СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практические работы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье перечислены возможные темы для научно-практических работ с кратими харатеристиами

Просмотр содержимого документа
«Научно-практические работы»

Возможные темы для школьных исследовательских работ по химии.

Одним из видов учебной деятельности в школе является проектная и научно исследовательская деятельность. Очень люблю эту работу. Однако иногда трудно подобрать темы для таких работ. Ребятам нравится предмет. Они хотят работать в области химии. Но иногда им трудно даже приблизительно назвать изучаемую область. Темы часто возникают сами по себе, но в подавляющем большинстве ребята ожидают, чтобы учитель им предложил тему. Вот вариации. Многие мы уже опробовали. Причем на конференциях, когда ребята выступают судьи иногда утверждают, что ребенок не может сделать такой проект сам. Зря. Несмотря на то, что некоторые темы выглядят устрашающе, на деле существует много практических приемов. позволяющих выполнить эти исследования «на кончиках пальцев». Наша задача предложить эти исследования детям и помочь им самостоятельно их провести.

1.Изучение содержания кофеина или сахаров в энергетических напитках (распространенная тема).

2.Хроматографическое разделение экстрактов растений. Возможны варианты колоночной, тонкослойной хроматографии. Красиво делятся окрашенные соки растений или хлорофилл.

3.Обесцвечивание хлорофилла органическими растворителями или в кислой среде.

4.Планирование и синтез различных органических и неорганических веществ: пахучих сложных эфиров, красиво окрашенных красителей, неорганических осадков, комплексов, нужных реактивов для химической лаборатории, фенолформальдегидных смол, окрашенных солей виолуровой кислоты и др.

5.Определение качества лекарств, качественными реакциями из учебника фармацевтической химии. Изучение скорости разложения таблеток (например, аспирина) в зависимости от влажности и температуры хранения. Подбор способов анализа для комбинированных препаратов.

6.Определение качества пищевых продуктов. Определение иодного числа масел, содержание крахмала в продуктах и др. Можно найти МУ или МУК по анализу пищевых продуктов и воспроизвести доступные официальные методики.

7.Изучение состава водопроводной воды (если есть сухой остаток после упаривания).

8.Собрать и изучить электрохимические элементы питания из разных пар металлов.

9.Изучение электролиза различных солей. Электрохимический синтез отбеливателей (пероксифосфатов, гипохлоритов, перкарбонатов и др.), веществ.

10.Влияние кислот и щелочей на местные горные породы, определение пород и минералов (кусочек геохимии).

11.Влияние условий на активность дрожжей (можно изучать по объему выделившегося углекислого газа), дафний (по подвижности под микроскопом) - часть биохимии.

12.Подбор удобрений для лучшего роста растений, подбор рН почвы для лучшего роста растений.

13.Выделение веществ из растений. Бетулина из березы, крахмала из картофеля, хлорофилла из листьев, отгонка эфирных масел и др.

14.Индикаторные свойства соков растений (свеклы, цветной капусты, лепестков цветов и др.).

15.Скорость разрушения металлов в различных кислотах и щелочах. Скорость разрушения тканей и ниток кислотами и щелочами разной концентрации.

16.Покрытие металлов другими металлами, травление надписей на железе, меди (кислотами, йодом, хлоридом железа(III)), алюминии.

17.Определение из каких пластмасс что сделано методом плавления/горения. Изучение продуктов пиролиза пластмасс.

18. Очистка поверхностей от накипи, ржавчины различными реагентами (ЭДТА, щавелевая, лимонная кислоты, полифосфаты) и выбор лучшего реагента.

19. Получение аминокислот гидролизом продуктов питания.

20. Изучение высших валентных соединений серебра (в степенях окисления II, III), их окислительной силы, стабильности, комплексообразования.

21.Титрование органических кислот и практическое определение константы диссоциации (требуется рН-метр).

22.Очистка веществ перекристаллизацией.

23.Изучение экстракции. Высаливание веществ из водного раствора.

Предполагается получить вытяжки из растворов и исследовать в дальнейшем на

24.Химические способы утилизации и переработки мусора. Тема довольно распространенная, можно выполнить много опытов с разными видами отходов.

25. Получение и свойства люминофоров.

Например: для этого в аптеке покупаются: свечи галавит, димексид, 3% перекись водорода.1 свечу строгаем ножом в прозрачный стакан, наливаем 10-15 мл димексида, 10-15 мл перекиси водорода и досыпаем пищевой соды на кончике чайной ложки, перемешиваем. Если свечение не началось, нагреваем, ставя стакан в горячую воду и периодически перемешивая. Полученный люминофор можно использовать для опытов с животными и растениями.

Таким образом спектр тем и работ практически неограничен. «Пропустив» работу через руки, выполнив обобщения и сделав выводы ребенок активно и со знанием дела защищает отработанный материал на любой научно-практической конференции.