СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука в жизни современного общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит необходимую информацию по теме в соответствии с кодификатором, а также несколько тестовых заданий, необходимых для закрепления изученного материала.

Просмотр содержимого документа
«Наука в жизни современного общества»

ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Наука в жизни современного общества


Наука – сфера духовной деятельности, направленная на получение достоверных знаний о мире, обществе, человеке


НАУКА

Система знаний (естественные, технические, общественные, гуманитарные науки)

Особый вид деятельности, система исследований окружающего мира и общества

Система специализированных организаций с работающими в них людьми (учёными)


Функции науки:

  1. Познавательно-объяснительная (наука помогает понять окружающий мир, объяснить закономерности происходящих процессов и явлений)

  2. Культурно-мировоззренческая (наука способствует формированию представлений об окружающем мире)

  3. Практически-деятельностная (научные достижения используются в производственной и других видах деятельности людей)

  4. Социальная (научные достижения способствуют улучшению условий жизнедеятельности, развитию общества)

  5. Прогностическая (наука позволяет предсказать возможные последствия событий, явлений и организовать деятельность наиболее эффективно)


Система научного знания

научные факты

законы

теории

методы получения знаний (наблюдение, эксперимент, доказательства и т. п.)

особый научный язык

специальная терминология


Этика науки:

  1. Социальная ответственность учёного

  2. Бескорыстный поиск истины

  3. Объективность в отстаивании истины

  4. Общечеловеческие требования и запреты


Специфика научных знаний:

  1. Объективность

  2. Рациональность

  3. Системность

  4. Доказательность

  5. Проверяемость







Решаем задания в формате ОГЭ


1. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука объясняет законы развития окружающего мира.

Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития природы и общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


2.Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) обращение к различным источникам информации

2) создание и использование художественных образов

3) разностороннее отражение особенностей личности

4) теоретическое обоснование выявленной закономерности

3. Для обозначения деятельности, направленной на получение объективных теоретических знаний о природе и обществе, используют термин

1) искусство

2) религия

3) мораль

4) наука

4. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука позволяет прогнозировать последствия достижений и открытий современного общества.

Б. Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, привлекает внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука объясняет устройство мира и открывает законы его развития.

Б. Наука, в отличие от других форм (областей) культуры, предполагает использование художественных образов в исследованиях.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о современной науке?

А. Открытия и достижения современной науки способствуют возникновению новых отраслей промышленности.

Б. Отдалённые последствия научных открытий и достижений не всегда удаётся достоверно спрогнозировать.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Вторая половина XX века отмечена достижениями науки и техники. (Б)Наиболее развитые страны мира увеличивают финансирование науки и образования, создания новых технологий. (В)Главное, чтобы расширение научно-технических возможностей человечества всегда использовалось во благо общества.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

8. К особенностям научного знания относится

1) очевидность содержания для каждого человека

2) нацеленность на практический результат

3) доказательность всех утверждений

4) использование художественных образов

9. Особенность научного знания состоит в том, что оно

1) основано на художественных образах

2) направлено на создание материальных ценностей

3) стремится к объективности

4) всегда применяется в реальной жизни

10. Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?

1) формирование представлений о прекрасном

2) многообразие художественных стилей

3) вера в существование сверхъестественных сил

4) получение объективных знаний о природе и обществе