СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа патриотической направленности «Об этом забыть нам просто нельзя»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся образовательных учреждений.«Об этом забыть нам просто нельзя».Пастухов Владимир Викторович. Обоснование проблемы: отсутствие у молодежи знаний     об  участнике-земляке, погибшем при исполнении интернационального долга  в Афганистане.

      Объект исследования:  судьба Владимира Пастухова.

Целью нашего исследования:  увековечивание  памяти воина-интернационалиста, выпускника    Смолинской средней школы   Пастухова Владимира  Викторовича.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.Провести анкетирование среди учащихся.

2.  Собрать материал о судьбе  Пастухова В.В.

3. На основе  анализа воспоминаний  родителей, педагогов, одноклассников  составить историю жизни  Владимира.

4.Оформить буклет и экспозицию по теме « Афганистан болит в моей душе  »

 5.Предоставление собранных материалов о жизни воина-интернационалиста широкому кругу общественности. (  Проведение  устного журнала)

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа патриотической направленности «Об этом забыть нам просто нельзя»»

МОУ Саргазинская СОШ

Районный конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся образовательных учреждений















« Об этом забыть нам просто нельзя»

Пастухов Владимир Викторович









Автор: Лобанова Кристина,

7 класс, МОУ Саргазинская СОШ

Руководитель: Морозова Светлана Александровна,

учитель истории







Сосновский район 2015





Содержание

Введение …………………………………………3-4

1. Детские годы…… ….. 5-8

2. Служба в армии. Афганистан.…………… 9-12

Выводы……………………………………………13

Список использованной литературы …………14

Приложения………………………………………15







































Введение.

7. 05. 2013 года в МОУ Саргазинская СОШ, отделение станции Смолино состоялся митинг, посвященный открытию мемориальной доски воину, погибшему при исполнении воинского долга в Афганистане , выпускнику нашей школы Пастухову Владимиру Викторовичу. Для меня это было, открытие не только доски памяти… Героем оказался наш земляк, житель станции Смолино, почти мой сосед, выпускник нашей школы. А ведь я ничего о нем не знаю. Мне стало совестно, что я такая невежда. Сначала было неловко спрашивать ребят, знают ли они что-то об этом человеке. Потом, пообщавшись, я сделала еще одно открытие: я не одинока в своем невеждестве. Мы провели небольшой опрос среди учеников нашей школы, задавая всего один вопрос: "Что вы знаете о Пастухове В.В » В исследовании приняли участие - учащиеся 5-9 классов (всего 31 человек). Из них14 человек (45%) – знают, что учился в нашей школе. Из них- 3человека (21,4%) знают, подробности о жизни Пастухова В.В. Ответы учащихся были разными. Многие не знали ничего о Владимире ( 17 человек-55%) до открытия мемориальной доски, другие знали то, что услышали на митинге, или то, что жил, учился на станции Смолино, ушел в армию… И тут я решила: я хочу знать об этом человеке больше, хочу понять, как становятся героями, ведь, говорят, ими не рождаются. Мне давно хотелось знать, почему один человек становится Героем, а другой – предателем. И я решила покопаться изнутри : каким надо быть Человеком, чтобы стать Героем? Думаю, я сделаю еще одно открытие для себя и поделюсь с другими.

Обоснование проблемы: отсутствие у молодежи знаний об участнике-земляке, погибшем при исполнении интернационального долга в Афганистане.

Объект исследования: судьба Владимира Пастухова.

Целью нашего исследования: увековечевание памяти воина-интернационалиста, выпускника Смолинской средней школы Пастухова Владимира Викторовича.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.Провести анкетирование среди учащихся.

2. Собрать материал о судьбе Пастухова В.В.

3. На основе анализа воспоминаний родителей, педагогов, одноклассников составить историю жизни Владимира.

4.Оформить буклет и экспозицию по теме « Афганистан болит в моей душе »

5.Предоставление собранных материалов о жизни воина-интернационалиста широкому кругу общественности. ( Проведение устного журнала)

Методы исследования:

  1. Анкетирование.

  2. Интервьюирование.

