СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научное познание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научное познание»

Познание  – это путь, который проходит каждый из нас . «Орешек знаний тверд, Но все же мы не привыкли отступать…»

Познание – это путь, который проходит каждый из нас .

«Орешек знаний тверд,

Но все же мы не привыкли отступать…»

Что такое познание Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире. Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины. Знания – результат познания, верное отражение действительности в сознании человека; информация о мире.

Что такое познание

Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.

Знания –

результат познания, верное отражение действительности в сознании человека; информация о мире.

Процесс познания Субъект познания Объект познания Все общество Познающий  человек, наделенный волей и сознанием или коллектив Познаваемый предмет Весь окружающий мир: Природа Общество Человек Результат Знание

Процесс познания

Субъект познания

Объект познания

Все

общество

Познающий

человек,

наделенный

волей

и сознанием

или

коллектив

Познаваемый

предмет

Весь

окружающий

мир:

Природа

Общество

Человек

Результат

Знание

«Есть два вида познания:  одно посредством чувств,  другое – мысли»   Демокрит (греческий философ)

«Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли» Демокрит (греческий философ)

Формы познания:  чувственное и рациональное Уровни познания Чувственное Рациональное Формы Формы Понятие Суждение Умозаключение Ощущение Восприятие Представление

Формы познания: чувственное и рациональное

Уровни познания

Чувственное

Рациональное

Формы

Формы

Понятие

Суждение

Умозаключение

Ощущение

Восприятие

Представление

С Е Н С Р У А А Ц Л И П И О Р В У З С Н Щ Е У А М О Д С Щ Л О Ж З Т П И Е Д Н А А Е З Р Н И В К М Я И Я Л Т Е Ю Я И П Ч Н Е О Е И Н Е И Я Е Т И Е

С

Е

Н

С

Р

У

А

А

Ц

Л

И

П

И

О

Р

В

У

З

С

Н

Щ

Е

У

А

М

О

Д

С

Щ

Л

О

Ж

З

Т

П

И

Е

Д

Н

А

А

Е

З

Р

Н

И

В

К

М

Я

И

Я

Л

Т

Е

Ю

Я

И

П

Ч

Н

Е

О

Е

И

Н

Е

И

Я

Е

Т

И

Е

ВИДЫ ЗНАНИЙ Обыденно-житейское Мифологическое Религиозное Паранаучное Художественное Социальное познание Самопознание

ВИДЫ ЗНАНИЙ

  • Обыденно-житейское
  • Мифологическое
  • Религиозное
  • Паранаучное
  • Художественное
  • Социальное познание
  • Самопознание
«…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».
  • «…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».
План урока Понятие научного познания. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Методы научного познания.

План урока

  • Понятие научного познания.
  • Особенности научного познания.
  • Уровни научного познания.
  • Методы научного познания.
Особенности научного познания Стремление к объективности. Доказуемость . Проверяемость Взаимосвязь и системность научных знаний.  Наука имеет специальный язык.  Направленность научных знаний на будущее.

Особенности научного познания

  • Стремление к объективности.
  • Доказуемость .
  • Проверяемость
  • Взаимосвязь и системность научных знаний.
  • Наука имеет специальный язык.
  • Направленность научных знаний на будущее.

Уровни научного познания Теоретический Эмпирический Формы научного знания Проблем а Научный факт Гипотеза Эмпирический закон Теория Методы научного познания Наблюдение Эксперимент измерение классификация описание сравнение Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование

Уровни научного познания

Теоретический

Эмпирический

Формы научного знания

Проблем а

Научный факт

Гипотеза

Эмпирический

закон

Теория

Методы научного познания

Наблюдение

Эксперимент

измерение

классификация описание сравнение

Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование

Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра — одна из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих тео­рем Ев­кли­до­вой гео­мет­рии, уста­нав­ли­ва­ю­щая со­от­но­ше­ние между сто­ро­на­ми пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка.  По каким ос­но­ва­ни­ям её можно счи­тать на­уч­ным зна­ни­ем? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. 1) Её от­кры­тие про­изо­шло на ос­но­ве на­блю­де­ний. 2) Её ис­тин­ность была уста­нов­ле­на путём обоб­ще­ния на­род­ной муд­ро­сти. 3) Для её опи­са­ния ис­поль­зо­ван метод тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния. 4) Она из­ло­же­на спе­ци­аль­ным язы­ком ма­те­ма­ти­ки. 5) Она слож­на для са­мо­сто­я­тель­но­го изу­че­ния. 6) Для под­твер­жде­ния её ис­тин­но­сти пред­ло­же­но до­ка­за­тель­ство, опи­ра­ю­ще­е­ся на опыт­но уста­нов­лен­ные дан­ные.

Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра — одна из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих тео­рем Ев­кли­до­вой гео­мет­рии, уста­нав­ли­ва­ю­щая со­от­но­ше­ние между сто­ро­на­ми пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка.

По каким ос­но­ва­ни­ям её можно счи­тать на­уч­ным зна­ни­ем?

За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Её от­кры­тие про­изо­шло на ос­но­ве на­блю­де­ний.

2) Её ис­тин­ность была уста­нов­ле­на путём обоб­ще­ния на­род­ной муд­ро­сти.

3) Для её опи­са­ния ис­поль­зо­ван метод тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния.

4) Она из­ло­же­на спе­ци­аль­ным язы­ком ма­те­ма­ти­ки.

5) Она слож­на для са­мо­сто­я­тель­но­го изу­че­ния.

6) Для под­твер­жде­ния её ис­тин­но­сти пред­ло­же­но до­ка­за­тель­ство, опи­ра­ю­ще­е­ся на опыт­но уста­нов­лен­ные дан­ные.

Уровни научного познания  ? познание –  ? познание –  Методы:  Методы:  Форма получаемого знания -  Форма получаемого знания -

Уровни научного познания

? познание –

? познание –

Методы:

Методы:

Форма получаемого знания -

Форма получаемого знания -

Уровни научного познания Эмпирическое познание – Нахождение (накопление) новых фактов Теоретическое познание Методы:   наблюдение, эксперимент, опрос, измерение, сравнение, эмпирическое описание. Методы : Форма получаемого знания - научный факт (события, физические процессы) эмпирический закон Форма получаемого знания -

Уровни научного познания

Эмпирическое познание Нахождение (накопление) новых фактов

Теоретическое познание

Методы:  наблюдение, эксперимент, опрос, измерение, сравнение, эмпирическое описание.

Методы :

Форма получаемого знания - научный факт (события, физические процессы)

эмпирический закон

Форма получаемого знания -

Основные мыслительные операции синтез анализ объединение частей в единое целое разложение целого на части абстрагирование сравнение сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения обобщение переход от единичного к общему

Основные мыслительные операции

синтез

анализ

объединение частей в единое целое

разложение целого на части

абстрагирование

сравнение

сопоставление

ряда явлений и

предметов для

выявления у них

общего или

различий

формирование образов

реальности посредством

отвлечения и пополнения

обобщение

переход от единичного к общему

Уровни научного познания Эмпирическое познание – Нахождение (накопление) новых фактов Теоретическое познание – создание законов, теорий, принципов на основе обобщения эмпирического материала. Методы:  : наблюдение, эксперимент, опрос, измерение, сравнение, эмпирическое описание. Методы : аналогия моделирование идеализация абстрагирование, формализация выдвижение гипотезы  индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и др. Форма получаемого знания - научный факт (события, физические процессы) эмпирический закон Форма получаемого знания - научные понятия, проблема, гипотеза, научные теории

Уровни научного познания

Эмпирическое познание Нахождение (накопление) новых фактов

Теоретическое познание создание законов, теорий, принципов на основе обобщения эмпирического материала.

Методы: : наблюдение, эксперимент, опрос, измерение, сравнение, эмпирическое описание.

Методы : аналогия моделирование идеализация абстрагирование, формализация выдвижение гипотезы  индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и др.

