СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Навыки обучения чтению детей с глубокой умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы обучения навыкам чтения глубоко умственно отсталых детей.

Просмотр содержимого документа
«Навыки обучения чтению детей с глубокой умственной отсталостью»

ГБОУ «Казанская школа № 76 для детей с ОВЗ»













НАВЫКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

(выступление на м/о)













Абаимова И.Л., учитель н/о











Неговорящие дети с глубокой умственной отсталостью – особая категория обучающихся школьников с ограниченными возможностями здоровья. Обучение чтению таких детей вызывает особенные трудности, так как практически отсутствует обратная связь между учителем и учеником.

В нейропсихологии отмечаются шесть уникальных функций человеческого мозга: способность к прямохождению, способность к общению на абстрактном, символическом, искусственно придуманном языке, способность держать в руке пишущий предмет с целью записывания этого символического языка; а также сенсорные функции: только у человека зрение устроено так, чтобы читать написанное; слух устроен так, чтобы понимать устную речь; только у человека такое осязание, чтобы идентифицировать предметы наощупь.

Если эти шесть функций развиты – человек нормален. Если нет – недоразвит. Это тест на неврологический статус. Это же и тест на принадлежность к виду гомо сапиенс.

Человеческий мозг – уникальное творение природы. Вся задняя половина головного и спинного мозга состоит из нервных волокон, проводящих сигналы от нервных сенсорных окончаний в мозг. Мы можем развивать их, только снабжая ребенка обильной зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной и вкусовой информацией. Только пять путей ведут в мозг!

Вся передняя половина головного и спинного мозга состоит из нервных волокон, проводящих сигналы от мозга к двигательным окончаниям, посредством которых мы реализуем всю поступившую сенсорную информацию. Они отвечают за двигательную активность, речь, владение руками. Оба процесса взаимо дополняют и подкрепляют друг друга, это как бы две стороны одной медали.

К 6 годам рост, а следовательно и развитие головного мозга фактически завершается. Если этот период упущен для развития мозга, то наверстать потом будет практически невозможно. То, чем мы не пользуемся, мы утрачиваем. Не использовать мозг – значит потерять его. Первые шесть лет жизни ребенка самые важные в его жизни. За этот период дети узнают в три раза больше информации, чем за всю остальную жизнь. Всего за один год младенец из горизонтального положения переходит в вертикальное! Эволюции человека для этого потребовались десятки тысяч лет…

Мозг ребенка нацелен на познание, в этом смысл его жизни. Ребенок познает мир всеми органами чувств, и это обязательно надо использовать. Однако взрослые часто недооценивают эту жажду знаний, и вот вам притча про то, что можно сделать для развития ребенка за 30 секунд.

Ребенок смотрит в окно и видит что-то на улице, спрашивает «Что это?» Варианты ответа взрослого:

1. «Извини, детка, но мама занята обедом» (ребенка неосознанно превращают в тупицу, отбивая желание узнать что-либо)

2. «Это гав-гав» (и снова мы растим тупицу, обучая его словам, за которые сами же будем ругать потом… и называем всякими глупыми словами собак, кошек, птиц, туалет, мочу, половые органы и многое другое. Почему не называть вещи своими именами? Что непристойного в их названиях?)

3. «Это собака» (и снова неточный ответ. Какая собака? При слове собака кто-то представляет болонку, а кто-то огромного сторожевого пса; для кого-то это лучший друг, а кому-то злейший враг)

4. «Это собака породы сенбернар» (максимально точный и недвусмысленный ответ. 30 секунд потрачены с максимальной пользой для развития ребенка. И совсем замечательно, если показать ему 10 картинок собак разных пород и назвать их всех, объединив общим понятием собака).

Главный посыл – это то, что ребенок ежесекундно готов к познанию. Он любит учиться в смысле познания нового , а не в смысле рутинного сидения за партой в одном положении.

Требуются определенные условия для обучения.

Ребенок должен быть счастлив, то есть сыт, согрет, здоров, весел. Нельзя обучать ребенка в плохом физическом или психологическом состоянии.

Обстановка должна быть нейтральная, спокойная, без зрительных, слуховых и иных раздражителей.

Обучение должно занимать очень короткое время, краткими сериями по несколько секунд. Всегда останавливайтесь в обучении раньше, чем ребенок сам этого захочет, то есть как бы на полуслове. Испытывая легкий информационный голод, ребенок всегда будет стремиться получить больше знаний, сам будет настаивать на продолжении занятий. Таким образом, вы не только не разрушите, но даже усилите его тягу к знаниям.

Говорите с ребенком громко, отчетливо, весело; он будет впитывать ваш энтузиазм.

