СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научный стиль речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научный стиль речи.»

Тема: Научный стиль речи.


Цель: 

Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль, знать основные жанры.

Развивающая: способствовать развитию умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по теме «Функциональные стили. Разговорный стиль речи»

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

- Какие стили речи вам известны?

- Какие признаки имеет любой функциональный стиль (сферу употребления;

основные функции; стилевые черты; языковые средства)

- Назвать характерные особенности разговорного стиля.

 - Какие морфологические и синтаксические средства свойственны разговорному стилю?

2. Проверить составленные диалоги.



II. Объяснение новой темы

  1. Отличительные признаки научного стиля. Записать в тетрадь.

Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:

1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;

2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.

3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность;

4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным.

В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:

1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;

2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;

3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.


III.Закрепление

  1. Лексические особенности научного стиля.

Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.


В художественной литературе слово не только понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной и художественной речи.


  1. Записать тексты в тетрадь.


1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.

Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.

Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)


2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)


Комментарий. Как видим, в научных текстах речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте перед нами индивидуальное, конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. И это не просто дерево. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.


Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:

Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную проблему.

Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные.


Лексики научного стиля состоит из трёх пластов:

общеупотребительные слова; общенаучные слова; термины.

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова, между тем это научная речь. В любом научном тексте эти слова преобладают, составляют основу изложения.

Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общеупотребительным языком и не превращается в язык мудрецов, понятный только посвященным, учёным.

В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к широкой аудитории.

Общенаучная лексика — второй значительный пласт лексики научной речи. При помощи научных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определёнными понятиями, но не являются терминами: операция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, ускорять и другие.

Так, слово вопрос, как общенаучное, имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности, изучить вопрос, узловые вопросы, национальный вопрос, крестьянский вопрос, поднять вопрос, оставить вопрос открытым, вопрос требует незамедлительного решения.

Терминология — это ядро научного стиля. Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.

Термин обладает строгим, чётко очерченным значением. Он называет все существенные признаки, показывает общность данного понятия с другими, а также специфичность данного понятия. На пример: Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Суть понятия раскрывается кратко, в одном предложении.

Особую группу в составе лексики научного стиля составляют номенклатурные знаки. Они резко отличаются от терминов. Если в основе терминов лежат общие понятия, то в основе номенклатурных знаков — единичные. К номенклатурным знакам относятся серийные марки машин, механизмов, станков, приборов, географические названия, названия электростанций, предприятий, учреждений, организаций, например: Москвич — 408, СМ— 8— передвижная дробильно-сортировочная установка.

Таким образом, структуру лексики научного стиля можно представить следующим образом. Ядро её составляет терминология. Далее близкий по функции и важный пласт — общенаучная лексика. И затем общеупотребительная лексика, в количественном отношении составляет не менее половины всех слов.


2) Записать в тетрадь термины (химические, физические, лингвистические)


  1. Морфологические особенности научного стиля.

Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:

• Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8% • Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9%

Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи.

Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.


Использование существительных в научном стиле

Для научного стиля характерно использование отглагольных существительных:

• образованных бессуффиксным способом (нагрев — нагревать);

• образованных с помощью суффикса -к- (установка —установить);

• образованных с помощью суффиксов -ени-, -ни-.


Задания:

  1. Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом:

Учитывать (учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор).

  1. Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-:

Надстроить (надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка).

  1. Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов -ени-, -ни-:

Тормозить (торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять (измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).


Использование глаголов и глагольных форм в научном стиле

Для научного стиля характерно использование глаголов 3-го лица (единственного и множественного числа) и кратких причастий. Например: намечены (намечают) результаты, использованы (используют) растворы.

Задания:

  1. Составьте словосочетания, поставив глаголы в форму 3-го лица (ед. или мн. числа):

Установить (устанавливают) прибор, излучать (излучает, излучают) свет, фиксировать (фиксируют, фиксирует) положение.

  1. Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени:

Привести (приведён), продолжать (продолжен), изучить (изучен), сконструировать (сконструирован).


  1. Синтаксические особенности научного стиля.

Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т. п. В большей степени это распространяется на тексты естественных и прикладных наук: математики, химии, физики и др.


IV. Итоги урока

— Какие стили речи вы знаете?

— Назовите наиболее важные признаки каждого стиля.