Форма получаемого знания - научный факт (события, физические процессы)

эмпирический закон

Форма получаемого знания - научные понятия, проблема, гипотеза, научные теории

Физминутка эксперимент Сплетите пальцы рук в замок  Если вверху остался большой палец левой руки, то напишите на листе бумаги букву «Л». Если большой палец правой руки — «П».  Представьте, что целитесь в дальнюю мишень , например: край доски. Прицельтесь и смотрите обоими глазами, затем закройте правый глаз, потом только левый. Тот глаз, который видит мишень на прежнем месте и является доминирующим. Прицельтесь одним глазом. Если вы смотрите при этом левым глазом, а правый прищуриваете, то напишите букву «Л», если наоборот — «П».  Сложите руки на груди.  Примите позу Наполеона  Если кисть левой руки будет лежать сверху, то напишите «Л», если правой руки, то «П».  Похлопайте себе в ладоши  Если активнее при этом левая ладонь, то ставьте букву «Л», если правая, то «П». Если у вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие (так как левая сторона отвечает на правое полушарие, а правая — на левое). Если у вас больше

Физминутка эксперимент

  • Сплетите пальцы рук в замок Если вверху остался большой палец левой руки, то напишите на листе бумаги букву «Л». Если большой палец правой руки — «П». Представьте, что целитесь в дальнюю мишень , например: край доски. Прицельтесь и смотрите обоими глазами, затем закройте правый глаз, потом только левый. Тот глаз, который видит мишень на прежнем месте и является доминирующим.
  • Прицельтесь одним глазом. Если вы смотрите при этом левым глазом, а правый прищуриваете, то напишите букву «Л», если наоборот — «П». Сложите руки на груди. Примите позу Наполеона Если кисть левой руки будет лежать сверху, то напишите «Л», если правой руки, то «П». Похлопайте себе в ладоши Если активнее при этом левая ладонь, то ставьте букву «Л», если правая, то «П».
  • Если у вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие (так как левая сторона отвечает на правое полушарие, а правая — на левое). Если у вас больше "Л",то у вас лучше работает правое полушарие.
  • ПППП — вы 100% правша. В жизни ориентируетесь на стереотипы. Консервативны , неконфликтны.
  • ППП Л — ваша яркая черта — нерешительность.
  • ПП Л П — вас отличает артистизм, вы умеете кокетничать, шутить. Решительный человек.
  • ПП ЛЛ — мягкий характер, отличное чувство юмора, стремление к развитию.
  • П Л ПП — аналитический склад ума. Свойственна мягкость в общении, осторожность, холодность, неторопливость.
  • П Л П Л — редкое сочетание. Подверженность влиянию людей, беззащитность.
  • Л ППП — общительность, дружелюбие, коммуникабельность, эмоциональность, подверженность влиянию окружающих людей. Не достает настойчивости и упорства.
  • Л ПП Л — наивность, доверчивость, отзывчивость, мягкость и умение идти на компромисс.
  • ЛЛ ПП — проста, дружелюбие, склонность к самоанализу, разбросанность в интересах.
  • ЛЛ П Л — простодушие, щедрость, склонность к самопожертвованию.
  • ЛЛЛ П — активность, энергичность, уверенность, решительность.
  • ЛЛЛЛ — 100% левша. Нестандартное мышление, креативность, ярко выраженные творческие способности, выраженный индивидуализм, эгоизм.
  • Л П Л П — сильный тип характера. Упорство, настойчивость, решительность. Человеку сложно уступать и он почти никогда не меняет своего решения и точки зрения.
  • Л П ЛЛ — сложно заводить друзей, любовь к одиночеству, склонность к самоанализу, решительность, сила духа.
  • П ЛЛ П — легкий характер, умение все решить мирными путем, бесконфликтность, общительность и большой разброс в интересах.
  • П ЛЛЛ — стремление к независимости, непостоянство, самостоятельность.
  •  
Познавательная задача №1 Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор обсерватории пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого. Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН (1879-1955) – НЕМЕЦКИЙ ФИЗИК , СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ .

Познавательная задача №1

Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор обсерватории пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН (1879-1955) – НЕМЕЦКИЙ ФИЗИК ,

СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ .

  • задача №2.
  • Из­вест­ный кон­струк­тор же­лез­но­до­рож­ных мо­стов Брант долго искал ре­ше­ние за­да­чи — пе­ре­бро­сить мост через до­ста­точ­но ши­ро­кую и чрез­вы­чай­но глу­бо­кую про­пасть. О воз­ве­де­нии опор на дне про­па­сти или по её краям не могло быть и речи. Из­му­чен­ный тщет­ны­ми по­ис­ка­ми ре­ше­ния, он вышел во двор по­ды­шать све­жим воз­ду­хом. Была осень, и в воз­ду­хе но­си­лись тон­кие осен­ние па­у­тин­ки. Одна из них при­лип­ла на лицо изоб­ре­та­те­ля. Не пе­ре­ста­вая ду­мать о своей за­да­че, он ма­ши­наль­но стал сни­мать проч­но за­це­пив­шу­ю­ся и при­лип­шую к щеке па­у­тин­ку. И тут вне­зап­но мельк­ну­ла мысль: если паук спо­со­бен пе­ре­ки­нуть па­у­тин­ку-мост через глу­бо­кую и ши­ро­кую для него про­пасть, то по­сред­ством по­доб­ных же тон­ких нитей, не­из­ме­ри­мо более проч­ных (сталь­ных), че­ло­век мог бы пе­ре­бро­сить мост через про­пасть?

О каком уров­не на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке?

Какие формы на­уч­но­го по­зна­ния опи­са­ны в тек­сте?

Пе­ре­чис­ли­те два ме­то­да

на­уч­но­го по­зна­ния,

ис­поль­зу­е­мые Бран­том

задача №3.  Из­вест­ный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся кар­той, где был ука­зан про­лив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий оке­а­ны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не об­на­ру­жил. Тогда он, изу­чив опи­са­ния, со­став­лен­ные пред­ше­ствен­ни­ка­ми, пред­по­ло­жил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля. О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Ука­жи­те формы зна­ния в каж­дом из них. Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да  на­уч­но­го по­зна­ния,  ис­поль­зу­е­мые  Ма­гел­ла­ном.

задача №3.

Из­вест­ный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся кар­той, где был ука­зан про­лив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий оке­а­ны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не об­на­ру­жил. Тогда он, изу­чив опи­са­ния, со­став­лен­ные пред­ше­ствен­ни­ка­ми, пред­по­ло­жил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля.

О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Ука­жи­те формы зна­ния в каж­дом из них.

Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да

на­уч­но­го по­зна­ния,

ис­поль­зу­е­мые

Ма­гел­ла­ном.

Проверим себя? Укажи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния 1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна 2) Уче­ные-ис­то­ри­ки вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от при­бал­тий­ско­го пле­ме­ни ругов. 3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки. 4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал. 5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.

Проверим себя?

Укажи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния

  • 1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна
  • 2) Уче­ные-ис­то­ри­ки вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от при­бал­тий­ско­го пле­ме­ни ругов.
  • 3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки.
  • 4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал.
  • 5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.
Проверим себя? Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из при­ведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, ис­поль­зу­е­мые Пет­ро­вым. 1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам рас­те­ний. 2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья. 3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных усло­ви­ях. 4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой про­бле­ме. 5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее рас­про­странённых видов ядо­ви­тых гри­бов. 6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья.

Проверим себя?

  • Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из при­ведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, ис­поль­зу­е­мые Пет­ро­вым.
  • 1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам рас­те­ний.
  • 2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья.
  • 3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных усло­ви­ях.
  • 4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой про­бле­ме.
  • 5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее рас­про­странённых видов ядо­ви­тых гри­бов.
  • 6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья.
Проверим себя? Уче­ник вы­пол­нял про­ект по био­ло­гии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал теоретические ме­то­ды по­зна­ния? 1) раз­ра­бо­тал мо­дель эко­си­сте­мы 2) про­во­дил на­блю­де­ния в по­ле­вых усло­ви­ях 3) изу­чил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме ис­сле­до­ва­ния 4) ис­поль­зо­вал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опы­тов 5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую ги­по­те­зу, ко­то­рая по­лу­чи­ла под­твер­жде­ние 6) опи­сал ряд слу­ча­ев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в ли­те­ра­ту­ре

Проверим себя?