  3. Изучение архивных документов

Источниковой базой для данного исследования послужили материалы периодической печати, семейные архивные документы, интервью и беседы с родителями: Пастуховой Александрой Егоровной и Виктором Сергеевичем, ветеранами боевых действий в Афганистане, также с родственниками, одноклассниками, учителями погибшего воина-интернационалиста. Позволим надеяться, что новизна и практическая значимость нашей работы получит достойную оценку не только у родителей героя нашего исследования, для которых 15 февраля это не просто календарная дата, но и день памяти о подвиге воина - интернационалиста в республике Афганистан, о мужестве и любви к Родине. Эта работа также обращена к нашим сверстникам – ученикам, студентам. Как сказал один опрашиваемый нами земляк: «Отмечая наши «афганские», а, по сути, государственные памятные даты, нам нужно стараться донести историю тех событий до наших сограждан, прежде всего, до молодежи, которая знает об этом только по фильмам, а, зачастую, не знает вовсе. На уважительном отношении к настоящим воинам и к памяти погибших за интересы Отечества нужно воспитывать современное поколение». Данная работа может служить источником для создания экспозиции в школьных музеях, материалами для классных часов, Уроков Мужества.


































2. Детские годы.

Пастухов Владимир Викторович родился в 1962 году 2 октября в поселке Ильинка Ерментауского района Целиноградской области. В семье Пастуховых было четыре брата: старший Александр, второй брат- Владимир, третий –Сергей, самый младший –Михаил. Володя в детстве сильно болел, в садике повариха накормила детей киселем, в который упала крыса. Двое детей умерли. Володю выходили. Мама поила травами, привезенными из Башкирии. Целый месяц за ним ухаживали родители. И чудо ребенок выжил, стал кушать, порозовел. Володя до трех лет ходил в детский садик. В садике работала бабушка, которая присматривала за ним. В четыре года сидел дома, за ним присматривал старший брат Александр. У каждого были свои обязанности по дому. Все ребята мыли полы в доме, умели коров доить. Были очень дружные и трудолюбивые. В соседях жили казахи. Родители на работе, мальчишки приводили детей к себе в гости, играли с ними, вместе кушали. Мама вспоминает, что мальчишки любили ходить по грибы, ягоды. Однажды, в лесу нашли раненого олененка, у него была поранена нога. Мальчишки сбегали домой за бинтом, перевязали ногу. И неожиданно для всех, появилась мама олененка, разбросала корзинки с грибами. И пришлось мальчишкам два часа просидеть на дереве, пока они не ушли. [ 2]  В сентябре 1974 года наша школа открыла двери мальчику, кото­рый, выйдя из нее, стал героем и снова вошел в школу, чтобы навеки остаться здесь, чтобы памятью о себе научить новые поколения любить людей. Имя этого героя - Владимир Пастухов. С 1974-1978- учился в Смолинской средней школе. По воспоминаниям учителей «парень звезд с неба не хватал» Способности к учебе были средние. В трудовых десантах принимал самое активное участие, всегда помогал девчонкам по дежурству. В те годы школьники оказывали помощь Смолинскому совхозу в уборке корнеплодов.[4]

Володя быстро проходил свой рядок и помогал тем, кто отстает. И очень часто ребята пользовались этим. Во всех школьных делах принимал самое активное участие, в конкурсе песни и строя был запевалой .[4] После уроков вместе со своими друзьями: Андреем и Валерой Буйняковыми расчищали снег на Шершневском водохранилище, играли в хоккей, летом в футбол. Володя очень любил выращивать цветы, любимые его цветы - это фиалки[2]. Владимир рос в дружной многодетной семье. Родители очень трудолюбивые и отзывчивые люди. Всегда находили время, чтобы помочь подготовить школу к новому учебному году[1]. Беседы с одноклассниками раскрыли нам такие человеческие качества Владимира, как доброта, справедливость, порядочность. Шумакова Лариса Викторовна вспоминает: «Владимир был очень добрым человеком. В нѐм сочеталась физическая сила и душевная мягкость»[5] . Галине Николаевне Лалетиной Владимир запомнился отзывчивым и очень порядочным человеком, который в любой ситуации протянет руку помощи, встанет на сторону слабого. Он всегда имел своѐ мнение и умел отстоять его. Володя пользовался большим авторитетом среди сверстников и уважением у учителей [1]. Отличительной чертой Владимира, по мнению всех одноклассников, была целеустремлѐнность[5]. С детства мечтал стать газоэлектросварщиком.[2] После восьмого класса поступил в СПТУ № 101 города Челябинска, где уже учился старший брат Александр.

