СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука и образование в современном мире

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для студентов очной формы обучения. Учитывает возрастные особенности. Воспитывает уважение к ценностям научных разработок и открытий.

Просмотр содержимого документа
«Наука и образование в современном мире»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И наукиСамарской области



государственное Бюджетное профессиональное образовательное учреждение САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Борисова Г.М.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ОУД 11. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ



Специальность:

15.01.32 «Оператор станков с программным управлением»

















Самара, 2018 год



ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

методической комиссией

Социально-гуманитарных

дисциплин

Председатель:
__________ Н.А. Литвинова
________ ____________2018 г.


Разработчик: преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГБПОУ Самарской области «ПГК» Борисова Галина Михайловна.

Рецензент: председатель ПЦМК ГБПОУ «ПГК» Н.А. Литвинова.

Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» на тему «Наука и образование в современном мире» показывает возможности преподавателя как организатора учебного процесса по демонстрации обучающимися своего уровня познавательных, организаторских способностей, интеллектуальных и творческих возможностей. Изучение науки и образования в современном мире обучающимися происходит в форме обсуждения проблемных ситуаций, групповой работы с раздаточным материалом.

Материал урока может быть использован в учебном процессе преподавателями социально-гуманитарных дисциплин, при проведении тематических классных часов.











Введение

Новые подходы к ППКРС ориентированы на формирование человека ответственного в актуальных жизненных вопросах. В соответствии с образовательными результатами обучающийся должен знать тенденции развития общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов, об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире.

Изучение науки и образования в современном мире обучающимися происходит в форме обсуждения проблемных ситуаций, групповой работы с раздаточным материалом.

Целесообразность, актуальность выбора темы соответствует юношеской аудитории, позволяет раскрыть возрастание ценности науки и образования в современном мире, подвести к пониманию науки как одного из видов духовного производства, осмыслить проблему этики науки.

Материал урока может быть использован в учебном процессе преподавателями социально-гуманитарных дисциплин, при проведении тематических классных часов.














УРОК № 30

Раздел 2. Духовная культура человека и общества

Тема 2.5. Наука и образование в современном мире.

Цели урока:

Образовательная:

  • формировать понятия «наука» и «образование» и их составные характеристики;

  • осознание целесообразности изучения темы «Наука и образование в современном мире»;

  • раскрыть возрастание ценности науки и образования в современном мире;

  • подвести к пониманию науки как одного из видов духовного производства;

  • понимать роль и значение науки и образования в современном обществе;

  • осмыслить роль науки и образования в приобщении к духовной культуре;

  • понимать роль, значение и социальные последствия НТР;

  • осмыслить проблему этики науки.

Воспитательная:

  • воспитывать осознанное отношение к понятиям «наука» и «образование»;

  • воспитывать понимание ценности образования и его современных особенностей: гуманизации, гуманитаризации и интернационализации;

  • способствовать воспитанию у обучающихся интереса к науке и образованию;

  • формирование личности, стремящейся к получению образования;

  • способствовать воспитанию у обучающихся понимания необходимости и важности роли знаний в будущей жизни;

  • осмыслить роль науки и образования в приобщении к духовной культуре;

  • воспитывать понимание нравственных правил через понятие «этика науки»;

  • воспитывать стремление сохранять и развивать культурное достояние России;

  • создание условий для формирования и развития стремления к изучению темы;

  • создание условий для эмоционально-личностного восприятия учебного материала.

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес через ознакомление с функциями науки и образования и их современных особенностей;

  • уметь излагать «сквозные» вопросы темы урока;

  • способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с разными источниками информации;

  • систематизировать полученные теоретические знания;

  • развивать умение излагать свое мнение опираясь на свой социальный опыт и знание курса.

  • формировать навыки работы с текстом, критически осмысливать информацию и излагать ее.

  • формировать навыки выражения и аргументации собственного мнения в обсуждении проблемных вопросов.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения:

Традиционные: составление глоссария, конспектирование, самостоятельная работа в группах

Активные и интерактивные: мозговой штурм, обсуждение проблемных ситуаций, групповая работа с раздаточным материалом

Методы контроля: устный, фронтальный опрос, обсуждение проблемных ситуаций, групповая работа с текстом, раздаточным материалом, заполнение таблиц, составление ленты времени развития науки.