  • Уче­ник вы­пол­нял про­ект по био­ло­гии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал теоретические ме­то­ды по­зна­ния?
  • 1) раз­ра­бо­тал мо­дель эко­си­сте­мы
  • 2) про­во­дил на­блю­де­ния в по­ле­вых усло­ви­ях
  • 3) изу­чил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме ис­сле­до­ва­ния
  • 4) ис­поль­зо­вал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опы­тов
  • 5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую ги­по­те­зу, ко­то­рая по­лу­чи­ла под­твер­жде­ние
  • 6) опи­сал ряд слу­ча­ев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в ли­те­ра­ту­ре
Научное познание - связано с рациональным мышлением, основано на законах логики; - объективность добываемого знания; - системность знаний; - выражается в форме отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, формул, графиков, схем; - доказательность, опытная проверяемость полученных знаний; - достоверное обобщение полученных фактов.

Научное познание

- связано с рациональным мышлением, основано на законах логики;

- объективность добываемого знания;

- системность знаний;

- выражается в форме отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, формул, графиков, схем;

- доказательность, опытная проверяемость полученных знаний;

- достоверное обобщение полученных фактов.

Верны ли следующие суждения ?

1.  На­уч­ное по­зна­ние от­ли­ча­ет­ся от обы­ден­но­го стрем­ле­ни­ем к мак­си­маль­ной объ­ек­тив­но­сти в опи­са­нии изу­ча­е­мых пред­ме­тов и яв­ле­ний.

2. На­уч­ное по­зна­ние от­ли­ча­ет­ся от обы­ден­но­го осо­бым язы­ком, ис­поль­зу­е­мым для опи­са­ния изу­ча­е­мых пред­ме­тов и яв­ле­ний.

3. На­уч­ное по­зна­ние пред­по­ла­га­ет про­вер­ку и пе­ре­про­вер­ку ис­тин­но­сти по­лу­ча­е­мых вы­во­дов.

4. На­уч­ное по­зна­ние все­гда про­те­ка­ет не­за­ви­си­мо от чув­ствен­но­го опыта.

5. Для чув­ствен­ной сту­пе­ни по­зна­ния ха­рак­тер­на фик­са­ция сущ­ност­ных свойств и ка­честв пред­ме­та в по­ня­ти­ях.

6. Фор­му­ли­ро­ва­ние вы­во­дов и умо­за­клю­че­ний на ос­но­ве име­ю­щих­ся суж­де­ний от­ли­ча­ет ра­ци­о­наль­ную (ло­ги­че­скую) сту­пень по­зна­ния.

7. Толь­ко бла­го­да­ря ор­га­нам чувств че­ло­век овла­де­ва­ет ис­тин­ны­ми зна­ни­я­ми.

8.Любая со­во­куп­ность тех или иных взгля­дов — тео­рия.

9. Тео­рия все­гда пред­по­ла­га­ет ло­ги­че­ски по­стро­ен­ную си­сте­му вза­и­мо­свя­зан­ных утвер­жде­ний.

1. Х 2. Х 4. 0 3. Х 5. 0 7. 0 8. 0 6. Х 9. Х

1. Х

2. Х

4. 0

3. Х

5. 0

7. 0

8. 0

6. Х

9. Х

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки 1- эм­пи­ри­че­ско­го и 2-теоретического уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния.  1) не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний 2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез 3) фик­са­ция обоб­ще­ний в виде за­ко­нов 4) по­лу­че­ние ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объ­ек­те 5) раз­ра­бот­ка на­уч­ных тео­рий 6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей 7) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та 8) со­зда­ние ло­ги­че­ской мо­де­ли изу­ча­е­мо­го объ­ек­та 9) про­ве­де­ние кон­троль­ных из­ме­ре­ний 10) опи­са­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки

1- эм­пи­ри­че­ско­го и

2-теоретического уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния.

1) не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез

3) фик­са­ция обоб­ще­ний в виде за­ко­нов

4) по­лу­че­ние ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объ­ек­те

5) раз­ра­бот­ка на­уч­ных тео­рий

6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

7) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та

8) со­зда­ние ло­ги­че­ской мо­де­ли изу­ча­е­мо­го объ­ек­та

9) про­ве­де­ние кон­троль­ных из­ме­ре­ний

10) опи­са­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!