Познание – это путь, который проходит каждый из нас .
«Орешек знаний тверд,
Но все же мы не привыкли отступать…»
Что такое познание
Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.
Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.
Знания –
результат познания, верное отражение действительности в сознании человека; информация о мире.
Процесс познания
Субъект познания
Объект познания
Все
общество
Познающий
человек,
наделенный
волей
и сознанием
или
коллектив
Познаваемый
предмет
Весь
окружающий
мир:
Природа
Общество
Человек
Результат
Знание
«Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли» Демокрит (греческий философ)
Формы познания: чувственное и рациональное
Уровни познания
Чувственное
Рациональное
Формы
Формы
Понятие
Суждение
Умозаключение
Ощущение
Восприятие
Представление
С
Е
Н
С
Р
У
А
А
Ц
Л
И
П
И
О
Р
В
У
З
С
Н
Щ
Е
У
А
М
О
Д
С
Щ
Л
О
Ж
З
Т
П
И
Е
Д
Н
А
А
Е
З
Р
Н
И
В
К
М
Я
И
Я
Л
Т
Е
Ю
Я
И
П
Ч
Н
Е
О
Е
И
Н
Е
И
Я
Е
Т
И
Е
ВИДЫ ЗНАНИЙ
- Обыденно-житейское
- Мифологическое
- Религиозное
- Паранаучное
- Художественное
- Социальное познание
- Самопознание
- «…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».
План урока
- Понятие научного познания.
- Особенности научного познания.
- Уровни научного познания.
- Методы научного познания.
Особенности научного познания
- Стремление к объективности.
- Доказуемость .
- Проверяемость
- Взаимосвязь и системность научных знаний.
- Наука имеет специальный язык.
- Направленность научных знаний на будущее.
Уровни научного познания
Теоретический
Эмпирический
Формы научного знания
Проблем а
Научный факт
Гипотеза
Эмпирический
закон
Теория
Методы научного познания
Наблюдение
Эксперимент
измерение
классификация описание сравнение
Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование
Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.
По каким основаниям её можно считать научным знанием?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Её открытие произошло на основе наблюдений.
2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.
4) Она изложена специальным языком математики.
5) Она сложна для самостоятельного изучения.
6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
Уровни научного познания
? познание –
? познание –
Методы:
Методы:
Форма получаемого знания -
Форма получаемого знания -
Уровни научного познания
Эмпирическое познание – Нахождение (накопление) новых фактов
Теоретическое познание
Методы: наблюдение, эксперимент, опрос, измерение, сравнение, эмпирическое описание.
Методы :
Форма получаемого знания - научный факт (события, физические процессы)
эмпирический закон
Форма получаемого знания -
Основные мыслительные операции
синтез
анализ
объединение частей в единое целое
разложение целого на части
абстрагирование
сравнение
сопоставление
ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и пополнения
обобщение
переход от единичного к общему
Уровни научного познания
Эмпирическое познание – Нахождение (накопление) новых фактов
Теоретическое познание – создание законов, теорий, принципов на основе обобщения эмпирического материала.
Методы: : наблюдение, эксперимент, опрос, измерение, сравнение, эмпирическое описание.
Методы : аналогия моделирование идеализация абстрагирование, формализация выдвижение гипотезы индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и др.
Форма получаемого знания - научный факт (события, физические процессы)
эмпирический закон
Форма получаемого знания - научные понятия, проблема, гипотеза, научные теории
Физминутка эксперимент
- Сплетите пальцы рук в замок Если вверху остался большой палец левой руки, то напишите на листе бумаги букву «Л». Если большой палец правой руки — «П». Представьте, что целитесь в дальнюю мишень , например: край доски. Прицельтесь и смотрите обоими глазами, затем закройте правый глаз, потом только левый. Тот глаз, который видит мишень на прежнем месте и является доминирующим.
- Прицельтесь одним глазом. Если вы смотрите при этом левым глазом, а правый прищуриваете, то напишите букву «Л», если наоборот — «П». Сложите руки на груди. Примите позу Наполеона Если кисть левой руки будет лежать сверху, то напишите «Л», если правой руки, то «П». Похлопайте себе в ладоши Если активнее при этом левая ладонь, то ставьте букву «Л», если правая, то «П».
