Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ТЕМЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ»...….5
- Исторические сведения о нахождении высоты предмета с недоступной точкой………………………………………………………………………....5
- Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников……………..5
1.3 Задачи на определение высоты предмета…………………………………..8 ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ»…………. …….18 2.1 Задача на нахождение расстояния………………………………………....18 2.2 Определение высоты новогодней ёлки с помощью зеркала……..………18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23 Библиографический список…………………………………………………....24
ВВЕДЕНИЕ
Геометрию можно считать одной из самых древних наук. Наука в начале своего развития для человека несла практическую деятельность. Только лишь потом она сформировалась как самостоятельная наука, которая изучает геометрические фигуры. Геометрические знания активно применяются у людей в жизни, в науки, в быту, на производстве. Мы должны уметь рассчитать количество обоев в комнату, посчитать площадь квартиры и др. Кто-то с лёгкостью выполняет геометрические построения при изготовлении технических чертежей, или определяет расстояние до предмета. Геометрия всегда помогала решить те задачи, перед которыми её ставила жизнь[7].
Учение о подобии фигур на основе теории отношений и пропорций было создано в Древней Греции в 5-4 веках до нашей эры и существует и развивается до сих пор. Например, многие предметы, которые нам встречаются в быту среди детских игрушек подобны предметам из взрослого мира, тоже можно сказать и про одежду, обувь. Эти примеры можно продолжать и дальше. В конце концов, все люди подобны друг другу. Мы уже знаем, что в геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными. В нашей работе по теме «Применение подобия треугольников при измерительных работах» мы рассмотрим, как свойства подобных треугольников могут быть использованы для проведения различных измерительных работ на местности [4,8].
Геометрия помогает человеку идти по миру с широко открытыми глазами, учит внимательно смотреть вокруг и видеть красоту обычных вещей, смотреть и думать, думать и делать выводы.
Цель: Изучение применения подобия треугольников при измерительной работе на местности.
Задачи:
-
Анализ литературы по проблеме исследования.
-
Исторический обзор вопроса по проблеме исследования
-
Рассмотреть подобие треугольников, признаки подобия треугольников
-
Подобрать различные задачи на определение расстояния предмета
-
Научиться применять признаки подобия треугольников при решении геометрических задач на местности
-
Выполнить практическую работу по определению высоты предмета на местности
Гипотеза: если использовать различные способы определения высоты предмета, то эти результаты будут близки к фактическому размеру предмета.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ТЕМЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ»
- Исторические сведения о нахождении высоты предмета с недоступной точкой
Учение о подобии фигур было создано в Древней Греции в V – IV веке до н.э. трудами Гиппократа Хиосского, Архита Тарентского, Евдокса Книдского и других. Оно изложено в шестой книге «Начал» Евклида, начинающейся следующим определением: «Подобные прямолинейные фигуры суть те, которые имеют соответственно равные углы и пропорциональные стороны». Свойства подобных фигур издавна широко использовались на практике при составлении планов, карт. При выполнении архитектурных чертежей и чертежей различных деталей машин и механизмов. Жители Древнего Египта задались вопросом: «Как найти высоту одной из громадных пирамид?» Фалес нашёл решение этой задачи. Он воткнул длинную палку вертикально в землю и сказал: «Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды»[3,7].
История практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян. Некоторые черты развития практической геометрии можно отметить и в Древней Руси. Уже в XVI веке в России нужды землемерия, строительства и военного дела привели к созданию рукописных руководств геометрического содержания. Первое дошедшее до нас сочинение носит название "О земном верстании, как землю верстать". Оно является частью "Книги сошного письма", написанной в 1556 году при Иване IV. Сохранившаяся копия относится к 1629 году. При разборе Оружейной Палаты в Москве в 1775 году была обнаружена инструкция "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки", изданная в 1607 и 1621 годах. Инструкция содержит некоторые геометрические сведения, которые сводятся к определенным приемам решения задач на нахождение расстояний [7].
- Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников
Подобные треугольники — треугольники, у которых углы соответственно равны, а стороны одного соответственно пропорциональны сторонам другого треугольника (рис 1)[1].
Рисунок 1- Подобные треугольники
Коэффициентом подобия называют число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников.
Сходственные (или соответственные) стороны подобных треугольников — стороны, лежащие напротив равных углов (рис.2)[1].