— Что объединяет публицистический стиль с другими стилями речи?

— Какой стиль языка используется при написании постановлений, юридических документов, заявлений?

— Каково соотношение стиля художественной литературы с другими стилями речи?

— Назовите характерные особенности научного стиля.

— В чём его отличие от других стилей?

— Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?

— Какие пласты слов составляют научную лексику? В чём их особенность?

— Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляют к терминам?

— Какие лексические особенности научного стиля вам известны?

— Приведите примеры слов, относящихся к научному стилю.


V. Домашнее задание

На одну из тем подготовить сообщение. Примерный список тем:

• М. В. Ломоносов — филолог и поэт.

• Древние риторы (Протагор, Горгий, Сократ, Сократ, Платон).

• Особенности стиля писателя.

• Зарождение и формирование научного стиля в России.

• В. И. Даль — лексикограф.

• Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.

• Роль А. С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка.














Научный стиль речи

Главное достоинство научного языка – ясность (Д.С. Лихачёв)


Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:

1) сфера использования (где?): в научных статьях, учебниках, докладах.

2) задачи речи (зачем?) – точная передача и доказательное изложение научной информации.

3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность.

4) основные языковые средства:

лексика: термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, абстрактная лексика (горение, протяженность, романтизм), слова в прямом значении.

морфология: преобладание имен существительных и прилагательных, предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие).

синтаксис: простые распространенные и сложноподчиненные предложения причины, следствия, предложения без подлежащего, предложения с причастными оборотами и вводными совами (во-первых, во-вторых, наконец, таким образом).

5) Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, конспект, диссертация, учебник, научный доклад, лекция.

Конспект – сжатое изложение содержания первичного текста, состоит из кратких предложений с основной смысловой нагрузкой. В конспекте желательно использовать сокращения.

Реферат – краткое изложение содержания первоисточника (первоисточников).

Рецензия на текст – письменный разбор первоисточника, в котором необходимо прокомментировать основные положения текста (сформулировать основную проблему текста и позицию автора, выразить собственное отношение к проблеме, аргументировать свою оценку), сделать выводы о значимости работы (проблемы).

Отзыв о тексте – общая характеристика работы без подробного анализа, выражение собственного мнения, практические рекомендации.

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения. Композиция аннотации:

  1. О чём говорится в книге (статье)

  2. Из каких частей состоит работа?

  3. Кому предназначена данная книга (статья)?


Научный стиль

1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.

Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.

Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)


Художественный стиль

2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)


В научном тексте речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. Используются слова с общим и отвлечённым значением.


В художественном тексте перед нами конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации.


Задание

Записать в тетрадь термины: химические, физические, лингвистические.

Записать в тетрадь 2 аннотации и проанализировать композицию.














































Научный стиль речи.

Практические задания.


1. Лингвистическая разминка. Найдите лексические конструкции научного и разговорного стилей речи:


Ходил совсем ошалевший, светская хроника, хлопать ушами, предстоящие переговоры, праздничное настроение, вопросы экологии, пробуждающаяся природа, завершившийся эксперимент, серебристый иней, библиографический указатель, судебное разбирательство, растянулся на лавке, валютный коридор, лебедь белая, парламентские дебаты, по данным социологического опроса, защищать природу, шорох ресниц.


2. Сопоставьте слово дуб в научной и художественной речи. Запишите тексты в тетрадь.


1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.

Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.

Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)


2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)


3. Образуйте от глаголов существительные

1) бессуффиксным способом, например, учитывать – учёт.

Отбирать, прогревать, набирать.

2) с помощью суффикса -к-, например, надстроить – надстройка.

Очистить, подобрать.

3) с помощью суффиксов -ени-, -ни-: тормозить – торможение.

Регулировать, владеть, измерять, формировать, усиливать.


Домашнее задание.


1) Запишите в тетрадь термины (химические, физические, лингвистические).


