ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Наука в жизни современного общества
Наука – сфера духовной деятельности, направленная на получение достоверных знаний о мире, обществе, человеке
НАУКА |
Система знаний (естественные, технические, общественные, гуманитарные науки) | Особый вид деятельности, система исследований окружающего мира и общества | Система специализированных организаций с работающими в них людьми (учёными) |
Функции науки:
Познавательно-объяснительная (наука помогает понять окружающий мир, объяснить закономерности происходящих процессов и явлений)
Культурно-мировоззренческая (наука способствует формированию представлений об окружающем мире)
Практически-деятельностная (научные достижения используются в производственной и других видах деятельности людей)
Социальная (научные достижения способствуют улучшению условий жизнедеятельности, развитию общества)
Прогностическая (наука позволяет предсказать возможные последствия событий, явлений и организовать деятельность наиболее эффективно)
Система научного знания |
научные факты | законы | теории | методы получения знаний (наблюдение, эксперимент, доказательства и т. п.) | особый научный язык | специальная терминология |
Этика науки:
Социальная ответственность учёного
Бескорыстный поиск истины
Объективность в отстаивании истины
Общечеловеческие требования и запреты
Специфика научных знаний:
Объективность
Рациональность
Системность
Доказательность
Проверяемость
Решаем задания в формате ОГЭ
1. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.
Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития природы и общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
1) обращение к различным источникам информации
2) создание и использование художественных образов
3) разностороннее отражение особенностей личности
4) теоретическое обоснование выявленной закономерности
3. Для обозначения деятельности, направленной на получение объективных теоретических знаний о природе и обществе, используют термин
1) искусство
2) религия
3) мораль
4) наука
4. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука позволяет прогнозировать последствия достижений и открытий современного общества.
Б. Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, привлекает внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука объясняет устройство мира и открывает законы его развития.
Б. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, предполагает использование художественных образов в исследованиях.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о современной науке?
А. Открытия и достижения современной науки способствуют возникновению новых отраслей промышленности.
Б. Отдалённые последствия научных открытий и достижений не всегда удаётся достоверно спрогнозировать.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Вторая половина XX века отмечена достижениями науки и техники. (Б)Наиболее развитые страны мира увеличивают финансирование науки и образования, создания новых технологий. (В)Главное, чтобы расширение научно-технических возможностей человечества всегда использовалось во благо общества.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
8. К особенностям научного знания относится
1) очевидность содержания для каждого человека
2) нацеленность на практический результат
3) доказательность всех утверждений
4) использование художественных образов
9. Особенность научного знания состоит в том, что оно
1) основано на художественных образах
2) направлено на создание материальных ценностей
3) стремится к объективности
4) всегда применяется в реальной жизни
10. Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?
1) формирование представлений о прекрасном
2) многообразие художественных стилей
3) вера в существование сверхъестественных сил
4) получение объективных знаний о природе и обществе