СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-методическая деятельность школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описана роль научно-методической работы школы, которая является одним из основных видов деятельности руководящих и педагогических работников.Представлена структура методической работы школы. Функции и задачи, а также формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая деятельность школы»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



Научно-методическая деятельность школы

Важную роль в обеспечении качественной подготовки школьников выполняет научно-методическая работа, которая является одним из основных видов деятельности руководящих и педагогических работников образовательного учреждения и основывается на принципах научности, индивидуализации, актуальности и системности. Научно-методическое сопровождение развивается в контексте качественных изменений не только целей образовательного процесса (273ФЗ, Фундаментальное ядро, ФГОС), но и моделей профессионального труда учителя. Преодолеваются традиционные представления о педагогической деятельности как деятельности, регулируемой нормами стандартизированного профессионального поведения в повторяющихся педагогических ситуациях. Труд педагога все в большей степени рассматривается как предполагающий активное инновационное реагирование на конкретные ситуационные свойства взаимодействия участников образовательного процесса. При этом важным фактором, определяющим успешность педагогической деятельности, становится выбор модели профессионального поведения, адекватной критериям создания оптимальных условий развития ребенка как субъекта своего образования. Педагогическая работа по своей сути является исследовательской, настоящий учитель всегда анализирует педагогические явления и ситуации, уровень достижений воспитанников, изучает пути совершенствования образовательного процесса, оценивает результаты нововведений. Изменения в педагогической деятельности включают становление новых образцов взаимодействия между учителем и учеником. Их отношения выстраиваются в рамках кооперированной деятельности, предполагающей высокую степень востребованности межличностного общения, развитие коммуникативных форм, пластичность и гибкость обмена знаниями и опытом. Это требует взаимного понимания, способности открываться внутреннему миру другого, стремления предлагать и воспринимать субъективный смысл происходящего. Ведущими становятся принципы диалогового общения, совместного определения и переопределения ситуаций, разработки и изменения значений. В системе научно-методического сопровождения педагога должно учитываться изменение профессиональной позиции учителя, связанное с принятием им идеи гуманизации образования. Влияние этой идеи заключается в том, что учитель начинает выступать как «фасилитатор» (облегчающий ученику процесс учения). При этом он ориентируется на следующие установки: эмпатически понять чувства и мысли ученика, принять ученика как личность, быть открытым по отношению к нему, сделать его полноправным участником обсуждения проблем, групповой и индивидуальной работы, анализа ее результатов, планирования дальнейшего продвижения (Певзнер М.Н., Зайченко О.М. и др. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия. Великий Новгород, 2002. С. 16). По отношению к учителю научно-методическая деятельность выполняет ряд важных функций:

В этих условиях становится понятной роль культурологического подхода и обозначенного им внутреннего и внешнего диалога (Бахтин М.М., Библер В.С., Бубер М., Рабинович В.Л.), который оказывается основой гуманитарной парадигмой современного образования, выдвигающей познавательные идеалы индивидуального восприятия действительности. Вступая в диалог, учитель не «транслирует» знания, а оказывается участником обмена различными видениями реальности, основным способом познания которой становится понимание. Одновременно диалоговые отношения предполагают осознание ограниченности возможностей индивидуального познания, готовность и способность осваивать групповые формы работы, владение приемами включения ученика в самостоятельную познавательную деятельность, интегрирующую субъективноличностные и объективные аспекты знания. Главная цель научно-методической работы школы – обеспечение непрерывного роста профессионализма и квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, для чего необходимо обновить модель научно-методического сопровождения образовательной деятельности школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В связи с этим определяются долгосрочные задачи:

• Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС в образовательном процессе; • Подготовка педагогических работников к решению вопросов реализации требований ФГОС;

• Методическая работа в образовательном учреждении как условие реализации ФГОС в образовательной практике;

• Обновление содержания и форм организации научно-методической работы педагогов в условиях реализации ФГОС;

• Совершенствование работы методической службы по развитию профессионализма педагогов;

• Обеспечение преемственности начального, основного, общего образования в условиях реализации ФГОС в образовательных учреждений;

• Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС;

• Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса;

• Организация информационной образовательной среды в условиях реализации ФГОС;

• Реализация системно-деятельностного подхода в учебном процессе;

• Повышение ИКТ-компетенции педагогов;

Из них приоритетными являются:

- синхронизация нормативной базы в условиях реализации ФГОС;

- создание механизма адекватного и гибкого реагирования на актуальные запросы участников образовательных отношений по вопросам ФГОС;

- обеспечение преемственность научно-методических и учебно-методических комплектов федерального, регионального и муниципального уровней;

