Ещё в детском саду я мечтала и представляла, как 1 сентября я пойду в школу. Буду учиться писать, читать и узнаю много интересного и полезного для себя. И вот я стала школьницей. С первых дней на меня обрушился огромный поток новой информации. Через некоторое время я стала замечать, что не всегда справляюсь с усвоением учебного материала, стала уставать, отставать в учёбе, пропадает желание учиться, многое забывала, не запоминала. Я задумалась, а можно ли, используя специальные упражнение улучшить мою память.
Цель исследования:
-изучить способы улучшения памяти человека.
Задачи:
Узнать, что такое память.
Узнать, какие виды памяти бывают.
Что влияет на качество памяти?
4.Опытным путём доказать, что при применении специальных упражнений память можно значительно улучшить.
Гипотеза:
Если память человека, по каким либо причинам слабо развита и это мешает ему в обучении, то используя специальные тренировочные упражнения для развития и укрепления её, возможно, качественно повысить уровень запоминания информации, что поспособствует успешному обучению.
Теоретическая часть:
Память – это способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств.
Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя:
1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.;
2) сохранение в памяти того, что было запомнено;
3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного.
Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.
Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания.
Память — это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.
В психологии различают четыре типа памяти:
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса общения и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.
Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особенностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств.
Необходимо учитывать, что одни люди при запоминании материала пользуются преимущественно зрительными представлениями, другие — слуховыми, третьи — двигательными. Однако не следует думать, что для человека, у которого преобладают определенного вида представления, недоступны другие виды,
Различают следующие виды памяти:
зрительную,
слуховую,
двигательную
смешанную.
Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложен. Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность.
Практическая часть:
Задача развития памяти у школьников в настоящее время является очень актуальной. Особенно это касается детей, обучающихся по усложнённым программам и вынужденных запоминать большие объёмы информации. Поэтому крайне важно знать специальные приёмы, облегчающие запоминание.
Приёмы, помогающие запоминанию:
1. Например, запомнить, в каком порядке расположены цвета в радуге, можно очень легко с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — первые буквы слов этой фразы соответствуют первым буквам названий цветов.
Порядок планет солнечной системы можно запомнить с помощью фразы «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».
Таких приёмов запоминания путём образования ассоциаций (связей) существует огромное множество во всех сферах знаний. Эти приёмы получили название мнемотехники, а люди, их использующие, удивляют своей супер - памятью.
2. При работе с текстом его необходимо разбить на логические части (составить текстовый план или графическую схему). В каждой части определить её главную мысль (записать ключевые слова). Слова-подсказки можно заменить схематичными рисунками. Содержание отдельных частей, а потом и всего текста нужно выразить несколькими предложениями и сделать выводы. В процессе воспроизведения станет ясно, что запомнилось, а что ещё нет.
3. Главный приём запоминания — это неоднократное повторение. Установлено, что 40% новой информации забывается уже через 30 минут, ещё 35% — на следующий день и 20% — через месяц. Сколько же остаётся в памяти? Всего 5%!
Поэтому повторять надо неоднократно: первый раз сразу после прочтения, второй раз — через полчаса, третий раз — через день, а четвёртый — через месяц.
Но если ты не вникаешь в содержание материала, не понимаешь его, не проявляешь к нему никакого интереса, многократное повторение превращается в бессмысленную зубрежку, которая хорошего результата не даст. Поэтому повторение надо разнообразить, привлекая новые иллюстрации или примеры, подмечая то, что ранее не было замечено.
Для улучшения памяти необходимо соблюдать режим дня. Зарядка, пробежка, или любая другая физическая нагрузка необходима для нормального развития мозга и памяти. Сосуды расширяются – кровоток улучшается. Полноценный сон также очень важен ( не менее 9 часов)
Питаться необходимо часто (5 раз в день), но небольшие порции. Это поддержит мозг в тонусе. Есть лучше всего различные каши, орехи, жирную рыбу, бобы, фрукты и овощи. Принимать рыбий жир в капсулах и кушать салаты с растительным маслом.
Принимать витамины для улучшения памяти : витамины B1 (тиамин), В6, С, холин, фолат, ниацин, кальций, медь, йод, железо, магний, марганец, калий, цинк и прежде всего - лецитин.
Опытная работа №1.
Цель: исследовать преобладание у учащихся определённого вида памяти:
1)зрительную,
2)слуховую,
3)двигательную
4) смешанную
В исследовании участвовали учащиеся 2 «Г» и 2 «Д» класса, в количестве 52 человека. Ребят по классам разделили на опытную и контрольную группу. Все прошли тест по определению преобладающего типа запоминания.
Инструкция:
1)Необходимо на листке бумаги записать четыре ряда слов любой направленности в количестве десяти штук. Первый ряд слов будет предназначен для слуховой памяти, второй – для зрительной, третий – для моторно-слуховой, и четвертый ряд - для комбинированного восприятия.
2)Определяем слуховую память. Испытуемый на память должен сесть за стол, на котором лежит лист бумаги и ручка. Второй человек начинает читать слова из первой строчки, при этом промежуток между каждым словом составляет три секунды.
3)Человек внимательно слушает произносимые слова и, после 10-секундного перерыва, пытается воспроизвести на бумаге то, что ему удалось запомнить. Время на это дается неограниченное, но не рекомендуется вспоминать более 5-10 минут.
4)Через десять минут отдыха помогающий человек дает испытуемому список слов из второго ряда, и он, читая их про себя, пытается их запомнить. Так же, через 10 секунд перерыва, он записывает все то, что запомнил.