2) Подготовьте сообщение об одном из ученых-русистов:

1. М. В. Ломоносов 2. А.X. Востоков

3. B. И. Даль 4. А. А. Потебня

5. А. А. Шахматов 6. Д. Н. Ушаков

7. Л. В. Щерба 8. В. В. Виноградов

9. С. И. Ожегов 10. А. А. Реформатский 11. Л. Ю. Максимов





Тест. Вариант 1

Лексические особенности научного стиля речи

1  Главная задача научного стиля речи

А) непосредственное повседневное общение

Б) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов

В) изображение и воздействие на читателя

2  Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи

А) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств

Б) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи

В) общественно-политическая лексика

3  Три пласта научного стиля

А) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства

Б) общенаучные, общеупотребительные, просторечия

 В) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные

4  Термины относятся к

А) общеупотребительной лексике

Б) узкоспециальной лексике

В) общественно-политической лексике

5  Важнейшее качество термина  

А) однозначность

 Б) многозначность

6  Тепло, скорость, колёса – это

А) заимствованные термины

Б) исконно русские термины

___________________________________________________________________________



Тест. Вариант 2

Лексические особенности научного стиля речи


1  Выберите термины с интернациональными словообразовательными

Элементами

А) кардиоскоп, вибрация, сейсмология

Б) агрохимия, кнопка, дрель

 В) суперобложка, биосфера, полифония

2  Выберите терминологические словосочетания

А) выйти на связь, цепная реакция, состояние невесомости

Б) зимний день, тёмная ночь, показать крупным планом

В) болевая точка, состояние невесомости, пойти на прогулку

3  Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса

А) бароаппарат,  видеотелефон, селенограф

 Б) макрокосмос, стереофония, наладчик

 В) монорельсовый, автобиографический, полифонический

4 Выберите общенаучные слова

А) центр, сила, пять

Б) энергия, деталь, скорость

В) величина, орфоэпия, персонаж

5 Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие, называется

А) неологизмом

Б) архаизмом

 В) термином

6 В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая   обработка металла, холодное копчение, холодный циклон

 А) общеупотребительно Б) узкоспециальном



















ОТВЕТЫ

  1. Б

  2. А

  3. В

  4. Б

  5. А

  6. Б



1.В

2.А

3.В

4.Б

5.В

6.Б






















П-14

Тест "Типы и стили речи"

I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:

1.Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
2.Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3.Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
4.Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.



II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?

1. Создание картин и образов.
2. Непосредственное повседневное общение.
3. Убеждение, воздействие на слушателя.
4. Точная передача информации.
5. Передача научных сообщений.



III. Определите жанры художественного стиля речи:

1. Письмо, беседа, записка.
2. Диссертация, конспект, доклад.
3. Очерк, фельетон, репортаж.
4. Резолюция, заявление, докладная записка.
5. Поэма, драма, рассказ.



IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация  общества,  народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.

 

V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?

1. Риторические вопросы.
2. Неполные предложения.
3. Сложные предложения.
4. Обращения к читателям.
5. Диалог.

 

                                                    



Тема: Функциональные стили речи.


Цели: 

Образовательная: научить определять функциональные стили речи, находить элементы, указывающие на каждый стиль, знать основные жанры.

Развивающая: способствовать развитию умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности.


Материальное оснащение урока: раздаточный материал – таблица «Функциональные стили речи»


Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Проверка домашнего задания

Устный опрос:

- Какие типы речи есть в русском языке?

- Назовите структурные элементы каждого типа.

Чтение текстов.

Письменный опрос. Индивидуальные задания.


  1. Объяснение новой темы.

- Конспект.

- Работа по таблице.

4. Практическая работа.


  1. Определите, в каких стилях речи употребляются лексические конструкции:

Ходил совсем ошалевший, светская хроника, хлопать ушами, предстоящие переговоры, праздничное настроение, вопросы экологии, пробуждающаяся природа, завершившийся эксперимент, серебристый иней, библиографический указатель, судебное разбирательство, растянулся на лавке, валютный коридор, лебедь белая, парламентские дебаты, по данным социологического опроса, защищать природу, шорох ресниц.

Ответ:

Разговорный: ходил совсем ошалевший, хлопать ушами, растянулся на лавке.

Научный: вопросы экологии, завершившийся эксперимент, библиографический указатель.

Официально-деловой: судебное разбирательство, предстоящие переговоры, валютный коридор, парламентские дебаты.

Публицистический: по данным социологического опроса, светская хроника, защищать природу.

Художественный: пробуждающаяся природа, шорох ресниц, праздничное настроение, серебристый иней, лебедь белая.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!