Оборудование урока: раздаточный материал, тетрадь для конспектирования, терминологический словарь, Конституция РФ, УМК /Учебно-методический комплекс по дисциплине Обществознание «общеобразовательный цикл». Разработчик Литвинова Н.А. Самара: ГБПОУ СПО «ПГК», 2014/.

Литература:

Основная:

  1. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

  2. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

  3. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.

  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Обществознание «общеобразовательный цикл». Разработчик Литвинова Н.А. Самара: ГБПОУ СПО «ПГК», 2014.

Дополнительная:

  1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.

  2. Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.

  3. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.

  4. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.

  5. Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

  6. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014.

  7. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.

  8. Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.

  9. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.

  10. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  11. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.

  12. Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

Ресурсы Интернет:

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

Ход урока:

I. Организационный момент

– приветствие;

– проверка посещаемости;

– постановка целей урока;

– краткая аннотация урока.

II. Актуализация знаний/умений

  • Повторение темы урока № 29.

  • Преподаватель создаёт у обучающихся положительную мотивацию к изучению темы «Наука и образование в современном мире».

  • Обучающиеся осознают целесообразность изучения темы.

III Изучение/освоение нового материала

  1. Этапы развития, методы, функции науки и образования.

  2. Классификация наук.

  3. НТР.

  4. Этика науки. Ответственность учёного перед обществом.

План изучения нового материала:

1. Этапы развития, методы, функции науки и образования.

Краткое изложение теоретического вопроса

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих

Образование как социальный институт общества сформировалось в XII XVII в.в.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

Общие тенденции в образовании:

  • демократизация образования;

  • рост продолжительности образования;

  • непрерывность образования;

  • гуманизация образования;

  • гуманитаризация образования;

  • интернационализация образования;

  • компьютеризация образования.

Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно- логической форме и основанные на данных научных исследованиях.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

  • социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

  • отрасль духовного производства (НИОКР);

  • особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

Особенности:

  • объективность;

  • развитость понятийного аппарата (категориальность);

  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

  • проверяемость;

  • высокий уровень обобщения;

  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Таблица 1

Уровни, формы и методы научного познания

Уровни

Эмпирический

Теоретический

Формы

1. Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

2. Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.

1. Вопрос

2. Проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

3. Гипотеза – научное предположение;

4. Теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

5. Концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Методы

(строгость и объективность)

  • наблюдение;

  • эксперимент;

  • измерение;

  • классификация;

  • систематизация;

  • описание;

  • сравнение.

  • Единство исторического и логического

  • Восхождение от абстрактного к конкретному

  • Формализация

  • Математизация

  • Математическое моделирование

Универсальные методы научного познания:

  •  анализ – разложение целого на части;

  •  синтез – воссоединение целого из частей;

  •  дедукция – выведение общего положения из фактов;

  •  дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

  •  аналогия – сходство нетождественных объектов;

  •  моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

  •  абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

  •  идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

1.1. Составление ленты времени развития науки.

Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.

Используя, этапы развития науки, обучающиеся составляют ленту времени развития науки.

Этапы развития науки:

  • Возникновение элементов научного знания (преднаука) – 4тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э. Общества Древнего Востока (Шумер, Египет, Индия).

  • Возникновение науки (Первые теоретические системы – Фалес, Демокрит). – VI в. до н.э. Античность (Древняя Греция).

  • Возникновение в Европе современной науки.XVII в. Новое время.

  • Оформление науки как социального института: в Европе первые научные общества и академии, начало издания научных журналов.XVIII в.

  • Новый способ организации науки: в Европе крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, приближение научной деятельности к формам современного индустриального труда. XX в.

1.2. Составление таблицы «Функции науки и образования».

Функции образования:

  • экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

  • социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

  • культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

Функции науки:

  • культурно-мировоззренческая,

  • познавательно-объяснительная,

  • прогностическая,

  • социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

Таблица 2

Функции науки и образования.

Функции образования

Функции современной науки

1. Профессионально-экономическая

1. Культурно-мировоззренческая

2. Социальная

2. Непосредственная производительная сила общества

3. Культурно-гуманистическая

3. Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом.

4. Политико-идеологическая


Важнейшими социальными функциями науки являются:

  • Познавательно-объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.

  • Мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить не только объяснить известные ему знания и мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

  • Прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.