5)После еще десяти минут отдыха начинается проверка моторно-слуховой памяти. Помогающий должен читать слова, записанные в третьем ряду, а испытуемый в это время старается повторять их шепотом и выписывать по воздуху. Через 10 секундный человек фиксирует все запомнившиеся слова.
6)Последний тест на комбинированный тип памяти включает в себя все техники предыдущих пунктов. Второй человек показывает слова из четвертого ряда и произносит каждое вслух. Испытуемый повторяет эти слова шепотом и выписывает ручкой по воздуху. Затем снова, после 10-секундного перерыва, записывает то, что сумел запомнить, на бумагу.
7)Далее следуют подсчеты результатов. Та строка, где будет воспроизведено большее количество слов, свидетельствует о том, что именно тот тип памяти, соответствующий строке, развит больше всех остальных.
Результаты теста:
Вывод: По итогам теста видно, что в нашем классе у детей преобладает зрительный тип памяти:
тип памяти
кол-во учащихся
% отношение
Зрительная
28
53%
Слуховая
10
19%
Двигательная
8
15%
Смешанная
6
13%
Тест на определение памяти:
Простой тест на определение памяти позволит выяснить уровень памяти учащихся каждого класса. Тест на определение памяти состоит в следующем: попробуйте сохранить в памяти десять позиций из списка покупок. Внимательно прочтите список покупок два раза, а затем, не заглядывая в него, запишите этот список на листе бумаги по памяти.
Вывод: Из 52 учащихся лишь 8 человек имеют достаточно хороший уровень памяти. Остальным необходимо совершенствовать свою память.
Опытная работа №2.
Цель: при помощи специальных упражнений для улучшения памяти повысить уровень памяти учащихся.
Для этого все учащиеся были разделены на опытную и контрольную группы( по 26 человек). В опытной группе мы после уроков проводили тренинги по развитию памяти. Эксперимент продолжался в течение 2 месяцев. За этот период в опытной группе ребята наблюдали у себя значительное улучшение памяти: быстро заучивали стихотворения наизусть, запоминание проходит с осмыслением информации, улучшилось внимание и мышление.
В контрольной группе тоже из 26 человек за этот же период времени значительного повышения уровня памяти не наблюдается.
Сравнительный анализ развития памяти в опытной и экспериментальной группах:
Вывод: таким образом, мною выявлено, что используя специальные приёмы и упражнения для развития памяти у учащихся повышается уровень запоминания информации, что способствует улучшению обучаемости детей.
На основании сделанных выводов я рекомендую:
1.Для повышения качества обучаемости учащихся педагогам, родителям и ученикам использовать данные упражнения для повышения уровня памяти. (Сборник упражнений)
2.С целью формирования положительной мотивации в учении и повышению здоровье сберегающего фактора, использовать упражнения для разгрузки пере утомляемости на уроках.
3. Вести пропаганду по улучшению памяти у учащихся на родительских лекториях. (Памятка для родителей).
Заключение.
Данная работа по развитию памяти очень заинтересовала учеников нашей школы. Каждому было интересно определять вид и уровень развития своей памяти. Многие после эксперимента были удивлены возможностям своей памяти. Дети с удовольствием работали с тренировочными упражнениями, помогали друг другу, советовали как лучше и быстрее запомнить ту или иную информацию. То есть моя работа имеет практическую значимость, так как оказала положительное влияние на обучаемость учащихся нашей школы.
Надо сказать ещё раз, что если у человека слабая память, её можно развивать, укреплять и расширять, что способствует хорошему качеству знаний.
Любой текст запоминается быстрее, если разделить его на смысловые части, то есть составить план.
Заучивание стихов развивает память. Поэтому читайте больше стихов и старайтесь их запомнить.
Помните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Нужно несколько раз повторять то, что хочешь хорошо запомнить.
Лучше запоминать постепенно. Например, чтобы выучить стихотворение, нужно отдельно и вдумчиво перечитывать его в течение нескольких дней, а не зубрить целый вечер накануне поставленного учителем срока.
1. Все люди имеют память.
2. Память – это функция мозга.
3. Мозг работает, как и другие органы, а значит, его можно тренировать.
4. Чем больше память работает, тем она лучше; чем больше данных у вас в памяти, тем проще запоминать другие.
Приложение №4.
Советы родителям:
1. Убедите своего ребёнка, что у него прекрасная память, научите его верить в свой успех.
2. Помогите школьнику понять, какая память у него развита лучше всего — зрительная, слуховая или двигательная, и пусть он опирается в учёбе именно на неё. Развивайте его логическую память.
3. Обучите ребёнка приёмам, позволяющим облегчить запоминание, побуждайте его искать свои способы усваивать материал полностью и прочно. ВАША ЗАДАЧА — НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УЧИТЬСЯ.
4. Учтите, независимо от того, хорошая или плохая у ребёнка память, перегружать её не следует. Переутомление приведёт не только к ухудшению памяти, но и может подорвать здоровье ребёнка.
Литература:
1) Воронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. М., 1965.
2) Цит. по кн.: Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1973, с. 90.
3)Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
4). Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 304 с.
5). Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 304 с.
6).Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.
7). Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия. 2001. – 144 с.
8). Венгер Л. Как «измерить» готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 1995. – 10. – С. 70 – 78.
9). Захарова А.В., Слободчиков В.И. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хряпковой; Отв. ред. В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.
10). Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекса «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов». – М.: Издательство АРКТИ, 1999.