Рисунок 2 – Демонстрируются сходственные стороны
Признаки подобия треугольников
Первый признак подобия треугольников: если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого, то такие треугольники подобны (рис. 3)[1].
Рисунок 3 – Первый признак подобия треугольников
Если ∠B=∠B1 и ∠C=∠C1, то ΔABC∼ΔA1B1C1
Второй признак подобия треугольников: если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны (рис. 4)[1].
Рисунок 4 – Второй признак подобия треугольников
Если AB/A1B1=AC/A1C1 и ∠A=∠A1, то ΔABC∼ΔA1B1C1.
Третий признак подобия треугольников: если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого, то такие треугольники подобны (рис. 5)[1].
Рисунок 5 – Третий признак подобия треугольников
Если AB/A1B1=BC/B1C1=AC/A1C1, то ΔABC∼ΔA1B1C1.
Свойства подобных треугольников:
Рисунок 6 – Свойства подобных треугольников
Отношение длин соответствующих элементов подобных треугольников (в частности, длин биссектрис, медиан, высот и серединных перпендикуляров) равно коэффициенту подобия.
1.3. Задачи на определение высоты предмета
Задачи на нахождение расстояний всегда имели и имеют большое значение в военном деле. Многие задачи, требующие нахождения расстояния на местности решаются с помощью признаков подобия треугольников, но чаще всего применяется первый признак подобия треугольников по двум углам. Рассмотрим некоторые из них[2].
-
Задача на определение высоты предмета по длине его тени
Самый простой способ состоит в том, что в солнечный день можно пользоваться любой тенью, какой бы длины она ни была. Измерив свою тень или тень какого-нибудь шеста, вычисляют искомую высоту из пропорции
. (рис. 7)
То есть высота дерева во столько раз больше вашей собственной высоты (или высоты шеста), во сколько раз тень дерева длиннее тени человека (или тени шеста)[3].
Это вытекает из геометрического подобия треугольников ABC и abc (по двум углам) (рис. 7).
Рисунок 7 – Задача на определение высоты предмета по длине его тени
Этот способ называется способ Фалеса. В честь греческого мудреца Фалес Милетского, который научил египтян определять высоту пирамиды по длине ее тени еще за шесть веков до нашей эры.
Преимущества способа Фалеса заключается в том, что не требуются вычисления.
Недостатки заключаются в том, что измерить высоту предмета невозможно при отсутствии солнца и, как следствия, отсутствия тени.
-
Задача на определение высоты предмета с помощью прямоугольного треугольника
Для того, чтобы измерить высоту дерева BD, нужно приготовить равнобедренный прямоугольный ∆АВ1C1 (∠А=45°) и, держа его вертикально, отойти на такое расстояние, при котором, глядя вдоль гипотенузы АВ1, нужно увидеть верхушку дерева В (рис. 8)[3].
Рисунок 8 – Задача на определение высоты предмета с помощью прямоугольного треугольника
Так как ∠А общий для обоих треугольников, ∠АС1В1=∠АСВ=90о (по условию), тоАС1В1иАСВ– подобные (по признаку подобия о двух углах).
Тогда ∠АВ1C1=∠АВС=45о, =ВС=АС, но к получившейся длине мы должны еще прибавить рост человека, то есть длина дерева BD=ВС+СD.
-
Задача на определение высоты предмета с помощью булавочного прибора
Можно воспользоваться свойствами равнобедренного прямоугольного треугольника, обратившись к весьма простому прибору, который легко изготовить из дощечки и трех булавок. На дощечке любой формы намечают три точки – вершины равнобедренного прямоугольного треугольника – и в них втыкают по булавке (рис. 9)[7].
Рисунок 9 – Задача на определение высоты предмета с помощью булавочного прибора
Если нет под рукой чертежного треугольника для построения прямого угла, нет и циркуля для отложения равных сторон, то можно перегнуть любой кусок бумаги один раз, а затем поперек первого сгиба еще раз так, чтобы обе части первого сгиба совпали, - получим прямой угол. Та же бумага пригодится и вместо циркуля, чтобы отмерить равные расстояния. Отойдя от измеряемого дерева, нужно держать прибор так, чтобы один из катетов треугольника был направлен отвесно, для чего можно пользоваться ниточкой с грузиком, привязанным к верхней булавке. Приближаясь к дереву или удаляясь от него, всегда можно найти такое место А(рисунок 9), из которого, глядя на булавки, можно увидеть, что они покрывают верхушку С дерева: это значит, что продолжение гипотенузы ас проходит через точку С. Тогда, очевидно, расстояние аb=СВ, так как ∠а=45о. Следовательно, измерив расстояние аВ(или на ровном месте, одинаковое с ним расстояние АD)и прибавив BD,т.е. возвышение аА глаза над землей, получим искомую высоту дерева.