Детям всегда кажется, что взрослые слишком медлительны, их раздражает медленное обучение. На наш взрослый взгляд, процесс познания – это нечто суперсерьезное, нуждающееся в глубокой сосредоточенности. Для детей познание – это игра, быстрая и приносящая удовольствие! Детям нет необходимости что-то пристально разглядывать – они впитывают все мгновенно. В связи с этим, медленные занятия – это бесполезные занятия.

Новая информация – изюминка познания. Природное любопытство детей играет свою роль. Им жизненно необходима быстрая подача новой информации.

Системность и регулярность обучения – залог успеха. И здесь учителю никак не обойтись без участия и помощи родителей. Выполнение программы должно быть регулярным и веселым.

Будьте осторожны с проверкой знаний, то есть с тестированием. Дети любят познавать, но ненавидят, когда их проверяют. В этом они очень похожи на нас, взрослых. Учить ребенка – это значит дарить ему роскошные подарки. А проверять его – значит заранее требовать платы. Чем меньше будете проверять, тем охотнее он будет учиться. Само назначение теста негативно – выставить напоказ то, что ребенок не знает. Это отбивает охоту к учению. Дайте ребенку возможность продемонстрировать свои знания только когда он сам захочет.

ИТАК, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?

В традиционном обучении принято начинать с изучения отдельных букв, фактически лишенных для ребенка смысла. Что такое А? каково оно на вкус? На цвет? Что стоит за этим звуком и буквой? Абстракция. А ребенку важен смысл, особенно ребенку с умственной отсталостью, характеризующемуся конкретно-наглядным мышлением.

На мой взгляд, представляет большой интерес методика глобального чтения, базирующаяся на теоретических и практических разработках ученого из США доктора Глена Домана. Он убежден, что для особенных детей необходима иная последовательность действии в обучении чтению.

1 этап. Отдельные слова.

Начинать нужно с небольшой порции новых слов, предъявляемых ученику на отдельных карточках (белый фон, красный шрифт, высота букв не менее 5 см). Каждое слово сопровождается картинкой или фотографией. В день не более пяти новых слов. Карточка со словом предъявляется всего на 1 секунду, затем картинка с соответствующим предметом. Вся сессия из пяти слов демонстрируется три раза в день (здесь и понадобится помощь семьи, это и будет домашним заданием).

На 2-й день все повторить трижды, а затем добавить 5 новых слов, которые также трижды за день повторить.

3-й день: повторяем в том же режиме все пройденное ранее и добавляем пять новых карточек со словами и картинками, которые опять предъявляем трижды за день. Промежутки между показами не менее 30 минут!

Примерные наборы слов: члены семьи, части тела, любимые продукты, предметы домашнего обихода и т.д. На данном этапе только предметы, то есть имена существительные. Помним, что на одну карточку отводится только одна секунда. Набор слов в каждой семье будет свой, учитель помогает их составить.

На 4-й и 5-й день добавляем еще по 5 слов. Таким образом, словарный запас достигнет 25 слов.

После этого при добавлении новой серии из 5 слов первые наборы удаляются, так как зрительный образ слов уже отпечатался в механической памяти ребенка. Помним о том, что дети любят новизну, любят учить новые слова, а не повторять старые.

Когда пассивный словарный запас достигнет 45-50 слов, вводится следующая группа – глаголы, то есть действие:

Пить, есть, спать, гулять, читать, ходить, бросать, бежать, прыгать, ползать, смеяться и т.д. – сопровождаем показом действия. Вводим также по 5 слов в день.

Следующая группа – признаки предметов, прилагательные: цвета, качества предметов, антонимические признаки (большой-маленький, толстый-тонкий, мягкий-жесткий и пр.). Также сопровождаем предметными картинками.

2 этап. Словосочетания.

Цвет и предмет (зеленое яблоко, оранжевая морковь и т.д.)

Признак и предмет (пустая или полная чашка, большой или маленький стул, длинные или короткие волосы, правая и левая рука и др.)

3 этап. Простые предложения.

4 этап. Распространенные предложения.

На данном этапе из карточек с простыми предложениями и картинок либо фотографий к ним составляются и сшиваются домашние книги. Шрифт по-прежнему крупный, не менее 1 см, цвет букв черный. (Мама шьет. Бабушка готовит. Коля гуляет. Кошка лежит. Мальчик прыгает и др.). На более поздних этапах можно составлять тематические книги «Времена года», «Домашние животные», «Каникулы» и др. Эти книги могут быть дороги ребенку, так как он участвовал в их создании, он может их листать и перечитывать с использованием внутренней речи.

5 этап. Книги.

Взрослые начинают читать книги вслух, давая возможность ребенку показывать знакомые слова, предлагая для этого карточки с имеющимися в словарном запасе словами. Ребенок начнет испытывать настоящий интерес к книгам, начнет собирать их, будет носить любимые книги с собой.

Такова в общих чертах методика глобального чтения.

По аналогичной методике позднее ребенка можно будет знакомить и с областями знаний по разделам биология, история, география, музыка, искусство, литература и пр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!