Модели развития научного знания:

  • постепенное развитие науки;

  • развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

  • развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

  • развитие через интеграцию научного знания.

При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению. Современными учеными разработано несколько моделей научного знания:

Первая- модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена, в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.

Вторая- модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учены м и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Принято различать парадигму общенаучную, т.е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается все большее количество фактов, не поддающихся объяснению с помощью существующих теорий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заменяется на новую.

2. Классификация наук.

Классификации наук:

  • по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.


2.1. Составление таблицы «Классификация наук».

Таблица 3

Классификация наук

По объекту изучения

Примеры наук

Точные науки (о числах и количественных отношениях).

Математика

Технические науки (о технике и механизмах).

Механика, физика

Естественные науки (о природе).

Химия, биология, география, экология, география, генетика

Общественные науки (об обществе).

История, философия, политология, юриспруденция, социология, экономика

Гуманитарные науки (о человеке, его мышлении и познании).

Психология, логика, гносеология

2.2. Составить таблицу «Важнейшие социальные науки»

Социальные науки  – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

Классификация социальных наук:

  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика 

  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение

Таблица 4

Важнейшие социальные науки

Наука

Предмет изучения

Социология

Это наука об обществе, системах, составляющих его закономерностях, его функциях и развитии, социальных институтах, отношений и общности.

Психология

Наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и группы людей.

Философия

Особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах бытия и познания, об отношении человека и мира.

Антропология

Наука о происхождении и эволюции человека

Социальная антропология

Межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурного многообразия.

Социальная психология

Раздел психологии, изучающий взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в группах, в семье, в коллективе и т.д.

Педагогика

Наука о воспитании и обучении человека

Психоанализ

Психологическая теория, разработанная в к. 19 века - в нач. 20 века австрийским неврологом З.Фрейдом, а также метод лечения психических расстройств.

Экономика

Совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена, потребления.

Политология

Наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями.

Юриспруденция

Наука, изучающая свойства государства и права, совокупность правовых знаний, практическая деятельность юристов и системы их подготовки.

Культурология

Совокупность исследований культуры как структурной ценности

История

Область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человеческой деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций в прошлом.

2.3. Составление таблицы «Пути появления новых наук».

Таблица 5

Пути появления новых наук

Дифференциация

Интеграция

Расчленение, дробление традиционных наук на новые ветви и направления. Пример: из биологии выделились генетика, экология, микробиология, эволюционная теория, физиология и др.

Объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее известных. Пример: бионика физическая химия, кибернетика, химическая биология, биологическая механика, и др.

2.4. Составление таблицы «Научные достижения и открытия».

Постсоветская эпоха считается не лучшим временем в российской науке, но определенные достижения есть. Предлагаем вашему вниманию десять самых важных открытий российских ученых за последние двадцать лет.

Современные российские ученые открыли новые химические элементы и подледное озеро в Антарктиде, создали самое мощное излучение света на планете и сверхмощные магнитные поля.

Сверхтяжелые элементы

В период с 2000 по 2010 гг. физики ОИЯИ в Дубне получили 6 наиболее тяжелых химических элементов с номерами 113-118. 2 из них были признаны ИЮПАК и уже получили собственные имена: 114 – флеровий, 116 — ливерморий. Остальные элементы пока рассматриваются комитетом.

Экзаваттные лазеры

Технология позволяет получить самое мощное на сегодня излучение света на планете. В 2006 году в ИПФ РАН в Нижнем Новгороде была построена установка PEARL, которая работала по технологии параметрического светового усиления в оптических нелинейных кристаллах. Она может выдавать импульсы с мощностью до 0,56 ПВт, что больше в сотни раз мощности всех планетарных электростанций.

Подобные системы позволят разобраться с природой экстремальных процессов. Кроме этого, они помогут запускать в мишенях термоядерные реакции, их можно использовать для создания лазерных источников нейтронов с особыми свойствами.

Сверхмощные поля

В Сарове команда под руководством Александра Павловского разработала метод по получению сверхмощных магнитных полей. При помощи магнито-кумулятивных взрывных генераторов, где волна от взрыва «сжимает» поле, удалось получить поля в 28 MГс. Такая величина – рекорд искусственных магнитных полей, что в 100 миллионов раз больше силы поля Земли. Такие поля можно применять в исследованиях поведения веществ в различных экстремальных условиях.

Закончатся ли газ и нефть?