С1978 -1981 –учился в СГПТУ № 101 города Челябинска, где освоил специальность электрогазосварщика. Ребята из его группы вспоминают о нем, как о человеке старательном и общительном . Практику проходил в «Южуралэлектромашсбыт», где работала мама.[2] Попал к опытному сварщику, который говорил, что у Володи хорошо получается сварочный шов.[2] После окончания СГПТУ работал электросварщиком в управлении «Южуралэлектромашсбыт». На работу ходил всегда с удовольствием.

3 .Служба в армии. Афганистан.

Отношение молодёжи 80-х годов к службе в армии было хорошим. Все очень стремились отслужить в армии. Владимир, как и все остальные, тоже с честью и достоинством служил в армии. В Армию был призван 29 октября 1981г. Сосновским РКВ был принят в ряды Вооруженных Сил СССР. Выпала Владимиру нелёгкая доля служить в пограничных войсках. Являясь пулемётчиком десантно-штурмовой группы, он постоянно участвовал в боевых операциях, десантировался на занятую противником территорию.
За всё время службы в десантных войсках проявил себя храбрым и умелым воином, никогда не отступавшим перед возникавшими трудностями. [3]Пользовался заслуженным авторитетом среди товарищей по службе и командиров.[3] Писал письма домой, но очень редко. В первых же строках своих писем Володя, как заботливый сын и брат расспрашивал о здоровье родных и близких, о том, как поживают его друзья. Первые письма шли с места учебы, где каждый обучался военным навыкам. От мамы сыновья скрывали, что Володя в Афганистане, но материнское сердце не обманешь.

Александра Егоровна почувствовала, когда все его любимые фиалки в доме погибли. 13 октября 1982 г. он написал письмо домой, что выполнит задание и приедет в отпуск. Но этому не суждено было сбыться [2]

"Засада в Джавайском ущелье"