-
Задача на определение высоты предмета с помощью шеста
При отсутствии тени в пасмурную погоду можно воспользоваться способом измерения, который живописно представлен у Жюль Верна в известном романе «Таинственный остров» [3].
Необходимо воткнуть шест в землю. Место для шеста надо выбирать так, чтобы, лежа, как показано на рисунке 10, было видно верхушку дерева на одной прямой линии с верхней точкой шеста. Так как ABC– равнобедренный и прямоугольный, то ∠A=45о и, следовательно, АВ=ВС, т.е. искомой высоте
дерева.
Рисунок 10 – Задача на определение высоты предмета с помощью шеста
Преимущества способа Жюль Верна: можно производить измерения в любую погоду; простота формулы. Недостатки: нельзя измерить, высоту предмета не испачкавшись, так как приходится ложиться на землю [4].
-
Задача на определение высоты предмета с помощью записной книжки и карандаша
В качестве прибора для приблизительной оценки недоступной высоты можно использовать карманную записную книжку и карандаш. Она поможет построить в пространстве те два подобных треугольника, из которых получается искомая высота [7].
Рисунок 11 – Задача на определение высоты предмета с помощью записной книжки и карандаша
Книжку надо держать возле глаз так, как показано на упрощенном рисунке 11. Она должна находиться в отвесной плоскости, а карандаш выдвигаться над верхнем обрезом книжки настолько, чтобы, глядя из точки а видеть вершину В дерева покрытой кончиком b карандаша. Тогда вследствие подобия треугольников abc и аВС высота ВС определяется из пропорции
BC/bc=aC/ac [7].
Расстояние bc, ac и аС измеряются непосредственно. К полученной величине ВС надо прибавить еще длину CD,т.е. – на ровном месте – высоту глаза над почвой. Так как ширина ас книжки неизменна, то если всегда становиться на одном и том же расстоянии от измеряемого дерева, высота дерева будет зависеть только от выдвинутой части bc карандаша. Поэтому можно заранее вычислить, какая высота соответствует тому или иному выдвижению, и нанести эти числа на карандаш.
-
Задача на определение высоты предмета с помощью зеркала
На некотором расстоянии (рис. 12) от измеряемого дерева, на ровной земле в точке С кладут горизонтально зеркальце и отходят от него назад в такую точку D, стоя в которой наблюдатель видит в зеркальце верхушку А дерева. Тогда дерево (АВ) во столько раз выше роста наблюдателя (ЕD), во сколько раз расстояние ВС от зеркала до дерева больше расстояния СD от зеркала до наблюдателя [3].
Рисунок 12 – Задача на определение высоты предмета с помощью зеркала
Способ основан на законе отражения света. Вершина А( рис. 13) отражается в точке А так что АВ=А’В. Из подобия же треугольников ВСА’ и CED следует, что A’B/ED=BC/CD.
В этой пропорции остается лишь заменить А’В равным ему АВ, чтобы обосновать указанное соотношение.
Преимущества способа: можно производить измерения в любую погоду; простота формулы. Недостатки: нельзя измерить, высоту предмета в густом насаждении, применяется к одиноко стоящему дереву [7].
-
Задача на определение высоты предмета с помощью высотомера лесника
На рисунке 13 изображен высотомер лесника. Он представляет собой прямоугольную пластинку размером 10Х10 см с закрепленным в точке А отвесом, шкалой на стороне ВС и визирами в точках А и D.Наведя с помощью визиров сторону AD на вершину дерева Е и заметив деление шкалы, которое показывает отвес AF, лесник с помощью несложной формулы и находит высоту дерева [7].
Рисунок 13 - Задача на определение высоты предмета с помощью высотомера лесника
-
Задача на нахождение высоты здания
Найдите высоту здания (в метрах), длина тени которого равна 27 м, если тень человека ростом 1 м 60 см равна 2 м 40 см [1,6].