- более широкое использование дополнительных образовательных модульных программ;

- обеспечение повышения профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности педагогических работников, оптимальное вхождение в систему ценностей современного образования;

- обеспечение эффективного внедрения в образовательную деятельность новых технологий и методов обучения, необходимых для успешного решения задач ФГОС;

- развитие навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы, отражающих практические потребности образовательной деятельности в целом;

- развитие навыков конструирования программ внеурочной деятельности в соответствии с Фундаментальным ядром содержания образования;

- формирование «копилки» научно-методического опыта;

В связи с этим определяются задачи руководителя научно-методической службы и структура научно-методической деятельности школы:

- Осуществление информационного сопровождения, научно-методического руководства изучением, обобщением, распространением передового педагогического опыта;

- Оказание научно-методической помощи различным категориям педагогических работников общего образования в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности по вопросам реализации ФГОС.

СТРУКТУРА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Научно-методический совет школы;

методические объединения учителей:

Предметников;

Начальных классов;

Трудового обучения;

Классных руководителей;

Воспитателей.

Функции и задачи методической работы в школе

Можно выделить следующие группы типовых, взаимосвязанных функций методической работы в школе:

1) функции методической работы по связи с «внешней средой», то есть ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту;

2) функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы;

3) функции методической работы по отношению к конкретному учителю, классному руководителю, воспитателю, которые реализуют ее основную цель — помощь учителю в росте его мастерства, профессиональной компетентности.

Все эти группы функций имеют свои конечные результаты, причем две первые группы функций, в конечном счете, «работают» на третью, так как именно ее реализация приближает школу к осуществлению конечных целей и задач образовательного процесса.

К задачам, которые определяются первой функцией, относятся:

— осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника (результатом осуществления этой функции должно стать точное понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях);

— внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогических наук (результатом решения этой задачи является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, обогащение педагогической культуры учителей);

— внедрение достижений передового педагогического опыта (результатом этого является интеграция лучшего опыта в систему работы учителей данной школы, стимулирование их собственных творческих поисков);

— распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного в данном педагогическом коллективе (эта функция, которая часто недооценивается в школьной практике, на самом деле очень важна, тем более что выход ценного опыта учителей за рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого роста; результатом реализации этой функции методической работы является обогащение общей «копилки» прогрессивного опыта, а в ряде случаев — и расширение существующих взглядов и представлений на те или иные аспекты образовательного процесса).

Вторая функция реализуется через осуществление следующих задач:

— сплочения педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;

— выработки единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования;

— анализ образовательного процесса в школе и его результатов, выявление изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников;

— предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;

— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками;

— предупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;

— стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей;

— приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы, к участию в целенаправленной организации нового опыта по таким проблемам.

Нетрудно видеть, что решение задач второй группы также имеет, в конечном счете, выход на главное в методической работе школы — оказание помощи каждому учителю, рост профессионального мастерства педагогических кадров.

Наконец, третья функция методической работы в школе непосредственно связана с обеспечением роста мастерства каждого учителя, который определяется умениями оптимально строить процесс обучения. К ним, в частности, относятся следующие группы умений:

1. Умения, определяющие оптимальность планирования и проектирования процесса обучения:

— точно осмысливать программно-методические требования;

— определять место урока в теме, разделе, курсе;

— изучать, диагностировать реальные учебные возможности, уровень воспитанности школьников и классных коллективов;

— комплексно проектировать задачи образования, воспитания и развития школьников, конкретизировать их с учетом особенностей учащихся, выделять главные, доминирующие задачи;

— строить уроки на основе принципов научности, доступности, связи с жизнью, системности, систематичности, последовательности;

— реализовывать межпредметные связи, практическую, профориентационную направленность;

— выделять главное, существенное в учебном материале;

— выбирать оптимальные сочетания методов, средств и форм обучения, общих и дифференцированных видов работы и заданий на уроках;

— проектировать характер учебной деятельности и обобщения в классе;

— продумывать и создавать благоприятные материальные, морально-психологические, гигиенические и эстетические условия обучения;

— выбирать рациональные структуры, темп и ритм обучения;

— рационально фиксировать принятые методические решения в плане (конспекте) урока;

— видеть запасные варианты проведения уроков;

— планировать различные формы проведения занятий (уроки различных типов, такие, как лекции, семинары, практикумы, собеседования, зачеты и другие).