Ах, горы, горы, ущелья, как в этих местах они похожи друг на друга, будто братья близнецы, рознятся лишь длинной, да количеством поворотов да крутостью скал. Ничем от остальных ущелий не отличалось и Джавайское, впрочем, оно было на несколько десятков километров короче Куфаба. 21.10.1982 г. нашей группе была поставлена задача, заключавшаяся в одном, высадиться вверх ущелья и, спускавшись вниз с кишлаков собирать все мужское население, гнать вниз ущелья на точку (временный гарнизон, располагавшийся в Джавайском ущелье), где, я так думаю, их переписывала местная власть, существовавшая в этих местах лишь формально. Замысел афганцев был прост, при следующей зачистке, то мужское население, которое не вклинивается в списки, приравнивалось к духам и увозилось в неизвестном для нас направлении. В который раз мы высадились вверху Джавайского ущелья, никто не имел ни малейшего понятия.[3] По обеим сторонам ущелья, а оно в верховьях не глубокое, находился кишлак. Разобравшись на две группы, так как в операции участвовало всего две заставы, 2-я и 3-я, бегом, обыскивая все дома, сараи, летники (временные жилища расположенные вблизи распаханных полей), собрали человек 20 "ошноков" (местных жителей) без оружия. Каким образом я оказался на этой операции - не могу вспомнить, помню только, что я был без своего пулемётчика Макара и с РПК. Расположились на хорошей по меркам гор поляне. [3]Ожидание было томительно, тем более, что не знали сути. Но вскоре появились вертушки, и высадился отряд "сорбозов" (регулярная афганская армия) в количестве 12 человек. Начались допросы, одного "ошно" сарбозы» на моих глазах связали, задрали ноги кверху и били шомполом от автомата по пяткам, как он дико орал. Затем поступила команда всех гнать вниз ущелья. Выстроившись, группа пошла, впереди шли 12 «сорбозов», за ними 20 "ошно", а уже потом мы [3]. Шли спокойно, темп был средним, за мной шел рядовой Демочко, через четыре человека впереди колонны шел мой земляк из станции Смолино, что под Челябинском Пастухов В.[3] С Демочко мы разговорились, в смысле, «как надоели эти операции, которые пусть проводят сами афганцы без нашего участия». Так не заметили, что колонна немного сбавила ход, оказалось, каменная осыпь практически подходила к реке, и образовывался очень узкий проход. Когда этот проход с поворотом прошли "сорбозы", "ошно" и основная часть нашей группы, громко, как гром, грянул выстрел и почти одновременно со склона посыпался град пуль. Не могу описать, что происходило в тот момент впереди меня, так как огромные валуны загораживали видимость, да и я контролировал лишь свой сектор, где у меня была не плохая видимость склона. [3]Нас на этом клочке земли оказалось трое, мы спрятались под берегом, который вымыла река лет 100 назад. Рядом со мной был Демочко, метрах в 10-ти прямо на тропе лежал Пастухов В., он уже был мертв, но духи еще и еще проходили по нему очередями так взлетал на воздух с расщепленным прикладом его РПК (ручной пулемет Калашникова).[3] Мы били выборочно, то есть если казалось, что если между камнями блеснула вспышка от выстрела, патроны жалели, понимая, что попали в засаду (каменный мешок), из которого можем никогда не выйти. [3] Тут вскрикнул от боли Демочко, пуля попала ему в ногу пересечение ступни и голени, я тут же бросил автомат, вколол промедол из находящегося ИП (индивидуальный пакет) и, перетянув ногу жгутом, сделал перевязку. Стрельба не утихала, но начало уже темнеть. Да, спасибо авиации, она выручила нас, на протяжении 30 минут две вертушки обрабатывали склон ракетами, дав нам время рассредоточиться. Пальба со склонов ослабла, так раздавались выстрелы то тут, то там, видно основная часть духов растворилась, оставив просто прикрытие. Еще не совсем стемнело и вспышки выстрелов со склонов стали видны очень четко. И наши снайпера гасили их очень эффективно. Но очень скоро стемнело совсем, но взошедшая луна давала нам шанс видеть хоть что-то. По цепи поступила команда: раненых, убитых на себя и галопом вниз по ущелью под покровом темноты. Мы не заставили себя долго ждать, переглянулись с Демочко и я прочитал в его взгляде одно - "сможешь?". Не раздумывая не секунды, я схватил Демочко как "рюкзак" на спину, выбросив его автомат и боеприпасы, и пошел вперед. Было видно, что двое бойцов подняли Пастухова, и я рванул за ними. Обогнав их, я очутился в середине колонны, пройдя метров 100, у меня начали разжиматься руки, хоть Демочко и держал меня за шею, это не помогало.[3] Тогда Демочко сказал: - "Серега, я смогу на одной ноге, ты только придерживай меня. "Таким образом, то я его несу, то он скачет на одной ноге, мы прошли километра три.i И когда впереди себя услышали голоса: «падцаны давайте раненых сюда» - и ко мне подошли два бойца, я понял, что это спешила нам на помощь группа. Пройдя еще километров, пять, мы очутились на точке. Убитых сложили в один ряд под деревом, их оказалось четверо. Раненых немедленно к медику.[3] Рухнув на землю и немного отдышавшись, я заметил, что у дерева, кто-то стоит, хотя после такого марш-броска все поголовно лежали. Не удержавшись от любопытства, я подошел к дереву, это оказался связанный дух. Со злости я ударил его прикладом в лицо, а он не проявил никакой реакции, был ,уже мертв и держали его только веревки. Чуть забрезжил рассвет - была дана команда «к бою» и назад - на место засады. Подойдя к месту, нам открылась страшная картина, 10 "сорбозов" были убиты и раздеты, без сапог, некоторые в одном нижнем белье. За большим валуном всего метрах в 15-ти я увидел труп "духа", остальных, скорее всего они унесли. По той стороне реки подошла Пянджская ДШ. Вдруг грянул выстрел, один боец у Пянджских упал, мы дружно дали залп по их склону. Удивительно, но все наше оружие валялось там, где оставалось в последний момент, а вот "сорбозовских" АК-47 не оказалось. Видно, наши АК-74 калибра 5.45 у духов не ценились из-за отсутствия боеприпасов. Повсюду валялись окровавленные бинты.[3] И вот он сюрприз из-за берега реки из-за огромного валуна выходит наш боец Овчинников. Мы рванули к нему, он был ранен в ногу выше колена, рукой он показал на валун, там был рядовой Иусс. Он из-за шума реки просто не слышал команды, но "бог" дал ему вторую жизнь. Собрав оружие ,мы пошли обратно на точку. Через сутки нас сняли бортами на основную базу, а груз-200, их было четверо, полетели на Родину в родную землю залечь навечно и среди них мой земляк Пастухов В., и груз-300 полетели в госпиталь залечивать раны, их было 10-12 .[3]

По воспоминаниям сослуживцев Сергея, его всегда отличали исключительное мужество, верность Родине, искреннее желание помогать своим товарищам по оружию. [3]