- Если у вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие (так как левая сторона отвечает на правое полушарие, а правая — на левое). Если у вас больше "Л",то у вас лучше работает правое полушарие.
- ПППП — вы 100% правша. В жизни ориентируетесь на стереотипы. Консервативны , неконфликтны.
- ППП Л — ваша яркая черта — нерешительность.
- ПП Л П — вас отличает артистизм, вы умеете кокетничать, шутить. Решительный человек.
- ПП ЛЛ — мягкий характер, отличное чувство юмора, стремление к развитию.
- П Л ПП — аналитический склад ума. Свойственна мягкость в общении, осторожность, холодность, неторопливость.
- П Л П Л — редкое сочетание. Подверженность влиянию людей, беззащитность.
- Л ППП — общительность, дружелюбие, коммуникабельность, эмоциональность, подверженность влиянию окружающих людей. Не достает настойчивости и упорства.
- Л ПП Л — наивность, доверчивость, отзывчивость, мягкость и умение идти на компромисс.
- ЛЛ ПП — проста, дружелюбие, склонность к самоанализу, разбросанность в интересах.
- ЛЛ П Л — простодушие, щедрость, склонность к самопожертвованию.
- ЛЛЛ П — активность, энергичность, уверенность, решительность.
- ЛЛЛЛ — 100% левша. Нестандартное мышление, креативность, ярко выраженные творческие способности, выраженный индивидуализм, эгоизм.
- Л П Л П — сильный тип характера. Упорство, настойчивость, решительность. Человеку сложно уступать и он почти никогда не меняет своего решения и точки зрения.
- Л П ЛЛ — сложно заводить друзей, любовь к одиночеству, склонность к самоанализу, решительность, сила духа.
- П ЛЛ П — легкий характер, умение все решить мирными путем, бесконфликтность, общительность и большой разброс в интересах.
- П ЛЛЛ — стремление к независимости, непостоянство, самостоятельность.
-
Познавательная задача №1
Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор обсерватории пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.
Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН (1879-1955) – НЕМЕЦКИЙ ФИЗИК ,
СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ .
- задача №2.
- Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи — перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть?
О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке?
Какие формы научного познания описаны в тексте?
Перечислите два метода
научного познания,
используемые Брантом
задача №3.
Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля.
О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них.
Перечислите три метода
научного познания,
используемые
Магелланом.
Проверим себя?
Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
- 1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
- 2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
- 3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
- 4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
- 5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
Проверим себя?
- Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым.
- 1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
- 2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
- 3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
- 4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
- 5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
- 6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
Проверим себя?
- Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал теоретические методы познания?
- 1) разработал модель экосистемы
- 2) проводил наблюдения в полевых условиях
- 3) изучил литературу по проблеме исследования
- 4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
- 5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
- 6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Научное познание
- связано с рациональным мышлением, основано на законах логики;
- объективность добываемого знания;
- системность знаний;
- выражается в форме отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, формул, графиков, схем;
- доказательность, опытная проверяемость полученных знаний;
- достоверное обобщение полученных фактов.
Верны ли следующие суждения ?
1. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.
2. Научное познание отличается от обыденного особым языком, используемым для описания изучаемых предметов и явлений.
3. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.
4. Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.
5. Для чувственной ступени познания характерна фиксация сущностных свойств и качеств предмета в понятиях.
6. Формулирование выводов и умозаключений на основе имеющихся суждений отличает рациональную (логическую) ступень познания.
7. Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями.
8.Любая совокупность тех или иных взглядов — теория.
9. Теория всегда предполагает логически построенную систему взаимосвязанных утверждений.
1. Х
2. Х
4. 0
3. Х
5. 0
7. 0
8. 0
6. Х
9. Х
Найдите в приведённом ниже списке характеристики
1- эмпирического и
2-теоретического уровня научного познания.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
7) проведение научного эксперимента
8) создание логической модели изучаемого объекта
9) проведение контрольных измерений
10) описание изучаемых явлений