2. Умения, которые позволяют оптимально реализовать намеченный план обучения (урока):

— концентрировать внимание и усилия учащихся на главном, существенном, обучать главному на уроке;

— оптимально управлять деятельностью школьников и общением в классе, осуществлять стимулирование, организацию, контроль, оценку деятельности школьников и работу над ошибками;

— вести самоконтроль в ходе работы;

— гибко перестраивать ход урока в случае необходимости.

3. Умения анализировать результаты своих уроков по критериям оптимальности:

— определять результаты обучения, уровень образованности, воспитанности, развитости школьников;

— сопоставлять полученные результаты с намеченными, поставленными задачами и выявлять их совпадение или рассогласование;

— выявлять причины успехов и недостатков и работе;

— делать своевременные выводы из полученных результатов и использовать их при корректировке работы.

Можно исходить и из других наборов профессиональных умений учителя. Главное, чтобы они были действительно важными для роста профессионализма учителей.

Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества учителей, к задачам методической работы также относятся развитие и совершенствование:

— знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные и другие);

— мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии мотивов педагогического творчества, увлеченности предметом, потребности в самореализации);

— нравственных качеств личности педагога (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание учителя);

— современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность;

— профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общения со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как компьютеры, видеомагнитофоны и другие);

— культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;

— готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

В заключение следует отметить, что функции и задачи методической работы конкретизируются и модифицируются с учетом ситуации, складывающейся в образовательном учреждении.

Формы методической работы

Освоение новых теоретических знаний и практических действий осуществляется в процессе работы постоянных методических объединениях педагогов.

Методические объединения учителей в системе научно-методической работы позволяют изучить проблемы развития качества образования на методическом уровне. Групповая форма работы учителей-предметников или классных руководителей обеспечивает эффективнее обсуждение учебных занятий и воспитательных мероприятий, анализ результатов их деятельности.

Индивидуальная исследовательская работа учителя, как известно, отражает уровень его педагогического творчества, существенными признаками которого, по мнению ученых, являются:

1) наличие у педагога системы глубоких знаний, их критическая переработка и переосмысление;

2) владение умениями переводить теоретические и методические идеи в профессиональные действия; разрабатывать новые методики, приёмы и средства образования; эффективно применять имеющийся опыт в новых условиях; давать

рефлексивную оценку собственной деятельности и её результатам; импровизировать на основе знаний и интуиции; целенаправленно осуществлять самосовершенствование и самообразование.

Мастер-классы. Особое значение в структуре научно-методической работы в образовательном учреждении приобретает такое творческое объединение, как мастеркласс. Это сравнительно новое объединение учителей мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения учителей на образцах педагогической деятельности. С другой стороны, эта форма важна для учителя-мастера, автора педагогического опыта, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства.

Семинары-практикумы проводятся с целью обсуждения одной из реальных проблем проектирования развивающей образовательной среды ученика; определения путей решения проблемы развития личностных качеств участников образовательного процесса, опираясь на педагогический опыт учителей, участников семинара-практикума.

Общественная экспертиза. Цель общественной экспертизы - способствовать выработке коллективного мнения о результатах исследовательской деятельности педагогов на основе оценочных суждений, отражающих уровень их достижений. Одна из основных форм общественной экспертизы - научно-практическая конференция - собрание представителей педагогического сообщества, которое характеризуется особой формой организации самостоятельной познавательной деятельности участников. Особенность заключается в том, что каждый участник конференции одновременно является и экспертом, и экспертируемым.

Профессиональные конкурсы как этап общественной экспертизы. В настоящее время возрастает значимость различных форм педагогического профессионального общения работников образования как средства стимулирования мотивации повышения квалификации, удовлетворения личностно значимых потребностей в «приращении» недостающих компетентностей и переводе их в практическую деятельность. Среди таких форм существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства, участие в которых способствует осознанию педагогических затруднений и проблем; создает условия для инновационного поиска и решения этих проблем.

Очно-заочные курсы организуются с целью создания благоприятных условия для профессионального развития учителей, желающих повысить свою квалификацию в режиме инновационного обучения. Публикации как этап общественной экспертизы. Известно, что результаты исследовательской работы и обобщение ценного педагогического опыта оформляются в виде публикаций. Наиболее часто публикуются методические рекомендации, методические разработки, учебные программы, рабочие тетради, тезисы докладов.

Кратко охарактеризуем требования к перечисленным видам изданий.

Методические рекомендации — это издания, в которых содержатся пояснения по определенной теме, разделу или вопросу учебного предмета. В них определяется методика выполнения задания или поясняется характер действия при выполнении определенной работы.

Методические разработки — это издания, которые содержат конкретные материалы в помощь учителю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!