21 октября 1982 года при ликвидации горного базового лагеря вооружённых мятежников Владимир Пастухов погиб в тяжёлом неравном бою.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1983 года рядовой
Пастухов Владимир Викторович награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
25 октября 1982 года Владимира похоронили на кладбище ст. Смолино Сосновского района. На могиле установлено мраморное надгробие. Имя Владимира Викторовича Пастухова занесено во Всесоюзную Книгу Памяти военнослужащих органов и войск КГБ СССР, погибших в Республике Афганистан.[6], [7]

В эту минуту, в секунду вот эту
Он утверждает бессмертье планеты
Смертью своей...
Двадцатилетний,
Вот он встречает тот миг,
Тот последний
Миг на коротком своём рубеже,
Миг, за который шагами прямыми
Люди уходят живыми,
Живыми,
А возникают легендой уже.
Фазу Алиев



















Выводы.

Подводя итоги своей работы, я могу сказать, что мы достигли той цели, которую поставила в начале своей работы. На основе анализа воспоминаний родителей, педагогов, одноклассников мы составили историю жизни Владимира. Мы посетили Сосновский районный историко-краеведческий музей, музей Челябинского профессионального колледжа № 101, где учился Владимир. Результаты проведенной работы оформлены в виде печатного документа, презентации, буклета. И я горжусь тем что, героем оказался наш земляк, житель станции Смолино, почти мой сосед, выпускник нашей школы. Невозможно, конечно знать их всех, но мы должны помнить их, потому что они выполняли свой долг, были верны присяге, которую давали. Именно они ежедневно или ежечасно рисковали своей жизнью в то время, когда мы спокойно спали в своих тёплых постелях. И не сами, не по своей доброй воле они пошли воевать. Поэтому для меня воины-интернационалисты остаются героями, и никто не сможет меня в этом разубедить, какие бы противоречивые слухи не ходили относительно боевых действий в Афганистане. Эти молодые парни честно выполняли свой долг, оставались верными воинской присяге, они сами стали жертвами политики, уже только, поэтому мы должны помнить об этих людях и чтить их память!!!















Список использованной литературы.

1. Воспоминания учителя биологии, химии Лалетиной Галины Николаевны.

2. Воспоминание о сыне матери Пастуховой Александры Егоровны.

3. Воспоминания Симонова Сергея в 1982-83 гг. пулеметчика ДШМГ КВПО.

4.Воспоминание о Владимире учителя математики Юниной З.В.

5.Воспоминание о Владимире одноклассницы Шумаковой Л.В.

6.Вспомним всех поименно. 1979-1989 г. Челябинск. с.27.

7. Книга памяти о советских воинах ,погибших в Афганистане. М. военное издательство,1999г.с.208.

8.Российская Федерация Челябинской области . Вспомним всех поименно. Книга памяти .Том 1.Афганистан 1979-1989.Челябинск,1939г. с.100.



























Приложение. 1.

Вопросы для интервью с одноклассниками.

-Каким он был?

-Чем выделялся среди других одноклассников?

-Кто его близкие друзья?

-Была ли у него любимая девушка в школе?

-Знаете ли вы, о чем он мечтал? Какие были у него планы на будущее?

-Переписывался ли он с кем-то из вас, после призыва в армию?

-Что вам известно о его последних днях службы в Афганистане?





































Приложение 2.

Вопросы для интервью с учителем математики Юниной З.В.



-В какие годы учился Пастухов Владимир?

-Каким он был учеником?

-Что вы можете сказать о его семье?

-Было ли у него что-то такое, что отличало его от других учеников?

-Какие увлечения у него были?

-Приходит ли вам на память какие-то необычные или смешные случаи из вашей практики работы с классом, где учился Пастухов Владимир?

-Что вы знаете о его дальнейшей судьбе по окончанию школы?

-Что вам известно о его последних днях службы в Афганистане?



































Приложение 3. Володя в детстве.

















Приложение 4. Владимир в школе.

























Приложение 5.Свидетельство о восьмилетнем образовании.



























Приложение 6. Учетная карточка члена ВЛКСМ



































Приложение 7. Учеба в среднем профессионально- техническом училище 101.





















Приложение 8. Афганистан. Владимир со своими товарищами на службе.





























Приложение 9. Орден Красной Звезды.



















































































i Из воспоминаний Симонова Сергея в 1982-83 гг. пулеметчика ДШМГ КВПО.