класса средней школы. М.: «Просвещение», 1981.

  4. Егоров В.Н. Проблема нигилизма и пути его преодоления в творчестве Пушкина. Литература в школе 2000 г. №3.

  5. Достоевский Ф.М. О русской литературе. М. «Просвещение»
    1987 г.

  6. Непомнящий В.С. Да ведают потомки православных. Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы. М. 2001 г.

  7. Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка».
    «Детская литература». М. 1978 г.

  8. Пушкин А.С. «Повести Белкина». «Детская литература».
    М. 1966 г.

  9. Пушкин А.С. Роман «Евгений Онегин». «Художественная литература». М. 1986 г.

Просмотр содержимого презентации
«Христианские мотивы в творчестве А»

Христианские мотивы в творчестве  А. С. Пушкина Работу выполнила: ученица 11 класса МБОУ «СОШ» пст.Якуньёль Конина Любовь Научный руководитель – учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ» пст.Якуньёль Е.И. Осипова

Христианские мотивы в творчестве А. С. Пушкина

Работу выполнила:

ученица 11 класса

МБОУ «СОШ» пст.Якуньёль Конина Любовь

Научный руководитель – учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ» пст.Якуньёль Е.И. Осипова

Маша - главная героиня романа, ибо она – смысл, цель, назначение нравственной судьбы героя. Именно она выше мира, в котором царствует соблазн, грех, ошибки.   Она ни разу не соблазняется, не отступает от предназначенного ей места в мире.

Маша - главная героиня романа, ибо она – смысл, цель, назначение нравственной судьбы героя. Именно она выше мира, в котором царствует соблазн, грех, ошибки.

Она ни разу не соблазняется, не отступает от предназначенного ей места в мире.

Метель как повесть о мудрости жизни.

Метель как повесть о мудрости жизни.

«Человек предполагает, а Бог располагает».

«Человек предполагает, а Бог располагает».

Божий промысел проявляется в образе метели, он сводит «суженых», он заставляет «блуждать» Владимира, а Бурмина приводит к храму.

Божий промысел проявляется в образе метели, он сводит «суженых», он заставляет «блуждать» Владимира, а Бурмина приводит к храму.

Описания блужданий Владимира, застигнутого метелью, - и символика, и реальность. Нет родительского благословения на брак – нет Божьего благословения, а значит нет пути. И Владимир вынужден блуждать в жизненной метели.   Своей повестью Пушкин хотел предостеречь молодых читателей от жизненных ошибок.

Описания блужданий Владимира, застигнутого метелью, - и символика, и реальность. Нет родительского благословения на брак – нет Божьего благословения, а значит нет пути. И Владимир вынужден блуждать в жизненной метели.

Своей повестью Пушкин хотел предостеречь молодых читателей от жизненных ошибок.

Воспитание Онегина формируется в отрыве от традиционного уклада народной жизни.   В беспочвенности и праздности Пушкин гениально открывает духовную пустоту, опасность и гибельный путь героя.

Воспитание Онегина формируется в отрыве от традиционного уклада народной жизни.

В беспочвенности и праздности Пушкин гениально открывает духовную пустоту, опасность и гибельный путь героя.

Татьяна Ларина – идеал нравственной красоты.   Само имя дано в память святой мученицы Татианы, воплощавшей собой, с одной стороны, духовную святость и чистоту, а с другой – твердость веры и противостояние земным страстям.

Татьяна Ларина – идеал нравственной красоты.

Само имя дано в память святой мученицы Татианы, воплощавшей собой, с одной стороны, духовную святость и чистоту, а с другой – твердость веры и противостояние земным страстям.

Пушкин впервые в русской литературе в образе Татьяны представил идею «монастыря в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой внутренний духовный мир (монастырь). И общество преклонилось перед ней, повинуясь её тайной духовной крепости и нравственной чистоте.

Пушкин впервые в русской литературе в образе Татьяны представил идею «монастыря в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой внутренний духовный мир (монастырь). И общество преклонилось перед ней, повинуясь её тайной духовной крепости и нравственной чистоте.

Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его. Животворящие святыни! Земля была б без них мертва, Без них наш тесный мир – пустыня, Душа – алтарь без божества.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящие святыни!

Земля была б без них мертва,

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.

В этих словах великого поэта заключена духовно-религиозная правда России, её Истина и Путь.

В этих словах великого поэта заключена духовно-религиозная правда России, её Истина и Путь.