Рисунок 14 - Задача на нахождение высоты здания
Решение: Треугольники подобны (по двум углам), значит можно составить пропорцию:
тогда,
-
Задача на определение расстояния до недоступной точки
Для того, чтобы найти расстояние от пункта А до недоступного пункта В выбираем точку С, провешиваем отрезок АС и измеряем его. Затем измеряем углы А и С. На листе бумаги строим какой-нибудь треугольник А1В1С1, у которого угол А1 равен углу А, угол С1 равен углу С, и измеряем длины сторон А1В1 и А1С1 этого треугольника. Так как треугольники АВС и А1В1С1 подобны, то из пропорциональности их сторон найдём АВ (рис. 15)[1].
Рисунок 15 – Задача на определение расстояния до недоступной точки
-
Задачи на нахождение расстояний
Задача «Неприятельская вышка». Открытый участок дороги находится на полосе АВ шириной в 50 м; неприятельский наблюдательный пункт находится на верху колокольни высотой MN=22 м. Какой высоты следует сделать вертикальную маску КВ на расстоянии 500 м от колокольни, чтобы закрыть дорогу от наблюдателя противника? (рис.16) [3]
Рисунок 16 – Задачи на нахождение расстояний
Дано:
AMN, АВ=50 м, MN=22м, BN=500 м.
Найти: КВ.
Решение:
АКВ ~
АМN (по двум углам
А – общий и
АВК и
AMN – прямые, а если треугольники подобны, то все его элементы тоже подобны).
То есть , а
Следовательно
-
Задачи на определение расстояния до кораблей в море
Первый способ. Пусть корабль находится в точке К, а наблюдатель в точке А. Требуется определить расстояния КА. Построив в точке А прямой угол, необходимо отложить на берегу два равных отрезка АВ=ВС. В точке вновь построить прямой угол, причем наблюдатель должен идти по перпендикуляру до тех пор, пока не дойдет до точки D, из которой корабль К и точка были бы видны лежащими на одной прямой. Прямоугольный треугольники ВСD и ВАК равны, следовательно, CD=AК, а отрезок CD можно непосредственно измерить [7].
Рисунок 17 – Задачи на определение расстояния до кораблей в море
Второй способ. Получил название - метод триангуляции, нашел применение в астрономии. С его помощью измерялись расстояния до небесных тел (рис. 18) [7].
Рисунок 18 – Метод триангуляции
Этот метод состоит из трех этапов:
-
Измерение углов 1 и 2 и расстояния АВ.
-
Построение
А'В'К' с углами 1 и 2 при вершинах А' и В' соответственно.
-
Учитывая подобие треугольников АВК, А'В'К' и равенство отрезков AB, А'К' и А'В' легко найти длину отрезка АК.
.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ» 2.1 Задача на нахождение расстояния
Эксперимент проводился в парке на остановке Ручьёва в «Зимнем городке». Объектом измерения стала новогодняя ёлка (рис. 19).
Рисунок 19 – Ёлка в «Зимнем городке»
Измерим высоту дерева с помощью полученных знаний о подобных треугольниках.
Определим высоту дерева с помощью зеркала.
Для измерения дерева нам понадобились: зеркало, рулетка (рис. 20).
Рисунок 20 – Зеркало и рулетка
Мы положили зеркало, после чего начали отходить от него до тех пор, пока не увидели отражение в зеркале верхушки ёлки. Затем измерили расстояние от зеркала до дерева и расстояние от зеркала до человека. Заранее мы измерила рост человека, который участвует в эксперименте до глаз (рис. 21).
Рисунок 21 – Определяем высоту дерева при помощи зеркала
Дано: ВС=6,35 м расстояние от зеркала до дерева, ВС1=0,75 м расстояние от зеркала до человека, А1С1=1,425 м рост человека до глаз.
Найти: АС высота дерева.
Решение: Треугольники АСВ и А1С1В подобны по двум углам. Поэтому
Ответ: высота дерева 12,07 м, если мы его измерим с помощью зеркала.
Определим высоту дерева с помощью планшета
Для измерения дерева нам понадобится: планшет с изображением прямоугольного равнобедренного треугольника, нить с грузиком, рулетка. Катеты, изображенного в планшете прямоугольного равнобедренного треугольника, равны 10 см. Затем измерим расстояние от столба до человека рост которого мы заранее измерили (рис. 22).