Ученые российского Университета газа и нефти говорят, что нет. Теоретические расчеты и эксперименты утверждают, что углеводороды могут создаваться не как результат разложения веществ органических, как принято считать, а небиологическим путем. Было установлено, что верхний слой мантии на глубине в 150 километров имеет все условия для формирования сложных углеводородных систем.

Восток

Отечественные ученые сделали, возможно, последнее большое географическое открытие — обнаружили подледное озеро, расположенное в Антарктиде. Вместе с коллегами из Британии они в 1996 году нашли его при помощи сейсмозондирования и наблюдений с радаров. В 2012 году полярники впервые проникли в это озеро, изолированное от мира порядка миллиона лет. Образцы его воды, вероятно, приведут к открытию совершенно уникальных организмов, а также позволят сделать некоторые выводы о существовании жизни вне Земли — к примеру, на спутнике Юпитера Европе.

Мамонты

Исследования доказали, что мамонты были еще живы во времена древних греков и вымерли достаточно недавно, а не в Каменном веке. В 1993 году ученые, руководимые Сергеем Вартаняном, нашли на острове Врангеля останки небольших мамонтов ростом не более 1,8 метра. Там, видимо, водились последние представители вида. Радиоуглеродные исследования останков показали, что мамонты обитали в этих местах до 2000 года до н.э.

Новые люди

Сибирские археологи под руководством Анатолия Деревянко обнаружили третий вид человека. До этого ученые знали две ветви древних людей — неандертальцев и кроманьонцев. Но в 2010 году исследование ДНК, полученной из костей, которые были найдены на Алтае в Денисовой пещере, позволило доказать, что в Евразии 40 тысяч лет назад существовал и третий вид — денисовцы.

Марс. Вода и метан

В постсоветскую эпоху Россия не осуществляло самостоятельных межпланетных миссий, однако отечественные приборы на зондах, а также наземные наблюдения помогли добыть уникальную информацию. К примеру, в 1999 году Владимир Краснопольский с коллегами, используя инфракрасный спектрометр телескопа CFHT, получил первое подтверждение того, что на Марсе есть метан. Открытие стало сенсацией, потому как на Земле метан создают в атмосфере живые существа. Затем данные подтвердились измерениями зонда «МарсЭкспресс». Хотя пока Curiosity не подтвердил наличие метана на Марсе, ученые не останавливают поиски.

Отечественный прибор ХЕНД, который создавался командой Игоря Митрофанова, работающего в ИКИ РАН, доказал, что на Марсе на полюсах и на средних широтах имеются подповерхностные запасы льда.

Миграция и мифы

Российский антрополог и историк Юрий Березкин обнаружил, что фольклорно-мифологические писания содержат интереснейшую информацию. Он сравнил мифологические мотивы аборигенов Америки и Сибири, а потом добавил в исследования информацию о культурах многих народов мира. Это позволило получить впечатляющую картину начального расселения людей. Им было доказано, что имеются совпадения некоторых мифологических мотивов определенных регионов, коррелирующие с перемещениями древних племен, которые подтверждают данные генетики и археологии.

Задача тысячелетия

Григорий Перельман, российский математик, в 2002 году доказал гипотезу Пуанкаре, входящую в список 7 «задач тысячелетия», который составил Математический институт Клэя. Гипотеза существует с 1904 года, и суть ее в том, что не имеющие сквозных отверстий трехмерные объекты топологически эквивалентны сфере. Перельман доказал гипотезу, но получил популярность, когда не принял миллион долларов премии в качестве награды.

Таблица 6

Научные достижения и открытия

Научные достижения и открытия

Значимость для человечества, применение





В таблице указать не менее 7 научных открытий и достижений, сформулировать значимость их для человечества, привести примеры применения.

3. НТР.

НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.

3.1. Составление таблицы «Технологические революции в истории человечества».

Таблица 7

Технологические революции в истории человечества

VI – IV тыс.л. до н.э.

Неолитическая революция: переход от присваивающего хозяйства к производящему (скотоводству и земледелию)

XVIII – XIX в.в.

Промышленная революция: переход от ручного труда к машинному производству.

Середина XX в.

Научно-техническая революция: превращение науки в производительную силу, ускорение технологического обновления производства.

Конец XX в.

Информационная революция: массовое использование компьютеров и переход к передаче и обмену информацией с помощью компьютерных сетей.

