Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 3 им. П.А. Столыпина
г. Ртищево Саратовской области»
Вокзал Ртищево
История возникновения
Выполнила:
Ташлыкова Анжела
ученица 2 «А» класса
МОУ «Лицей №3
им. П.А. Столыпина»
Руководитель: Ульянова Е.В.
2015 – 2016 учебный год
Цели:
1. Выяснить когда построено здание вокзала.
2. Вокзал в годы войны
3. Вокзал в наши дни.
Задачи:
Проанализировать исторические документы в архиве и музее города Ртищево;
Посетить здание вокзала, выяснить какие мемориалы и памятники находятся на территории Вокзала ст. Ртищево
Гипотеза: предположим, что история вокзала города Ртищево неразрывно связана с историей нашей страны.
:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВОКЗАЛА
3. ВОКЗАЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
4. МЕМОРИАЛЫ И ПАМЯТНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОКЗАЛА
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вокзал – это «лицо» любого города. Мне захотелось узнать историю возникновения вокзала на станции Ртищево 1 и выяснить, как история вокзала связана с историей нашей страны.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВОКЗАЛА
Строительство пассажирского каменного двухэтажного здания на месте будущей станции Ртищево Тамбово–Саратовской железной дороги началось летом 1868 года.
Строился вокзал, в основном, из местного кирпича, который изготавливался на заводе купца И.Я Святогорова.
К концу 1870 года здание железнодорожного вокзала станции Ртищево было построено, в эксплуатацию принято в январе 1871года, к этому времени в здании закончились отделочные работы.
Было сооружено: пассажирское каменное двухэтажное здание, пассажирская каменная и мощенная камнем платформа площадью 80*2,5 сажени, товарная крытая платформа площадью 50*4 сажени.
В начале ХХ века к зданию вокзала по проекту известного саратовского архитектора П.М. Зыбина были пристроены помещения зала ожидания пассажиров 1-го класса и ресторан. На втором этаже располагалась служба телеграфа Ртищевского отделения.
В 1921 году по поручению Международного комитета Красного креста Ф. Нансеном был создан фонд для оказания помощи голодающим Поволжья.
За счёт "фонда Нансена" в Ртищево содержались две столовые. Они бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам
29 ноября 1921 года, на обратном пути из Саратова, Фритьоф Нансен специально остановился в Ртищево, где пробыл трое суток, живя на вокзале. Здесь он создал распределительную базу помощи голодающим, проверил, как кормят детей-сирот, посетил пункты выдачи пайка в волостных сёлах вокруг Ртищева.
ВОКЗАЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В годы Великой Отечественной войны ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. В городе дислоцировались 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи и 243-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, обеспечивающие защиту ртищевского железнодорожного узла от налётов авиации противника.
8 апреля1942 года в нашем городе был сформирован 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения оповещения и связи (100 ОБ ВНОС) из числа девушек Саратовской области и всего нашего Поволжья.
21 февраля 1942 года над нашим городом на большой высоте курсом на Саратов пролетел первый фашистский самолет. С этого дня и начались налеты вражеской авиации. Только с февраля по май 1942 года наблюдательными постами было обнаружено 392 самолета противника. С возложенной задачей по обороне ртищевского железнодорожного узла батальон справился успешно и стал лучшим среди других частей Саратово-Балашовского дивизиона ПВО.
243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион 27 стрелкового корпуса был сформирован в 1939 году. С 27 апреля 1942 года был поставлен на противовоздушную оборону ртищевского железнодорожного узла. Здесь дивизион продолжил формирование и пополнялся не только мужчинами, но и девушками из города Ртищево, Ртищевского и других районов Саратовской области.
На крыше здания вокзала станции Ртищево для отражения налетов немецкой авиации установлены зенитные пулеметы.
Через Ртищевский вокзал прошли сотни тысяч беженцев. В 1942 году при вокзале был организован санпропускник, налажен строгий медицинский контроль.
Город перешел на военное положение. Все пассажиры, прибывшие с 23.00 до 5.00 на станцию Ртищево, задерживались в здании вокзала.
В 1943 году, когда фронт отодвинулся далеко на Запад, железнодорожный вокзал вернулся к мирной жизни: был проведен капитальный ремонт, в место фанеры в окна вставлены стекла.
4. МЕМОРИАЛЫ И ПАМЯТНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОКЗАЛА
В середине 50-х годов ХХ века обновился локомотивный парк депо. Ушли в прошлое паровозы, на смену им пришли тепловозы. Через 10 лет, с 1966г. пассажиры с перрона вокзала отправлялись в путешествие на поездах, ведомых уже локомотивами на электрической тяге.
В середине 60- х годов сильно изменился облик привокзальной площади. В 1966 году был перенесен на окраину города деревянный жилой дом, один из старейших в городе.
На обновленной площади в 1968 году прошел митинг, посвященный проезду через нашу станцию делегатов IХ Международного фестиваля молодежи и студентов.
Железнодорожный вокзал является памятником архитектуры муниципального значения и охраняется государством.
На здании вокзала имеются две мемориальные доски. Одна из них посвящена 100-му отдельному батальону ВНОС и 243-му ОЗАД; вторая открыта 14 сентября 2010 – Фритьофу Нансену.
На здании установлена типовая памятная табличка с надписью «Здесь тыл был фронтом»
Паровоз- памятник - Л0026 1946 года выпуска установлен с левой стороны вокзала на небольшом тупиковом отрезке. На тендере паровоза надпись « С Днем Победы!».
Рядом с паровозом-памятником установлена мемориальная плита в честь ртищевских железнодорожников с надписью: «В знак уважения и памяти ртищевским железнодорожникам. С верой в будущее, не забывая о прошлом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что историческое прошлое нашего вокзала напрямую связано с историей нашей страны, о чём свидетельствуют мемориалы и памятники на территории вокзала.