С
B D
A E
Рисунок 22 – Чертёж определения высоты дерева при помощи планшета
Дано: BD=10,755 м расстояние от человека до дерева. DE=1,425 м рост человека до глаз.
Найти: AC высоту дерева.
Решение: Поскольку треугольник на планшете и треугольник BCD подобны, оба прямоугольные и равнобедренные, то BC=BD.
Следовательно, AC=BC+BA=BD+DE=10,755+1,425=12,18 (м).
Ответ: высота дерева 12,18 м, если мы его измерим с помощью планшета.
Определим высоту дерева с помощью книжки и карандаша.
Для измерения дерева нам понадобится: книга, карандаш, рулетка. Мы измерили ширину книги и выдвинули карандаш над книгой на расстоянии 7 см. Затем мы измерили расстояние от меня до столба. Так же нам понадобилось знать рост человека до глаз (рис. 23).
C
B D
A E
Рисунок 23 - Чертёж определения высоты дерева при помощи книжки и карандаша
Дано: KD=0,15 м ширина книги, IK=0,07 м расстояние на которое выдвинут карандаш над книгой, AE=23,1 м расстояние от человека до дерева, DE=1,425 м рост человека до глаз.
Найти: АС высота дерева.
Решение: треугольники CBD и IKD подобны по двум углам. Поэтому,
,
,
AC=BC+AB=BC+DE=10,78+1,425=12,205
12,21(м).
Ответ: высота дерева 12,21 м, если мы его измерили с помощью карандаша и книги.
Получив три значения высоты новогодней ёлки, мы занесли полученные данные в таблицу 1. Также мы узнали, что высота этой ёлки 12 метров..
Таблица 1 – Сводная таблица измерений высоты дерева
Метод | Результат вычислений высоты дерева | Фактический размер дерева | Погрешность |
С помощью планшета | 12,18 м | 12 м | +0,18 |
С помощью зеркала | 12,07 м | 12 м | +0,7 |
С помощью книги и карандаша | 12,21 м | 12 м | +0,21 |
Из таблицы 1 видно, что метод определение высоты дерева с помощью зеркала наиболее близок к фактической высоте ели. Так же этим методом можно производить измерения в любую погоду и вместо зеркала можно использовать лужу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы мы проанализировали литературу разных авторов по проблеме исследования. Повторили признаки подобия треугольников и разобрала решения задач различного уровня сложности, решаемые методом подобия. Эта информация поможет мне при подготовке к экзаменам. Подробно разбирая разные задачи на определение высоты предмета, мы научились видеть подобные треугольники в различных ситуациях. Мы умеем правильно записывать отношения сходственных сторон, по известным элементам, вычислять неизвестные стороны, используя свойства пропорции.
Нами было выяснено на конкретных примерах, что с помощью подобия можно найти высоту или расстояние до недоступной точки. Мы научились применять метод подобия для решения практических задач.
На наш взгляд проведённая работа практически значима, подобранный и разработанный материал может быть использовано как учениками, так и учителями, работающими в восьмых классах, по ранее обозначенной теме.
На основе практической работы был сделан вывод об истинности выдвинутой гипотезы.
Библиографический список
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия 7-9 класс. Москва: Просвещение, 2010. 384 с.
-
Болтянский В.Г. Элементарная геометрия. Москва: Просвещение, 1985 . 325 с.
-
Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности.- 3-е изд. М.: Недра, 1983. – 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://libhist.narod.ru/Prosteishie_izmer_Ganshin.pdf (дата обращения 12.12.2017).
-
Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва: Просвещение, 1982. 240 с.
-
Мерзляк А. Г., Полонский В. Б. Геометрия 7 класс. М: Дрофа, 2016. 193 с.
-
Мерзляк А. Г., Полонский В. Б. Геометрия 8 класс. М: Вентана-Граф, 2017. 208 с.
-
Ширина И. М. Практическое применение треугольников при измерительных работах. – Пермь, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://genius.pstu.ru/file.php/1/pupils_works_2016/Shirinkina.pdf (дата обращения 5.11.2017)
-
Энциклопедический словарь юного математика. Москва: Педагогика, 1983. 351 с.