В настоящее время все чаще ставится вопрос о новом качестве образовательного процесса, обеспечивающем повышение уровня научно-технического потенциала общества и формирование адекватной кадровой структуры для развития экономики и сферы услуг.
Для удовлетворения данных условий необходимо развивать систему организации научно-исследовательской работы учащихся в школах, осуществлять ее адаптацию к условиям современного общества и экономики, создавать механизм многоканального финансирования научного и технического творчества учащихся.
Полное функционирование системы научно-исследовательской работы учащихся в школе обеспечивает формирование и развитие учащихся как творческих личностей, способных эффективно решать возникающие перед ними задачи.
Творческие созидательные способности выпускников школ, безусловно, важны в адаптации обучения в вузах.
Образовательные учреждения должны быть нацелены на подготовку новой формации. Возрастает значимость социальной активности и личностных качеств, организаторских и коммуникативных способностей учащихся. Будущие специалисты должны обладать инновационной деятельностью, способностью при необходимости оперативно менять направленность своей деятельности. Именно таких учащихся следует готовить в школах. Пришло время отходить от узкоспециализированной подготовки. Однако в школах мало что принципиально изменилось в структуре учебного процесса.
Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности учащихся к научно-исследовательской деятельности.