СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая конференция

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания вокзала в г. Ртищево

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 3 им. П.А. Столыпина

г. Ртищево Саратовской области»
















Вокзал Ртищево
История возникновения






Выполнила:

Ташлыкова Анжела

ученица 2 «А» класса

МОУ «Лицей №3

им. П.А. Столыпина»

Руководитель: Ульянова Е.В.





2015 – 2016 учебный год

Цели:

1. Выяснить когда построено здание вокзала.

2. Вокзал в годы войны

3. Вокзал в наши дни.



Задачи:

  • Проанализировать исторические документы в архиве и музее города Ртищево;

  • Посетить здание вокзала, выяснить какие мемориалы и памятники находятся на территории Вокзала ст. Ртищево



Гипотеза: предположим, что история вокзала города Ртищево неразрывно связана с историей нашей страны.



:




























СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ

2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВОКЗАЛА

3. ВОКЗАЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

4. МЕМОРИАЛЫ И ПАМЯТНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОКЗАЛА

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ






































  1. ВВЕДЕНИЕ


Вокзал – это «лицо» любого города. Мне захотелось узнать историю возникновения вокзала на станции Ртищево 1 и выяснить, как история вокзала связана с историей нашей страны.


  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВОКЗАЛА


Строительство пассажирского каменного двухэтажного здания на месте будущей станции Ртищево Тамбово–Саратовской железной дороги началось летом 1868 года.

Строился вокзал, в основном, из местного кирпича, который изготавливался на заводе купца И.Я Святогорова.

К концу 1870 года здание железнодорожного вокзала станции Ртищево было построено, в эксплуатацию принято в январе 1871года, к этому времени в здании закончились отделочные работы.

Было сооружено: пассажирское каменное двухэтажное здание, пассажирская каменная и мощенная камнем платформа площадью 80*2,5 сажени, товарная крытая платформа площадью 50*4 сажени.

В начале ХХ века к зданию вокзала по проекту известного саратовского архитектора П.М. Зыбина были пристроены помещения зала ожидания пассажиров 1-го класса и ресторан. На втором этаже располагалась служба телеграфа Ртищевского отделения.

В 1921 году по поручению Международного комитета Красного креста Ф. Нансеном был создан фонд для оказания помощи голодающим Поволжья.

За счёт "фонда Нансена" в Ртищево содержались две столовые. Они бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам

29 ноября 1921 года, на обратном пути из Саратова, Фритьоф Нансен специально остановился в Ртищево, где пробыл трое суток, живя на вокзале. Здесь он создал распределительную базу помощи голодающим, проверил, как кормят детей-сирот, посетил пункты выдачи пайка в волостных сёлах вокруг Ртищева.


  1. ВОКЗАЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


В годы Великой Отечественной войны ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. В городе дислоцировались 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи и 243-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, обеспечивающие защиту ртищевского железнодорожного узла от налётов авиации противника.

8 апреля1942 года в нашем городе был сформирован 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения оповещения и связи (100 ОБ ВНОС) из числа девушек Саратовской области и всего нашего Поволжья.

21 февраля 1942 года над нашим городом на большой высоте курсом на Саратов пролетел первый фашистский самолет. С этого дня и начались налеты вражеской авиации. Только с февраля по май 1942 года наблюдательными постами было обнаружено 392 самолета противника. С возложенной задачей по обороне ртищевского железнодорожного узла батальон справился успешно и стал лучшим среди других частей Саратово-Балашовского дивизиона ПВО.

243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион 27 стрелкового корпуса был сформирован в 1939 году. С 27 апреля 1942 года был поставлен на противовоздушную оборону ртищевского железнодорожного узла. Здесь дивизион продолжил формирование и пополнялся не только мужчинами, но и девушками из города Ртищево, Ртищевского и других районов Саратовской области.

На крыше здания вокзала станции Ртищево для отражения налетов немецкой авиации установлены зенитные пулеметы.

Через Ртищевский вокзал прошли сотни тысяч беженцев. В 1942 году при вокзале был организован санпропускник, налажен строгий медицинский контроль.
Город перешел на военное положение. Все пассажиры, прибывшие с 23.00 до 5.00 на станцию Ртищево, задерживались в здании вокзала.
В 1943 году, когда фронт отодвинулся далеко на Запад, железнодорожный вокзал вернулся к мирной жизни: был проведен капитальный ремонт, в место фанеры в окна вставлены стекла.


4. МЕМОРИАЛЫ И ПАМЯТНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОКЗАЛА


В середине 50-х годов ХХ века обновился локомотивный парк депо. Ушли в прошлое паровозы, на смену им пришли тепловозы. Через 10 лет, с 1966г. пассажиры с перрона вокзала отправлялись в путешествие на поездах, ведомых уже локомотивами на электрической тяге.

В середине 60- х годов сильно изменился облик привокзальной площади. В 1966 году был перенесен на окраину города деревянный жилой дом, один из старейших в городе.

На обновленной площади в 1968 году прошел митинг, посвященный проезду через нашу станцию делегатов IХ Международного фестиваля молодежи и студентов.

Железнодорожный вокзал является памятником архитектуры муниципального значения и охраняется государством.

На здании вокзала имеются две мемориальные доски. Одна из них посвящена 100-му отдельному батальону ВНОС и 243-му ОЗАД; вторая открыта 14 сентября 2010 – Фритьофу Нансену.

На здании установлена типовая памятная табличка с надписью «Здесь тыл был фронтом»

Паровоз- памятник - Л0026 1946 года выпуска установлен с левой стороны вокзала на небольшом тупиковом отрезке. На тендере паровоза надпись « С Днем Победы!».
Рядом с паровозом-памятником установлена мемориальная плита в честь ртищевских железнодорожников с надписью: «В знак уважения и памяти ртищевским железнодорожникам. С верой в будущее, не забывая о прошлом.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Я считаю, что историческое прошлое нашего вокзала напрямую связано с историей нашей страны, о чём свидетельствуют мемориалы и памятники на территории вокзала.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!