3.2. Составление таблицы «Этапы НТР»

Таблица 8

Этапы НТР

50-е гг. XX в.

Начало НТР, появление самого термина.

60-70-е гг. – 1 этап

Автоматизация производственных процессов: появление ещё одного звена в машине, осуществляющей непосредственный контроль за её работой.

С конца 70-х гг. – II этап

Компьютерная (микропроцессорная, информационная) революция: успехи в электронике (размер, мощность, лёгкость, энергоёмкость, , удешевление).

3.3. Главные черты НТР:

  1. Бурное развитие науки, превращение её в непосредственную производительную силу.

  2. Коренные изменения в технической базе производства: широкое применение электронно-вычислительной техники и роботов, появление абсолютно новых технических материалов, открытие и использование новых видов и источников энергии (атомная, термоядерная).

3.4. Социальные последствия НТР:

  1. Изменение облика рабочего класса:

  • Изменение его в отраслевой и профессиональной структуре.

  • Наблюдается общий рост квалификации рабочего класса

  1. Рост безработицы:

  • Появляются устаревшие отрасли.

  • Применение роботов ведёт к увольнениям.

НТР связана с экологическими проблемами.

4. Этика науки. Ответственность учёного перед обществом.

4.1. Участие в дискуссии.

Опираясь на знания, полученные при изучении курса обществознания, дайте оценку следующей информации.

  • I. Этика науки – система этических оценок деятельности учёных в обществе и отношений, существующих между ними как представителями разных сфер знания и научно-практических интересов.

  • II. Этические нормы науки:

  1. «Не укради» (уважение интеллектуальной собственности и отказ от плагиата).

  2. «Не лги» (требование бескомпромиссности, научного поиска и научной честности).

  3. Отстаивание истины как этическая норма («Платон мне друг, но истина дороже»).

  • III.Этика науки – система представлений, отражающих содержание и значение этической составляющей науки.

Ответьте на вопросы, при обсуждении проблемы «этики науки»:

  1. Какое из приведённых суждений об этике науки представляется вам в большей мере отражающим существо проблемы? Почему?

  2. Какое из приведённых суждений об этики науки представляется вам слишком упрощенно трактующим существо проблемы? Почему?

  3. Дайте развёрнутый ответ.

4.2. Групповая работа с текстом.

Автор текста – современный российский философ Л.Ф. Кузнецова.

Кузнецова Л.Ф. Этическое измерение картины мира /Л.Ф. Кузнецова //Наука. Общество. Человек / Отв. ред. В.С. Степин. – М.: Наука, 2004. – С. 55 – 57.

Вопросы и задания:

  1. Законспектируйте текст.

  2. Согласны ли вы с авторской мыслью о том, что через биологическую проблематику лучше всего раскрывается значимость этической компоненты научного знания?

  3. Как вы оцениваете прогноз автора о возрастании роли междисциплинарных направлений на стыке биологии и этики в усилении этической составляющей научного знания?

  4. Дайте аргументированный ответ.

4.3. Участие в дискуссии.

Среди проблем, широко обсуждаемых в нашей стране, одно из первых мест принадлежит проблемам генной инженерии, и прежде всего клонированию. Как вы лично относитесь к данной проблеме?

IV. Закрепление знаний и умений

  • С целью закрепления знаний и умений преподаватель ведёт эвристическую беседу, проводит фронтальный опрос в ходе повторения изученного материала по теме «Наука и образование в современном мире».

  • Обучающиеся участвуют в тематической дискуссии.

V. Рефлексия

Анализ и оценка успешности работы студентов и выполнения поставленных целей урока.

С целью формирования чётких знаний и умений, заявленных в начале учебного занятия, преподаватель акцентирует внимание обучающихся на тех знаниях и умениях, которые они приобрели в ходе изучения темы. По итогам урока каждый обучающийся должен чётко для себя осознать, что нового он усвоил на уроке, помочь в этом ему могут вопросы преподавателя, направленные на рефлексию студента.

Предлагаются следующие вопросы:

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Какой смысл имеет понятие «этика науки»?

  3. Какие социальные последствия имеет НТР?

  4. Почему общество нуждается в образованных гражданах?

VI Домашнее задание (самостоятельная внеаудиторная работа):

Не предусмотрено.


Преподаватель ___________ Борисова Г.М.









.



18